Главная > Интересно > Материнство несовершеннолетних девочек как социально-педагогическая проблема

Материнство несовершеннолетних девочек как социально-педагогическая проблема


30 июля 2014. Разместил: admin
М. В. Красноярова
Выборгский филиал Северо-Западной академии государственной службы,
г. Выборг, Россия

Материнство несовершеннолетних девочек как социально-педагогическая проблемаИсследования социологов и демографов на протяжении последних двух десятилетий обнаруживают две устойчивые тенденции: снижение возраста начала сексуальной жизни, и повышение возраста вступления в брак и материнства. Происходят значительные изменения в нормативных представлениях и практике в сексуальной, матримониальной и репродуктивной сферах жизни общества. По данным Европейского Социального Исследования (ESS) нормативные представления о возрасте для девушки, когда «еще рано начинать сексуальные отношения», во всех странах меняются в сторону более низкого возраста сексуального дебюта при переходе от старших возрастных групп опрошенных к более молодым. Половые контакты у подростков встречаются все чаще и начинаются все раньше. В то же время во всех странах повышается фактический возраст вступления в брак и материнства. По прогнозам социологов, возрастная модель брака и рождаемости будет продолжать повсеместно стареть, и завершение этого процесса пока не просматривается [2].

Происходящие изменения побуждают общество к активному поиску направлений, форм и средств организации помощи семье в реализации родительских функций [3].

Отмечаемая тенденция всё более позднего вступления в брак и осознанного, желанного рождения ребёнка, объясняет рост запросов родителей на информационно-консультационные, медицинские, психологические услуги по вопросам, связанным с благополучным протеканием беременности, подготовке к родам, организации грудного вскармливания, подготовке к воспитанию и развитию ребёнка. Этот спрос удовлетворяется большим количеством организаций, оказывающих самую разную помощь молодым родителям на платной основе, использующих разнообразные методики подготовки к родам, технологии раннего развития ребёнка, от научно обоснованных до инновационных, экзотических, рискованных. Появилось большое количество журналов, книг, сайтов в Интернете, телеканалов, передач, адресованных родителям. Родители знают, чего хотят, ищут и выбирают ту услугу, которая соответствует их взглядам, убеждениям, материальным возможностям.

Совершено по-другому складывается ситуация, обусловленная тенденцией раннего начала сексуальной жизни. В условиях недостаточно организованного, почти отсутствующего сексуального просвещения и низкой контрацептивной культуры оно ведёт к раннему материнству, часто случайному, нежеланному, как следствие - рискованному. На протяжении нескольких десятилетий - с середины 1960-х до начала 1990-х годов - рост сексуальной активности среди подростков сопровождался устойчивым ростом уровня подростковой рождаемости. Коэффициент рождаемости в возрасте 15-19 лет за два с половиной десятилетия между 1965 и 1990 годами вырос более чем вдвое - с 23 до 56 рождений на 1000 женщин этого возраста. Вклад матерей до 20 лет в общую величину суммарной рождаемости увеличился с 5 процентов в 1965 до 18 процентов в 1994 году. К 2000 году отмечалось некоторое уменьшение количества рождений у несовершеннолетних матерей. Но по данным Всемирной организации здравоохранения на них стабильно приходится примерно 11 % от общего числа родов во всём мире. Поэтому проблема раннего материнства продолжает волновать медиков, педагогов, психологов, демографов [2; 5].

Социально-психологические исследования показывают, что материнство девочек-подростков в силу ряда объективных факторов является рискованным, ведёт к социальному сиротству, скрытому инфантициду, представляет угрозу для физического и психического здоровья как ребёнка, так и его малолетней матери. Даже биологически зрелая юная мать не достигает личностной и социальной зрелости, обеспечивающей полноценное воспитание и развитие ребёнка. Чаще всего маленькими мамами становятся девушки из неблагополучных в социальном и материальном отношении семей - малообеспеченных, неполных, ведущих асоциальный образ жизни, злоупотребляющих алкоголем, а также выпускницы детских домов и интернатных учреждений. Эта категория мам, как правило, не готова к выполнению материнских функций, не осознаёт отсутствия необходимых умений, находится в трудной жизненной ситуации. В большинстве случаев юная мать остаётся одна со своими проблемами, пытается строить свою жизнь самостоятельно, не имея ни положительного опыта собственной родительской семьи, ни здорового социального окружения, не имея средств к существованию [1;4].

