Интересно: Турция в новейшее время (1918 - 2000 гг.)

Опубликовал admin, 11 октября 2015
Турция в новейшее время (1918 - 2000 гг.)Внешняя политика Турции претерпела значительные изменения в процессе перехода от Османской империи к республиканскому периоду. Идея глобального владения миром сменилась идеей защиты национальных границ и достояния государства. Внешняя политика Турции этого периода имела целью создание благоприятных международных условий для экономического роста и укрепления национальной независимости. Глава государства — М. Кемаль Ататюрк стремился поддерживать равные отношения со всеми государствами, руководствуясь лишь интересами Турции.

Анкаре удалось дипломатическим путем урегулировать спорные вопросы с сопредельными государствами. Ситуация вокруг принадлежности Мосульского нефтяного района разрешилась компромиссом: район признавался за Ираком в обмен на выплату Анкаре 10% его нефтяных доходов в течение 20 лет. Напряженность во взаимоотношениях с Грецией была снята посредством обмена 0,5 млн. греческих турок-пастухов на 1 млн. турецких греков-ремесленников и торговцев, что позволило турецкой буржуазии избавиться от инонациональной конкуренции. Временные экономические издержки Турции компенсировались стабилизацией дипломатических отношений между странами.

Во внешней политике следуя принципу равноудаленности, основной задачей М. Кемаль ставил укрепление национального престижа страны. Установлены были и тесные отношения с Афганистаном и демаркирована граница с Ираном.

В. И. Ленин и Мустафа Кемаль заложили основы дружественного сотрудничества двух стран. При заключении советско-турецкого договора 1921 г. - Карс, Ардаган, Артвин признавались под суверенитетом Турции. Договор о дружбе и нейтралитете с СССР был подписан в 1925 г., затем продлен в 1935 г. В результате визита К. Е. Ворошилова в 1933 г. в Турцию, Анкаре был предоставлен кредит в 8 млн. руб. золотом.

Став членом Лиги Наций в июле 1932 г., Турция предприняла целенаправленные шаги по определению своего места в мировой политике, основываясь на принципах провозглашенных Ататюрком «мир в стране, мир в мире». Укрепление международных позиций Турции в последние годы жизни Ататюрка позволили ей предпринять ряд успешных миротворческих шагов на региональном уровне, - участвовать в создании в 1934 г. Балканского пакта (с участием Югославии, Румынии и Греции).

Усилившиеся военные приготовления Италии в бассейне Средиземного моря вызывали беспокойство турецкой дипломатии, зондирующей вероятность пересмотра Лозаннской конвенции 1923 г. ограничивающей суверенитет Турции (к тому же военные суда могли входить в Чёрное море без серьёзных ограничений). В результате инициативы Турции, поддержанной СССР, в июне-июле 1936 г. на международной конференции в Монтрё была выработана новая международная конвенция о демилитаризации проливов Босфор и Дарданеллы, действующая и до настоящего времени. Турция восстанавливала полный суверенитет над зоной Проливов, функции международной комиссия по контролю над Проливами перешли к турецким властям. Подтверждалась полная свобода прохода через них торговых судов всех стран в мирное время. Черноморским государствам предоставлялась возможность проводить через проливы подводные лодки и линейные корабли тоннажем свыше 15 тыс. т. Фактически Турция получала исключительное право толковать конвенцию и реализовывать её по своему усмотрению. Следовательно, применение основных статей конвенции зависело внешнеполитического курса Анкары. Признав захват Эфиопии Италией дипломатический кризис с Римом из-за Додеканесских островов также был урегулирован в 1936 г.

Взаимоотношения с арабскими странами были прохладными ввиду прозападной, антиисламской политики Анкары и осложнившиеся ввиду возврата под турецкий суверенитет сирийской провинции - Александреттского санджака. Многолетние инициативы в отношениях с Афганистаном, Ираном, Ираком увенчались в июле 1937 г. заключением Саадабадского пакта, предусматривающего неприкосновенность общих границ, отказ от агрессии, невмешательство во внутренние дела.

