Интересно: Индия: от колонии к региональной супер-державе (1917—2000 гг.)

Опубликовал admin, 11 октября 2015
Индия: от колонии к региональной супер-державе (1917—2000 гг.)Индия приняв участие в Первой мировой войне внесла существенный вклад в победу Антанты. Полтора миллиона индийцев (главным образом, сикхи и гуркхи) непосредственно участвовали в боевых действиях британской армии и понесли немалые потери.

В первой половине XX века, Индийский национальный конгресс наряду политическими организациями положили начало индийскому национально-освободительному движению. В 1920- 1930-е гг., массовая кампания гражданского неповиновения, основанная на принципе ненасилия, организованная Махатмой Ганди нашла миллионы сторонников в стране.

Принципы и приоритеты внешней политики Индии были разработаны Индийским национальным конгрессом еще в процессе борьбы за суверенитет. Интеллектуальная элита, в лице Тагора, Ганди и Неру, не давала прямолинейных трактовок теоретизации становления Индии в качестве признанной великой державы.

Обретя независимость 15 августа 1947 г, Индия после ожесточенных внутренних дебатов поспешила вступить в 1949 г. в Британское Содружество наций и стать одним из учредителей ООН. С этого времени Индия постоянно выступала за прекращение войн и конфликтов, за всеобщее разоружение. Двадцатое столетие было отмечено стремлением Индии обрести достойное место в системе международных отношений.

Первый индо-пакистанский военный конфликт произошел в октябре 1947 г. после раздела по религиозному признаку на два доминиона самой крупной колонии Великобритании.

Противостояние на религиозной и социальной почве препятствовали активному вовлечению Индии в мировую политику на первоначальном этапе. Расчеты Великобритании на то, что Индия, будет вынуждена привлекать бывшую метрополию к решению спорных проблем, не оправдались. Политические и экономические влияние Англии в регионе постоянно ослабевали. В январе 1950 г. Индия была провозглашена республикой. Предполагалось достижение социально-экономического уровня развитых стран, сохранение индийских цивилизационных ценностей, постепенное повышение жизненного уровня всего населения, упор на эволюционное развитие (без революционных потрясений).

На первоначальном этапе Индия ставила цель избежать вовлечения в возможную новую войну, достижение реальной независимости в сфере внешней политики, расширение внешнеторгового баланса и увеличение иностранной помощи для развития страны. Только неприсоединение к военным блокам могло позволить Дели реализовать эти внешнеполитические задачи, и , в первую очередь, отстраниться от какого-либо участия в военном конфликте между государствами двух различных социальных систем. Дж. Неру уже в сентябре 1946 г. объявил, что Индия будет воздерживаться от вступления в любые блоки противоборствующих сторон. В декабре 1947 г. премьер-министр Индии говорил в Учредительном собрании: «Мы не примкнем ни к одной из группировок... В случае войны, мы примкнем к той стороне, присоединиться к которой будет в наших интересах».

Особое значение республика придавала укреплению отношений с другими развивающимися странами, оказывая поддержку национально-освободительному движению в странах региона. Первоначально позиция нейтралитета блокировала возможности Индии упрочнения связей с Советским Союзом и США. Так, если в конце 1940-х годов связи Индии с Западом были более тесными, чем с советским блоком, то в конце 1950-х гг. можно констатировать равноудаленность Индии от США и СССР.

Наиболее важными шагами в этом направлении были подписание в 1954 г. индийско-китайского соглашения о Тибете, зафиксировавшие пять принципов мирного сосуществования (взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета, ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование). Индия стала постепенно становиться субъектом мировой политики.

В середине 1950-х гг. национальные интересы Индии потребовали дополнительной корректировки внешнеполитического курса. Доктрина администрации Д. Эйзенхауэра по «отбрасывания коммунизма» вовлекла Пакистан в свою орбиту. Американские империалистические круги намеревались превратить в свой плацдарм - Кашмир, создав базу ВВС на стыке 5 государств (Индии, Пакистана, Афганистана, СССР и КНР) в центре Азии. Американо-пакистанское военно-политическое сотрудничество стало одним из факторов, повлекшим за собой эволюцию внешнеполитического курса Индии.

Индийское правительство стало активнее развивать отношения с социалистическими (прежде всего, с СССР и КНР) и развивающимися странами. Усилилась тенденция перехода внешнеполитического курса Индии с позиций нейтрализма на позиции «позитивного нейтралитета», когда в основу внешней политики были положены принципы неучастия в военных блоках и отказа от размещения на своей территории иностранных военных баз, ликвидации колониализма, развития равноправного сотрудничества и мирного сосуществования государств. В 1955 г. значимым стал визит Дж. Неру в СССР и советской правительственной делегации в Индию.

Индия приняла самое активное участие в Бандунгской конференции 29 стран Азии и Африки, состоявшейся в апреле 1955 г. положившей начало на пути создания движения неприсоединения. В основу деклараций, принятых на конференции, были положены пять принципов мирного сосуществования, получившие название «панча шила».