Помочь молодой маме адаптироваться к роли родительницы, увидеть в ребёнке не источник проблем, а полюбить его, овладеть навыками ухода за ним и ведения домашнего хозяйства, обеспечить необходимую материальную поддержку можно в условиях специально организованной системы социально-педагогического сопровождения на базе общественной организации, социального центра помощи семье и детям разного ведомственного подчинения. Очень важным шагом при организации социально-педагогического сопровождения раннего материнства является информирование молодых мам о тех услугах и помощи, которую они могут получить, мотивирование их к взаимодействию со специалистами. Необходима координация всех служб, которые на разных этапах соприкасаются с молодой семьёй.

За последние годы в России возникло большое количество общественных организаций, фондов, государственных центров, деятельность которых направлена на оказание материальной, социально-педагогической, психологической, юридической помощи и разносторонней поддержки семьи в интересах создания благоприятной среды для развития и воспитания ребёнка.

Активно развивается проектная деятельность в отношении организации различных видов поддержки семей с детьми, в том числе несовершеннолетних матерей. Накопленный опыт показывает, что востребованность и эффективность услуг общественных организаций в сфере семейных проблем достаточно высока. В условиях общественной организации, специального социального семейного центра, клуба, наиболее удобно сосредоточить усилия разных специалистов, волонтёров, представителей общественности, сотрудников государственных структур, ответственных за работу с семьёй. Именно здесь можно создать благоприятную социально-психологическую среду для становления юной матери как личности, поддержать её материально, создать условия для накопления положительного материнского опыта, овладения навыками ведения домашнего хозяйства, общения со сверстниками, находящимися в аналогичной жизненной ситуации, расширения социальных контактов.

Перед специалистами в области социальной педагогики стоит ряд задач:

1. Выявление основных проблем, возникающих у несовершеннолетней девушки в связи с рождением ребёнка.

2. Разработка содержания и определение условий эффективного социально-педагогического сопровождения раннего материнства.

3. Подбор наиболее эффективных социально-психолого-педагогических методов формирования ответственного родительства матерей-подростков.

4. Организация работы с социумом, непосредственным окружением несовершеннолетней матери — родителями, соседями, жителями района, учреждениями, с целью привлечения имеющихся у сообщества ресурсов (знаний, умений, материальных средств, свободного времени и др.) для создания благоприятной среды, поддержки несовершеннолетней матери и её ребёнка.

5. Анализ и обобщение имеющегося опыта организации социально-педагогической поддержки раннего материнства, обеспечение его использования в практике работы с несовершеннолетними мамами.


Литература

1. Бердникова, Т. В. Юное материнство в современной семье [монография] / Т. В. Бердникова, Н. С. Стелашов, Г. А. Сидоров. - Курский гос. мед. ун-т, Курский регион, 2000. - 161 с.

2. Захаров, С. Возрастной символизм культуры и его изменения / С. Захаров // Россия в Европе. По материалам международного сравнительного социологического проекта «Европейское социальное исследование» / Отв. ред. Андреенкова А. В., Беляева Л. А. - М.: Акдемия, 2009. Режим доступа к статье: http://demoscope.ru/weekly/2009/0385.

3. Ланцбург, М. Е. Исследование потребности в социальнопсихологической поддержке у матерей с детьми младенческого и раннего возраста / М. Е. Ланцбург, Т. О. Арчакова // Ребёнок в современном обществе. Сборник научных статей / Научные редакторы: Е. Ф. Обухова, Е, Г. Юдина - М.: МГППУ, 2007. - 336 с., с. 133-141.

4. Скутнева, С. В. Раннее материнство // Социологические исследования. - 2009,-№ 7. - С. 114-118.

5. Подростковая беременность: сложный в культурном отношении вопрос /' Бюллетень Всемирной организации здравоохранения [Электронный ресурс]. - Выпуск 87. - № 6. — 2009. - Режим доступа к бюллетеню: http://www.who.int/bulletin/ru/index.html


Красноярова М. В. Материнство несовершеннолетних девочек как социально-педагогическая проблема // Проблемы демографии, медицины и здоровья населения России: история и современность: сборник статей VII Международной научно-практической конференции / МНИЦ ПГСХА. - Пенза: РИО ПГСХА, 2009. - 232 с. С. 94 - 97.

Вернуться назад