Интересно: Протоиерей Косьма Токаев: миссионер, просветитель, педагог, этнограф

Опубликовал admin, 24 апреля 2020
Протоиерей Косьма Токаев – видный представитель дореволюционной осетинской церковной интеллигенции, миссионер, просветитель, педагог, этнограф.

Косьма (Кудзæг) Гаврилович Токаев родился в сел. Даргавс, предположительно, в 1843 г. [1]. В декабре 1850 г. будущий священник поступил во Владикавказское духовное училище [2]. По результатам отличной учебы, в конце этого же учебного года, согласно уставу, он был переведен в низшее отделение Тифлисской духовной семинарии [2], самого авторитетного высшего духовного учебного заведения на Кавказе, сыгравшего большую роль в деле формирования осетинской духовной и светской интеллигенции.

В 1865 году Косьма Токаев окончил Тифлисскую духовную семинарию по 1 (высшему – Л.Г.) разряду и был назначен учителем Закона Божия в Гизельскую приходскую школу.

30 апреля 1866 г. Косьма Токаев был рукоположен епископом Горийским, викарием Грузинским Геронтием в диакона, 5 мая того же года – в священника, и был направлен экзархом Грузии архиепископом Евсевием к служению в церковь Михаила Архангела с. Гизель [3]. За короткое время молодой священник завоевал признание прихожан. Описывая в своем очерке «В осетинском ауле» посещение с. Гизель в 1870 г., известный осетинский писатель и публицист Инал Кануков писал, что, по отзывам жителей, священник Токаев был человек «весьма уважаемый в ауле» [4. 41]. В период своего служения в с. Гизель о. Косьма активно занимался и миссионерской деятельностью среди мусульман и ренегатов. По определению съезда духовенства Северной Осетии, в 1872 году священник с миссионерскою целью был командирован по всем приходам Осетии. За полезную проповедническую деятельность о. К.Токаев в 1873 г получил от экзарха Грузии благодарность и архипастырское благословение [5, 4].

5 мая 1875 г. деятельный священник был переведен настоятелем в храм Великомученика Георгия Победоносца сел. Ардон и назначен и. д. благочинного церквей ХI (Ардонского) округа. На съезде духовенства в 1879 г. о. Косьма был избран благочинным и утвержден экзархом Грузии в должности. На этом ответственном посту о. К.Токаев находился до октября 1884 г.

Являясь одним из сподвижников епископа Владикавказского Иосифа (в миру Ивана Ивановича Чепиговского) (1821-1890 гг.), выдающегося деятеля христианской миссии и просвещения среди осетин, внесшего неоценимый вклад в осетинскую национальную культуру, о. К.Токаев активно включился в миссионерскую и просветительскую деятельность в Ардонском округе.

Первым делом о. К.Токаев навел порядок внутри обветшавшего храма, построенного Осетинской духовной комиссией еще в 1857 г., затем приступил к его реконструкции и ремонту. По прошению о. К.Токаева, Совет Общества восстановления православного христианства на Кавказе выделил 400 руб. на постройку колокольни. Ардонцы приняли самое активное участие в реконструкции храма. По свидетельству современников, личное участие в строительных работах принимал и сам о. К.Токаев. Автор статьи, опубликованной в 1880 г. в газете «Терские ведомости», писал: «Я видел, например, как о. Токаев ездил сам за известью, сам насыпал ее на подводы и день и ночь, как говорится, был на ногах» [5, 635].

За короткое время храм был полностью реконструирован, построена новая колокольня, каменная ограда и сторожка. В Москве в 1878 г. для Ардонской церкви на средства жертвователей был отлит 52-пудовый колокол с надписями на осетинском языке. 26 октября 1880 г. состоялось освящение храма, которое совершил епископ Владикавказский Иосиф в сослужении нескольких священников, в том числе и о. К. Токаева.

Как благочинный, о. Косьма принимал самое активное участие в строительстве в Ардонском округе новых храмов и часовен. Особенно большое значение в целях укрепления христианства в Осетии придавалось строительству новых храмов в ее горной части. При содействии о. Косьмы в 1879 г. был построен храм Великомученика Георгия Победоносца в сел. Нар (Наро-Мамисонского прихода), а в 1880 г. построена часовня в высокогорном Верхнем Зарамаге, жители которого из-за отсутствия дороги в долгие зимние месяцы не имели возможности посещать приходскую церковь в Нижнем Зарамаге.

Под руководством благочинного строились храмы и в плоскостных селениях Осетии. Немалые усилия о. К.Токаев приложил для постройки церкви Михаила Архангела в с. Кадгарон. По распоряжению епископа Владикавказского Иосифа, в октябре 1880 года о. Косьма был назначен председателем Комитета по ее постройке. В конце 1882 г. при активном участии о. Косьмы Токаева и настоятеля о. Георгия Сикоева строительство новой кирпичной церкви с колокольней, оградой и воротами, обошедшееся в 12 тысяч рублей, было завершено.

Благочинный много потрудился и на миссионерском поприще. В феврале 1882 г. за обращение в православие 167 человек магометан и ренегатов о. Косьма был награжден орденом Святой Анны 3 степени [6, 121].