Проблемными оставались отношения с западными державами по вопросу погашения Оттоманского долга, большая часть которого приходилась на Францию. При поддержке Великобритании турецкая дипломатия добилась от французской стороны значительного сокращения платежей.

Наступательная политика Италии в Средиземноморье, продвижение Германии к Балканам в апреле 1938 г. побуждали Турцию искать пути мирного сотрудничества. Вслед за созданием Балканской Антанты в 1934 г. Анкара совместно с Грецией заключает средиземноморское соглашение с Англией, от которой Турция за период 1937-1938 гг. приняла кредиты на сумму 19 млн. ф.

Греко-турецкий союз получил косвенное подтверждение и в англо-франко-турецком договоре 1939 г., согласно которому Турция обязывалась выступить на стороне Великобритании и Франции в случае возникновения военных действий в акватории Средиземного моря.

Теперь уже окрепшая турецкая буржуазия отказывается от уже ненужного ей и противоестественного для буржуазного облика страны союза с СССР в пользу прозападной ориентации, особую значимость, придавая развитию отношений с Германией. Приоритет в них имели, прежде всего, экономические связи. В 1936 г на долю Германии приходилась более половины всего внешнеторгового оборота Турции. И хотя Турция соблюдала формальный нейтралитет во Второй мировой войне, симпатии значительной части ее правящей элиты оставались прогерманскими.

Таким образом, до середины 1930-х гг. Анкара противостояла Западу в целом в опоре на Советский Союз, одновременно используя борьбу двух империалистических блоков (англо-французского и германо-итальянского) за влияние в Турции. Это нашло свое отражение в зигзагах внешней политики Анкары в годы накануне и во время Второй мировой войны:

1940 гг. - проанглийский нейтралитет

1941 гг. - от проанглийского к прогерманскому нейтралитету

1943 гг. - прогерманский нейтралитет

1944-1945 гг. - нейтралитет как получение дивидендов от товарооборота с Германией (увеличение золотого запаса Турции в 5 раз), кроме того, получаемая помощь США и Великобритании по ленд-лизу.

Степень же лояльности Турции к СССР варьировалась от положения на советско-германском фронте.

Официально Турция вступила во Вторую мировую войну 23 февраля 1945 г. на стороне антигитлеровской коалиции, встав впоследствии одним из государств-основателей ООН. Мобилизация огромной армии и финансовые издержки военного времени привели к сокращению национального дохода на 23 % и увеличению задолженности страны. Стимулом экономического роста могли быть радикальные социально-экономические реформы. Однако Турция отходит от официальной политики этатизма, сделав ставку на частнопредпринимательскую деятельность с использованием внешних источников накопления для превращения страны в «маленькую Америку». Доктрина Трумэна, связанные с ней огромные кредиты и американские инвестиции (план Маршалла) завершили процесс переориентации Турции.

В 1950-е гг. Турция превратилась в наиболее верного союзника США, вступив в 1952 г. в НАТО; в 1955 г. в другой военно-политический блок, подписав договор о безопасности с Пакистаном, Ираком, Ираном и Великобританией - Багдадский пакт, создание которого было инспирировано США; участвовала в Корейской войне; поддержала англо-франко-израильскую агрессию против Египта в 1956 г.; разместила американские военные базы на своей территории и т. д.

Вскоре после заключения в 1954 г. Турцией, Грецией и Югославией оборонительный военного союза, между Анкарой и Афинами возникли противоречия из-за Кипра, в то время британской колонии. В 1960-1990-е гг. кипрский вопрос стал наиболее приоритетным вопросом во внешней политике Турции.

Претензии Греции на остров основывались на том, что 3/4 его населения составляли греки-киприоты, которые стремились к объединению с Грецией (энозис). Турки-киприоты ратовали за раздел Кипра между Турцией и Грецией (таксима).

В 1959 г. Турция, Великобритания и Греция подписывают соглашение, гарантировавшее независимость и неделимость Кипра. Конфликт между греками-киприотами и турками-киприотами вновь разгорелся в 1963-1964 гг. и повторился в 1967 г. Претензии Турции основывались на факторе территориальной близости острова, расположенного в 80 км от ее южного побережья, и опасениях турок-киприотов подвергнуться притеснениям со стороны более развитого в социально-экономическом отношении греческого большинства.

