Главная > Интересно > Об этносоциальном развитии народов Северного Кавказа: традиции и современные вызовы

Об этносоциальном развитии народов Северного Кавказа: традиции и современные вызовы


21 июня 2020. Разместил: admin
В издательстве Института этнологии и антропологии РАН в 2018 г. вышел сборник научных статей «Этносоциальное развитие народов Кавказа в XIX-XX вв.», посвященный столетию со дня рождения доктора исторических наук, профессора, выдающегося этнолога-кавказоведа и многолетнего сотрудника РАН Бориса Александровича Калоева [1]. Мемориальный сборник стал результатом успешного сотрудничества отдела Кавказа Института этнографии и антропологии РАН и Северо-Осетинского института социальных и гуманитарных исследований им. В. И. Абаева – тех научных структур, с которыми был тесно связан весь творческий путь этого талантливого этнолога. В ИЭА РАН Борис Александрович трудился долгие годы, а СОИГСИ, созданный на его малой родине еще век назад, был нацелен на исследования, соответствующие научным интересам профессора Б. А. Калоева.

Сборник представляет значительный научный интерес, вместе с тем будет интересен широкому кругу читателей. Кавказская тематика представлена в нем многопланово, в издание включены статьи, содержащие и конкретный описательный материал, и широкие культурные типологии. Надо заметить, что этнологами новых поколений предметные зоны этнической культуры понимаются несколько шире, чем прежде. Тем не менее, Б. А. Калоев, будучи талантливым и ярким исследователем, во многом предопределил направление последующих научных поисков, трудясь в самых разных областях этнографии Кавказа. Глобальный характер знаний Калоева и широта его научных интересов нашли свои воплощения в разработке не только этнографического кавказоведения, но общеисторического знания.

Составитель издания З. Б. Цаллагова во вступительной статье отметила выдающийся вклад Б. А. Калоева в продвижение кавказской проблематики в Российской академии наук. Стало совершенно очевидным, что его трудоемкая изыскательская и кропотливая экспедиционная деятельность, специфика и универсальность научных интересов и подходов и несомненная одаренность создали ту научную базу, на которую продолжают опираться новые поколения специалистов-кавказоведов. Калоев был ученым широчайшей эрудиции. Вместе с тем, чрезвычайно много своего исследовательского внимания он уделил народу, к которому принадлежал. Некоторые его фундаментальные монографии, такие как «Осетины», давно обрели значение образцовых исследований в области этнографии и антропологии. В этом смысле более молодых исследователей-кавказоведов (и не только) можно причислить к ученикам Бориса Александровича, ведь именно его научное наследие стало основой профессионального становления многих из них. Часто случается, что ценность научных трудов по истечении многих лет только усиливается, и именная такую судьбу обрели сочинения, вышедшие из-под его пера.

Итак, 22 статьи этого сборника, собранные в четыре его раздела, объединены одной общей целью – почтить память одного из ярчайших сотрудников старшего поколения советской академической этнографической школы и собственными оригинальными научными изысканиями в области этносоциального развития народов Северокавказского региона в XIX-XX вв. поддержать дело всей его жизни. Среди авторов читатель обнаружит этнологов с мировым именем и тех, кто стоит в начале своего профессионального пути. Входящие в сборник четыре раздела тематически увязаны между собой. В первом из них коллеги и последователи Бориса Александровича, каждый по-своему, делится собственными воспоминаниями об ученом и разных гранях его таланта. Ну а прочие разделы книги подтверждают тот факт, что научное кавказоведение в нашей стране имеет свое достойное продолжение и перспективы. Второй и третий разделы сборника – исследовательские, они содержат объемную информацию по самым актуальным проблемам этнографии и историографии Кавказа. Четвертый раздел содержит рецензии на монографии.

Первый раздел открывают воспоминания Л. А. Чибирова. Этот автор, сам уже давно прославленный ученый, утверждает, что Борис Александрович Калоев поднял этнографическое осетиноведение на небывалую высоту. Будучи близко знакомым с Калоевым, он смог наполнить свою статью подлинной теплотой и той степенью эмоциональности, без которых воспоминания о профессоре Калоеве не были бы столь живыми и полными. Чибиров утверждает, что жизненный и научный путь Калоева – это достойный подражания пример служения большой и малой родине. Именно в этом контексте в статье представлены неоспоримо высокие профессиональные качества ученого и высказан справедливый вердикт: Калоев еще при жизни заслужил благоговейное отношение окружающих. Называя неоднократно переизданную монографию «Осетины» энциклопедией осетинской жизни, Чибиров замечает, что именно на долю Калоева выпала возможность вынести вопросы этнографии и фольклора осетин в мировое научное пространство.