В октябре 1884 года о. К. Токаев был освобожден от должностей настоятеля храма Великомученика Георгия Победоносца в сел. Ардон и благочинного Ардонского округа.

В течение ряда лет о. К.Токаев успешно исполнял обязанности наблюдателя над церковно-приходскими школами (2 группы), находящимися в ведении Общества восстановления православного христианства на Кавказе. С открытием в октябре 1887 г., по инициативе Общества восстановления православного христианства на Кавказе, Александровского осетинского духовного училища в сел. Ардон, о. К.Токаев становится в нем членом правления, делопроизводителем и преподавателем осетинского языка (5 уроков в неделю) и чистописания (1 урок в неделю). В январе 1889 года, когда смотритель Александровского осетинского духовного училища иеромонах Иоанн (Илья Алексеев) был временно переведен на должность инспектора Псковской духовной семинарии, о. К.Токаев, по поручению епархиального начальства, исполнял эту ответственную должность [5,635].

В мае 1891 г. о. Косьма Токаев вновь стал настоятелем храма Великомученика Георгия Победоносца в сел. Ардон и был назначен на должность благочинного церквей ХI округа (Ардонского) округа, которую он исполнял до 28 июля 1905 года. В апреле 1897 г. за заслуги по духовному ведомству о. Косьма Токаев был награжден саном протоиерея [7,59-60], а в 1903 г. получил орден Святой Анны 2-й степени [8, 76-77].

Успехи пастырской деятельности о.К.Токаева во многом определялись тем, что он был блестящим проповедником. Современник писал о нем: «Как приходской священник, отец Косьма создал себе известность среди осетин церковным красноречием своим» [9]. В то время слабым звеном в деятельности священников, служивших в осетинских приходах, являлось то, что многие из них не имели достаточной подготовки, чтобы выступать в церкви с проповедями на осетинском языке. С целью исправления этого неблагоприятного положения, о. К.Токаев подготовил к печати свои проповеди.

В 1891 г. сборник поучений о. Косьмы Токаева, «явившийся плодом его 26-летней неутомимой и выдающейся проповеднической деятельности среди северных осетин», был издан [10, 161]. Сборник поучений сыграл огромную роль в православном просвещении осетин, поскольку прихожане получили возможность слушать на родном языке проповеди о. Косьмы Токаева. Например, священник Симон Кайтмазов, служивший в Зругском приходе, устно поучал прихожан и читал им проповеди о. К. Токаева [11,266]. В 1911 г. и 1913 г. в осетинском христианском проповедническом журнале «Чырыстон цард» («Христианская жизнь») были переизданы 10 поучений протоиерея К.Токаева [12].

В июле 1896 г. о. К.Токаев приступил к подготовке нового сборника поучений, поскольку потребность в подобном издании не отпала. Для рассмотрения сборника поучений во Владикавказе был образован временный комитет, в который, кроме самого о. Токаева, вошли священник Алексей Гатуев, помощник присяжного поверенного Георгий Баев и помощник секретаря при съезде мировых судей А.Кануков [13,1]. За несколько заседаний комитета сборник о. Токаева был в основном рассмотрен. К окончательному рассмотрению сборника поучений о. Токаев в ноябре 1896 г. предполагал привлечь преподавателя богословских наук в Александровской миссионерской духовной семинарии Василия Касабиева и трех учеников старшего курса семинарии: Амбалова Ивана, Бутаева Александра и Дзиова (Алексея – Л.Г.), которые хорошо знали свой родной язык [13,1]. К сожалению, мы не располагаем сведениями об издании данного сборника.

В своих церковных проповедях и на внебогослужебных беседах о. К.Токаев уделял внимание таким негативным обычаям осетин, как похищение девушек и выплата калыма. Указывая на сложность борьбы с этими обычаями, о. Косьма писал в отчете за 1902 год о том, что «насильственный увоз девиц и тайная уплата калыма плохо поддаются влиянию церковной проповеди» [11,258]. Тем не менее, только благодаря активной проповеднической деятельности о. К.Токаева, в Ардонском приходе удавалось на деле выполнять общественные приговоры по искоренению этих и других архаичных обычаев, принятых съездами представителей осетинского народа в 1879 и 1880 гг.

Много времени и энергии у о. Косьмы Токаева отнимали поездки по приходам Ардонского округа, особенно по труднодоступным горским приходам. Количество приходов в благочинии с каждым годом увеличивалось. Если в 1892 г. Ардонский благочиннический округ состоял из 8 приходов, то в 1902 г. он охватывал уже 13 приходов с общим числом паствы около 26 тысяч человек [11, 267].

В должности Ардонского благочинного о.К. Токаев много сделал для открытия новых приходов. Так, он неоднократно ставил перед церковными властями вопрос о восстановлении Зругского прихода, причт которого в 1872 г. по экономическим причинам был упразднен и присоединен к Зарамагскому приходу. Наконец, по Указу Святейшего Синода от 8 апреля 1897 г. за № 1833 при церкви селения Зруг был восстановлен самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика [14, 53].