В 1960-е гг. внешняя политика Турции становится более самостоятельной, что было обусловлено не только национализмом военных, но и осознанием факта, что Соединенные Штаты готовы поддержать Анкару только в случае ее маловероятного конфликта с Советским Союзом, и не намерены содействовать комплексной индустриализации Турции, значительно ослабившее бы ее зависимость от Вашингтона.

Необходимость выхода из международной изоляции в третьем мире и для обеспечения поддержки в кипрском и вопросах экономического развития - отношения с Западной Европой становятся доминирующими для Турции, при сохранении военно-политической ориентации на США.

В 1963 г. начался процесс вхождения Турции в Общий рынок. На первом, подготовительном этапе вступления в эту организацию (1963-1972 гг.) стороны изучали возможности взаимодействия. На втором, таможенном этапе (1972-1987 гг.) Турция приводила тарифы и стандарты в соответствие с европейскими, обеспечивала свободу передвижения рабочей силы и капиталов, интегрировала в свою с/х продукцию. Экономическая либерализация сблизила уровень развития этой страны и стран ЕЭС.

В 1960-е гг. наметилось улучшение советско-турецких отношений. Расширение экономического сотрудничества с СССР объяснялось стремлением Анкары диверсифицировать внешнеэкономические связи, вынудив Запад к более благоприятным для Турции условиям сотрудничества, также общей разрядкой отношений Восток-Запад. К тому же, позиция Советского Союза в кипрском вопросе казалась близка Анкаре, в отличие от политики невмешательства западных держав в конфликт.

Результатом экономической помощи СССР Турции стали: Искендерунский металлургический комбинат, нефтеперерабатывающий завод в Измире, алюминиевый завод в Сейдишехире и др. Создание экономической базы взаимных интересов позволило на рубеже 60-70 гг. XX в. провести демаркацию советско-турецкой границы - около 620 км.

Сложную эволюцию претерпела политика Турции по отношению к странам Ближнего и Среднего Востока. В 50-е гг. XX в. Анкара играя роль орудия и посредника Запада в мусульманском мире, винила арабов в конфликтах с Израилем (в то время как Пакистан в этом вопросе стоял на позициях мусульманской солидарности). В 1960-е гг. Анкара предпринимает шаги, направленные на восстановление взаимоотношений с мусульманским миром, а также для решения внешнеторговых и кипрского вопросов. Это сочеталось в прозападной и проарабской направленности турецкой дипломатии: с одной стороны нейтралитет в Третьей и Четвертой арабо-израильских войнах (признание Резолюции ООН № 242, пропуск советских судов через Проливы в Средиземноморье), с другой - сохранение дипломатических отношений с Израилем и неприменение санкций против него.

В 1970-е гг., в период очередного обострения турецко-греческих отношений Вашингтон, не заинтересованный в военном противостоянии двух стран и ослаблении юго-восточного фланга НАТО, прекратил ранее оговоренные поставки вооружения Турции.

Попытка Афин в одностороннем порядке осуществить энозис вынудила Турцию осуществить превентивную военную операцию на Кипр летом 1974 г. В результате турками-киприотами была провозглашена «Турецкая Республика Северного Кипра», признанная лишь Анкарой. Раскол Кипра стал результатом действий как турецкого, так и греческого правительств.

Интеграция Турции в европейскую экономику способствовала ускоренной модернизации страны. Приспособление турецкой рабочей эмиграции к индустриальной экономике ЕЭС содействовал адаптации страны в целом к современным социально-экономическим стандартам. В 1980-е гг. Турция, ставшая к тому времени ассоциированным членом Европейского экономического сообщества, обратилась с просьбой о полном членстве в этой организации.

Серьезным препятствием к полной интеграции Турции в европейские политические структуры стали курдский и кипрский вопросы, а также различия в уровне экономического развития.

Победа «исламской революции» в Иране способствовала росту влияния Турции на Ближнем и Среднем Востоке, как воплощение светской альтернативы развития мусульманского мира и содействовала увеличению военной и экономической помощи Запада этой стране.

