Главная > Интересно > Донозологмческая диагностика морфофункционального состояния учащейся молодежи как элемент здоровьесберегающей технологии

Донозологмческая диагностика морфофункционального состояния учащейся молодежи как элемент здоровьесберегающей технологии


26 августа 2014. Разместил: admin
Е. Г. Мишина, О. М. Роицектаева, Ю. Г. Шипелова
Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, з. Нижний Тагил, Россия

За последние годы в стране произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. По данным исследований, лишь 10 % выпускников школ могут считаться здоровыми, 40 % имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний [1]. Данная статистика прямым образом относится к вузам, так как эти же выпускники общеобразовательных учреждений становятся студентами. В современных социокультурных условиях, обусловленных, с одной стороны, модернизацией образования, а с другой стороны, продолжающимся процессом ухудшения состояния здоровья учащейся молодежи, требуются более эффективные меры создания здоровьесберегающей среды в вузе. На сегодняшний день имеет место недооценка комплексного, системного решения проблемы создания здоровьесберегающей среды вуза. Это может быть связано с тем, что происходит переоценка возможностей студента. Нужно отметить, что сохранение здоровья у учащихся должно идти на протяжении всего периода обучения (школа - институт), в противном случае если не начинать, затормозить или не совершенствовать этот процесс, то к концу всего этапа обучения мы получим совершенно не готового и не адаптированного к жизни индивида. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в образовательном учреждении должно включать в себя 3 этапа. На первом этапе должен осуществляться мониторинг морфофункционального состояния организма учащихся, позволяющий выяснить уровень здоровья обучающихся. К тому же он позволяет оценить влияние различных инновационных образовательных технологий на здоровье участников образовательного процесса. На втором этапе разрабатываются профилактические и коррекционные мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся. На третьем этапе осуществляются коррекционные мероприятия, направленные на устранение функциональных отклонений у учащихся, входящих в группу риска по развитию различных заболеваний, здесь ведущая роль отводится специалистам: психологам, физиологам, медикам. Такая работа позволяет сохранять и укреплять здоровье подрастающего поколения [1]. Донозологическая диагностика морфофункционального состояния учащейся молодежи является обязательным условием реализации здоровьесберегающих образовательных технологий.

Целью нашей работы явилось изучение возможности применения оценки морфофункционального состояния студентов-первокурсников как элемента донозологической диагностики в условиях обучения в вузе. При исследовании морфофункционального состояния мы проводили оценку физического развития, оценивали состояние системной гемодинамики и определяли адаптационный потенциал по Р. М. Баевскому (1977). Нами было обследовано 135 студентов первого курса НТГСПА (115 девушек, 20 юношей) в возрасте 17-18 лет. В результате проведенных исследований было установлено, что соматометрические показатели девушек соответствуют возрастным нормам. У юношей возрастным нормам соответствует только показатели длины тела. В то время как показатель массы тела и ОГК ниже возрастной нормы у 84 % и 74 % обследованных юношей. Анализ показателей ЖЕЛ выявил, что у 78 % юношей и 69 % девушек этот показатель был ниже возрастной нормы, у остальных юношей и девушек показатель соответствовал возрастной норме. При оценке мышечной силы кисти установлено, что высокие значения показателя были у 5 % юношей и 3 % девушек, у 79 % юношей и 71 % девушек - ниже возрастной нормы, у остальных соответствовал возрастной норме. На наш взгляд резкое ухудшение физиометрических показателей связано со снижением двигательной активности школьников и студентов, ухудшением качества физического воспитания, интенсификации учебного процесса, нарушениями физиолого-гигиенических требований к организации образовательного процесса, недостаточном уровне компетентности педагогов и руководителей образовательных учреждений в вопросах здоровьесберегающего образования.

В процессе обучения в вузе студенты подвержены влиянию значительных статических нагрузок (напряжение небольших групп мышц кисти при письме), которые оказывают значительное воздействие на сердечно-сосудистую систему. Исследование показало, что показатели системной гемодинамики соответствуют возрастной норме, характерной для 17-18 летних юношей и девушек. Для более глубокого изучения состояния центральной гемодинамики измерения проводят при действии функциональных проб, с которыми студенты сталкиваются повседневно в процессе обучения в вузе [2]. Мы применяли локальную статическую нагрузку на мышцы предплечья в 30 % максимального произвольного усилия (МПУ) до отказа. Локальная статическая нагрузка вызывала достоверное увеличение показателей артериального давления (АД), САД и ДАД у девушек повышались на 12,3 и 11,1 %, у юношей - на 7,6 и 25,8 % соответственно. У всех обследованных был обнаружен однотипный характер изменения системной гемодинамики: СОК уменьшался на 2,6 % и 24,3 % (р<0,001) у девушек и юношей соответственно, а МОК повышался за счет увеличения ЧСС при выполнении нагрузки. ЧСС повышался у девушек на 18,7 % (р<0,01), а юношей на 34,2 % (р

Литература
1. Казин Э. М. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. — М.: гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000. - 192 с.

2. Тупицын И. О. Развитие системы кровообращения / И. О. Тупицын, И. Г. Андреева, В. Н. Безобразова и др. // Физиология развития ребенка (теоретические и прикладные аспекты) — М.: Образование от А до Я, 2000.-С. 148-165.


Мишина Е. Г., Роицектаева О. М., Шипелова Ю. Г. Донозологмческая диагностика морфофункционального состояния учащейся молодежи как элемент здоровьесберегающей технологии // Проблемы демографии, медицины и здоровья населения России: история и современность: сборник статей VII Международной научно-практической конференции / МНИЦ ПГСХА. - Пенза: РИО ПГСХА, 2009. - 232 с. С. 116 - 119.

Вернуться назад