Главная > Интересно > Значение рабочих союзов в социальной защите трудящихся Австрии в последней трети XIX—начале XX столетия

Значение рабочих союзов в социальной защите трудящихся Австрии в последней трети XIX—начале XX столетия


29 декабря 2015. Разместил: admin
И. В. Лохова,
аспирант кафедры всеобщей истории и политологии
Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова

Значение рабочих союзов в социальной защите трудящихся Австрии в последней трети XIX—начале XX столетияБольшую роль в улучшении положения рабочих и ремесленников в Австрии играли разнообразные рабочие союзы. Первые рабочие организации в стране возникают в первой трети XIX в. в Богемии среди рабочих фарфоровой и стекольной промышленности(1). Они имели большие возможности, в частности не члены рабочих организаций не могли быть приняты на работу. Значительная часть работодателей стремилась объединить своих рабочих, так было легче решать социальные проблемы рабочих и вести с ними переговоры в случае возникновения конфликтов. В 1842 г., когда в Вене создается Союз наборщиков типографий, рабочие без энтузиазма отнеслись к его деятельности. Чтобы подстегнуть рабочих к вступлению в союз, работодатели объявили, что они сохранят на производстве только членов профессионального союза наборщиков. После чего численность союза увеличилась с 111 чел. до 380 чел.(2) Первоначально власти с большим недоверием относились к созданию таких организаций, боясь распространения среди них социалистических идей.

Рабочие организации на добровольной основе объединяли трудящихся для решения различных вопросов, связанных с их жизнью (повышение культурного уровня, решение правовых споров, организация досуга, создание потребительской кооперации, решение жилищных проблем и т.д.). Рабочие организации Австрии, в том числе профсоюзы, долгое время на себе несли печать деятельности средневековых цехов. Даже в 70-е гг. XIX в. обряд вступления в союз напоминал ритуал, установленный в свое время цехами. После ритуального опроса кандидат на вступление в союз получал от организации бесплатный обед с вином или пивом, в ряде случаев обед продолжался до тех пор, пока кандидат уже не мог больше употреблять пищу(3). С этого момента он становился полноценным членом организации. Данные ритуалы зачастую напоминали обряды масонских лож.

В стране активно создавались организации, выражавшие и защищавшие интересы рабочих. Большую известность в альпийских провинциях Австрии получила католическая молодежная организация под руководством студента Антона Орела. Правда, она в основном объединяла австро-немецкую часть молодежи.

Под давлением этой организации ландтаг Нижней Австрии принимает законы, ограничивающие труд молодых рабочих и вводившие обязательное школьное образование для детей рабочих. К 1614 г. организация насчитывала 180 групп, объединявших более 6 тыс. чел.(4) А. Орел постоянно призывал к активизации борьбы за права рабочих(5), даже идя на соглашение с социал-демократами но данному вопросу, что было неприемлемо для большей части руководства ХСП. А. Орел предлагал ввести 8-часовой рабочий день, воскресный отдых и сокращенный рабочий день в субботу(6).

Рабочие союзы уделяли внимание различным сферам жизни своих членов. 2755 союзов имели собственные библиотеки, а в 1642 союзах систематически читались лекции на разнообразные темы с учетом пожеланий рабочих(7). Важное место в деятельности рабочих союзов занимал поиск работы для безработных членов. Этой деятельностью активно занималось 728 организаций. Ряд союзов (470, или 7%) занимался организацией досуга рабочих.

В конце XIX в. среди австрийских рабочих набирает силу потребительская кооперация. К 1900 г. они создали 548 потребительских кооперативов, или 8% от общей численности рабочих организаций. Потребительские кооперативы позволяли рабочим существенно сэкономить при приобретении продовольствия и предметов широкого потребления. В 1907 г. из 1026 потребительских кооперативов Австрии 439 создается рабочими, они объединяли 200 тыс. чел.(8)

В 1900 г. общая сумма дохода рабочих организаций, за исключением потребительских кооперативов, составила 12,5 млн. крон, а расходы около 12 млн. крон. Доходы данных организаций в основном формировались из членских взносов, и они составляли около 10,6 млн. крон. Основная часть расходов, в сумме 9 млн. крон, приходилась на различные пособия. На образовательные цели союзы тратили всего 4%, организацию праздников и развлечений - 1 % и 17% - на административные расходы(9).

