Интересно: Рецензия на Сборник научных трудов «Нартоведение в XXI веке: современные парадигмы и интерпретации» (вып. I, II)

Опубликовал admin, 13 февраля 2020
В изучении истории и культуры каждого этноса важную роль, как известно, играет фольклорное наследие. Для народов Кавказа важнейшим историческим источником и духовным памятником является эпос о Нартах. Сложившиеся в нашей стране и за ее пределами традиции фундаментального изучения эпоса способствовали формированию отдельной отрасли филологической науки — нартоведения, становлению которой уже посвящены отдельные труды. Время идет, каждая эпоха, несомненно, вносит свою лепту, и новым словом явились два выпуска под названием «Нартоведение в XXI веке: современные парадигмы и интерпретации» [1; 2].

Рецензируемые сборники научных трудов сформированы на основе материалов Международных научных конференций «Наука и духовность: нартоведение на рубеже XX‑XXI вв.» (Владикавказ, 13‑15 октября 2011 г.) и «Нартоведение на рубеже XX‑XXI вв.» (Владикавказ, 24‑25 октября 2013 г.), организованных СОИГСИ.

Разноплановые статьи, включенные в первый выпуск сборника, предваряемый предисловием составителей, сгруппированы по следующим тематическим разделам:

– Общие и теоретические проблемы нартоведения.

– Мифология в структуре Нартиады.

– История в структуре Нартиады.

– Философские, культурологические и педагогические аспекты в изучении Нартиады.

– Отражение нартовской темы в литературе, живописи, музыке.

Во втором выпуске некоторые из разделов в целях рациональности объединены составителями.

Значение эпоса о Нартах не ограничивается изучением национальных версий, а посредством их национальных культур. Еще в 1956 г. на совещании по эпосу народов Кавказа (Орджоникидзе, 16‑20 октября) В. И. Чичеров высказал мысль о том, что исследование северокавказского эпоса идет в русле разработок общетеоретических вопросов: «Нартские сказания дают ценнейший материал для разработки сложных вопросов теории эпоса в целом, его генезиса, эпических форм, характерных для этапов развития культуры» [3, 5]. Как свидетельствуют работы, вошедшие в рецензируемые сборники, вопросы теории по сегодняшний день также актуальны. Главным образом, речь идет уже о создании сводов национальных фольклорных памятников — калмыцкого (Т. Г. Басангова), о перспективе создания свода памятников фольклора народов Северного Кавказа (А. М. Аджиев), а также об издании национальных версий в двуязычной академической серии «Эпос народов Европы и Азии» (А. И. Алиева). Проблеме циклизации осетинских Нартовских кадагов, согласно концепции Андре Сикоефф, посвящена статья Т. А. Гуриева.

В целом, наметилась тенденция более глубокого сравнительного изучения национальных версий «Нартиады», что касается как теоретических работ, так и исследований по истории и мифологии в структуре эпоса (З. Д. Джапуа, Х. Х. Малкондуев).

Так, по мнению Е. Б. Бесоловой, общие места в героических эпосах «образуют некую повествовательную схему, которая является достаточно древней, восходящей к единому корню» [2, 24].

Еще больше исследований, проведенных в сравнительно-сопоставительном аспекте и выходящих за рамки эпоса кавказских народов: осетино-германским фольклорным параллелям посвящена статья А. А. Туаллагова; Т. В. Тадевосян сопоставляет «Нартиаду» с русским былинным эпосом, К. Ю. Рахно — с украинским фольклором. В сравнительно-историческом плане рассматриваются отдельные сюжеты (Р. Ф. Фидаров — сказ о Сохрабе «Шахнаме» и сказание о безымянном сыне Урузмага) и образы (нартовский Батраз и ведийский Индра — А. В. Дарчиев).

Эпический текст, отличаясь широтой охвата, зачастую вбирает в себя сюжеты и мотивы других фольклорных жанров, в его структуру органично включаются малые жанры фольклора. Жанровому взаимодействию посвящены исследования Ф. А. Алиевой («Нарты как герои дагестанских народных сказок»), З. К. Кусаевой («Арфæтæ (благопожелания) в системе эпического повествования осетинской Нартиады») и Л. А. Гутовой («Эпос и народная афористика»). Этиологический миф о сотворении пива анализируется Д. В. Сокаевой с проведением параллелей между различными фольклорными жанрами — Нартовским эпосом, волшебной сказкой и обрядовой песней.

Мифологический компонент, как известно, является неотъемлемой частью структуры Нартовского эпоса, эта мысль подтверждается новыми исследованиями в области нартоведения. И в рецензируемых сборниках вопросы мифологии не обойдены вниманием, подтверждение тому — вышеуказанная статья Д. В. Сокаевой, а также работы В. А. Бахтиной, Т. К. Салбиева, Ф. М. Таказова, Д. М. Дзлиевой и др.

Историзм как характеристика эпического повествования находит отражение в научных изысканиях Ф. Х. Гутнова («Общество Нартов», «Функции молодых воинов в Нартовском эпосе»). По мнению ученого, эпос для историков «притягателен тем, что в нем отражен определенный общественный уклад» [1, 171]. С привлечением данных археологии анализируется сюжет о нартовском дереве А. А. Туаллаговым. Здесь следует вспомнить о том, что А. А. Петросян в предисловии к сборнику «Сказания о Нартах — эпос народов Кавказа» (М., 1969) называл пробелом и «ощутимым отставанием в нартоведении»: «Задача, диктуемая объективными интересами науки, требует, чтобы глубоким и точным анализом определить «возраст» и характер тех или иных напластований, образовавшихся в течение многих веков существования и развития эпоса, установить «объективные» и «субъективные» источники возникновения каждого «круга» напластований» [4, 9], именно эти проблемы успешно решаются в указанных работах. В этом же ключе вызывает интерес статья З. Х. Албеговой «Забытое сказание о Нартах (К вопросу о миграциях алан в эпоху Хазарского каганата)».

