Главная > Интересно > Проблемы семьи «особого» ребенка

Проблемы семьи «особого» ребенка


24 октября 2014. Разместил: admin
Л. В. Усова
Кубанский государственный технологический университет,
г. Краснодар, Россия

Рождение ребенка с нарушением - травмирующий фактор для всей семьи, связанный с изменением всего хода жизни семьи и является причиной продолжительной дезадаптации. С самого рождения ребенок с ограниченными возможностями нуждается не только в уходе и удовлетворении своих физических потребностей, но и в общении с близкими. И именно семья становится основополагающим фактором успешного воспитания ребенка-инвалида.

Неспособность принять ситуацию может привести к отказу от ребенка, надежду на несчастный случай с ним или на то, что он окажется чужим. Родители испытывают к такому малышу двоякие чувства: то они любят его так же, как здорового ребенка, то злятся на него, боятся или даже отвергают. Это и понятно: ребенок желанный и любимый, но его нарушения неожиданны, и родители это остро ощущают.

Многие родители после рождения нетипичного ребенка принимают решение больше не иметь детей, а если есть другие, то они могут быть лишены родительского внимания. Часто родители полностью отдаляются от друзей, знакомых и даже от родственников, которые тоже испытывают кризис.

Родители по-разному реагируют на болезнь ребенка. Воспитание и обучение ребенка с различными нарушением развития требует от родителей большой самоотверженности, терпения и упорства. После того как они узнают, что их ребенок не такой как все, они находятся в состоянии шока растерянности, не знают, что делать и как жить дальше. Между тем от того, насколько быстро они включатся в процесс абилитации малыша, зависит все его будущее.

Существует несколько стадий развития родительских чувств, после того как они узнают о нетипичное™ ребенка.

Первая стадия - шок. Родители ничего не понимают, не слышат. Они отвечают на вопросы, кивают, но не помнят, что им сказали. Их ум, чувство, память отключены. Единственное, что они хотят - это уйти и никого не видеть.

Вторая стадия - понимание. В этот период до родителей доходит ужас диагноза. Они чувствуют горе, стыд, угрызение совести, обиду. Родители хотят узнать причину заболевания, чтобы перенести свой гнев и обиду на «виновных». И это может привести к распаду семьи. Это не только чувство отчаяния, но и страх. На этом этапе им важно выговориться, обсудить все свои страхи и сомнения. Если родители не смогут это сделать, то какие чувства будут постоянно мучить их.

Третья стадия - «защитное отрицание». Родители, стараясь убежать от неприятных переживаний. Они непрерывно ищут врачей или центры, где проведут еще одно обследование и скажут, что их ребенок здоров, или скажут, что ребенка можно вылечить. Эта стадия опасна тем, что некоторые родители надолго застревают на ней, теряя драгоценное время, важное для развития малыша.

Четвертая стадия - принятие диагноза. Некоторым родителям нужны годы, чтобы прийти к этому, другие не достигают этого никогда.

Пятая стадия - конструктивные действия. На этой стадии родители меняют свой образ жизни, жизненные ценности. У них формируется свой образ жизни, жизненные ценности. У них формируется новая важная цель - воспитание малыша так, чтобы он вырос счастливым человеком, личностью.

Первые три стадии занимают недели, месяцы, четвертая и пятая - всю жизнь. Но чтобы помочь родителям пережить все стадии принятия ребенка-инвалида специалисты должны: а) родителям предоставить информацию о методах лечения, о современных возможностях компенсации, об особенностях развития ребенка, методах и формах их обучения, их проблемах и способах решения этих проблем; б) научить родителей общаться с малышом, учитывая его возможности; в) настроить родителей на систематические, самостоятельные занятия с ребенком; г) объяснять родителям, что они должны быть терпеливыми и знать, что результаты занятий и их собственных занятий с малышом будут видны не сразу; д) предоставить родителям возможность общаться с родителями других детей, которые смогут поддержать их, помочь советом; е) помочь родителям принять своего малыша таким, какой он есть, заниматься с ним и радоваться любым его достижениям.

Для родителей главными функциями становятся коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная, которая поможет в восстановлении психофизического и социального статуса ребенка, достижение им независимости и социальной адаптации.

Важным условием абилитации «особого» ребенка в семье являются взаимоотношения супругов. Если семья создана по любви и супруги уважают друг друга, то такой брак можно назвать благополучным. Именно в такой семье будет царить взаимопонимание, психологический комфорт. Но в семье иногда могут возникать ссоры и конфликты, особенно это касается семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.

Для ребенка с ограниченными возможностями семья - это самые близкие люди, которые принимают его таким, какой он есть, независимо от состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Именно в семье ребенок усваивает представления о себе и других, о мире в целом, и от отношения близких людей к нему зависит, какие чувства будут у него формироваться.

Важно помнить, что ребенок-инвалид существует не в изоляции, а живет в контексте - прежде всего в контексте семьи, а все, что случается с одним из членов семьи, влияет на всех. Семьи, имеющие «особого» ребенка, имеют похожие проблемы и затруднения. Все они нуждаются в поддержке. Развитие ребенка-инвалида ставит перед родителями новые и новые проблемы, которые должны грамотно решаться.

Многие семьи в решении своих проблем сталкиваются с непониманием и пренебрежением окружающих, ощущают равнодушие и безразличие. Отношение сверстников к детям-инвалидам часто бывает пренебрежительным или безразличным. Они часто не умеют общаться, играть, участвовать в совместной деятельности с таким ребенком.

Семьи «особых» детей условно можно разделить на две группы.

Семьи, в которых отношение к различным проблемам носит конструктивный характер, не углубляются в длительные переживания, а пытаются приспособиться к новым условиям, наладить семейный быт, общение и изменить отношение - это результат эмоциональной адаптации всех членов семьи: они принимают проблему. В критические моменты такие семьи вырабатывают позитивные установки по отношению к себе, своему ребенку, что позволяет им формировать у него навыки, которые помогут адаптироваться и семье, и ребенку.

К сожалению, чаще встречаются семьи, в которых отношения носят деструктивный характер, который может выражаться в виде игнорирования проблемы, жестокого обращения и эмоционального отвержения ребенка; акцентуации на проблеме семьи. Деструктивное отношение к проблеме в сочетании с нарушением детско-родительских коммуникаций препятствует процессу адаптации ребенка и ведет к появлению у него поведенческих отклонений.

Кроме того, таким семьям полезно общаться между собой. Они не только в значительной степени понимают друг друга, но каждая из них имеет свой уникальный опыт переживания кризисов, преодоления трудностей и достижения успехов.


Усова Л. В. Проблемы семьи «особого» ребенка // Проблемы демографии, медицины и здоровья населения России: история и современность: сборник статей VII Международной научно-практической конференции / МНИЦ ПГСХА. - Пенза: РИО ПГСХА, 2009. - 232 с. С. 191 - 194.



www.sdamsvoe.ru


Вернуться назад