Большое внимание в должности благочинного Ардонским округом о. К. Токаев уделял строительству новых храмов. При содействии благочинного была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы в сел. Лисри (1901 г.). После завершения строительства храма о. К.Токаев поставил перед епархиальным начальством вопрос о необходимости приобретения для храма иконостаса. Просьба благочинного была удовлетворена: в 1897 г. в церковь были безвозмездно переданы старый иконостас и иконы храма Святителя Николая ст. Николаевской, в которой, в свою очередь, был установлен новый иконостас [15].

Токаев продолжал преподавание осетинского языка в Александровской миссионерской духовной семинарии, в которую в начале 1895-1896 учебного года было преобразовано Александровское осетинское духовное училище в сел. Ардон. С созданием в августе 1896 г. при Александровской миссионерской духовной семинарии Ардонского отделения Владикавказского епархиального училищного Совета для заведывания церковно-приходскими школами Осетии, о. К.Токаев становится в нем членом отделения, в обязанности которого входит инспекторский надзор над школами Ардонского округа.

В 1896 г. в сел. Ардон при школе грамоты он открыл воскресную женскую школу для взрослых женщин с ежедневными вечерними занятиями. Из-за тесноты помещения в школу было принято гораздо меньше человек, чем пожелало заниматься [16, 10].

В феврале 1898 г. протоиерей Косьма Токаев сменил на посту председателя Ардонского отделения епархиального училищного Совета ректора Александровской миссионерской духовной семинарии архимандрита Иоанна (Алексеева). Эту ответственную должность о. К. Токаев исполнял до 1 августа 1900 г., когда его сменил на этом посту ректор Александровской миссионерской духовной семинарии архимандрит Димитрий (Абашидзе) [17, 155-156]. Постоянным членом Ардонского отделения о. К. Токаев оставался до окончания своей службы в сел. Ардон.

Неотъемлемой частью просветительской деятельности о. Косьмы Токаева являлись его переводы богослужебной литературы на осетинский язык. В 70-е и сер. 80-х годов ХIХ в. о. Косьма Токаев был одним из активных сподвижников епископа Владикавказского Иосифа в этом важном деле. Современник писал в газете «Терские ведомости» о том, что о.Косьма «был отличным сотрудником Преосв. Иосифа в составлении последним трудов по осетинскому языку» [18].

Вместе с осетинскими священниками М. Сухиевым, А. Цаликовым, И. Дзампаевым, о. К. Токаев входил в состав особого Цензурного комитета, созданного во Владикавказе для перевода на осетинский язык священноцерковных и учебных книг. Члены комитета осуществляли цензуру, оказывали практическую помощь переводчикам, сами перевели на осетинский язык ряд книг и учебных пособий.

В 1878 г. священники Косьма Токаев и Михаил Сухиев были цензорами «Катехизических поучений», которые архимандрит Иосиф составил на осетинском языке и издал на собственные средства [19]. «Катехизические поучения» были отпечатаны усовершенствованным алфавитом Шёгрена, который архимандрит Иосиф сократил на 11 букв. «Теперь, – писал Преосв. Иосиф в 1878 г., – я сделал опыт, отпечатав русским алфавитом две первые мои вступительные беседы. Осетинский перевод их просмотрен и исправлен священниками-осетинами Токаевым и Духиевым (Сухиевым – Л.Г.). По обсуждении священниками предложениями моего о замене осетинского Шегреновского алфавита вполне русским и сделанного мною опыта, оказывается, что это очень удобно и во всякой типографии можно будет печатать. Русский перевод хорошо передает все звуки осетинского языка. И в школах одновременно и легко будут изучаться как русская, так и осетинская грамматика» [20, 69].

Издание представляло собой еженедельную газету малого формата. Всего за 1878 г. вышло 52 номера. «Катехизические поучения» стали большим подспорьем при подготовке священников к проповедям. Определенное количество газетных номеров доставлялось в Южную Осетию [21].

По мнению исследователя периодической печати Северной Осетии В.Д. Таказова, эту церковную газету, отвечавшую всем требованиям периодического издания, можно считать первой частной газетой Терской области, положившей начало осетиноязычной периодике [22, 41].

В 1881 г. Цензурный комитет, в состав которого вместе с К. Токаевым входили священники М. Сухиев, А. Цаликов и И. Дзампаев, одобрил издание во Владикавказе на осетинском языке книги архиепископа Иосифа «Краткая священная история Ветхого Завета». В 1881 г. цензурный комитет в том же составе, включая священника А.Гатуева, разрешил к изданию другую книгу архиепископа Иосифа «Священная история церкви Божией Нового Завета». В том же году обе книги были изданы во Владикавказе.

В феврале 1881 года за усердие и труды по переводу богослужебных книг на осетинский язык священник Косьма Токаев был награжден знаком святой Нины 4-го разряда [23,4].

О. Косьма Токаев оказал епископу Владикавказскому Иосифу существенную помощь при составлении «Русско-осетинского словаря с краткой грамматикой», над которым тот трудился двадцать пять лет. Епископ Иосиф в предисловии к первому изданию словаря писал, что с 1880 года «…представилась необходимость пополнить словарь многими словами, в разговорном и житейском быту употребляемыми, но не встречающимися в книжном языке. В этом деле, вписанием в мои тетради недостававших слов, потрудились (за что и приношу им искреннюю мою благодарность) образованные священники-осетины: Михаил Сухиев, Косьма Такаев (Токаев – Л.Г.), Александр Цаликов и (умерший) Алексий Аладжиков» [24,1].