Популярность собственных организаций среди рабочих постоянно росла. Неслучайно только с 1900 по 1901 гг. численность рабочих организаций увеличилась еще на 1643 сообщества. По мере роста культурного уровня рабочие понимали необходимость и важность объединения. Государство и предприниматели также в целом положительно относились к объедению рабочих, что снижало накал социальной борьбы. Нередко предприниматели оказывали финансовую помощь рабочим организациям.

Рабочие организации занимались повышением культурного уровня рабочих, используя для этого различные способы. Одна из венских организаций проводила туры по Дунаю стоимостью в 3 кроны для взрослых и 1,5 кроны для детей. На пароходе организовывались творческие и музыкальные вечера, экскурсии по историческим местам(10). Состоятельные рабочие в начале XX в. могли себе позволить туристические поездки в Тироль, Швейцарию, Венецию, Германию и даже в Скандинавию. Организации починают проводить экскурсии для рабочих по музеям страны н другим учреждениям культуры. Возникают первые народные театры и библиотеки. Интеллигенция страны охотно оказывала союзу помощь в деле просвещения рабочих.

Большую роль в этом процессе играл «Всеобщий южно-австрийский союз народного просвещения», развернувший деятельность на территории Нижней Австрии. Самым инициативным отделением союза становится его венское отделение, созданное в 1886 г. Оно основную свою задачу видело в распространении образования среди низов венской столицы, в том числе среди рабочих(11). Отделение создает собственную библиотеку и проводит бесплатные лекции. В 1896 г. отделение имело в Вене 13 библиотек, в которых хранилось более 342 тыс. книг(12).

Союз стремился находиться вдали от политики, занимаясь только просветительскими проектами. Бюджет союза формировался за счет пожертвований крупных меценатов и рядовых граждан, членских взносов и других доходов. Лекторы, приглашаемые союзом, читали лекции бесплатно. Отделение довольно быстро завоевало большую популярность в Австрии, ее членом становится сам император Франц-Иосиф, а лучшие профессора Венского университета считали своим долгом прочитать лекции на мероприятиях союза.

В то же время Отделение при всей его популярности постоянно испытывало нехватку средств. Во многом это было связано с нарастанием количества мероприятий, проводимых союзом и отделением. Более того, отделение начинало привлекать к чтению лекций преподавателей университета за небольшой гонорар, с сохранением бесплатного посещения лекций для их слушателей. В 1890 г. Венское отделение обратилось в парламент Нижней Австрии с просьбой о предоставлении ему субсидии в 1500 гульденов в год(13). В случае получения средств отделение собиралось перейти от организации разовых лекций к прочтению целых лекционных курсов. Обращение отделения подписали многие известные австрийские ученые. Парламент согласился выделить ему в 1891 г. 900 гульденов.

Отделение не ставило перед собой только утилитарные задачи, стремясь развивать и музыкальное образование у рядовых венцев. Поэтому союз устраивал народные концерты и музыкальные вечера для рабочих. Отделение стремилось активно привлечь к своей деятельности женщин. Это вполне было в духе времени, когда движение за эмансипацию женщин набирало силу. В 1891 г. отделение прочитало 15 лекций только для девушек(14).

С 1891 г. оно начинает формировать классы по интересам и проводить небольшие экзамены для слушателей с целью выдачи им удостоверений. Успех классов был ошеломляющим, рабочие проявляли интерес к самым разным дисциплинам научного знания. Во время обучения, кроме того, что они получали некую сумму знаний, также учились проведению дискуссии, уважительному отношению к чужому мнению. Рабочие не только повышали уровень знаний, они совершенствовались нравственно.

