Главная > Интересно > Китай в 1918—2000 годы: войны, революции, развитие

Китай в 1918—2000 годы: войны, революции, развитие


11 октября 2015. Разместил: admin
Китай в 1918—2000 годы: войны, революции, развитиеНеравноправные договоры, навязанные Китаю империалистическими державами после Первой мировой войны стали непосредственной причиной зарождения движения «4 мая», вспыхнувшего в 1919 г. Дух патриотизма побудил студентов поднять движение, которое в итоге вылилось в общенациональный протест.

Под воздействием событий в советской России начинается новый этап революционного движения в Китае. В страну проникают новые веяния, в частности, большой общественный резонанс вызвали идеи марксизма-ленинизма. С помощью Коминтерна в 1921 г. 12 делегатов, (в том числе и Мао Цзэдун), представлявшие коммунистические ячейки различных районов страны, провели свой I Всекитайский съезд в Шанхае, ознаменовавший создание Коммунистической партии Китая.

В январе 1924 г. с целью объединения всех антиимпериалистических сил для борьбы с иностранным капиталом коммунисты вступили в партию Сунь Ятсена (Гоминьдан), сохранив свою организационную и идейную самостоятельность. Под воздействием советской России трактовка программных принципов Гоминьдана, стала приобретать все более радикальный характер.

Согласно конституции национальный съезд Гоминьдана осуществлял управление страной от имени Национального собрания, председателем Национального правительства стал Чан Кайши.

Осенью 1931 г. Япония напала на Китай, за короткое время, оккупировав всю Манчжурию. В марте 1932 здесь было провозглашено государство Маньчжоу-Го, которое возглавил последний император маньчжурской империи Цин, свергнутой в годы Синьхайской революции.

Чан Кайши был вынужден бороться одновременно с внешней японской агрессией, с бунтами отдельных милитаристов на местах, и вооружёнными силами КПК, претендующими на власть в стране. Выбрав политику компромисса с японцами, с милитаристами же вёл дела в зависимости от определенных обстоятельств. 7 июля 1937 г. конфликтом у моста Лугоуцяо недалеко от Пекина началась продолжительная война между Японией и Китаем. Уже 21 августа был подписан советско-китайский договор о ненападении, и затем СССР стал оказывать военно-экономическое содействие правительству Чан Кайши (самолёты И-16, военная техника). Военная помощь же Китаю со стороны Германии была прекращена.

В 1937 г. было достигнуто соглашение о внутреннем мире между Гоминьданом и компартией Китая, все силы сосредоточились в борьбе с японским агрессором. (1937 - 1945 гг.) После поражения Квантунской армии и освобождения советскими войсками северо-восточного Китая соотношение сил изменилось в пользу компартии. Однако Гоминьдан развязал гражданскую войну, КПК вступила в трехлетнюю освободительную войну.

Руководители Гоминьдана пошли на некоторую демократизацию режима. Конституция 1947 г. вводила пост президента страны; пост же председателя Национального правительства упразднялся.

Весной-летом 1949 г. на территории, контролируемой национально-освободительной армией Китая (вооружённых сил КПК) прошло оформление Народного политического консультативного совета Китая. Вскоре гоминьдановское правительство было свергнуто.

Конституция 1947 г. к концу 1949 г. действовала на территории лишь в провинции - Тайвань.

Анализ внешнеполитических принципов Китая следует соотносить с этапами развития взаимоотношений китайской дипломатии на международной арене.

История формирования основных внешнеполитических принципов КНР прослеживается как процесс, протекающий одновременно со становлением государственности, складывания идеологических и политических основ китайского общества.

Новая история Китая характеризуется кардинальными изменениями во внешнеполитической сфере. 1 октября 1949 г., в день провозглашения Китайской Народной Республики, китайское

правительство объявило: «Настоящее правительство является единственным законным правительством, представляющим все народы КНР». Возглавившие страну Мао Цзэдун и его соратники постарались представить себя наследниками древней традиции, отождествить себя с китайским народом и его цивилизацией.