При наличии биполярной системы страны «третьего мира» имели шансы для геополитических маневров. Дж. Неру будучи лидером «Движения неприсоединения», официально созданного в сентябре 1961 г. на белградской конференции 25 стран считал, что Индия должна играть самостоятельную роль в мировой политике, а привязывание ее к военно-политическим блокам лишит страну возможности решать свои внешнеполитические задачи. «Курс Неру» прошел проверку в ходе индо-китайского военного конфликта 1959-1962 гг., завершившегося потерей Индии пограничных территорий на северо-востоке и северо-западе. Взрыв негодования в стране против «коммунистического» Китая косвенно задел и Советский Союз. В политических кругах стали звучать требования вступления Индии в блок с западными государствами. Но «курс Неру» в области внешней политики сохранился.

Начиная с 1960-х гг., Советский Союз по праву мог считать себя творцом «новой Индии»: советские специалисты работали над созданием индустриальной мощи южно-азиатского гиганта, позднее над развитием статуса мощной региональной державы, который страна получила при активном участии советской дипломатии.

На международных форумах Индия все активнее выступала против любых видов агрессии, колониализма и наращивания гонки вооружений.

Последующие правительства Индии - Лала Бахадура Шастри и Индиры Ганди продемонстрировали преемственность курсу Неру в области внешней политики. Существовали и определенные нюансы. Так, сразу после смерти первого премьер-министра в стране начала осуществляться ядерная программа.

В 1950-1980-е гг. во внешнеполитической стратегии Индии определились три основных направления: выстраивание отношений со сверхдержавами, с общим стремлением к невовлеченности в возможный конфликт между двумя блоками; укрепление связей с развивающимися странами; особое внимание уделялось дальнейшему повышению доминирующих позиций в Южной Азии.

Если внутриполитическая борьба в Индии постоянно эволюционировала вправо, то внешнеполитический курс постоянно отклонялся влево вплоть до всесторонних союзнических отношений с СССР. Военно-политическое сотрудничество с Москвой помогло Индии выйти победителем из третьей индо-пакистанской войны 1971 г. вопреки пропакистанской США и КНР, хотя к 1973 г. и американо-индийские отношения нормализовались, в соответствии со стремлением обеих сторон. В 1974 г. Индия провела подземные испытания ядерного оружия, став, таким образом, новым членом «ядерного клуба».

Победа на всеобщих выборах в 1977 г. «Джанатапарти» положила конец монополии ИНК (И) на власть. Индийско-американские отношения крепли, но не в разрез советско-индийских, поскольку в Дели осознавали, что очевидный приоритет в сторону одной из сверхдержав скует внешнеполитическую мобильность страны. Так правительство Индиры Ганди отказалось в ООН осудить ввод советских войск в Афганистан, но и не поддержало СССР.

В 1960-1980-е гг. Дели постоянно занимал активные позиции за достижение реальной политической и экономической независимости развивающихся стран, вел борьбу против сохранения остатков колониализма в афро-азиатском регионе и агрессивной политики ведущих держав в этой зоне. Индия становилась одной из основных региональных держав Азии, а ее армия по качественному и количественному показателю стала реальной военной силой. Задачи по обеспечению нормального внутреннего функционирования, требовали корреляции позиции в отношении сверхдержав в 1980-х гг.

При этом учитывались как проблемы национальной безопасности, так и необходимость усиления позиций в регионе в целях обеспечения адекватного своему политическому весу места в мировом сообществе. Преобразования и модернизация позволяли Индии продвигаться на пути реализации внешнеполитических амбиций.

На конференции глав государств и правительств неприсоединившихся стран в Хараре в 1986 г. было подчеркнуто, что «Движение неприсоединения» смогло существенно укрепить свое политическое воздействие на ход мировой политики благодаря конструктивной и динамичной позиции Индии. Как лидер «движения» Индия внесла предложения по нормализации положения на Ближнем Востоке, прекращению ирано-иракской войны, неоднократно высказалась за превращение Индийского океана в зону мира.

В 1988 г. Индия подписывает первый многосторонний торговый договор освободившихся государств, предусматривавший снижение во взаимной торговле таможенных пошлин и распространение друг на друга принципа наибольшего благоприятствования. Однако экономические связи были в целом недостаточно прочными. По вопросам внешнеэкономического взаимодействия Дели занимал менее активную позицию, чем в области внешней политики, практически не выдвигая новых инициатив. Политика же коллективного давления на Запад была бесперспективна. Индия стала решать спорные внешнеэкономические вопросы с развитыми державами на двусторонней основе.

Застойные явления в экономике СССР и других социалистических стран, опережающее экономическое развитие ведущих капиталистических держав предопределили заинтересованность Индии в укреплении сотрудничества со странами Запада. Экономическое и техническое содействие СССР республике, составлявшее в тот период менее 5 % от общей суммы иностранного содействия Индии, что не могло компенсировать производственно-технологические потребности страны.