Священник К. Токаев был цензором пятого издания «Осетино-русского букваря» епископа Иосифа, изданного в 1895 году во Владикавказе по благословению епископа Владикавказского и Моздокского Владимира. В составе Цензурного комитета о.К.Токаев работал вплоть до начала ХХ в.

В 1901 г. протоиерей К.Токаев был привлечен епископом Владикавказским и Моздокским Владимиром (Филаретом Алексеевичем Сеньковским) (1837 – 1917) к работе по пересмотру, изданного в 1864 г., перевода Евангелия от Матфея на осетинском языке. По представлению К.Хетагурова, в состав Комиссии вошли протоиерей Алексий Гатуев (председатель), священники К.Токаев, А.Цаликов, А. Цаголов, М. Хетагуров, М. Коцоев, Н. Джиоев и светские лица: Г. Баев, В. Цораев, А. Кубалов, З.Кубалов, К. Хетагуров, Х. Уруймагов, Ф. Голиев (члены) [25, 93]. Коста Хетагуров, который из-за загруженности работой в газете «Северный Кавказ» не смог лично принять участие в заседаниях комиссии, представил краткий доклад [25, 22-27]. К работе над переводом Евангелия о.К. Токаев привлек наиболее подготовленных студентов Александровской миссионерской духовной семинарии в сел. Ардон, которым он преподавал осетинский язык. Издание во Владикавказе в 1902 г. Евангелия от Матфея стало знаменательным событием в жизни Осетии.

О. К. Токаев перевел на осетинский язык утренние и вечерние молитвы, которые были изданы Михаило-Архангельским братством. Он также работал над исправлением перевода Псалтыря, который не был напечатан из-за отсутствия средств [26, 10].

Деятельность осетинского духовенства по переводу богослужебных книг на осетинский язык, оставившая глубокий след в истории осетинской культуры, высоко оценивалась еще современниками. Видный общественный деятель дореволюционной Осетии Гаппо (Георгий Васильевич) Баев в своей статье «Письма осетина» писал: «Но самую глубокую благодарность осетинский народ должен питать к своему духовенству за его работу на почве родной письменности. Современная светская осетинская литература, безусловно, могла развиться только на почве именно этих трудов. Все церковные книги, части Библии и, наконец, Евангелие были переведены трудами священников. Учебники для школ – Ветхий Завет, Новый Завет, азбуки, словари и другие, изданные апостолом Осетии епископом Иосифом, изданы только при ближайшей помощи священников-осетин, имена которых красуются на этих изданиях: М. Сухиев, К.Токаев, А. Гатуев, А. Цаликов, И. Дзампаев» [27, 362].

Свою пастырскую, преподавательскую и переводческую работу о.Косьма Токаев сочетал с публицистической (в светской и церковной печати) и научно-изыскательской деятельностью. Находясь на церковном служении в с.Гизель, о.К.Токаев опубликовал в 1873 г. в областной газете «Терские ведомости» свою статью «Несколько слов о религиозном состоянии осетин-христиан», подписавшись под ней как «Гизельский священник» [28, 258-260].

Автор статьи связал процесс распространения христианства в Осетии с успешной деятельностью Общества восстановления православного христианства на Кавказе, усилившего свое общественное влияние со второй половины 60-х годов XIX в. В деле утверждения православной веры и искоренения суеверий и предрассудков среди осетин, по мнению о.К.Токаева, особую важность имела подготовка в духовных семинариях священников из числа осетин, проведения ими богослужений (по переведенным на осетинский язык богослужебным книгам), бесед и церковных треб на родном языке. Положения статьи о.К. Токаева о невысокой роли священников-грузин в процессе укрепления православия в Осетии, были оспорены Иосифом Давидовым в его полемической статье «Несколько слов о религиозном состоянии осетин-горцев. Из сел. Хидикус», опубликованной в 1874 г. в газете «Терские ведомости» [29, 269-270].

Крупный российский этнограф – кавказовед М.О.Косвен в своем известном историографическом труде «Материалы по истории этнографического изучения Кавказа в русской науке» упомянул фамилию о.К.Токаева среди плеяды авторов-осетин, писавших в 70-е годы XIX в. на этнографические темы [30, 269-270]. Вклад о. Косьмы в этнографию осетин М.О.Косвен осветил в небольшой справочной статье во второй части этого же труда [30, 159].

В 1880 г. в газете «Терские ведомости» о. К.Токаев опубликовал заметку, в которой описал совместное праздничное торжество в честь 25-летнего царствования императора Александра II, в котором совместно участвовали казаки станицы Ардонской и осетины селения Ардонского и расквартированный там Владикавказский полк [31, 132-134]. В том же году в «Терских ведомостях» появилась статья «Поездка Преосвященного Иосифа, Епископа Владикавказского в горы и освящение Нарской церкви», автором которой, по нашему мнению, является о.Косьма Токаев (статья подписана инициалом «Т») [32, 166-174.]. В статье дано подробное описание церемонии освящения храма Великомученика Георгия Победоносца в сел. Нар (Наро-Мамисонского прихода) в июле 1979 г., в котором принимал участие и сам о.К.Токаев.

