Главная > Интересно > Современные модели взаимоотношений политической элиты со СМИ

Современные модели взаимоотношений политической элиты со СМИ


22 сентября 2014. Разместил: admin
В.И. Усова,
канд. полит, наук, доц., Владикавказский институт управления

Современные модели взаимоотношений политической элиты со СМИВыстраивание современной элитой конструктивных отношений со всеми элементами политического пространства невозможно без установления эффективных связей с ними. Выбор и характер использования конкретных средств коммуникации зависит от объекта информационного воздействия и конкретной политической ситуации. Технологии позиционирования современной политической элиты должны включать в себя взаимодействие со СМИ, публикацию агитационных материалов, различного рода служебную и доверительную информацию и др. Совокупность этих элементов составляет информационное пространство, формирование которого на современном этапе является одной из важных задач. Влияние политической элиты во многом зависит от характера ее взаимоотношений со СМИ.

Со стороны СМИ субъектами взаимодействия с политической элитой выступают:
- отдельные издания в лице их владельцев и руководителей;
- крупные медиа-холдинги;
- объединения СМИ в рамках Союза журналистов России, других творческих союзов;
- объединения СМИ на политической, региональной и этнической основе.

При этом степень взаимоотношений политической элиты со СМИ во многом зависит от уровня влияния и авторитетности СМИ в обществе, его вовлеченности в политический процесс. Политическая элита сама определяет методы работы и модели взаимодействия. Среди них:
- лоббирование (элита лоббирует интересы СМИ в органах законодательной и исполнительной власти);

- долевое участие органов власти в развитии СМИ (вхождение властных структур в учредители средств массовой информации с денежным или имущественным участием в них - выделение помещений под редакции, типографии, необходимой техники и т.д.);

- конструктивный диалог в целях достижения консенсуса;

- включение представителей политической элиты в руководящие органы СМИ (редакционные советы, редколлегии, советы директоров и медиахолдингов);

- взаимовыгодное экономическое сотрудничество;

- включение элиты СМИ во властные структуры (избрание в органы представительной власти, включение во всевозможные комитеты при главах субъектов РФ)

- коррупция [1, 112].

Особенно активно процесс избрания представителей СМИ в органы власти наблюдался в период расцвета гласности. Множество известных телеведущих и журналистов были избраны в Народные депутаты СССР, затем в Государственную Думу РФ, местные законодательные органы власти. Доступ к телевизионному эфиру и печатным изданиям давал им некоторые преимущества перед другими кандидатами в депутаты. С ужесточением избирательного законодательства, инициированного политической элитой, затруднился доступ представителей СМИ во властные структуры. Власть взяла на себя функции распорядителя, определяющего кто может войти в состав политической элиты, превратив в ряде регионов элиту СМИ в своего рода субэлиту, обслуживающую ее интересы.

Информация сегодня является важнейшим ресурсом. Потому неслучайно крайне актуальным является вопрос степени влияния и контроля над информационным пространством со стороны властных структур. Причем, влияние и контроль не обязательно должны носить характер авторитарного управления. Перефразируя известное утверждение «кто владеет информацией, тот владеет миром», можно констатировать: «источник информации владеет миром». Высокая степень открытости источника привлекает ретранслятор информации, в данном случает СМИ. Сегодня СМИ выступают не только в роли средства распространения информации, но и оказываются производителями информации. В настоящее время, на наш взгляд, можно говорить о нескольких моделях взаимоотношений в системе СМИ — правящая элита, отраженных в следующей схеме [2]:
Таблица
Современные модели взаимоотношений политической элиты со СМИ


В основу вычленения моделей положены следующие критерии: степень участия государства в уставном капитале средств массовой информации; сценарий поведения СМИ в отношении политической элиты; заинтересованность собственника (в случае с частными СМИ) в поддержке со стороны правящей политической элиты; политическая позиция и политическая активность СМИ. При более подробном рассмотрении в случае модели сателлита* средства массовой информации выполняют функцию «официального издания», «рупора» политической элиты, причем органы власти имеют легальные рычаги влияния на печатное издание, радио- или телеканал, выступающий в роли сателлита, исполнителя воли администрации или органов власти. Данная модель является наиболее устойчивой среди моделей взаимодействия СМИ и политической элиты. Без правильного позиционирования невозможно поддерживать имидж политика, высокие рейтинги того или иного руководителя. Люди постоянно хотят от власти конкретных, позитивных мероприятий. Поэтому в данном случае через СМИ распространяется информация о деятельности и конкретных мерах, которые предпринимает власть. В этом и заключается открытость власти, главная демократическая составляющая развития любого общества. Исторически сложилось так, что в период существования СССР в условиях монополии коммунистической идеологии практически все СМИ жестко контролировались государством и являлись, по сути своей, государственными. За последние двадцать лет отечественная система СМИ претерпела большие изменения. Многие бывшие центральные государственные СМИ стали частными. Однако и федеральная и региональная политическая элита заинтересованы во взаимовыгодном сотрудничестве с масс-медиа, в том числе и через собственные СМИ.

Модель легионера - вариант применения PR технологий, традиционно используемых в политической борьбе, в частности такой активной фазе ее, как выборы. С Марков называет несколько групп средств распространения продукции политического PR: постоянные (СМИ, существующие независимо от политической конъюнктуры); оперативные (носители информации, созданные специально под избирательную кампанию), основной признак — пролонгирование их действия на всю избирательную кампанию; ситуационные (СМИ, доносящие до избирателя реакцию кандидата или его группы поддержки на различные события в ходе предвыборной кампании) [3: 57, 60, 81]. Механизм функционирования модели легионера: появление - непротивление власти + положительная информация о хозяине — закрытие, т.к. функции исчерпаны. Следовательно, модель легионера - трансформация оперативных средств, в то время как модель сателлита - постоянных средств распространения продукции политического PR [1,112].

Таким образом, проблема места и роли средств массовой информации в современном политическом процессе приобрела особую актуальность. Появился новый вид - массовая политическая коммуникация, рассчитанная не только на элиту, но и на широкую общественность. В современном мире именно политическая коммуникация обеспечивает трансляцию информации между политической и социальной системами, а СМИ являются важнейшим политическим институтом. Информация сегодня является важнейшим ресурсом, а потому неслучайно крайне актуальным оказывается вопрос степени влияния и взаимодействия властных структур и СМИ.


* Сателлит (от лат. Satelles - телохранитель, спутник) государство, независимое лишь формально, но фактически подчиненное другому, более сильному; в переносном смысле - безличный исполнитель чужой воли, человек рабски зависимый от другого.


Источники и литература
1. Стариков А.Г. Взаимодействие элиты СМИ и политической элиты в политическом процессе современной России: Дис. ... канд. полит, наук : 23.00.02 : Ростов н/Д, 2005.

2. Стариков А.Г. Власть России: контроль над СМИ, модели взаимодействия, формы и методы влияния на общественное сознание // http://www.skags.ru/doc/journal

3. Марков С. PR в России больше, чем PR. Технологии и версии. М., 2001.


Усова В.И. Современные модели взаимоотношений политической элиты со СМИ // Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов: Выпуск № 5 / Под ред. докт. полит, наук, проф. Б.Г. Койбаева; ФГБУН Сев.-Осет. ин-т гум. и соц. исслед. - Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ, 2013.-225 с. С. 182 - 186.

Вернуться назад