Интересно: Американо-пакистанские отношения при администрации Дж. Картера (1977-1981гг.)

Опубликовал admin, 19 апреля 2015
М. М. Кулумбегов
старший преподаватель СОГУ

Американо-пакистанские отношения к последней трети 70-х годов ХХ века находились в своей низшей точке со времени соглашения 1959 г. Причиной чему служили несколько факторов. Во-первых, этому способствовал отказ Вашингтона от военной и экономической поддержки Пакистана во время индо-пакистанских конфликтов 1965 и 1971 гг.

Дальнейший толчком к ухудшению американо-пакистанских отношений послужило решение США в апреле 1977 г. о полном прекращении военной и экономической помощи режиму генерала Зия уль-Хака из-за его политики в области ядерной энергетики, согласно т.н. поправке Симингтона к закону об иностранной помощи 1977 г., запрещавшей предоствалять американскую помощь государствам, занимающимся разработкой ядерной технологии, применяемой в военной области. Эта поправка была принята конгрессом при активном давлении Белого дома.[1]

Тяжелым ударом по американо-пакистанским отношениям эта акция стала еще и потому, что США в виде исключения продолжали поставки обогащенного урана Индии, несмотря на то, что эта страна подпадала в рамках этого законодательства под ту же категорию, что и Пакистан.

В то же время казнь бывшего премьер-министра З.А. Бхутто вызвало крайнее недовольство руководства США. Как отмечает отечественный исследователь В.Ф. Сычев, Дж. Картер, узнав о казни, был взбешен, так как за сутки до этого он лично говорил по телефону с Зия уль-Хаком и просил «не совершать этого варварского действия».[2]

Кульминационным моментом в ухудшении пакистано-американских отношений в этот период можно считать разгром антиамериканской демонстрацией посольства США в Исламабаде 21 ноября 1979 г. Нападению подверглись также американские информационные центры в Равалпинди и Лахоре. Крупные антиамериканские выступления прошли практически во всех крупных городах Пакистана. Главными участниками данных акций была студенческая молодежь, прежде всего члены праворелигиозной политической организации «Ислами джамиат-и тулаба» - филиала партии «Джамаат-и ислами».[3]

Пакистанское руководство было осведомлено о готовящихся беспорядках, однако приняло меры только после того, как волна антиамериканских выступлений прокатилась по всем крупным городам страны. Не желая дальнейшего обострения отношений с Вашингтоном, пакистанские власти официально выразили сожаление по поводу случившегося и изъявили готовность возместить причиненный ущерб. Несколько человек были преданы суду за организацию беспорядков.[4]

Однако, приход к власти в Афганистане в апреле 1978 г. Народно-демократической партии Афганистана, и ввод туда в конце декабря 1979 г. советских войск, повлекли за собой серьезные изменения в геополитической обстановке в данном регионе и стали важным поводом для корректировки своих стратегических интересов как стран данного региона, так и мировых держав.

Размещение советского воинского контингента вызвало большой международный резонанс. Большинство стран международного сообщества отреагировали на это действие Москвы крайне негативно. В Исламабаде быстро сообразили, что появился хороший шанс использовать сложившуюся ситуацию в собственных стратегических интересах. Режим Зия уль-Хака, находившийся накануне афганских событий в довольно затруднительном внутриполитическом положении, сумел извлечь максимальные политические и экономические дивиденды из данных обстоятельств. Пакистан, объявленный Зия уль-Хаком «прифронтовым государством», оказался в центре внимания международной дипломатии. Как отмечает известный отечественный пакистановед В.Н. Москаленко: «никогда ни до, ни после этого Пакистан не играл столь значительной роли в международных делах на макроуровне».[5]

