Главная > Интересно > Новое текстологическое сознание как явление после-постмодернистской культуры

Новое текстологическое сознание как явление после-постмодернистской культуры


15 октября 2011. Разместил: admin
Ж.Ж.Толысбаева

В культуре народов, не так давно вышедших из советского содружества, сегодня происходят процессы, свидетельствующие о глубоко индивидуальном историко-национальном пути каждого народа, а также имеют место явления, указывающие на онтологическую общность культур и литератур. В этом отношении содержание и направление развития литератур Кавказа и России идентично соотношению литератур России и Казахстана. Погруженнность в пространство пост-модернистской культуры «обязала» деятелей искусства слова создавать национально-адаптированный мирообраз этой эпохи, следовательно, вводить новые художественно-поэтические элементы. Цель настоящей статьи — вывести коллег-филологов Кавказа на диалог о степени самобытности постмодернизма в той или иной национальной парадигме, о влиянии постмодернизма на поэтику текста. В качестве исходных для диалога представляю следующие размышления.

Состояние русскоязычной поэзии Казахстана конца XX — начала XXI столетий свидетельствует о её переходе на новый виток развития. Важнейшей отличительной чертой современной поэзии Казахстана является то. что в настоящих тезисах предлагается называть новым формирующимся текстологическим сознанием. Интересные образцы экспериментов над Словом можно найти в конкурсных сборниках стихотворений «СОРОС — Казахстан — дебют» (Алматы, 1996, 1999), «Явь и сны. Новая поэзия Казахстана» (Алматы, 2001), в номерах литературно-художественного журнала «Аполлинарий», на электронном сайте «Магия твердых форм и свободы»» и в сборниках стихотворений отдельных авторов. Надо признать — та поэтика «зауми», которой щедро рассыпались в своих поэтических изысках так называемые «молодые» поэты, дала неожиданный результат. Она «срастила» зазор между богато наработанной теорией постмодернизма и требованиями новейшего (после-постмодернистского) времени.

В основу рождающейся поэтики положено обновленное чувство Текста как Мира. В поэзии сегодняшнего дня гетерогенность постмодернистской картины мира на глазах теряет свою востребованность. Поэзия вступает в период поиска новой целостности, когда «высший пилотаж» автора уже не измеряется его способностью «вписаться» в каноны сонета или демонстрацией полной версификационной раскованности в верлибрической поэтике. Установка на создание текста как жестко организованного художественного целого определяет поиск Другой поэтики. Так введение новых графических, орфографических, просодических, синтаксических норм постепенно перестает шокировать читательское сознание и начинает восприниматься как некая новая художественная реальность, которая только начинает разворачиваться и осваиваться. В стихах поэтов «новейшего Поиска» (позволим себе такое обозначение) на первое место выдвигаются и произносительно-интонационное начало, и визуально-графическое оформление текста. К сожалению, рамки нашего исследования не разрешают дать интерпретацию многих интересных явлений поэзии современного Казахстана.

Определенная группа авторов — М.Исенов, Д.Накипов, Е.Зейферт, ЮЛеонов. И.Полуяхтов, О.Жанайдаров, А.Тажи, И.Бекетов — настойчиво разрабатывает так называемый «новый поэтический алфавит». Искажение или отказ наследовать нормы поэтики, бывшей в авангарде стихотворчества до настоящего времени, направлены на компрессию Текста. Новые смыслы обретают перемещения в центр поэтической речи ранее вторичных признаков текста — мелодики интонирования и фонетических соотношений внутри высказывания. Вестернизация (в данном случае имеется в виду специфичная англо-американская орфография) и приобщение к культуре компьютеров также сделали свое дело: отказ от прописных букв, знаков препинания, компьютерная графика сегодня уже не воспринимается как эпатажное свойство текста.

В качестве образца нового поэтического сознания можно представить поэтику "книги поэзии» Д.Накипова «Песня моллюска». О высоком уровне «книжного» мышления автора свидетельствует четко проступающий на всех этапах книги контрапункт поэтики. Наряду с традиционной «азбукой» тонического стихосложения автором востребована абсолютно иная система организации художественного текста, где вводятся принципиально иные формы поэтической изометрии. К концу книги сформировалась та форма глубинного постижения языка, когда разъять текст на составляющие не представляется возможным:

...декорации и кулисы ещё больше провоцировали на
аквариумные ассоциации водоросли гроты кораллы Его до
боли поразила мысль что эти ихтиандро русалко рыбы так
беспечно плавают среди этого сырого холодного города
в цветной воде сцены юрк-юрк туда сюда и потом
замирают а в другом конце аквариума уже начинается
новый танец плаванье русая русалка вьется вокруг
ихтиандра а тот бережно переносит её на руках пока она
быстро перебирает ножками бульк-бульк вниз-вверх опять
зачем-то замерли1

Ниже мы предлагаем этот же текст со знаками нашего исследовательского комментария:
Новое текстологическое сознание как явление после-постмодернистской культуры


В цитате выделены те принципы организации текста, которые работают на создание нового поэтического регистра:

— обозначены цезурные паузы и указан рисунок ударений перед цезурой, задающий четкий контрапункт жестко закрепленным чередованием дактилических, женских, мужских окончаний (в случае с классификацией ударения в слове «бульк» мы оставляем за сонорным «л» его право на протяжность произношения);

— представлена синтаксическая изометрия фразовых отрезков речи;
жирным курсивом выделены некоторые смыслоообразующие созвучия: звуковая волна дрожащих раскатистых созвучий («ра», «ро», «ре») заглушает фоно-тему глухого «к», и дает бессознательный эффект погружения в воду, тем более, что семантика словообразов со звуковым комплексом «р» представлена морской тематикой (грот, кораллы, ихтиандр, русалка, рыба, аквариум и т.д.);

— подчеркнуты созвучия, рожденные иллюзивной спонтанностью речепотока и также нагруженные смыслопорождающей функцией: рифмические или ассонансные соотнесения выстраивают устойчивую образную параллель «сцена — океан». Сравним: «декор ации — ассоциации», «кулисы — водоросли», «города грот», «замерли — аквариум».

Признаки новой поэтической системы в процитированном тексте также становятся высшим доказательством радикально изменившегося текстологического сознания.

Тексты, созданные в соответствии с новыми принципами организации поэтической речи, обнажают степень несоответствия научно-теоретической базы современного литературоведения практике самой поэзии. Сегодня появляется так называемая рефлексирующая поэзия, которая в процессе познания Текста-Мира по-новому переосмысливает все его элементы. Так намечается абрис новой поэзии, цель которой — постижение «я» через погружение в стихию языка. Перечень поэтических инноваций, отмеченных нами выше, далеко не полный. Думается, что время позволит внести значительное количество замечаний и поправок на излагаемую проблему.


Примечания

1. Накипов Д. Песня моллюска. Книга поэзии. Алматы, 2000. С. 216.


Об авторе от адм. сайта:
Толысбаева Жанна Женисовна – д.филол.н., профессор, зав. кафедрой языковых дисциплин Каспийский государственный университет технологии и инжиниринга им. Ш.Есенова, г. Актау, Казахстан.


Источник:
Материалы международной юбилейной научной конференции
«Россия и Кавказ» (Владикавказ, 6-7 октября 2009 г.). Стр. 114 - 116.
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна






converse chuck taylor купить


Вернуться назад