Главная > Интересно > Американо-пакистанские отношения при администрации Дж. Картера (1977-1981гг.)

Американо-пакистанские отношения при администрации Дж. Картера (1977-1981гг.)


19 апреля 2015. Разместил: admin
М. М. Кулумбегов
старший преподаватель СОГУ

Американо-пакистанские отношения к последней трети 70-х годов ХХ века находились в своей низшей точке со времени соглашения 1959 г. Причиной чему служили несколько факторов. Во-первых, этому способствовал отказ Вашингтона от военной и экономической поддержки Пакистана во время индо-пакистанских конфликтов 1965 и 1971 гг.

Дальнейший толчком к ухудшению американо-пакистанских отношений послужило решение США в апреле 1977 г. о полном прекращении военной и экономической помощи режиму генерала Зия уль-Хака из-за его политики в области ядерной энергетики, согласно т.н. поправке Симингтона к закону об иностранной помощи 1977 г., запрещавшей предоствалять американскую помощь государствам, занимающимся разработкой ядерной технологии, применяемой в военной области. Эта поправка была принята конгрессом при активном давлении Белого дома.[1]

Тяжелым ударом по американо-пакистанским отношениям эта акция стала еще и потому, что США в виде исключения продолжали поставки обогащенного урана Индии, несмотря на то, что эта страна подпадала в рамках этого законодательства под ту же категорию, что и Пакистан.

В то же время казнь бывшего премьер-министра З.А. Бхутто вызвало крайнее недовольство руководства США. Как отмечает отечественный исследователь В.Ф. Сычев, Дж. Картер, узнав о казни, был взбешен, так как за сутки до этого он лично говорил по телефону с Зия уль-Хаком и просил «не совершать этого варварского действия».[2]

Кульминационным моментом в ухудшении пакистано-американских отношений в этот период можно считать разгром антиамериканской демонстрацией посольства США в Исламабаде 21 ноября 1979 г. Нападению подверглись также американские информационные центры в Равалпинди и Лахоре. Крупные антиамериканские выступления прошли практически во всех крупных городах Пакистана. Главными участниками данных акций была студенческая молодежь, прежде всего члены праворелигиозной политической организации «Ислами джамиат-и тулаба» - филиала партии «Джамаат-и ислами».[3]

Пакистанское руководство было осведомлено о готовящихся беспорядках, однако приняло меры только после того, как волна антиамериканских выступлений прокатилась по всем крупным городам страны. Не желая дальнейшего обострения отношений с Вашингтоном, пакистанские власти официально выразили сожаление по поводу случившегося и изъявили готовность возместить причиненный ущерб. Несколько человек были преданы суду за организацию беспорядков.[4]

Однако, приход к власти в Афганистане в апреле 1978 г. Народно-демократической партии Афганистана, и ввод туда в конце декабря 1979 г. советских войск, повлекли за собой серьезные изменения в геополитической обстановке в данном регионе и стали важным поводом для корректировки своих стратегических интересов как стран данного региона, так и мировых держав.

Размещение советского воинского контингента вызвало большой международный резонанс. Большинство стран международного сообщества отреагировали на это действие Москвы крайне негативно. В Исламабаде быстро сообразили, что появился хороший шанс использовать сложившуюся ситуацию в собственных стратегических интересах. Режим Зия уль-Хака, находившийся накануне афганских событий в довольно затруднительном внутриполитическом положении, сумел извлечь максимальные политические и экономические дивиденды из данных обстоятельств. Пакистан, объявленный Зия уль-Хаком «прифронтовым государством», оказался в центре внимания международной дипломатии. Как отмечает известный отечественный пакистановед В.Н. Москаленко: «никогда ни до, ни после этого Пакистан не играл столь значительной роли в международных делах на макроуровне».[5]

В конце 1979 – начале 1980 годов произошли серьезные изменения и в стратегических интересах Вашингтона в регионе Среднего Востока. После потери Ирана из сферы влияния, администрация Картера в соответствии с концепцией З. Бжезинского об опоре на ключевые страны в регионе, стала искать замену Ирану в стратегической близости к Персидскому заливу, союзника, который (по мысли Картера), во-первых, способен был бы служить в определенной степени военно-стратегическим противовесом СССР в регионе, и, во-вторых, имел бы влияние и авторитет среди мусульманских стран. Пакистан был выбран главным проводником политики в регионе в силу своего благоприятного геополитического положения, как единственного соседнего с Афганистаном государства, связанного с США обязательствами военно-политического характера. Как мы знаем, пришедшее к власти в Иране духовенство разорвало все прежние соглашения с Вашингтоном, в том числе и соглашение о сотрудничестве «в целях обеспечения безопасности и обороны» от 5 марта 1959 г., в то же время аналогичный договор США с Пакистаном, несмотря на все обстоятельства, оставался в силе. Уже 30 декабря 1979 года советник президента Дж. Картера по национальной безопасности Зб. Бжезинский официально вновь подтвердил обязательство Соединенных Штатов принять соответствующие меры, включая использование вооруженной силы по взаимному соглашению, в случае коммунистической агрессии против Пакистана.[6]

Признавая стратегическую важность Пакистана для США, перед Белым Домом встала задача восстановления американо-пакистанских отношений. 4 января 1980 г. Дж. Картер в своем базовом заявлении по поводу ввода советских войск в Афганистан введении санкций против СССР, выразил намерение оказать Пакистану военную и экономическую помощь, чтобы помочь защитить им свою независимость и национальную безопасность против нависшей серьезной угрозы с Севера.[7] Также Картер объявил, что Соединенные Штаты «принимают на себя обязательство проводить консультации с Пакистаном и предпринимать любые акции, необходимые для защиты безопасности Пакистана».[8] Одновременно, без предварительных консультаций с режимом генерала Зия уль-Хака, Белый Дом объявил о своем намерении предоставить Исламабаду военной и экономической помощь в размере 400 млн. долл. Впоследствии это предложение было охарактеризовано Картером как краеугольный камень «ответа» США на ввод советских войск в Афганистан.