В 1893 г. 53 профессора Венского университета обратились в сенат университета с просьбой взять Венское отделение под свой патронат, а Министерство образования должно было выделить на эти цели 6 тыс. гульденов. В результате планировалось охватить лекциями территорию всей страны. Эта инициатива была поддержана. Профессор Антон Менгер разработал положение о новых университетских курсах для рабочих. С ноября 1895 г. этот проект начал реализовываться на практике. Лекционные курсы систематизируются и строятся с учетом интересов рабочих и ремесленников. Образовательный цикл состоял из трех семестров: ноябрь, январь-февраль, весна. Первый цикл включал 24 курса, второй - 24 курса и третий - 10 курсов. Каждый курс шел 6 вечеров, одна лекция составляла 1,5 часа. После прослушивания лекций по зоологии, истории первобытного общества, истории греческой культуры рабочие вместе с лектором посещали музеи.

Из 58 курсов 17 приходилось на медицинские науки, 15 - естественные, 13 - исторические, 8 - историю литературы и искусства, 5 - юриспруденцию. Всего курсы в 1896 г. посетило около 6 тыс. чел. Больше всего рабочих присутствовало на курсах геометрии и машиностроения (70%) и истории первобытного общества (68%)(15).

Принципиальным отличием университетских курсов стала небольшая плата для посетителей в сумме 8,5 крейцеров за одну лекцию. Данная сумма была доступна широким слоям общества, в том числе рабочим и ремесленникам. Эти деньги стали существенным дополнением к бюджету курсов, а с другой стороны, оплата должна была отвадить от курсов простых зевак и привлечь на курсы людей, действительно стремившихся получить необходимые знания. Во многих случаях, если человек искренне хотел посещать курсы, но у него для этого не было денег, то он получал бесплатный абонемент.

Победа на выборах в венский муниципалитет христианских социалистов поставила отделение в сложное положение. Христианских социалистов не устраивали программы обучения рабочих, поэтому они отказались от дальнейшего субсидирования отделения, вызвав бурю негодования среди либеральной общественности и рабочих(16).

Постепенно отделение набирало силу. Увеличивалось количество организованных курсов и численность прочтенных лекций, постоянно совершенствовались методики преподавания, большое внимание начинает удаляться наглядности и подготовки специальных конспектов для рабочих. С каждым годом возрастало количество рабочих и других слушателей на курсах. После Вены наиболее эффективно работало отделение в Нейштадте. В провинциальных городах рабочие и ремесленники составляли до 85% слушателей курсов(17). Об успехах деятельности союза говорил тот факт, что в Вене и в других городах Австрии он стал в начале XX в. приобретать собственные помещения, хорошо оборудованные для учебного процесса и хранения литературы.

Еще одним крупным просветительским обществом, проводившим работу среди рабочих, становится «Союз рабочих за образование», позже преобразованный в «Союз образовательных обществ Нижней Австрии». Его деятельность поддерживали 41 профсоюз и ряд других рабочих организаций. В 1891 г. союз организовал 1362 лекции, в основном по экономическим проблемам, что вызывало наибольший интерес среди рабочих и ремесленников(18). Правда, организаторы курсов постоянно сталкивались с острой нехваткой финансовых ресурсов. К тому же нередко профсоюзы и политические партии стремились использовать просветительские курсы для политической пропаганды.

Большая работа по развитию культурной и образовательной деятельности среди рабочих и ремесленников проводится в чешских землях. Различные общества создают библиотеки для рабочих, проводят образовательные курсы, организуют досуг рабочих. В 1903 г. создается под непосредственным участием социал-демократов «Союз рабочих физкультурных обществ», что стало результатом развития среди рабочих спортивного движения(19). В 1909 г. под эгидой католической церкви возникает спортивное общество «Орел», принимавшее в свои ряды и рабочих.

Однако самым знаменитым и массовым спортивным объединением Чехии становится Сокольская организация, принимавшая участие в популяризации спорта среди рабочих. У истоков ее создания стоял Мирослав Тырш, родившийся в 1832 г. в немецкоязычной семье чешского врача. М. Тырш получил воспитание в чешском национальном духе. С детства он увлекся спортом и его популяризацией. В 1862 г. его сподвижники организовали молодежную спортивную организацию «Сокол». Данная организация стала одним из инструментов привития молодежи, и в частности рабочей, чешского патриотизма. Большой популярностью у руководителей организации пользовались фехтование, тяжелая атлетка, маршировка. Вскоре Сокольское движение получило распространение среди других славянских народов Австро-Венгрии н в России. В 1912 г. на первом Всеславянском Сокольском съезде принимало участие более 30 тыс. чел.(20) С 1910 г. данное движение начинает попадать под влияние социал-демократов.