В конце 1979 – начале 1980 годов произошли серьезные изменения и в стратегических интересах Вашингтона в регионе Среднего Востока. После потери Ирана из сферы влияния, администрация Картера в соответствии с концепцией З. Бжезинского об опоре на ключевые страны в регионе, стала искать замену Ирану в стратегической близости к Персидскому заливу, союзника, который (по мысли Картера), во-первых, способен был бы служить в определенной степени военно-стратегическим противовесом СССР в регионе, и, во-вторых, имел бы влияние и авторитет среди мусульманских стран. Пакистан был выбран главным проводником политики в регионе в силу своего благоприятного геополитического положения, как единственного соседнего с Афганистаном государства, связанного с США обязательствами военно-политического характера. Как мы знаем, пришедшее к власти в Иране духовенство разорвало все прежние соглашения с Вашингтоном, в том числе и соглашение о сотрудничестве «в целях обеспечения безопасности и обороны» от 5 марта 1959 г., в то же время аналогичный договор США с Пакистаном, несмотря на все обстоятельства, оставался в силе. Уже 30 декабря 1979 года советник президента Дж. Картера по национальной безопасности Зб. Бжезинский официально вновь подтвердил обязательство Соединенных Штатов принять соответствующие меры, включая использование вооруженной силы по взаимному соглашению, в случае коммунистической агрессии против Пакистана.[6]

Признавая стратегическую важность Пакистана для США, перед Белым Домом встала задача восстановления американо-пакистанских отношений. 4 января 1980 г. Дж. Картер в своем базовом заявлении по поводу ввода советских войск в Афганистан введении санкций против СССР, выразил намерение оказать Пакистану военную и экономическую помощь, чтобы помочь защитить им свою независимость и национальную безопасность против нависшей серьезной угрозы с Севера.[7] Также Картер объявил, что Соединенные Штаты «принимают на себя обязательство проводить консультации с Пакистаном и предпринимать любые акции, необходимые для защиты безопасности Пакистана».[8] Одновременно, без предварительных консультаций с режимом генерала Зия уль-Хака, Белый Дом объявил о своем намерении предоставить Исламабаду военной и экономической помощь в размере 400 млн. долл. Впоследствии это предложение было охарактеризовано Картером как краеугольный камень «ответа» США на ввод советских войск в Афганистан.

Для Вашингтона не составляло тайны то, что военный режим Пакистана рассчитывал с помощью Запада и, конечно, в первую очередь США, провести модернизацию вооруженных сил и укрепить на этой основе свое влияние в регионе и одновременно упрочить свои позиции внутри страны. Однако полной неожиданностью для Вашингтона стала неудача поездки в Пакистан американской делегации с участием Зб. Бжезинского и заместителя госсекретаря У. Кристофера для переговоров по американской помощи.

Зия уль-Хак отказался от предложения Вашингтона, назвав ее «ничтожной». «Мы очень разочарованы, - заявил Зия, - Пакистан не сможет купить себе безопасность за 400 млн. долл. Он купит только большую враждебность со стороны Советского Союза, который имеет сейчас в регионе большее влияние, чем Соединенные Штаты».[9] Отказ генерала от американской помощи мотивировался рядом причин.

Во-первых, это нежелание ставить Пакистан в зависимость от США за «мелкие подачки». Как заявлял советник Зия уль-Хака по иностранным делам Ага Шахи «для Пакистана было бы не благоразумно ставить свою безопасность в зависимость от одной единственной державы».[10] Тем более за предложенную цену.

Во-вторых, приняв американскую помощь, генерал рисковал испортить отношения с мусульманскими странами, в особенности с Ираном. Также чрезвычайно нежелательным для Пакистана было бы охлаждение отношений с Саудовской Аравией, которое оказывало режиму значительную военную и экономическую помощь. Также во время переговоров с США о помощи официальные лица в Исламабаде выражали озабоченность возможностью потери Пакистаном «статуса неприсоединившегося государства», если он будет иметь слишком тесное военное сотрудничество с Вашингтоном. Опасаясь такого исхода, Зия уль-Хак сделал несколько заявлений о неприемлемости для Пакистана организации на его территории постоянных американских военных баз.[11]

В-третьих, американская помощь могла пошатнуть внутриполитическое положение режима генерала, так как в стране еще не утихло антиамериканские настроения.