Для Вашингтона не составляло тайны то, что военный режим Пакистана рассчитывал с помощью Запада и, конечно, в первую очередь США, провести модернизацию вооруженных сил и укрепить на этой основе свое влияние в регионе и одновременно упрочить свои позиции внутри страны. Однако полной неожиданностью для Вашингтона стала неудача поездки в Пакистан американской делегации с участием Зб. Бжезинского и заместителя госсекретаря У. Кристофера для переговоров по американской помощи.

Зия уль-Хак отказался от предложения Вашингтона, назвав ее «ничтожной». «Мы очень разочарованы, - заявил Зия, - Пакистан не сможет купить себе безопасность за 400 млн. долл. Он купит только большую враждебность со стороны Советского Союза, который имеет сейчас в регионе большее влияние, чем Соединенные Штаты».[9] Отказ генерала от американской помощи мотивировался рядом причин.

Во-первых, это нежелание ставить Пакистан в зависимость от США за «мелкие подачки». Как заявлял советник Зия уль-Хака по иностранным делам Ага Шахи «для Пакистана было бы не благоразумно ставить свою безопасность в зависимость от одной единственной державы».[10] Тем более за предложенную цену.

Во-вторых, приняв американскую помощь, генерал рисковал испортить отношения с мусульманскими странами, в особенности с Ираном. Также чрезвычайно нежелательным для Пакистана было бы охлаждение отношений с Саудовской Аравией, которое оказывало режиму значительную военную и экономическую помощь. Также во время переговоров с США о помощи официальные лица в Исламабаде выражали озабоченность возможностью потери Пакистаном «статуса неприсоединившегося государства», если он будет иметь слишком тесное военное сотрудничество с Вашингтоном. Опасаясь такого исхода, Зия уль-Хак сделал несколько заявлений о неприемлемости для Пакистана организации на его территории постоянных американских военных баз.[11]

В-третьих, американская помощь могла пошатнуть внутриполитическое положение режима генерала, так как в стране еще не утихло антиамериканские настроения.

Однако, соглашаясь с отечественным исследователем А.Е. Алексеевым, главной причиной отказа от предложения Дж. Картера являлось то, что в Исламабаде сохранялась неуверенность в длительном характере заинтересованности США в оживлении сотрудничества. Из-за сложного, неравномерного развития отношений между двумя странами, Пакистану были необходимы гарантии того, что новый курс Белого Дома по отношению к нему носит долговременный, стратегически просчитанный характер, с расчетом которого можно строить и собственную политику. При выполнении данного условия и значительного увеличения размера помощи предыдущие причины оказывались неактуальными. Зия уль-Хак давал понять администрации Дж. Картера, что рассчитывает на получение помощи «в пакете» в размерах, приближающихся к размерам, получаемым Египтом.[12]

2 апреля 1980 г. Картер, видя несогласие Пакистана, отказался от плана предоставления ему помощи в размере 400 млн. долл. и решил не обращаться к Конгрессу с предложением о включении указанной помощи в государственный бюджет на 1981 г.[13] Сделать же другое предложение на тот момент администрация Картера не была готова.

На президентских выборах в ноябре 1980 года Картер, баллотировавшийся на второй срок, потерпел поражение от республиканца Рональда Рейгана, приходом которого в Белый дом начинается новый этап в развитии американо-пакистанских отношений.


Примечания

1. Посольство СССР в США. г. Вашингтон. К вопросу о состоянии американо-пакистанских отношений в настоящий момент (информация) // АВП РФ. Ф.129. Оп. 66. Папка 368, Д. 68. Л. 115.

2. Сычев В.Ф Ислам в истории и политике Афганистана. М., 1997. С. 134.

3. Мукимджанова Р.М. Пакистан и империалистические державы (70-е – нач. 80-х годов). М., 1984. С.

4. Там же.

5. Москаленко В.Н. Афганистан и Пакистан // Афганистан: война и проблемы мира. М., 1998. С. 63.

6. Bradsher H.S. Afghan Communism and Soviet Intervention. Oxford: Oxford University Press, 2002. P. 104.

7. АВП РФ. Ф. 129. Оп. 66. Пор. № 68. Папка 368. Д. 68. Л. 49.

8. АВП РФ. Ф. 129. Оп. 66. Пор. № 68. Папка 368. Д. 68. Л. 116.

9. Там же.

10. Там же.

11. АВП РФ. Ф. 129. Оп. 66. Пор. № 68. Папка 368. Д. 68. Л. 117.

12. Алексеев А.Е. Пакистан в политике США в Юго-Западной Азии в 80-е гг. Дисс. … канд. ист. наук. М.,1994. С. 44-45.

13. АВП РФ. Ф. 187. Оп. 34. Д. (042)7. Папка 77. Л. 22.


Кулумбегов М. М. Американо-пакистанские отношения при администрации Дж. Картера (1977-1981гг.) // Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов: Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов: Выпуск № 4 / Под ред. докт.полит.наук, проф. Б.Г. Койбаева; Сев.- Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2012.

Вернуться назад