В 1898 г. в двух номерах журнала «Владикавказские епархиальные ведомости» вышла статья о.К.Токаева «Следование Иверской чудотворной иконы Божией Матери по горам Северной Осетии Алагирского ущелья» [33, 66-69]. В статье, посвященной крестному ходу 1897 г., который он сам возглавлял, протоиерей К.Токаев изложил историю чудотворной иконы Моздокской (Иверской) Божией Матери и подробно остановился на ее чествовании в горских приходах Алагирского ущелья.

Во время своего служения в сел. Ардон о. К.Токаев оказался причастен к научной работе таких выдающихся русских ученых, как В.Ф.Миллер (1848 –1913) и М.М.Ковалевский (1851-1916). Он был одним из тех представителей осетинской национальной интеллигенции, которых привлекли ученые к своей исследовательской работе об осетинах. Современник отмечал в «Терских ведомостях», что о. К.Токаев «…помогал ученым-исследователям осетинской истории и этнографии, напр. Всев. Миллеру, издавшему «Осетинские этюды», и М.М.Ковалевскому, издавшему в прошлом капитальное исследование «Закон и обычай на Кавказе» [38].

Знакомство В.Ф.Миллера с о. К. Токаевым было связано с работой ученого над составлением осетинско-русско-немецкого словаря, разработкой научной грамматики осетинского языка и сбором этнографического и фольклорного материала для «Осетинских этюдов». Оно могло произойти уже в 1879 г. – в первое путешествие В.Ф. Миллера в Осетию, когда он начал собирать материал по осетинскому языку. Следующие научные поездки в Осетию В.Ф.Миллер совершил в 1880, 1881, 1883, 1885 и 1886 годах.

В 1882 г. В.Ф.Миллер в предисловии к первой части «Осетинских этюдов» отмечал, что «при скудости средств в изучении осетинского языка» он не мог «рассчитывать достигнуть поставленной себе цели без помощи самих осетин» [34, 8]. О поездке летом 1883 года В.Ф.Миллер писал: «Во Владикавказе мне удалось привлечь образованных осетин к участию в составлении осетинско-русского словаря. Привезенный мною рукописный словарь, заключавший 2800 слов, на карточках, начал быстро пополняться, благодаря энергии, с которой взялись за это дело сами осетины» [35, 203]. Как знаток осетинского языка, о.Косьма Токаев не мог не принимать участие в этой работе.

О знакомстве о.К.Токаева с В.Ф.Миллером свидетельствует письмо одного из видных деятелей осетинской культуры Алмахсида Канукова В.Ф.Миллеру: «А.Гатуев и К.Томаев (Токаев – Л.Г.) шлют Вам душевный поклон и выражают свою надежду, что вы не откажете всегда в посильной помощи для распростр граммат [36, 122]. В письме о.К.Токаева В.Ф. Миллеру от 20 марта 1889 г., хранящемся в архиве, священник просит ученого оказать содействие в приобретении нескольких экземпляров «Осетинских этюдов» для использования их в преподавании осетинского языка в Александровском духовном училище в сел. Ардон. «Так как кроме краткой грамматики Преосвященного Иосифа на осетинском языке не существует никаких руководств для изучения этого языка, Ваши этюды и исследование языка с нартовскими сказаниями были бы неоценимым пособием для изучения этого языка», – писал о. Косьма [37, 139-140].

Летом 1883 г. о. К. Токаев познакомился с крупнейшим историком России М.М.Ковалевским, когда тот вместе с В.Ф.Миллером совершал свое первое путешествие в Северную Осетию и Балкарию. Для сбора полевого материала по обычному праву осетин и различным сторонам быта М.М.Ковалевский определил три населенных пункта равнинной части Северной Осетии, одним из которых было сел. Ардон – крупный культурный центр дореволюционной Осетии. Вероятно, во многом выбор объекта этнографического исследования определялся влиянием В.Ф.Миллера, который консультировал М.М.Ковалевского по многим вопросам осетиноведения. В.Ф.Миллер, хорошо знакомый к этому времени со служившим в храме Георгия Победоносца в с.Ардон о. К. Токаевым, которого привлекал к сбору материалов для своих исследований, мог порекомендовать священника М.М.Ковалевскому в качестве помощника и информанта. О.К.Токаев не только сам предоставлял ученому материал по различным сторонам семейного и общественного быта осетин, но и помогал найти в сел. Ардон людей, хорошо знавших духовную культуру своего народа.

