Главная > Интересно > Ближневосточный регион и палестинская проблема

Ближневосточный регион и палестинская проблема


11 октября 2015. Разместил: admin
Ближневосточный регион и палестинская проблемаКрушение Османской империи привело к подъему национально-освободительного движения в арабских странах. В ходе борьбы арабского народа за независимость и национальное освобождение формировалась идея национального единения арабов. Освободительные тенденции, и пробуждение арабского национального сознания предопределили преобладание объединительных начал в системе межарабских отношений.

С окончанием Первой мировой войны, фактор военно-политического преобладания в ближневосточном регионе предоставил британскому правительству весомый аргумент в процессе формирования ближневосточного ландшафта.

Великобритания, провозгласив в Декларации Бальфура право на роль высшего арбитра в Палестине, сумела добиться согласия Лиги Наций на получение мандата на ее территорию. С этого периода здесь был завязан тугой узел трудноразрешимых, как оказалось в 1920-1940 гг. противоречий, вытекающих из стремлений как арабского, так и еврейского народов к независимости. Политика мандатной администрации была построена на лавировании между этими силами с целью сохранения своего влияния в Палестине.

В июне 1921 г., У. Черчилль заявлял, что «проблема Палестины гораздо сложнее, где положение опаснее, чем в Месопотамии. Причины волнений лежат в сионистском движении и в связанных с ним обещаниях Англии. Арабы боятся быть задавленными потоком еврейских иммигрантов, которые захватят их земли, заберут в свои руки управление страной».

Арабо-еврейские столкновения в Палестине, происходившие на всём протяжении мандата, в определенной степени были выгодны стране-мандатарию. Вместе с тем, палестинская проблема не могла быть свободна от внешнего влияния. В ней нашли зримое отражение двухполюсные арабо-еврейские реалии XX в.

Так в период между двумя мировыми войнами арабские страны являлись формально независимыми или полузависимыми, но освободительное движение развивалось на Арабском Востоке в каждой стране изолировано, координация почти отсутствовала.

Стремление Великобритании сохранить статус-кво в Палестине (или часть её, имея в виду планы раздела страны в 30-40-е гг. XX в.) и планы ВСО по созданию в Палестине еврейского национального очага, обусловили формирование согласованной политики между мандатной администрацией и административными органами ишува до весны 1939 г.

Выражением объединительной волны, захлестнувшей арабский мир, была поддержка арабскими странами палестинского национально-освободительного движения.В августе 1936 г. король Саудии Ибн Сауд, король Ирака Гази, глава заиордансмкого правительства эмир Абдулла и король Йемена Имам Яхъя обратились через посланников Ирака и Саудии в Лондоне к английскому королю с просьбой как можно скорее решить палестинский вопрос.

Признавая право арабских государств на коллективные действия в отношении Палестины, на лондонскую конференции круглого стола 1939 г. были приглашены Египет, Ирак, Трансиордания, Саудовская Аравия и Йемен.

После провала «конференции круглого стола» британское правительство опубликовало «меморандум Макдональда». Согласно новому британскому плану Еврейскому агентству предоставлялось право осуществления ограниченной еврейской иммиграции в Палестину в течение последующих 5 лет, по истечении которых решение вопроса о дальнейшей иммиграции должно было вновь стать предметом обсуждения. Но арабская сторона категорически отвергла этот план. Все политические партии Палестины оказались едиными в своих требованиях «о безусловной независимости, свободе и сохранении арабского характера Палестины».

С началом Второй мировой войны Великобритания и Франция были поддержаны частью арабских политиков. Другие же, учитывая игнорирование ими интересов арабского народа, использовали сложившуюся ситуацию, сохраняя нейтралитет и с расчетом выявления державы, действительно способствовавшей становлению арабского единства. Становлению объединительных тенденций способствовало сходство проблем, связанных с необходимостью преодоления отсталости, обретения политической и экономической независимости, укрепления национального суверенитета арабских стран.

Привлекательность Арабского Востока для Великобритании, Франции, Германии и США состояла не только в том, что через этот район проходят важные пути из Европы в страны Азии и Африки: противоборство в основном шло за военно-стратегическое и политическое господство, осложнявшееся вследствие стремления ведущих держав Запада захватить нефтеносные источники.