С Ираком Турция пришла к общему знаменателю в борьбе против курдского сепаратизма в обеих странах. В начале 1990-х гг. совершались рейды и авианалеты на позиции курдских повстанцев на иракской территории с согласия Багдада. Следует отметить, что цель турецких курдов - создание независимого курдского государства на части территорий Турции, Ирака, Ирана и Сирии. Иракские же согласны ограничиться внутренней автономией Иракского Курдистана с правом приоритетного пользования доходами от Мосульской нефти.

С распадом СССР в 1991 г. развернулось соперничество исламского шиитского Ирана и светской (сунитской) Турции за влияние на Закавказье и Средней Азии, от исхода которого зависит во многом будущее этих регионов. С этого периода Турции максимально использует новую геополитическую конфигурацию в Центральной Азии. Анкара по собственной инициативе стала активно развивать экономические, политические и культурные связи с новыми независимыми государствами, уделяя приоритетное внимание государствам Центральной Азии и Азербайджану.

В своих усилиях Турция основной упор делала на экономические и военно-политические факторы, преследуя цели максимального использования сложившейся выгодной политико-экономической ситуации, а также изучения сфер «нового» рынка для экспорта и вложения капитала. Свидетельством стало выступление в Вашингтоне в 1992 г. премьер-министра С. Демиреля, заявлявшего о способности Турции участвовать в определении будущего тюркских республик СНЕ. Вместе с тем Турция поддержала инициативу американского руководства расширения интересов, выступив активным участником политических процессов, происходящих в Центральной Азии и на Кавказе. Данные перспективы придали новый импульс турецкому бизнесу в сфере экспорта, в ведении подрядных работ строительных компаний. Так только за шесть месяцев 1993 г. в экономику указанных республик турецкие инвесторы вложили более 60% общей суммы зарубежных инвестиций. В своей центрально-азиатской и закавказской политике Турция, тем не менее учитывает и интересы США.

С обретением независимости Российской Федерацией наблюдается устойчивое развитие российско-турецких отношений преимущественно в торговой и топливно-энергетической сферах. Если в 1999 году товарооборот двух стран составлял около $1 млрд, то сейчас - уже более 30 млрд. дол.

Активность Турции проявляется и в сотрудничестве с Украиной и Молдовой. Турция выступила инициатором Организации экономического сотрудничества причерноморских государств, с помощью которой намеревалась развивать взаимовыгодные контакты с Россией, а также с балканскими и закавказскими государствами. Одной из приоритетных задач турецкой внешней политики является укрепление независимости и суверенитета новых постсовестких государств с целью не допустить - их интеграции с Россией.

Сближение между Турцией и Израилем стало стремительно развиваться после войны в Персидском заливе. Определенную самодостаточность своего внешнеполитического курса Турция продемонстрировала, подписав с Израилем в 1995 г. договор о военно-техническом сотрудничестве, что вызвало неодобрение со стороны Лиги арабских государств. Турция остается единственной мусульманской страной, имеющей столь тесные отношения с Израилем. У Турции, критикуемой западными союзниками, появилась возможность через Тель-Авив противостоять армянскому, греческому и курдскому лобби в конгрессе США; упрощенная система обмена разработками в военной и экономической сфере уменьшили зависимость Турции от США и Западной Европы. Альянс с Израилем усиливает позиции Турции в отношениях с Ираном, Сирией и Ираком.

С Ираком Турция поддерживала дружественные отношения вплоть до войны в Персидском заливе. После 1992 года, курдский вопрос в Северном Ираке привел к значительным осложнениям в отношениях Турции с этой арабской страной, равно, как и в отношениях между Турцией и ее западными союзниками. Официальная позиция Турции заключается в поддержке территориальной целостности Ирака и в поддержке усилий по мирному разрешению иракской проблемы.

Наращивание турецко-израильского сотрудничества в военной сфере являлось значимым для Тель-Авива во времена региональной изоляции Израиля. В отличие от Турции Израиль, не имея региональных амбиций, заинтересован в развитии нормальных двусторонних отношений со всеми государствами региона. Существенным считают в Тель-Авиве «холодный мир» с Египтом, ключевой арабской страной в регионе, нежели наращивание военного сотрудничества с Турцией.