Спорт, по мнению современников, должен был оздоровить рабочих и снизить среди них смертность. В то же время стоит отметить, что просветительские и спортивные общества в чешских землях были подвержены сильному влиянию политики. Они и основном создавались по национальному признаку, отдельно для чехов и отдельно для австро-немцев, проживавших в чешских землях. Организаторы культурно-просветительских и спортивных обществ в Чехии стремились с их помощью развивать национальный дух у рабочих и ремесленников, позже других социальных групп чешского общества включившихся в процесс национального возрождения, если не считать крестьян.

В начале XX в. в австрийской половине империи Габсбургов действовали самые разнообразные ассоциации, объединявшие рабочих по интересам, в том числе такие уникальные, как «Объединение рабочих-кролиководов» или «Ассоциация рабочих-коллекционеров почтовых марок»(21). Такая дифференциация рабочих культурно-просветительских обществ свидетельствует о росте культурного уровня рабочих Австрии, о насыщении их досуга новыми формами его организации.

Таким образом, можно сказать, что значительную работу по улучшению положения рабочих проводят различные культурно-просветительские и спортивно-массовые организации, но они все больше делились по национальному признаку. Несмотря на недостатки, австрийская система социальной защиты трудящихся и последней трети XIX - начале XX вв. достигает впечатляющих результатов.



1 Капелюш Ф. Цехи и пролетариат. Очерки из истории австрийских рабочих//Русская мысль. 1910. Кн.VII. С.69.

2 Капелюш Ф. Цехи и пролетариат. Очерки из истории австрийских рабочих//Русская мысль. 1910. Кн.VII. С.70.

3 SekimjakK. Arbeiterianen Nieder-Oesterreichs. Wien, 1904. S.25.

4 Etappen der katholisch-socialen Bewegung in Österreich seit 1850. Document. Wien, 1980. S. 193.

5 Etappen der katholisch-socialen Bewegung in Österreich seit 1850. Document. Wien, 1980. S. 194.

6 Etappen der katholisch-socialen Bewegung in Österreich seit 1850. Document. Wien, 1980. S. 196.

7 Специальная корреспонденция// Вестник финансов, промышленности и торговли. 1905. № 15. С.54.

8 Социально-политические таблицы всех стран мира/ Сост. С. Зак. М., 1910. С. 240.

9 Специальная корреспонденция// Вестник финансов, промышленности и торговли. 1905. № 15. С.54.

10 Капелюш Ф. Цехи и пролетариат. Очерки из истории австрийских рабочих//Русская мысль. 1910. Кн.VII. С.74.

11 Кроль М. Народные университетские курсы в Австрии // Мир Божий. IK97. №5. С. 138.

12 Василевский JI. В Австрии // Русское богатство. 1896. №8. С.9.

13 Кроль М. Народные университетские курсы в Австрии//Мир Божий. 1897 №5. С. 139.

14 Кроль М. Народные университетские курсы в Австрии//Мир Божий. 1897. №5. С. 139.

15 Кроль М. Народные университетские курсы в Австрии // Мир Божий. 1897. №5. с. 145.

16 Василевский Л. В Австрии // Русское богатство. 1896. №8. С.9.

17 Брюллова-Шаскольская Н. Вольное народное образование в Вене // Русская мысль. 1912. №8. С. 49.

18 Кроль М. Народные университетские курсы в Австрии//Мир Вожий. 1897. №5. С. 141.

19 Чехия и Словакия в XX веке. Очерки истории. Кн.1. М., 2005. С.22.

20 Шарый А., Шимов Я. Корни и корона. Очерки об Австро-Венгрии: судьба империи. М., 2010. С. 191.

21 Хобсбаум Э. Век империи 1875-1914. Ростов-на-Дону, 1999. С. 194.



Лохова И. В. Значение рабочих союзов в социальной защите трудящихся Австрии в последней трети XIX—начале XX столетия // Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов: Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов: Выпуск № 7 / Под ред. докт.полит.наук, проф. Б.Г. Койбаева; Сев.- Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2015. C. 50 —57.

Вернуться назад