Пытаясь задержать падение своего престижа на Арабском Востоке, связанное с длительным господством и военными поражениями первых лет войны, английское правительство выражало готовность поддержать движение арабов за единство, парируя этой уступкой усилия держав «оси», использовавших арабский национализм и намереваясь предотвратить объединение этих стран по их собственному сценарию.

Заявляя о поддержке движения за арабское единство, британское правительство одновременно заявляло, что в отношении Палестины оно придерживается декларации Бальфура.

Несмотря на сохранение английского военно-политического и экономического превалирования в регионе, поддержка госдепартаментом США претензий американских нефтяных корпораций способствовало формированию основы для последующего политического доминирования в регионе. Требование американской сионистской организации создания еврейского государства в Палестине (Билтморская программа), была поддержана Ф. Рузвельтом в январе 1944 г. в расчёте, что будущее государство станет опорой США в районе безраздельного господства англичан. Подобная политика США не могла не уменьшить шансов на приемлемое для интересов Англии разрешение палестинской проблемы.

В целом английская дипломатия в период войны считала целесообразным уклоняться от решения палестинкой проблемы, чтобы не ставить под угрозу «дружбу» арабами. Как комментировал министр-резидент Великобритании на Ближнем Востоке Р. Кейзи: «нам нужен был тихий регион». В адрес правительства США выказывалось пожелание ограничить пропаганду в пользу создания «национального очага» в Палестине.

По мнению иорданского короля Абдаллаха, притязания сионистов на Палестину служили дополнительным аргументом в пользу осуществления его плана «Великой Сирии». Иорданский монарх старался убедить арабский мир, что в случае создания «Великой Сирии» будет положен конец сионистской экспансии в Палестине.

Британские эксперты по Ближнему Востоку объясняли враждебность арабов к Великобритании периода войны проеврейской позицией английских властей в Палестине. Поэтому фактически Лондон от односторонней поддержки сионизма перешел к лавированию между сионизмом и арабским национализмом.

Принадлежность арабов к единой исторической и социокультурной общности, осознание себя частью единой нации являлось своеобразным консолидирующим фактором, служило весомым аргументом для попыток практического осуществления арабского единства. Приоритетность идеи и практики арабского единства предполагало создание мощного блокового объединения в границах Ближнего Востока, организационной формой которого должна была стать Лига арабских государств.

Лига арабских государств была учреждена как внешнеполитический союз правительств 7 арабских стран, основной задачей которой, согласно Ст. 2 Пакта Лиги, являлось обеспечение сотрудничества между государствами-членами, координация их политической деятельности, защита независимости и суверенитета.

Расхождения Арабской лиги с ближневосточной политикой Великобритании не привели автоматически к консолидации арабских стран. Значительная социально-политическая, экономическая дифференциация стран, вошедших в ЛАГ на первоначальном этапе, обусловила внутреннюю противоречивость и различия в решении вопросов по реализации арабского единства.

Египет Саудовская Аравия считали решение палестинской проблемы справедливым при условии, исключающим возможность усиления династии Хашимитов. Ибн Сауд возражал и против плана короля Египта - Фарука, предлагавшего включить Палестину в Лигу арабских государств. За эти предложением стояла Великобритания, стремившаяся решить проблему арабо-еврейских противоречий в стране, которая юридически еще оставалась ее подмандатной территорией.

Подходы двух основных среди арабов направлений относительно «справедливого решения» одной проблемы содержали два взаимоисключающих начала. Это, в свою очередь, предоставляло британской администрации возможности политического маневрирования, с целью достижения компромиссного соглашения с заинтересованными сторонами.

Факт достаточно широкого резонанса палестинского вопроса в США, хотя и под давлением сионистов, свидетельствовал о падении авторитета власти мандатария и о невозможности проведения политики «Белой книги» 1939 г. Он также подтверждал, что центр международного сионизма переместился из Великобритании в Соединённые Штаты. В 1945 г. президент Рузвельт получал протесты политической элиты Арабского Востока против планов создания в Палестине еврейского государства.