В «Полевых записях М.М.Ковалевского в Северной Осетии и Балкарии», опубликованных Б.А.Калоевым в приложении к его книге «М.М.Ковалевский и его исследования горских народов Кавказа», М.М.Ковалевский зафиксировал некоторые материалы о. К.Токаева по вопросам осетинской семьи и семейной обрядности. Так, при рассмотрении еще встречающегося в брачных обрядах осетин обычая обручать детей, находившихся в колыбели, М.М.Ковалевский пишет: «Браки детей колыбельных со взрослыми встречались в прежнее время и доселе практикуются в Туалети. В 1881 г. Такоев (Токаев – Л.Г.), священник из Ардона, и Гатуев, тоже священник из Алагира, с трудом убедили одно семейство в Туалети отказаться от такого обряда» [38, 159]. Этнографический материал, почерпнутый у о. К. Токаева, М.М. Ковалевский использовал в пятой главе «Семейное право осетин» (раздел «Брачное право») своего фундаментального труда «Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении» [39].

В полевых записях М.М.Ковалевского также приводятся сравнительные материалы по численному составу большой семьи у осетин в конце ХIХ века из сел. Ардон и сел. Салугардан, некоторых причинах распада больших семей; частнособственнических тенденциях, раздорах женщин, порядках раздела, при котором из имущества выделялись особые доли для родителей, старшего и младшего братьев [40, 161]. Эти данные были широко использованы М.М.Ковалевским в шестой главе «Система родства и наследования» (раздел «Наследственное право») указанной книги.

Великолепный знаток традиционной культуры осетин, о. К.Токаев предоставил М.М.Ковалевскому материал и по другим вопросам этнографии осетин, в том числе, и по многим архаичным обычаям. К сожалению, в вышеуказанной работе М.М.Ковалевского не даны сноски на материалы о. К. Токаева.

В 1891 г. о. К. Токаев, по просьбе известного собирателя народного фольклора осетин Цоцко Амбалова, организовал воспитанников Александровского осетинского духовного училища в сел. Ардон для сбора фольклорного материала. Ими были записаны в сел. Ардон от народных исполнителей такие осетинские волшебные сказки, как «Три голубки», «Любимая богом прекрасная лань», «Об Аллар-биллар» и др. [41].

Одним из важных общественных вопросов, вокруг которого шла борьба в Северной Осетии в начале ХХ века, стал вопрос о народном образовании. Особенно острой она стала в годы революции 1905-1907 гг. Левое крыло осетинского учительства еще более решительно выступило за реорганизацию церковно-приходских школ и замены священников учителями. Духовенство, в том числе и протоиерей Косьма Токаев, и консервативная часть учительства продолжали отстаивать их, добиваясь увольнения революционно-настроенных учителей [42, 129].

В 1905 г. революционный дух охватил и семинаристов Александровской миссионерской духовной семинарии, в котором о.К.Токаев преподавал осетинский язык. Семинаристы не были изолированы от революционного движения в России, Терской области, сел. Ардон и семинарского движения за реорганизацию духовных учебных заведений (борьба за отмену экзаменов, перехода из класса в класс по годовым отметкам и т. д.). Действия семинаристов стали более организованными и сплоченными. В феврале 1905 года, когда из семинарии «за дерзость и отказ посещать церковь» были исключены семинаристы Айдаров, Едзиев, Тагзиев и Сикоев, на их защиту встали все старшие классы, решив потребовать восстановления их прав [43, 41].

В деле защиты своих товарищей семинаристы пошли на беспрецедентные меры. В рапорте начальника Владикавказского округа заведующему полицией на Кавказе об аграрном движении в Терской области в 1905 году сообщалось: «В селении Ардон в ночь на 18 февраля произведена несколькими лицами стрельба в квартиру ректора Ардонской миссионерской семинарии и побиты стекла в окнах семинарии» [43, 106].

Учитывая неспокойную ситуацию в округе, епархиальная власть пошла на уступки и 16 марта 1905 г. восстановила отчисленных семинаристов. Однако противостояние семинаристов против духовенства семинарии на этом не прекратилось. В рапорте начальника Владикавказского округа заведующему полицией на Кавказе сообщалось, что «1 июня произведена стрельба в дом священника Токаева» [44, 106]. По сообщению инспектора семинарии, «в демонстрации против протоиерея, организованной 1 июня 1905 г., принимали участие семинаристы Сикоев, Тагзиев и еще несколько воспитанников старших классов» [45, 43]. Устрашающая акция против протоиерея К.Токаева была, скорее всего, актом мести прежде отчисленных семинаристов (Сикоева и Тагзиева – Л.Г.).

После всех происшедших в Ардоне событий благочинному церквей XI округа протоиерею Косьме Токаеву 14/21 июня 1905 г. было дано разрешение Владикавказского епархиального начальства на временное проживание в г. Владикавказ [46, 192]. Переезд о. К.Токаева во Владикавказ был связан с тем, что, по-видимому, епархиальные власти решили перевести священника на новое место служения. Назначение последовало 28 июля 1905 года: протоиерей Косьма Токаев был переведен на вакансию священника в сел. Орбелиановка. Этим же распоряжением о.К.Токаев был освобожден от должностей настоятеля Георгиевской церкви сел. Ардон и благочинного ХI (Ардонского) округа, на которые был назначен священник сел. Ногкау Иоанн Рамонов [47, 203].

Селение Орбелиановка, ставшее последним местом служения о. К. Токаева, образовалось в 1867 г. из выходцев разных губерний России (134 двора с 606 жителями) и входило во 2-й (Пятигорский) благочиннический округ Владикавказской епархии (в настоящее время это поселок Орбелиановка Минераловодческого района Ставропольского края) [48, 10]. По существу, это была ссылка для известного священнослужителя, который, в общей сложности, 22 года возглавлял многотысячный Ардонский благочиннический округ.