После многочисленных отсрочек, так и не получив положительного ответа, на вхождение в ЕЭС, Турции пошла на расширение сотрудничества с мусульманскими государствами, присоединившись к Организации Исламская конференция.

Турция остается в фокусе внимания американского политического истэблишмента, как одна из стран, определяющих будущее Среднего Востока и непосредственно влияющих на геополитические сдвиги на постсоветском пространстве. Очевидны внешнеполитические амбиции Турции, существенно активизировавшей свою деятельность в последние годы. Ограничения на полное членство в Европейском сообществе не смогут сдержать стремление Турции к расширению своего влияния в этом регионе. И очевидно, что Турция, используя преимущества своего геополитического положения, играя на противоречиях между Россией и Западом - с одной стороны, и между мусульманскими странами и Западом - с другой, особенно в условиях продолжающегося стабильного развития, начинает добиться возрастания своего влияния, как среди постсоветских государств, так и на Балканах.

Как основной стратегический партнер, США заинтересованы в том, чтобы иметь в Европе такого надежного члена НАТО, как Турция. Имея свободный доступ на европейский рынок, Турция, скорее всего, возможно сократит торговый оборот с Россией.

Турция умело балансирует между интересами своих стратегических партнеров в лице США, Европы и России. В силу своей нарастающей мощи, Анкара будет корректировать курс внешней политики, акцентируя внимание в большей степени на Восток, свидетельством тому нарастающее сотрудничество Турции и Ирана в энергетическом сфере, вопреки предостережениям США. И, по мере достижения своих целей, Анкара будет постепенно вытеснять США и Запад из зоны своих интересов.



Основные даты:

30 октября 1914 г. - Вступление Османской империи в Первую мировую войну.

30 октября 1918 г. - заключение Мудросское перемирия и выход Османской империи из войны.

15 мая 1919 г. -18 сентября 1922 г. - Война за независимость Турции во главе с Мустафой Кемалем

24 июля 1923 г. -Лозаннским мирным договором 1923 года были признаны новые границы Турции.

29 октября 1923 г. - Провозглашение Турецкой республики, Мустафа Кемаль (Ататюрк) - первый президент.

Декабрь 1925 г. - переход Турции с мусульманского летоисчисления на григорианский календарь.

18 июля 1932 г. - Вступление Турции в Лигу Наций.

12 мая 1939 г. - Договор о взаимопомощи Великобритании и Турции

13 августа 1944 г. - Разрыв Турцией дипломатических и экономических отношений с Германией

18 февраля 1952 г. - Турция становится членом НАТО.

20 июля 1974 г. - Ввод турецких войск на Кипр.

12 сентября 1980 г. - Военный переворот под руководством генерала Кенана Эврена.

31 октября 1989 г. - Избрание президентом Турции Тургута Озала.

14 марта 2003 г. - премьер-министром Турции становится Реджеп Эрдоган.



Чикаидзе Ц. М. Страны Востока в системе международных отношений в XX в. Часть I: Учебно-методическое пособие. Сев.- Осет. гос. ун-т им. К. Л. Хетагурова. Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2012.-71 с. C. 40 — 49.

Похожие новости:

  • Региональный аспект турецко-сирийских отношений (80-90-е гг. XX в.)
  • Главные направления внешней политики правительства Т.Озала в 1983-1987 гг.
  • Турецко-грузинские отношения в последней четверти ХХ – начале ХХI в.
  • Некоторые аспекты турецко-грузинских отношений в последней четверти XX – начале XXI в.
  • Турция и Кабардино-Балкария укрепят экономические связи
  • Турция отозвала своего посла из США после принятия конгрессом резолюции о геноциде армян
  • Турция опечалена принятием в США резолюции о геноциде армян
  • Абдулла Гюль: Отношение запада к Турции не справедливо
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    liex

    Авторизация

    Реклама

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Май 2018 (1)
    Март 2018 (5)
    Февраль 2018 (5)
    Январь 2018 (1)
    Декабрь 2017 (10)
    Ноябрь 2017 (5)
      Осетия - Алания