Однако, соглашаясь с отечественным исследователем А.Е. Алексеевым, главной причиной отказа от предложения Дж. Картера являлось то, что в Исламабаде сохранялась неуверенность в длительном характере заинтересованности США в оживлении сотрудничества. Из-за сложного, неравномерного развития отношений между двумя странами, Пакистану были необходимы гарантии того, что новый курс Белого Дома по отношению к нему носит долговременный, стратегически просчитанный характер, с расчетом которого можно строить и собственную политику. При выполнении данного условия и значительного увеличения размера помощи предыдущие причины оказывались неактуальными. Зия уль-Хак давал понять администрации Дж. Картера, что рассчитывает на получение помощи «в пакете» в размерах, приближающихся к размерам, получаемым Египтом.[12]

2 апреля 1980 г. Картер, видя несогласие Пакистана, отказался от плана предоставления ему помощи в размере 400 млн. долл. и решил не обращаться к Конгрессу с предложением о включении указанной помощи в государственный бюджет на 1981 г.[13] Сделать же другое предложение на тот момент администрация Картера не была готова.

На президентских выборах в ноябре 1980 года Картер, баллотировавшийся на второй срок, потерпел поражение от республиканца Рональда Рейгана, приходом которого в Белый дом начинается новый этап в развитии американо-пакистанских отношений.


Примечания

1. Посольство СССР в США. г. Вашингтон. К вопросу о состоянии американо-пакистанских отношений в настоящий момент (информация) // АВП РФ. Ф.129. Оп. 66. Папка 368, Д. 68. Л. 115.

2. Сычев В.Ф Ислам в истории и политике Афганистана. М., 1997. С. 134.

3. Мукимджанова Р.М. Пакистан и империалистические державы (70-е – нач. 80-х годов). М., 1984. С.

4. Там же.

5. Москаленко В.Н. Афганистан и Пакистан // Афганистан: война и проблемы мира. М., 1998. С. 63.

6. Bradsher H.S. Afghan Communism and Soviet Intervention. Oxford: Oxford University Press, 2002. P. 104.

7. АВП РФ. Ф. 129. Оп. 66. Пор. № 68. Папка 368. Д. 68. Л. 49.

8. АВП РФ. Ф. 129. Оп. 66. Пор. № 68. Папка 368. Д. 68. Л. 116.

9. Там же.

10. Там же.

11. АВП РФ. Ф. 129. Оп. 66. Пор. № 68. Папка 368. Д. 68. Л. 117.

12. Алексеев А.Е. Пакистан в политике США в Юго-Западной Азии в 80-е гг. Дисс. … канд. ист. наук. М.,1994. С. 44-45.

13. АВП РФ. Ф. 187. Оп. 34. Д. (042)7. Папка 77. Л. 22.


Кулумбегов М. М. Американо-пакистанские отношения при администрации Дж. Картера (1977-1981гг.) // Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов: Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов: Выпуск № 4 / Под ред. докт.полит.наук, проф. Б.Г. Койбаева; Сев.- Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2012.

Похожие новости:

  • Позиция Индии в отношении ввода советских войск в Афганистан
  • Проблемы внутриполитического развития и внешней ориентации Ирана на современном этапе
  • Проблемы в ирано-российских отношениях в 1990-е гг. ΧΧ в.
  • Ближневосточный курс ФРГ после «западноевропейской инициативы 1980 года»
  • Проблемы социально-экономического развития Пакистана в 80-х гг. ХХ в. в условиях присутствия в стране афганских беженцев
  • Главные направления внешней политики правительства Т.Озала в 1983-1987 гг.
  • Некоторые аспекты турецко-грузинских отношений в последней четверти XX – начале XXI в.
  • У Вашингтона нет больше рычагов воздействия на Москву
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    Популярное

    Авторизация

    Реклама

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Октябрь 2021 (1)
    Март 2021 (7)
    Февраль 2021 (5)
    Январь 2021 (6)
    Ноябрь 2020 (3)
    Октябрь 2020 (1)
      Осетия - Алания