Главная > Интересно > О силах, причинах, механизмах порядка, самодвижения, гармонии, самоорганизации и саморазвития в природе и обществе

О силах, причинах, механизмах порядка, самодвижения, гармонии, самоорганизации и саморазвития в природе и обществе


12 ноября 2014. Разместил: admin
А. И. Фомин
г. Пенза, Россия

В самом широком философском понимании причинность - это взаимная связь явлений, когда одно выступает по отношению к другому как причина. Термины «причина», «причинность» очень широко используются в языковой практике вместе с заимствованными из латинского языка терминами «детерминизм», «каузальность». Все они обычно рассматриваются как синонимы. О сущности стоящих за ними понятий и явлений споры идут уже не одно тысячелетие. Да это и не удивительно, проблемы имеют общефилософский, научно-методологический и практический характер. Иными словами, имеют самое непосредственное отношение к воззрениям на мир всех и каждого.

Не подлежит сомнению содержательная близость выделенных понятий с понятием «сила», также чрезвычайно широко представленным в фондах знаний и языках народов мира. Собственно, их опыт определяет силу причиной целостности, динамики, преобразования и развития природных и общественных систем разных порядков. Только показ этой причинности дается как-то неявно. Человек выделяется, в частности, как одна из таких самостоятельных деятельных сил. Максима «люди - творцы своей истории» давно и прочно вошла в познание.

Однако тандем «сила - причина», например, в биологических, социальных и экономических науках принимается пока метафорически и строгому анализу не подвергался. Почему-то ученые не видят строгих путей для анализа и не надеются получить серьезных научных результатов. Но идея этого тандема, можно сказать, живет в опыте и обыденной речи уже многие годы, а корни ее уходят в глубину народной памяти, верований и традиций. Достаточно сопоставить между собой самые разнообразные выражения, содержащие в своей структуре слово «сила», как сразу же станет ясным плодотворность попытки научного рассмотрения отмеченных опытом наблюдений. Их особенно много в пословицах и поговорках.

Так, сила ног - причина движения, сила рук - причина богатства, сила духа — причина волевых поступков и просто сила «ломает солому» и выполняет многие вещи, другие дела. Представляется очень заманчивым все дела всех сил: реальных, условных и даже фантастических и сказочных учесть и положить на «лабораторный стол». Полагаю, что найдутся отдельные ученые, которые преодолеют длительное предубеждение науки по отношению к наблюдениям опыта. Можно надеяться, что у них найдется достаточно интереса, времени и разума для того, чтобы отказаться от многих псевдонаучных парадигм и обратиться к результатам жизненных наблюдений, тому, что мы зовем «обыденным сознанием» и «здравым смыслом». Необходимо не только принять их выводы, но и найти методы выделения и научной верификации содержащейся в них мудрости. Одним словом, понятию «сила» оказать разумную и достойную «силовую» поддержку. Сейчас, когда в нашей стране и во всем мире происходят значительные подвижки и изменения в структуре человеческого бытия и знания, обсуждение этих вопросов имеет, на мой взгляд, особо важное значение.

Апеллируя к истории мысли, можно заметить, что людей всегда поражала и восхищала деятельная мощь, творческая сила и целесообразность природы на всех уровнях ее организации. Она, по-видимому, и выступила в истории, с одной стороны, как основание для мистического поклонения, которое переросло в конце концов в святую мощь божественной силы, лежащей в основании религиозной веры. С другой стороны, она же и активизировала их поиски и попытки найти разумное объяснение этим фактам.

В разное время и различными мыслителями в качестве причин и оснований бытия, движения и развития различных систем мира назывались и обосновывались самые различные феномены, обладающие самыми различными качествами. Их подробное исследование историками науки еще впереди. Назову лишь некоторые. Это огонь и вода, материя и Энтелехия, Бог и Идея, Дух и Воля, потребность и деятельность, добро и зло, борьба противоположностей и их отрицание. Еще Аристотель предложил абстрактные взгляды на причины и выделил четыре их типа: материальную субстанцию, духовную форму, уже начавшийся материальный процесс и цели человека. Как я полагаю, уже после него каждый исследователь предлагал свою «конечную» причину движения и развития, по-своему понимал и интерпретировал Аристотеля. Можно отметить только, что в свое время каждый из них по-своему был прав.

В наше время, с высоты «горы» обработанных учеными разных направлений проверенных опытом и наукой фактов, должно быть легче более доказательно судить о значимости той или иной причины в развитии природы и истории, а также ранжировать их и классифицировать, хотя как-то так получилось, что силами занимались только физики, а остальные ученые и философы их игнорировали. Но все равно можно сказать, что в большой науке на счету только формирующейся специальной науки о всех и всяких силах установлено, признается всеми, даже альтернативно мыслящими учеными, ряд истин и законов. Один из них и состоит в том, что причиной движения и развития систем всех порядков организации на Земле возможно и будут соответствующие им системные силы.

Так, о силах-причинах материальных, соответствующих системам неживой природы, вопросов таких быть не может; и опыт, и наука дружно о них свидетельствуют; они повсеместно вокруг нас и в разных формах. Условные формальные причины как силы более скрыты и находятся в сложных системах в таких же сложных связях, которые не очевидны, но раскрывают свои зависимости при исследованиях. Например, причиной высокой температуры тела организма может быть более сотни самых разных болезней. Они и выступают как силы формальные. Примеры целей, как причины деятельности личной и общественной, может привести, как я думаю, каждый и не один, а множество: любая цель, если ее рассматривать в развитии, особенно явственно проявляется как сила.

Представляется, что, если в исследовании мы будем исходить из положения - причиной всех и всяких изменений в мире можно считать силу, она же является и началом всего сущего, то мы должны рассмотреть ее внимательно и понять с четырех подходов:

1) как мы ее видим (ощущаем, воспринимаем, строим ее образ в проявлении как факта реальности во взаимодействии с субъектом) здесь и теперь;

2) как мы объясняем ее прошлое (составляем цепь генезиса в образах как явление в истории) с начала возникновения до момента взаимодействия с субъектом;

3) как мы понимаем ее будущий образ - понятие силы, воображаем ее развитие в будущем;

4) как мы принимаем условный символ-термин «сила» и определяем его обобщенным высказыванием и тем самым модельно изображаем для понимания всеми другими людьми.

Эти четыре подхода должны нам дать три условных образа: эмпирический, исторический и логический их синтез - обобщенную образную модель, составленную их исследователем.


Фомин А. И. О силах, причинах, механизмах порядка, самодвижения, гармонии, самоорганизации и саморазвития в природе и обществе // Проблемы демографии, медицины и здоровья населения России: история и современность: сборник статей VII Международной научно-практической конференции / МНИЦ ПГСХА. - Пенза: РИО ПГСХА, 2009. - 232 с. С. 197 - 200.

Вернуться назад