Сел. Орбелиановка стало местом кончины протоиерея Косьмы Токаева. Во «Владикавказских епархиальных ведомостях» за 1906 г., где обычно публиковались некрологи об умерших священнослужителях, в разделе «Перемены по службе» было опубликовано лишь краткое сообщение о том, что «Протоиерей Орбелианского молитвенного дома Косьма Токаев скончался 16 августа 1906 г.» [48,10]. Протоиерей Косьма Токаев был погребен в ограде Пятигорского Спасского собора [49, 216].

Протоиерей К.Токаев оставил большую семью: шестерых детей – четырех сыновей и двух дочерей. Трое сыновей (Георгий, Александр и Сергей) о. Косьмы получили духовное образование и трудились на ниве церкви и просвещения, сын Василий с 1889 года служил хорунжим, затем сотником первого волжского полка Терского казачьего войска, одна дочь (Мария) многие годы была воспитателем Владикавказского епархиального женского училища, другая (Елена) – сотрудницей ЦИК Осетинской автономной области [50].

Подвижническая деятельность и творческое наследие протоиерея Косьмы Токаева, видного миссионера, просветителя, педагога и этнографа дореволюционной Осетии, должны стать объектом более пристального внимания исследователей.



     1. Дата рождения (1843 г.) о. К. Токаева установлена по Послужному списку о причте Святого Великомученика Георгия Победоносца, Ардонского селения, Владикавказской епархии за 1892 г. // Центральный государственный архив РСО-Алания (далее ЦГА РСО-А.) Ф.150. Оп.1.Д.329. Л.3об.; Научный архив Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований (далее НА СОИГСИ). Ф. Лингвистика. Д.58. П.33. Л.9. В то же время по Годичной ведомости об учениках Владикавказского духовного училища за 1858/59 уч. год // (далее ЦГА РСО-А.) Ф.149.Оп.1.Д.391. Л.2. и Справочного листа о службе протоиерея Георгиевской церкви селения Ардонского Косьмы Токаева за 1901 г. // ЦГА РСО-А. Ф.150. Оп.1. Д.334. Л.21-22. Датой рождения о.К. Токаева является 1844 г.
     2. ЦГА РСО – А. Ф. 149.Оп.1.Д.391.
     3. ЦГА РСО – А. Ф.150. Оп.1.Д.329.
     4. Кануков Инал. В осетинском ауле // Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1875. Вып. VIII.
     5. Ирон из сел.Христианского (Корресп. ТВ) // Статьи неофициальной части Терских Ведомостей за 1880г. №52.
     6. Отчет Общества восстановления православного христианства на Кавказе за 1889 год. Тифлис, 1890 г.
     7. Владикавказские епархиальные ведомости (далее ВЕВ). 1897. №10.
     8. ВЕВ. 1903. №11.
     9. Терские ведомости (далее ТВ). 1891 г. №41. 23 мая.
     10. Обзор деятельности Общества восстановления православного христианства на Кавказе за 1860-1910 гг. Тифлис, 1910.
     11. ЦГА РСО-А. Ф.143. Оп.2. Д.130.
     12. Чырыстон цард. 1911. №2. С.44-49; С.57-60; №4. С.136-14; №6. С.215-220; №8. С.262-267; С.272-278; №11. С.262-267; №12. С.398-401; 1913. №2. С.62-68; №3. С.103-107.
     13. ЦГА РСО-А. Ф.140. Оп.1.Д.7. Л.1.
     14. ВЕВ. 1897. № 8 и 9.
     15. ЦГА РСО-А. Ф. 143. Оп.2. Д. 109 (1).
     16. ВЕВ. 1896. №2.
     17. ВЕВ.1900. №17.
     18. ТВ. 1891. № 41. 23 мая.
     19. Иосиф, епископ Владикавказский. Катехизические поучения. Владикавказ, 1878 г. (на осет. яз.).
     20. Попов И. Преосвященный Иосиф, епископ Владикавказский (1821-1890 гг.). Киев, 1902.
     21. Баев Г. Исторические сведения о развитии христианства в Осетии 1907-1912 гг. // ЦГА РСО-А. Ф.224. Оп.1. Д.18.
     22. Таказов В.Д. Журналистика и литературный процесс в Осетии (вторая половина ХIХ – начало ХХ в.). СПб., 1998.
     23. ЦГА РСО – А. Ф.150. Оп.1. Д.329.
     24. Русско-осетинский словарь с краткой грамматикой. Составил Иосиф, епископ Владикавказский. Владикавказ, 1884.
     25. НА СОИГСИ. Ф. Коста Хетагурова. Оп.1.П.10.Д.93.
     26. НА СОИГСИ. Ф. Лингвистика. Д.58. П.33.
     27. Баев Г. Письма осетина // Казбек. 1905. № 2163 // Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах (далее ППКОО) / Сост. Л.А.Чибиров. Цхинвали, 1991. Т.5.
     28. Из статьи Гизельского священника (Косьмы Токаева ) Несколько слов о религиозном состоянии осетин-христиан // ТВ. 1873. № 52 // ППКОО / Сост. Л.А. Чибиров. Цхинвали, 1987. Т.3.