Большинству исследований присущ междисциплинарный характер, что, безусловно, является очевидным пре­имуществом.

Особо актуальны на сегодняшний день вопросы культурологической реконструкции. Для большинства малых народов эпический текст является культурообразующим феноменом, а его философское осмысление позволяет реконструировать мировоззренческие координаты традиционной культуры. Именно в этом русле выполнены некоторые исследования из рецензируемых сборников. Проблеме философско-культурологического осмысления адыгского Нартовского эпоса посвящена статья М. А. Хоконова. З. У. Цораев, раскрывая идеологию шаманизма в осетинском Нартовском эпосе, подчеркивает важность обращения к фольклорным памятникам для любого философско-культурологического исследования мифорелигиозного сознания.

Одним из наиболее востребованных в современной филологической науке является аксиологический подход к изучению произведений художественной литературы и народного творчества. С этой точки зрения подана статья относительно роли эстетических категорий формирования художественного мира Нартовского эпоса Р. Я. Фидаровой: «Эстетика эпоса рассматривает мир нартов в соотнесении с человеком, его нравственными нормами, требованиями, идеалами и с учетом всех аспектов человеческого бытия» [2, 312].

В этом же ключе рассмотрены — понятие воинской чести в системе этико-эстетических представлений народов Северного Кавказа Ф. Т. Узденовой, а моральный код личности в осетинском Нартовском эпосе — А. Х. Хадиковой. Согласно исследованию последней, «реконструкция нартовского морального кодекса (и социального, и личностного) может осветить актуальные проблемы этнической идентичности осетин, в частности, несколько утраченной ныне «культуры себя», «осетинства» — «ирондзинад»» [2, 284‑285].

Отражению «Нартиады» в литературе, живописи и музыке посвящены работы Т. Э. Батаговой, И. В. Мамиевой и Л. В. Бязровой. Проблемам перевода уделяется внимание в статьях С. М. Алхасовой («Структура и содержание переводов адыгского Нартского эпоса (фрагменты)») и М. Б. Туаевой («К проблеме перевода безэквивалентной лексики на примере Нартиады»).

Еще одна смежная дисциплина, нашедшая отражение в двух выпусках сборника, — этнопедагогика, что вполне закономерно, поскольку воспитательная роль эпоса выходит далеко за рамки национального сознания, способствуя формированию межэтнической толерантности. В этой сфере выполнены исследования З. Б. Цаллаговой, А. Г. Таймазова и С. Р. Чеджемова.

Следует отметить, что выдвигавшиеся в течение долгого времени на передний план споры о первоначальном ядре эпоса остались в стороне, однако статья Л. А. Чибирова «Об индоевропейских истоках осетинских Нартовских сказаний» напоминает о том, что их нельзя считать исчерпанными.

Сборники научных трудов имеют свойство заполнять содержательные лакуны, образующиеся в пространстве фундаментальных исследований. Настал очередной этап в изучении «Нартиады», и два сборника научных трудов «Нартоведение в XXI веке: современные парадигмы и интерпретации» успешно продолжают сложившиеся традиции публикации сборников трудов по нартоведению на основе материалов научных конференций и, безусловно, являются серьезным вкладом в историографию Нартовского эпоса.



     1. Нартоведение в XXI веке: современные парадигмы и интерпретации: Сборник научных трудов. Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2012. Вып. I. 350 с.
     2. Нартоведение в XXI веке: современные парадигмы и интерпретации: Сборник научных трудов. Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А, 2013. Вып. II. 331 с.
     3. Чичеров В. И. Вопросы генезиса и развития древних форм народного эпоса в освещении фольклористики и некоторые проблемы нартских сказаний // Нартский эпос. Материалы совещания 19‑20 октября 1956 г. Орджоникидзе, 1957. С. 5‑21.
     4. Петросян А. А. Решенные и нерешенные вопросы нартоведения // Сказания о Нартах — эпос народов Кавказа. М., 1969. С. 5‑14.



Об авторе:
Дарчиева Мадина Владимировна — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В. И Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-А



Источник:
Дарчиева М.В. Рецензия на Сборник научных трудов «Нартоведение в XXI веке: современные парадигмы и интерпретации» (вып. I, II) // Известия СОИГСИ. 2014. Вып. 13 (52). С.150-153.

Похожие новости:

  • О «Словаре лексических общностей этнокультурного ареала Анатолия-Кавказ-Иран»
  • Карачаево-балкарская народная сказка. Особенности жанра
  • Абхазские и осетинские нартские сказания о Сасрыкуа / Сослане / Созырыко (Опыт сравнительного указателя)
  • Кавказская Скифия
  • Взаимоотношения Грузии и Абхазии и их историческая интерпретация
  • Формирование мюридизма — идеологии Кавказской войны
  • НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ ОСЕТИН(1/2)
  • Ингушская Алания и ингуши-аланы (от реальности к мифу и от мифа к реальности)
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    liex

    Авторизация

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Май 2020 (8)
    Апрель 2020 (1)
    Март 2020 (1)
    Февраль 2020 (5)
    Январь 2020 (4)
    Декабрь 2019 (6)
      Осетия - Алания