С крушением биполярного мира Индия потеряла возможность играть на промежуточном положении между Западом и Востоком и использовать противоречия между двумя системами. Фактический распад «Движения неприсоединения» привел к определенной переориентации механизмов внешнеполитической стратегии, индийская дипломатия становилась более «точечной». Индия стала придавать большое значение развитию взаимоотношений со странами бассейна всего Индийского океана.

Постепенно Дели осознал, что усиление позиций в зоне Юга недостаточно для вхождения в «высшую мировую лигу», а резко обострившаяся дифференциация среди развивающихся стран препятствует организации какого-либо единого политического или экономического образования. В результате активность страны на международной арене снизилась, Индия сосредоточилась на внутриэкономической деятельности. С начала 1990-х гг. политика либерализации привела к уступкам иностранному капиталу в сфере финансов и страхования, деятельности совместных предприятий и открытию иностранных фирм, конвертации рупии. Реформы, начавшиеся в Индии в 1991 г., превратили экономику страны в одну из самых быстро развивающихся в мире. В 1996 г. к власти пришло правительство Атала Бихари Ваджпаи, продолжившее реформы.

Определенные изменения произошли и в сфере внешней политики. Перспектива установления однополярного мира вызывала опасения Индии, с целью противостояния этой глобальной тенденции стали прорабатываться возможности сближения с Китаем, Японией, Европейским Союзом, странами Юго-Восточной Азии. На рубеже веков Дели провозгласил программу «Смотреть на восток», что подразумевало активизацию внешнеполитического курса страны в Юго-Восточной Азии. С 1995 г. Индии был предоставлен статус полномасштабного партнера АСЕА. При этом Дели декларирует, что его планы не направлены на сдерживание Китая. Все больше стран Юго-Восточной Азии проводя политику балансирования позитивно относятся к укреплению взаимосвязей с Индией. К середине 1990-х гг. был в целом восстановлен прежний уровень двусторонних отношений с Россией. С Индией у России с советских времен поддерживаются военно-техническое сотрудничество и традиционно теплые политические отношения; в январе 1993 г. заключен договор о дружбе и сотрудничестве, важным фактором является наличие общей угрозы в лице исламских экстремистских организаций.

Стремление Бхаратия джаната парти (БДИ) сплотить правительство, крайнее беспокойство по поводу совершенствования ядерного оружия в Китае и продолжающееся китайско-пакистанское военное сотрудничество стали определяющими факторами ядерных испытаний в мае 1998 г. Индией. В результате большинство стран выступили с критикой действий Индии. Тем не менее, Индия признает готовность идти на компромисс по данной проблематике.

С приходом к власти в Индии правительства Манмохана Сингха стал заметен очевидный проамериканский крен во внешней политике страны. Однако существенные расхождения в вопросах геополитики и геоэкономики являются показателем конфликтного потенциала между Индией и США.



Основные даты:
9 января 1935 г. - Подписание англо-индийского торгового соглашения.

15 августа 1947 г. - Провозглашение независимости и раздела Индии, Неру занимает пост премьер-министра Индии

28 апреля 1954 г. - Подписание индийско-китайского соглашения о торговом и культурном сотрудничестве.

17 декабря 1954 г. - Президент Югославии Тито посещает с официальным визитом Индию.

28 мая 1956 г. - Передача Францией французских поселений в Индии правительству Республики Индия.

7 августа 1959 г. - Китайские вооруженные силы вторгаются в Северо-Восточную Индию.

11 октября 1960 г. - Официальный визит главы советского руководства Н. С. Хрущева в Индию.

1961 г. - Присоединение Гоа.

22 сентября 1965 г. - Соглашение о прекращении огня между Индией и Пакистаном, которое обе стороны постоянно нарушают.

1998 г. — Индия продолжила ядерные испытания серией пяти новых взрывов.



Чикаидзе Ц. М. Страны Востока в системе международных отношений в XX в. Часть I: Учебно-методическое пособие. Сев.- Осет. гос. ун-т им. К. Л. Хетагурова. Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2012.-71 с. C. 22 — 29.

Похожие новости:

  • Китай в 1918—2000 годы: войны, революции, развитие
  • Эволюция внешнеполитического курса Японии (1918—2000)
  • Американо-пакистанские отношения при администрации Дж. Картера (1977-1981гг.)
  • Позиция Индии в отношении ввода советских войск в Афганистан
  • Главные направления внешней политики правительства Т.Озала в 1983-1987 гг.
  • Особенности рождаемости в России и зарубежных странах, 1990-е гг.
  • Чемпионат мира по шахматам подходит к финалу
  • В Индии грузовик с сотнями паломников упал в ущелье, десятки погибших
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    liex

    Авторизация

    Реклама

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Май 2018 (1)
    Март 2018 (5)
    Февраль 2018 (5)
    Январь 2018 (1)
    Декабрь 2017 (10)
    Ноябрь 2017 (5)
      Осетия - Алания