С завершением Второй мировой войны в Лондоне считали первостепенной задачей сохранить Палестину как территорию, призванную (вместе с Трансиорданией) служить мостом между Средиземным и Красными морями, как плацдарм, необходимый для сохранения британских военно-стратегических позиций на Ближнем Востоке, как своеобразный анклав, находящийся в самом центре арабского мира.

США, для которых после войны возросло значение Ближнего и Среднего Востока в глобальной военно-политической и экономической стратегии, стремились к усилению своего присутствия в регионе. Оказывая экономическое и морально-политическое содействие, при образовании еврейского государства Вашингтоне имели далеко идущие планы усиления своих позиций не только в Палестине, но во всем ближневосточном регионе.

С приходом к власти Трумэна, Конгресс США принял декларацию, в которой содержалось требование «открыть двери в Палестину для евреев», объявить Палестину «еврейским демократическим государством», подчёркивалась «незаконность» «Белой книги» 1939 г. на том основании, что она была принята без предварительных консультаций с США и Лигой Наций. В августе 1945 г. президент США Г. Трумэн потребовал от правительства Великобритании размещения на территории Палестины не менее 100 тысяч евреев-репатриантов. Правительство Великобритании отказалось выполнить это требование. Определяя курс Лондона в своём выступлении 13 ноября 1945 г. В палате общин, министр иностранных дел Э. Бевин объявил о том, что проблема Палестины будет решена на основе рекомендаций и выводов создаваемого Англо-американского комитета по Палестине, который отклонил планы предоставления независимости Палестине - разделённой или единой. Мотивацией служило то, что вражда между палестинскими арабами и евреями приведёт к гражданской войне, и в дальнейшем может поставить под угрозу мир во всём мире.

Вместе с тем, как Англия, так и США при решении палестинского вопроса занимали позицию, которая должна была обеспечить их стратегические интересы на Ближнем и Среднем Востоке. В Лондоне отказывались принять план создания на территории Палестины еврейского и арабского государств, так как в перспективе не видели реальных возможностей для установления эффективного контроля над ними.

В феврале 1947 г. еженедельник «Тайм энд тайд» писал: «В основном благодаря действиям еврейских террористов создалась обстановка, которая совершенно не благоприятствует требованиям евреев. Правительство Великобритании не имеет намерения оставить на произвол судьбы арабов и ему не дадут также покинуть евреев: соломоново решение же вызовет недоброжелательное отношение всех сторон. В этих условиях двухстороннего бойкота Великобритания решила отказаться от своей роли мандатария. 14 февраля 1947 г. британским правительством «палестинская проблема» была передана на рассмотрение ООН. Подобная тактика была расценена как проявление бессилия Великобританией, которое было озвучено 14 мая 1947 г. постоянным представителем СССР при ООН А. А. Громыко. Английское правительство объясняло это тем, что оно встало перед неразрешимым конфликтом: отдать эту страну арабам или евреям, или разделить её между ними. Исходя из этого, 18 сентября 1947 г. кабинет рекомендовал Бевину объявить ООН о решении Великобритании вывести войска из Палестины.

Не все арабские страны были единогласны в желании не допустить раздела Палестины на два государства. Вдохновителем борьбы против раздела Палестины была Сирия, опасавшаяся, «что вслед за присоединением арабской части Палестины к Трансиордании встанет вопрос о создании Большой Сирии, против которой тогда значительно труднее будет сопротивляться, чем в настоящее время. Дж. Марлоу оправдывая антиарабскую позицию Англии и ее соглашение с США в палестинском вопросе тем, что «британское правительство было измотано террором сионистов и просионистским давлением США».

Таким образом, Великобритания была не в состоянии контролировать ситуацию в Палестине и предотвратить нарастание арабо-еврейского антагонизма, превратившегося в основной фактор, нарушавший хрупкую «стабильность» на подмандатной территории. В результате 29 ноября 1947 г. была принята резолюция ООН № 181 (II), согласно которой Палестина подлежала разделу на три части: арабское государство, еврейское государство, город Иерусалим с особым международным режимом. Подобное решение ООН означало провал английских планов удержать Палестину, или часть её, под своей юрисдикцией. Специальная же комиссия ООН не имела реальных возможностей по выполнению возложенной на неё задачи.

