Главная > Интересно > Исламский фактор в современной общественно-политической жизни Западной Европы

Исламский фактор в современной общественно-политической жизни Западной Европы


24 марта 2015. Разместил: admin
А. Р. Ситохова
Студентка СОГУ

Исламский фактор в современной общественно-политической жизни Западной ЕвропыПроблема ислама в Европе является в настоящее время одной из наиболее острых и актуальных, ее обсуждают в политических кругах и в средствах массовой информации. Ислам стал самой быстрорастущей по числу приверженцев мировой религией, и уже является второй, после христианства мировой религией. Только за десятилетие численность мусульман в Европе выросла вдвое.

Мусульмане в Европе – это, в первую очередь, иммигранты, наплыв которых на европейский континент за последние 20 лет серьезно изменил демографическую картину. В начале XXв. приток иммигрантов-мусульман был совсем невелик. Несколько усилился он после Первой мировой войны, но особенно после Второй мировой, став уже результатом постколониального развития. Поскольку многие европейские страны остро нуждались в дешевой рабочей силе для восстановления послевоенной экономики, их правительства стимулировали приток иностранных рабочих из стран Азии и Африки. 1

Большинство современных французских мусульман составляют потомки выходцев из арабского Магриба (Алжир, Тунис, Марокко). В Германии, Голландии, Австрии и Дании мусульманское сообщество в основном представлено потомками турецких эмигрантов. Британские мусульмане – в большинстве потомки выходцев из Британской Индии (Пакистан и Бангладеш).

Реальное количество мусульман в Западной Европе не знает никто, так как наряду с легальными иммигрантами и их потомками здесь проживают многие миллионы нелегальных, которые отсутствуют в данных официальной статистики. По разным подсчетам в Западной Европе сейчас проживает 53 миллионов мусульман. Демографы предсказывают, что к 2015 году численность мусульман в Европе удвоится благодаря высокому уровню рождаемости и массовой иммиграции из стран Северной Африки и Ближнего Востока. Исследователи доказали, что при тех же темпах роста, через 5-7 лет ислам станет доминирующей религией во всем мире.

Самая крупная мусульманская община – во Франции: от 5 до 7 миллионов (до 10% от общего числа населения), ислам стал здесь второй по численности религией страны после католицизма. 2

Жизнеродность 15 стран Европы к началу XXIв. составляла 14-15 детей на 10 женщин, что на треть ниже порога достаточности. Примечательно, что в Англии рождаемость достигла минимума в 1974, а в 2008-м была рекордной за 35 лет, и примерно та же картина наблюдается во Франции. Французы были объявлены вымирающей нацией еще в начале XX века – именно тогда смертность у них впервые превысила рождаемость. С тех пор численность населения Франции выросла почти в полтора раза – правда, в значительной степени за счет ассимилировавшихся иммигрантов из Восточной и Южной Европы. 3

Юг Франции исторически один из самых густо населенных христианских регионов мира имеет теперь больше мечетей, чем церквей. В больших городах, таких как Ницца, Марсель и Париж эта цифра возросла до 45%. К 2027г. каждый 5 француз будет мусульманином и всего лишь через 39 лет Франция станет исламской страной.

Многочисленные общины последователей ислама сформировались в Германии (4 млн.), Великобритании (1,7 млн.), Италии и Голландии (по 1 млн.). Значительные мусульманские общины разбросаны по всем без исключения западноевропейским странам. В 128 городах Голландии действуют 380 мечетей. Самое большое их количество — в Амстердаме (29), Роттердаме (26) и Гааге (21). В Голландии 50% всех новорожденных мусульмане и лишь через 15 лет половина всего населения Голландии будет мусульманами. В Бельгии 25% населения и 50% всех новорожденных мусульмане. Правительство Германии вынуждено было публично заявить, что спад рождаемости немцев уже не остановить теперь уже это необратимо. К 2050г. Германия станет мусульманским государством.

Важнейшим демократическим завоеванием современной западной цивилизации провозглашена свобода гомосексуальных отношений, причем в ряде стран (Голландия, Бельгия, Канада, Испания и Швейцария, а также ряд штатов США) были законодательно разрешены однополые браки. Наряду с ростом численности сексуальных меньшинств, сокращению коренного (атеистического или номинально-христианского) населения Западной Европы, а также сознательный отказ от рождения детей, так как многие европейцы считают, что дети станут для них помехой в карьере или попросту помешают вести привычную и комфортную жизнь, все это способствует демографическому кризису в Европе. Играет роль и феминистская пропаганда, утверждающая, что дети препятствуют женщинам занимать достойное место в обществе. И в условиях прогрессирующего сокращения коренного населения Европы мусульмане с успехом заполняют собой образовавшийся демографический вакуум. 4