     29. (И.Давидов) Несколько слов о религиозном состоянии осетин-горцев. Из сел. Хидикус // ТВ. 1874. №12. // ППКОО / Сост. Л.А. Чибиров. Цхинвали, 1987. Т.3. С.260-262. Автора опубликованной без подписи статьи – Иосифа Давидова – установил М.О.Косвен в работе Материалы по истории этнографического изучения Кавказа в русской науке (далее МИЭИК) // Кавказский этнографический сборник (далее КЭС). М.–Л., 1962. Ч.III.
     30. Косвен М.О. МИЭИК // КЭС. М.–Л., 1962. Ч.III.
     31. Священник К.Тукаев (Токаев – Л.Г.) пишет из сел.Ардонского // Статьи неофициальной части ТВ за 1880 год. №11.
     32. Т. (Токаев – Л.Г.) Поездка Преосвященного Иосифа, епископа Владикавказского в горы и освящение Нарской церкви // Статьи неофициальной части ТВ за 1880 год. № 15.
     33. Протоиерей Косьма Токаев. Следование Иверской чудотворной иконы Божией Матери по горам Северной Осетии Алагирского ущелья // ВЕВ. 1898. №3. С.49-52; ВЕВ. 1898. №4.
     34. Миллер В.Ф. Осетинские этюды. М., 1881. Ч.I.
     35. Миллер В.Ф. Сообщение о поездке в Горские общества Кабарды и в Осетию летом 1883 года // Известия Кавказского отдела императорского Русского географического общества. Тифлис, 1884-1885. Т.VIII.
     36. Письмо А.Канукова – В.Ф.Миллеру // ЦГАЛИ.Ф.323.Оп.1.Д.208.ЛЛ. 8-11об. // Б.А.Калоев. Миллер-кавказовед (Исследование и материалы). Орджоникидзе, 1963.
     37. Письмо К.Токаева – В.Ф.Миллеру. 20 марта 1889 г. // ЦГАЛИ. Ф.323. Оп.1. Д.391. ЛЛ.1, 1 об, 2 // Б.А.Калоев. Миллер-кавказовед (Исследование и материалы). Орджоникидзе, 1963.
     38. Калоев Б.А. М.М.Ковалевский и его исследования горских народов Кавказа. М., 1979.
     39. Ковалевский М.М. Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении. Т.1-2. М., 1886.
     40. Калоев Б.А. М.М.Ковалевский и его исследования горских народов Кавказа. М., 1979.
     41. НА СОИГСИ. Д.30-6. П.73. Л.1-6; Ф. 32. П.75. Л.29-33; Д.30-1. П.73. Л.43-56.
     42. Тотоев М.С. Народное образование и педагогическая мысль в дореволюционной Северной Осетии. Орджоникидзе, 1961.
     43. Зангиев Х.М. Ардонская семинария. Исторический очерк. Орджоникидзе, 1965.
     44. Северная Осетия в революции 1905-1907 годов. Документы и материалы. Орджоникидзе, 1955.
     45. Зангиев Х.М. Ардонская семинария. Исторический очерк. Орджоникидзе, 1965.
     46. ВЕВ. 1905. №13-14.
     47. ВЕВ. 1905. №16.
     48. Терский календарь на 1907 год. Владикавказ, 1907. Вып.16.
     49. Перемены по службе // ВЕВ. 1906. №17-18.
     50. Токаев С.А. Просветитель протоиерей Косьма Токаев // Православная Осетия. Февраль 2005 г., №2 (46) и Он нес Слово Божие осетинам на родном языке. Просветитель, протоиерей К.Г.Токаев // Северная Осетия. 6 февраля 2002 г., №23.



Источник:
Гостиева Л. К. Протоиерей Косьма Токаев: миссионер, просветитель, педагог, этнограф // Известия СОИГСИ. 2009. Вып. 3 (42). С.32-44.

Похожие новости:

  • Научно-координационная работа А. М. Шегрена по переводам учебной и богослужебной литературы на осетинский язык
  • Православие в формировании российской государственности и общероссийской идентичности в Осетии (конец XVIII – начало XX в.)
  • Мусса Хаким (М. Г. Домба) и его письма к Хаджи-Мурату Мугуеву
  • Северокавказские села округа Токат глазами французского иезуита: княжеская свадьба и версия «Сагъæстæ» Темирболата Мамсурова
  • Приметы модернизации: хозяйственно-экономическое развитие Северного Кавказа по материалам неофициальной части «Терских ведомостей» (60-70 е гг. XIX в.)
  • Миссионерская и просветительская деятельность священника Георгия Сикоева
  • Кавказская Скифия
  • Формирование мюридизма — идеологии Кавказской войны
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    liex

    Авторизация

    Реклама

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Октябрь 2020 (1)
    Сентябрь 2020 (1)
    Август 2020 (4)
    Июнь 2020 (2)
    Май 2020 (8)
    Апрель 2020 (1)
      Осетия - Алания