Позиция СССР относительно палестинского вопроса сводилась к двум принципиальным пунктам: снятие английского мандата и установление мандата ООН. В 1947 г. Ближневосточный отдел МИД СССР предлагал создание арабо-еврейского государства на территории Палестины. ООН должна была «разработать статут единой независимой демократической Палестины с обеспечением равных национальных и демократических прав народам, ее населяющим».

План ООН о разделе Палестины не был принят Лигой арабских государств, после проведения ряда встреч, итогом которых стало решение защитить палестинскую территорию силами арабских армий Египта, Сирии, Ливана, Ирака, Иордании, Саудовской Аравии и Йемена.

Образование государства Израиль в 1948 г. стало отправной точкой ближневосточного конфликта. Это привело к первой арабо-израильской войне в мае 1948 г., в результате которой Палестина была разделена между Израилем, в состав которого вошла большая часть Палестины, и Иорданией с Западным берегом Иордана, включая восточный Иерусалим, а сектор Газа управлялся Египтом. В определенной мере вступление в войну с Израилем являлось и результатом давления на арабские правительства со стороны националистически настроенной буржуазии, которая опасалась, что Израиль в скором времени превратится в источник массированной экономической экспансии в странах региона. Создание государства Израиль на территории Палестины при поддержке США и СССР имело серьезные последствия для всего ближневосточного региона.

Военное поражение арабов в палестинской войне 1948-1949 гг. привело к спаду арабского национального движения на рубеже 1940-1950-х гг., активизировало антизападные настроения. Основные факторы неудачи политики Арабской лиги был раскол арабского мира. На фоне общей негативной реакции арабских государств на существование Израиля их, однако, различала степень конфронтационности с ним.

Попытки сохранить единство арабского мира являлись малоэффективными, ввиду наличия сильных центробежных тенденций. Общеарабский национализм существовал в каждой арабской стране наряду с государственным национализмом, выступая в своем противоречивом единстве. При столкновении двух данных течений общеарабский национализм торпедировался наступательным государственным национализмом, отражая интересы гражданского общества в каждой отдельно взятой стране.

По-прежнему общим для арабских стран стали их генетические связи и этнорелигиозное родство. Общим в их истории до середины XX столетия являлось политическая несамостоятельность или неполная самостоятельность в качестве сначала периферии Османской империи, а затем колоний или колониально-зависимых стран Запада. Деколонизация стала исходным моментом нового развития, и практически все арабские государства, за редкими исключениями развиваются достаточно успешно и сравнительно ускоренными темпами.

Сыграл свою роль и фактор, разделивший современный Ближний Восток на несходные группы государств в нефтяном контексте или отсутствия данного ресурса у той или иной страны. Без нефти и нефтедолларов оказалось явное меньшинство стран.

Подавляющее же большинство в определенной степени зависит от нефти. Более того, их военный потенциал особенно впечатляющий в Ираке и Сирии, равно как и все социальные эксперименты в Алжире, Сирии, Ираке субсидировались на средства от продажи нефти. Словом, арабский мир отличается от остальных регионов не столько своими цивилизационными особенностями, сколько обилием нефти. Нефтяной фактор здесь пользуется очевидным приоритетом, в первую очередь создается та инфраструктура (дороги, трубопроводы, насосные станции, нефтеперерабатывающие предприятия, терминалы и т. п.), которая нужна для бесперебойной работы скважин и реализации нефти и нефтепродуктов. Во всех экспортирующих нефть странах существуют министерства нефтяного хозяйства, а министры регулярно встречаются на совещаниях стран ОПЕК.

Наивысшего уровня иных сфер развития промышленности достиг в Египет, определенных результатов добились Сирия, Алжир, в Ираке приоритет был отдан военной промышленности. Что касается сельскохозяйственного сектора, то в ряде случаев радикальные аграрные реформы способствовали росту производства продовольствия. Реформы, направленные на кооперирование крестьянства, сокращение частного сектора, служило объяснением, почему при наличии плодородных земель Алжир и Ливия были обеспечены собственным продовольствием лишь на треть.