Мусульмане в западных странах не сливаются с местным населением, живут в своём замкнутом кругу, отказываются посылать детей в ясли и детские сады и требуют создания чисто исламских классов в Англии, Италии, Франции и других странах. А в школах всё чаще ученики пропускают занятия по религиозным мотивам, всё чаще прерываются уроки и экзамены из-за наступления времени молитвы, группы учеников отказываются изучать отдельные темы и предметы, девушки отказываются без всяких объективных причин присутствовать на уроках физкультуры, многие родители оспаривают профессиональные качества учителей-женщин, студентки не хотят сдавать экзамены преподавателям-мужчинам. В городе Линц, например, отцы учеников-мусульман потребовали, чтобы все сотрудницы школы, включая директора, на работе появлялись только в платках, а ученикам-мусульманам было позволено обращаться к учительницам на "ты", так как большего женщина не заслуживает. Несколько лет тому назад Верховный суд Франции, пытаясь обеспечить записанные в конституции страны "Свободу, Равенство и Братство", постановил запретить ношение религиозной одежды в школах. Местные мусульмане перестали отправлять своих дочерей на занятия - девушки, по мнению родителей, не должны были появляться в школах с непокрытой головой. Несколько месяцев тяжб решили дело в пользу родителей-мусульман. Похожий процесс состоялся и в Германии: преподавателю-мусульманке запретили ношение в школе религиозной одежды. В больницах мужья и отцы требуют, чтобы их жён и дочерей лечили только женщины. Некоторые помещения превращаются в молельные комнаты. Создаются альтернативные столовые, где готовят еду, соответствующую канонам определённой веры.5

Недавно правительство Швеции отвергло требования Шведской мусульманской федерации, насчитывающей 70 тысяч членов, которая потребовала отдельного, основанного на шариате, законодательства о семье, браке, разводе и т.п., имамов в чисто мусульманских классах школ для преподавания религии и языка исторической родины, строительства мечетей в каждом муниципалитете, раздельных уроков физкультуры и плавания для мальчиков и девочек, выходных по исламским праздникам для мусульман, двух оплаченных свободных часов в рабочем дне по пятницам для молитвы, выделения территорий для мусульманских кладбищ, последовательной борьбы с исламофобией в системе образования.

По данным министра внутренних дел Германии Томаса де Мезьера, 10-15% иммигрантов, приехавших в ФРГ, принципиально не хотят интегрироваться: они не посещают курсы по языку и интеграции, отгораживаются от немецкого общества и не признают немецкое государство. В большинстве своем они живут плотными национальными диаспорами, в которых не особенно появляются даже местные полицейские, а в магазинах продаются специально завезенные товары из Турции и Марокко. 6

За последние четыре года в европейских городах были зарегистрированы сотни актов агрессии со стороны мусульманской молодежи, постоянно растет число антисемитских выступлений. В начале третьего тысячелетия европейские мусульмане превратились в активную политическую силу. Весной и летом 2001 г. массовые акции были проведены британскими мусульманами в фабричных городах средней Англии. В 2002 г. во время парламентских выборов во Франции массовые демонстрации французских мусульман в значительной мере парализовали активность правоэкстремистского Национального фронта. Европейские мусульмане во многом способствовали выработке Европой самостоятельной позиции по вопросу войны в Ираке в 2003 г. В европейских городах постоянно проходят массовые марши в поддержку Ирана, народа Палестины, против политики США и Израиля. В январе 2004 во Франции прошли массовые антиправительственные демонстрации мусульман, протестующих против планируемого принятия закона о светском характере общества, который должен был запретить школьникам в государственных школах носить предметы одежды, символизирующие их религиозную принадлежность. К демонстрациям мусульман присоединились французские сикхи, которые также считают, что их религиозным чувствам нанесено оскорбление. Демонстрации, в которых приняли участие десятки тысяч человек, шли под лозунгами: «Хиджаб и паранджа — мой выбор!», «Ширак, ты не сорвешь с меня чадру!» Одновременные акции протеста были проведены во многих странах Европы и мира. С предостережениями в адрес Франции выступили представители зарубежных мусульманских организаций. Однако демонстрации и протесты не смогли помешать принятию закона о светском характере общества в феврале 2004. Согласно закону, в госучреждениях и школах теперь запрещено носить любые знаки, демонстрирующие религиозную принадлежность, — большие кресты, хиджабы, чалмы, еврейские кипы или сикхские тюрбаны. Судя по опросам общественного мнения, закон поддержали две трети населения Франции. В июле 2004 в Лондоне состоялась международная конференция с участием 250 делегатов из 14 стран, где было принято решение начать политическую кампанию по лоббированию интересов мусульман в Европарламенте. Аналогичные законодательные акты были также приняты в Германии и Бельгии. В других странах Евросоюза этот вопрос находится в стадии дискуссии. Новый поворот событий в деле о запрете на ношение религиозных символов в государственных учебных заведениях Франции произошёл 20 августа 2004, когда в Ираке были похищены два французских журналиста, а похитители — экстремисты из некой «Исламской армии Ирака» (ИАИ) — заявили, что казнят их, если французское правительство не отменит свой запрет. Впервые экстремисты выдвинули иностранному государству требование, затрагивающее его внутреннюю политику и не имеющее прямого отношения к иракским событиям. Правительство Франции не поддалось на угрозы и в декабре 2004 журналисты были освобождены и вернулись во Францию.