Определенную лепту во взаимоотношения Китая с внешним миром, безусловно, оказало конфуцианство, породив тем самым китаецентризм, отличительной чертой которого являются «вертикальные связи» в международных отношениях - от высшего к низшему.

В 1950-е страна стабильно поддерживала союзнические отношения с СССР.

В июне 1954 г. во время визита в Индию и Бирму Премьер Госсовета Китая Чжоу Эньлай вместе с Премьер-министрами Индии и Бирмы опубликовали совместные коммюнике, в которых торжественно провозглашались, пять принципов мирного сосуществования: взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, взаимное ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование. Они и вошли впоследствии в Конституцию КНР 1982 г., став основополагающими установками, которыми руководствуется Китай, развивая отношения со всеми странами мира.

В мае 1958 г. КПК провозглашает курс на досрочное построение социализма, получивший название «большого скачка», суть которого сводилась к стремлению опередить время и обогнать Советский Союз в деле строительства социализма. Планировался многократный рост производства промышленной и сельскохозяйственной продукции. Несостоятельность политики «большого скачка» стала скоро очевидна.

Китай стремился развивать независимые отношения с Пакистаном и странами т.н. «третьего мира», однако в 1962 г. вступил в пограничный вооруженный конфликт с Индией.

И в 1962 г. после очередного пленума ЦК КПК началась «кампания за социалистическое воспитание», переросшая в так называемую «культурную революцию», под знаком которой прошло целое десятилетие - последнее десятилетие жизни Мао (1966-1976), и признанную наиболее деструктивной кампанией, фактически, левоэкстремистским экспериментом Мао Цзэдуна.

В 1960-е гг. в китайско-советских отношениях наступает охлаждение. Пик напряженности пришелся на годы «культурной революции» и вооруженные столкновения в 1969 г. на о. Даманский на р. Амур.

«Культурная революция» дорого далась стране, экономика КНР находилась в предкризисном состоянии. Неудивительно, что когда не стало Мао Цзэдуна в 1976 г. в стране постепенно наметился курс на проведение глубоких реформ. Особым административным районам: Сянгаскому (Гонконг) и Аомыньского (Макао), предоставлялись широкие права самоуправления.

Внешняя политика КНР стала характеризоваться меньшей ориентацией на идеологические постулаты. О прагматизме китайской внешней политики свидетельствует установление дипломатических отношений с Японией; 1 января 1979 г. двусторонних американо-китайских отношений. Проведение политики «единого фронта» позволило КНР за короткий период времени укрепить отношения с Соединенными Штатами, сыграв на стратегических интересах Вашингтона в противостоянии Москве. В то же время Китай критиковал «советский гегемонизм», осуждая внешнюю политику СССР и его союзников (посылка кубинских войск в Анголу и Эфиопию, ввод вьетнамских войск в Камбоджу в 1978). В 1979 г. Китай осудил ввод советских войск в Афганистан. В качестве противодействия гегемонии сверхдержав Китай оказывал поддержку Движению неприсоединения.

В сентябре 1982 г. XII съезд КПК констатировал фундаментальный сдвиг в развитии внешней политики Китая. Значимость имели два вывода: принципиальная возможность предотвращения новой мировой войны и необходимость строить отношения СССР и США на сбалансированной основе - при проведении независимой внешнеполитической стратегии. Распад СССР и появление новых независимых государств в 1990-е гг. подталкивали упрочившего свою экономическую мощь Китай к установлению дипломатических отношений с ними. В 1997 г. Россия и Китай пришли к соглашению о решении большинства территориальных споров. Пекин активно поддерживает концепцию многополярного мира, исключающего гегемонию той или иной державы или блока держав. К этому периоду Китай мог вновь говорить об идеологических аспектах своей внешней стратегии. Страна разработала концепцию безопасности, согласно которой государства должны прекратить мыслить категориями блоков и альянсов и

перейти к экономическому и дипломатическому сотрудничеству. После распада советского блока, КНР пытаясь уравновесить усиление США, активно развивает отношения с Россией и странами Европы, предпринимает шаги по улучшению отношений с Индией.

Курс однополярного мира, проводимый США, встретил негативную реакцию Пекина.