Результаты развития арабского мира внушительней, чем можно было бы ожидать: социальные эксперименты, истощающие Ближний Восток частые войны, безудержная гонка вооружений, неприятие исламским фундаментализмом западных капиталистических норм и ценностей. Среди основных факторов можно назвать — бюджет стран, пополняемый за счет нефти и тенденция к общеарабской консолидации.

На рубеже 1948-1949 гг., из Палестины эмигрировало около 900 тыс. арабов, нашедших убежище в различных арабских странах. Возникла острая проблема беженцев, попытки их расселения с выплатой компенсации и последующей адаптацией на новых местах (инициатива США) вызвали бурю возмущения и были отвергнуты. Палестинцы стремились вернуться на свою родину, а родственные им арабские страны горели желанием осуществить это, а заодно и наказать Израиль.

С начала 1950-х гг. обстановка на Ближнем Востоке приобрела характер постоянной военно-политической напряженности, отмеченной периодическими вспышками вооружённых столкновений.

К 1967 г. когда насеровский Египет был, как казалось, полон сил и, в частности, обрел достаточно вооруженную с помощью СССР армию, наступил момент для нового вооруженного конфликта. Египт не скрывал своих намерений военного реванша против Израиля.

Израиль в июне 1967 г. нанес превентивный удар, разгромив египетскую армию, одновременно потеснив на других фронтах вооруженные формирования Сирии и Иордании. Результатом войны стало присоединение к Израилю западного берега Иордана и сектора Газа с соответствующим включением в государство нескольких сотен тысяч проживавших на этих территориях арабов, не получивших, израильского гражданства. Очередная война 1973 г., ставившая своей целью вернуть утраченное, также не принесла успехов арабским государствам. Новое противостояние продемонстрировало, что военной конфронтацией ближневосточной проблемы не решить.

Это был сильный удар по авторитету арабского мира. Предстояло пойти на решительный пересмотр всей стратегии противостояния Израилю, за спиной которого была мощная поддержка США.

Прагматичность и политическую дальновидность среди арабских стран в направлении трансформации своей ближневосточной политики проявил Египет, для которого 1970-е гг. стали периодом переоценки многих позиций, в первую очередь социально-экономических, внутриполитических. Президент А. Садат в 1979 г. заключил мир и восстановил дипломатические отношения с Израилем, что позволило ему вернуть утраченные в 1967 г. территории сектора Газа. И хотя остальные арабский страны крайне негативно восприняли политический шаг влиятельнейшей страны арабского мира, расценив мир с Израилем как предательство общеарабских интересов. Египет был исключен на десять лет из Лиги арабских государств, вплоть до 1989 г. Решение прекратить состояние войны с Израилем со стороны Египта означало, что военными средствами проблему не решить. Нужно было искать компромисс.

С середины 1970-х гг. центр тяжести противостояния Израилю переместился на самих палестинцев, которым для этого предстояло добиться международного признания. Реализация данной цели и легла в основу новой стратегии арабской стороны в ближневосточном конфликте после войны 1973 г.

Созданная еще в 1964 г. Организация освобождения Палестины (ООП) в 1974 г. приняла участие в работе Генеральной Ассамблеи ООН, получив о позднее статус наблюдателя при ООН, была принята в ЮНЕСКО и ряд организаций, существующих под эгидой ООН. Территориальной базой для существования ООП и различных ее подразделений стали Сирия и Ливан. Иордания же настояла на выводе палестинцев со своей территории.

Рассчитывать на международное признание эта организация могла лишь при условии, если палестинская проблема стала бы в центре внимания мирового сообщества. И они сумели добиться этого, начав с устрашающих актов, доказав эффективность методов террора в век массовой информации. Мировое сообщество с вниманием отнеслось к палестинскому вопросу. ООП была признана в качестве руководителя палестинского движения практически всеми государствами мира, установившими с ней отношения. Ближневосточный конфликт на долгие годы оказался в центре внимания мировой прессы. Проблема палестинцев стала объектом заботы многих держав, включая и великие. Было принято решение об организации международного совещания по ближневосточной проблеме с участием всех заинтересованных сторон. Практически проблема долгие годы упиралась на согласие на такого рода совещания Израиля.