Европа стала ареной деятельности исламских террористов, организовавших взрывы в Мадриде и Лондоне, а также убийство голландского режиссера Тео Ван Гога в Амстердаме.

Большинство мусульман, принявших 11 сентября 2001г. участие в террористических атаках на ряд объектов в США, - это эмигранты или прибывшие в Америку арабы, проживающие немало лет в европейских странах. Их мировоззрение формировалось именно в Европе, где, несомненно, существуют условия для распространения и роста идей радикального исламизма, отрицающего ценности западных обществ. По данным, опубликованным в печати, в 2005г. в Западной Европе действовала 21 террористическая группировка, все они имели связи со многочисленными радикальными структурами на Ближнем и Среднем Востоке, в странах Северной Африки. Как следствие, после 11 сентября 2001г. вплоть до начала 2005г. в Европе было предотвращено около 20 крупных терактов.7

Совершившие теракты 11 марта 2004 г. в Мадриде также составляли молодые мусульмане, принадлежащие ко второму или третьему поколению иммигрантов. Они не были связаны с зарубежными террористическими организациями, хотя и заявляли о том, что являются последователями "Аль-Каиды". В состав группы входили жители Мадрида и полноправные граждане Испании, которые прониклись идеями джихада, под влиянием информации, которую они черпали в Интернете на радикальных исламских сайтах. Это же наблюдалась и в Великобритании, где лондонские теракты 7 июля 2005 г. также были осуществлены молодыми мусульманами – полноценными британскими гражданами. В начале 2006 г. произошли волнения и уличные погромы в Копенгагене и других датских городах. Они стали ответом мусульманской молодежи на публикацию карикатур на пророка Мухаммеда в газетах Дании, Норвегии и ряда других европейских государств. Через два года события повторились. Второй «карикатурный скандал» в Дании начался после того, как полиция арестовала нескольких мусульман, которые планировали убийство автора карикатур.8

В августе 2011г в Лондоне начались массовые беспорядки, которые переросли в открытые столкновения с полицейскими, в ходе которых пострадало большое количество населения. Запущенная летом этого года акция протеста «Остановить исламизацию Европы» (SIOE) начала активно искать поддержки европейского населения через организацию демонстраций, публикацию электронных воззваний и через Интернет. Основной целью SIOE является не просто добиться прекращения процесса распространения Ислама в Европе, но и повернуть его вспять.9

Ислам, как и любая другая религия, сам по себе не несет угрозы миру и обществу. Угроза возникает лишь тогда, когда ислам перестает быть религией и начинает использоваться в качестве политической идеологии, которая предназначена для захвата власти в отдельных странах и регионах. В Европе же высказывания о том, что ислам является угрозой для общества, влекут за собой обвинения в расизме и судебное преследование. Мусульмане используют западную толерантность в своих интересах - чтобы попытаться насадить свою собственную теократию. Они требуют от западного общества все новых и новых уступок - одновременно призывая к его уничтожению. Как только в европейских странах начинают требовать, исполнять законы своих стран, во всём мусульманском мире поднимается волна протестов против ущемления прав мусульман. Демонстрации протеста, угрозы. Мусульмане не скрывают своей цели и честно говорят, что они собираются покорить Европу. Одной из основных целей иммиграции – возродить обязанность джихада и усилить давление на неверных. Мусульмане считают исламофобией любое критическое высказывание в адрес ислама. Нет другой религии в мире, которая содержала бы такую открытую ненависть к немусульманину, такое презрение к нему, и такое острое желание подчинить его, как ислам. В отличие от Запада в исламском мире нет чёткого разделения между государством и религией - ваххабизм в Саудовской Аравии, теократический режим в Иране, талибы в Афганистане. Исламский мир в отличие от Запада не стал светским – попытки секуляризации в той или иной стране (Турция, Индонезия) оказались не полностью реализованными.


Примечания:

1. Четверикова О.Ислам в современной Европе: стратегия «добровольного гетто» против политики интеграции.//Россия XXIв. 2005. №1. С.54-87.

2. Александр Крылов Европеизация ислама или исламизация Европы? http://www.blagovest-info.ru

3. Евгений Пожидаев «"Погибающая" Европа» http://www.rosbalt.ru

4. Александр Крылов Европеизация ислама или исламизация Европы? http://www.blagovest-info.ru

5. Виктор Болотников Мусульманская революция в Европе- http://www.analysisclub.ru

6. Александр Добровольский «Европе надоели мусульманские иммигранты» - http://nnm.ru

7. И.Добаев Исламизация Европы: миф или реальная угроза?//Мировая экономика и международные отношения. 2008.№4.С.50-56.

8. Александр Крылов Исламизация Европы: миф или реальность? О проблемах интеграции мусульман в странах ЕС http://www.centrasia.ru

9. Салих Ибрахим Грозит ли Европе цунами исламизации? http://www.ansar.ru


Ситохова А. С. Исламский фактор в современной общественно-политической жизни Западной Европы // Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов: Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов: Выпуск № 4 / Под ред. докт.полит.наук, проф. Б.Г. Койбаева; Сев.- Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2012.

Вернуться назад