Не оглядываясь на Вашингтон, Китай выполняет долгосрочные контрактные обязательства с Ираном и КНДР на поставки им вооружений и технологий, занимает жесткую и недвусмысленную позицию по признанию прав Китая на Тайвань и отказ от официальных связей с тайваньским правительством. Речь идет не только о суверенитете КНР, но и о мире и стабильности в Азиатско-тихоокеанском регионе. Китай последовательно теснит США не только на рынках АТР, но и в их же стране, что непосредственно сказывается на увеличении размеров китайской эмиграции в США. Тем не менее, акцент на решении экономических проблем в трансформированной внешней политике КНР не отразился на первоочередных задачах защиты своих национальных интересов.

В ожидании развития ситуации Китай может долгое время хранить молчание, не торопиться и с оценками мировых событий, если это напрямую не затрагивает интересы страны. Сохраняет нейтралитет к процессам, происходящим международной арене, в рамках скрытной масштабной деятельности, выражающейся в проведении тихой дипломатии и умеренного давления. Особенностью китайской внешней политики остается постоянный поиск несиловых, достаточно экономичных и эффективных, не исключающих жесткости, решений, а также упор на индивидуальные отношения с отдельными государствами. Китай подверг критике действия НАТО в Югославии, выразив возмущение, когда в мае 1999 г. ВВС Соединенных Штатов разрушили здание китайского посольства в Белграде. В апреле 2001 китайские ВВС сбили американский разведывательный самолет над о. Хайнань. В 2003 КНР решительно выступила против военной операции США и их союзников в Ираке.

Китай, реализуя свои интересы, получает сырье, энергоносители, руду, пиломатериалы в Австралии и России, США и Канаде, и в странах АТР. Основными инвесторами в экономику Китая выступают Тайвань, Гонконг, Сянган, Аомэнь и Сингапур, т. е. страны, где больше всего проживает китайцев. Их вклад составляет 60—80%.

Для отношений КНР со странами АСЕАН и «четырьмя малыми драконами» характерны процессы конкуренции. Разработана долгосрочная программа, предусматривающая превращение Тайваня в азиатско-тихоокеанский региональный экономический центр, способный занять центральное место в АТР и даже в мире. В отношении остальных стран АСЕАН превалирует соперничество. Страны региона опасаются военного потенциала Китая.

Возвышение Китая до статуса мировой державы наиболее отчетливо наблюдалось в последнее десятилетие XX в. Выход страны на первые роли в мировой геополитике изменил всю геометрию международных отношений и демонстрируют стремление КНР занять лидирующее положение в мировой политике.



Основные даты:

2 ноября 1922 г. - подписание Вашингтонского договора девяти государств, гарантирующего независимость Китая и продолжение политики открытых дверей.

19 июля 1928 г. - аннулирование Китаем всех «несправедливых» договоров с европейскими государствами.

18 февраля 1932 г. - Образование на территории Маньчжурии прояпонское марионеточное государство Маньчжоу-Го

11 ноября 1937 г. - Захват в ходе японско-китайской войны японскими войсками Шанхая.

14 августа 1945 г. - Подписание договора о дружбе и союзе между СССР и Китаем.

1 июня 1950 г. - Признание Великобританией коммунистического Китая.

1 марта 1950 г. - Чан Кайши вновь принимает на себя полномочия президента националистического Китая на острове Формоза (современный Тайвань).

31 июля 1958 г. - Председатель Совета Министров СССР Хрущев посещает с официальным визитом Пекин и вместе с Мао Цзэдуном призывает прекратить ядерные испытания.

16 октября 1964 г. - Китай провел испытания атомной бомбы.

1 июля 1997 г. - С завершением срока аренды Гонконга Великобританией остров перешел под юрисдикцию Китая, сохранив на последующие 50 лет экономическую независимость и особый политический статус.



Чикаидзе Ц. М. Страны Востока в системе международных отношений в XX в. Часть I: Учебно-методическое пособие. Сев.- Осет. гос. ун-т им. К. Л. Хетагурова. Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2012.-71 с. C. 14 — 20.

Вернуться назад