Официальный Тель-Авив, обвиняя в терроризме Организацию освобождения Палестины, отказывался считать ее официальным представителем народа Палестины. В этом Израиль руководствовался и отказом этой организации признать право Израиля на существование.

Реальной политической солидарности арабы в современном мире обычно не демонстрируют. Объединение Сирии и Египта уникально, но не стало долговечным. Отсутствие консенсуса между арабскими странами можно констатировать, например в ходе ирано-иракской войны, когда радикально настроенные Сирия и Ливия поддержали Иран. Аналогичная ситуация, в период иракской агрессии Кувейта Иордания и Ливия поддерживали Багдад.

Тем не менее, мощная финансовая поддержка, поступая из богатых аравийских нефтедобывающих государств, предназначалась определенным арабским странам Восточного Средиземноморья. Ответ кроется в проблеме Палестины, которая объединяет всех арабов, являясь столь принципиально важной, что с ее обострением все остальное отступает на задний план. Капиталы перечисляются в помощь палестинцам, а также тем странам, которые несут на себе тяжесть противостояния с Израилем.

С. Хусейн неспроста намеревался разыграть израильско-палестинскую карту, тем самым сохранить за собой аннексированный Кувейт, и стать признанным лидером арабского мира, однако, как известно, авантюра провалилась. Несмотря на регулярные ракетные обстрелы, Израиль проявил сдержанность. В международных отношениях это повысило статус Израиля, рейтинг же ООП наоборот - понизился и не только в глазах внешнего мира, но и в среде арабских стран. К примеру, Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива приостановил регулярную помощь.

На этом фоне после победы над Ираком США и СССР инициировали меры для решения сложной палестинской проблемы. Многосторонние переговоры, осложнявшиеся политическими всплесками враждующих сторон, не могли стать результативными. К позитивному результату привели конфиденциальные встречи под патронажем министра иностранных дел Норвегии в сентябре 1993 г. представителей Израиля (Шимон Перес) и ООП (Махмуд Аббас), проходившие в Осло. ООП и Израиль официально признали друг друга, подписав мирные соглашения, согласно которым была создана Палестинская национальная администрация (ПНА), а сектор Еаза и город Иерихон были переданы под управление ООП.

Продолжавшиеся теракты и нападения на израильские гражданские и военные объекты со стороны палестинских исламистских группировок после подписания мирных соглашений, и ответная реакция израильской армии против палестинских группировок, в ходе которых гибли и мирные жители, предопределило охлаждение со стороны израильского общества и палестинцев по поддержанию договоренностей.



Основные даты:
2 ноября 1917 г. - Великобритания поддерживает идею (Декларация Бальфура) создания «национального дома для еврейского народа» в Палестине при условии соблюдения прав местных арабов.

19-26 апреля 1920 г. - По решению конференции в Сан-Ремо Великобритания получила мандаты на Палестину (включая территории к востоку от реки Иордан).

14 мая 1948 г. - Бен-Гурион объявляет о создании независимого Государства Израиль.

1949-1955 гг. - Поддержка «партизанской войны» против Израиля с территорий, оккупированных Египтом и Иорданией, и Сирии.

1956 г. Суэцкий кризис.

1964 г. - Решением Лиги арабских стран создана Организация освобождения Палестины (ООП).

1967 г. — Шестидневная арабо-израильская война.

1968 г. - «Война на истощение» между Израилем и Египтом.

5 октября 1973 г. - Сирия и Египет нападают на Израиль. Начало Войны Судного дня.

1979 г. - Кэмп-Дэвидские соглашения и Египетско-израильский мирный договор.

1982 г. - Ливанская война.

Сентябрь 1993 г. - Подписание при посредничестве США и России декларации, открывающей пути урегулирования кризиса. Израиль давал согласие на организацию Палестинской национальной автономии, а ООП признавала право Израиля на существование.

1994 г. - Израильско-иорданский мирный договор.

2000 г. - Вывод войск из Южного Ливана.



Чикаидзе Ц. М. Страны Востока в системе международных отношений в XX в. Часть I: Учебно-методическое пособие. Сев.- Осет. гос. ун-т им. К. Л. Хетагурова. Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2012.-71 с. C. 51 — 63.

Вернуться назад