В статье Л. К. Гостиевой «Вклад Б. А. Калоева в развитие этнологии и историографии Кавказа» представлен обстоятельный анализ научной деятельности ученого, его разносторонних ин тересов и неоценимого вклада в развитие отечественной науки. Ценно, что свой обзор автор начинает с периода профессионального становления профессора, с упоминания его учителей и тех старших коллег, которые первыми открыли талант Калоева-исследователя (во многом новатора), способствовали не только его научному, но и личностному формированию. И это поистине славные и чрезвычайно значимые для науки имена Г. А. Кокиева, М. О. Косвена, В. В. Бунака, С. П. Толстова, С. А. Токарева и др. В статье подробно и последовательно освещается вклад Калоева в развитие отечественного кавказоведения. В частности, рассматриваются его усилия по изучению горных и равнинных сел Чечено-Ингушетии – в 1960 г. очерки еще молодого ученого Калоева «Чеченцы» и «Ингуши» вошли в первый том авторитетного академического издания «Народы Кавказа». Приблизительно в это же время Калоев занимался исследованиями ряда народов Дагестана (агулов, лезгин) и весьма в этом преуспел. Что отнюдь немаловажно для этнографа, Борис Александрович был человеком гуманистического склада, и его экспедиционная активность позволила ему не только продвигать научное кавказоведение, но и завязать тесные личные дружеские связи. В статье Гостиевой показано развитие его научных интересов по проблемам межэтнических связей народов Кавказа (осетино-балкарских, осетино-вайнахских, русско-вайнахских и др.). Автор статьи также уточняет, что именно Борис Александрович призвал представителей других кавказских этносов усилить свои эпосоведческие изыскания.

Статья содержит полное перечисление научных интересов ученого, в том числе его достижения в разработке основной проблемы этнографии того периода – хозяйства народов Северного Кавказа. Также представлены его чрезвычайно значимые труды в области источниковедения и историографии, среди них – издание «Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XIII-XIX вв.), которое будет востребовано всегда, как и другие его труды, обобщающие богатейшее научное наследие В. Ф. Миллера, М. М. Ковалевского, В. И. Абаева, Е. Г. Пчелиной и многих других. Автору этого очерка удалось высветить две важнейшие личностные ипостаси Калоева – ученого и педагога-наставника. Гостиева завершает свое исследование справедливым утверждением, что Б. А. Калоев поддержал и развил лучшие традиции академического кавказоведения.

Автор следующей статьи «Религия осетин в исследованиях Б. А. Калоева» Т. Е. Дзеранов обратился к анализу научных изысканий профессора Калоева в области религии осетин и других горцев Северного Кавказа. Автор обращает внимание читателя на то, что, обобщая достижения предшественников и систематизируя собственный богатейший полевой материал, Калоев сумел реконструировать разные пласты религиозного сознания осетин от пережиточных форм тотемизма и анимизма, а также так называемых общеосетинских, ущельных, сельских, родовых культов до распространения официальных конфессий. Дзеранов подчеркивает успешность и последовательность исследовательского подхода Калоева к этому весьма деликатному аспекту этнической культуры осетин. Автор сосредоточивается на концептуализации главных выводов Калоева относительно религии осетин и их предков, на связи религиозных воззрений с процессами этногенеза народа. Он также замечает, что профессору удалось выявить древние кавказские и скифо-сармато-аланские корни духовной культуры осетин.

Статьей З. Б. Цаллаговой «Б. А. Калоев: воин, патриот, ученый» посвященной жизненным и профессиональным свер шениям Калоева, завершается первый блок сборника. Собственно, эту статью можно назвать центральным изысканием рецензируемого издания. В манере, увлекающей читателя, представлены этапы жизненного становления личности ученого: это и факты происхождения Бориса Александровича, его родственные связи и первоначальное окружение, и школьные годы с ранним приобщением к физическому труду, и студенческая пора в Северо-Осетинском педагогическом институте им. К. Л. Хетагурова с последовавшим позднее учительством, и славный ратный путь будущего ученого в Великую Отечественную войну. Далее последовала аспирантура в Институте этнографии АН СССР, ее успешное завершение и большая, плодотворная творческая жизнь, полная интересных встреч, широчайшего общения, экспедиций, симпозиумов и конференций, самых разносторонних исследований, просветительства и наставничества, усерднейшего труда и огромных научных достижений.

Во второй раздел сборника вошли статьи этнологов-кавказоведов, их исследования разных аспектов материальной и духовной культуры народов Кавказа. Ожидаемо, что открывает раздел статья самого Бориса Александровича Калоева «Осетины в горах Грузии». Она написана в лучших традициях русской (советской) этнографической школы, которой всегда было свойственно сочетание богатого фактологического содержания и блестящего увлекательного стиля. Круг вопросов, поднимаемых в работе, весьма широк – появление осетин в этой местности, последовательность и специфика миграционных волн, осмысление «культуры себя» и много прочих проблем, не потерявших своей актуальности и поныне. Ученый собирал материал по теме более 50 лет. Составителю сборника можно выразить искреннюю благодарность за размещения данной статьи как образца классического, подлинно академического этнографического научного текста.

Представляя подробный анализ изученных им населенных пунктов, а также их пофамильное представительство, Калоев отмечает феноменальную сохранность традиции, верований и нравов своего народа в условиях столь длительного проживания в иноэтничной среде. В относительно небольшом по объему изыскании присутствует анализ многих важнейших аспектов этнической культуры наблюдаемой им группы осетин. Особенно ценно, что после всеобъемлющего этнографического вводного очерка следуют прицельные обзоры «карельских», «кахетинских», «горийских», «душетских» осетин. Ценность этих исследований еще и в том, что самих поселений более нет – для них межнациональные столкновения постсоветского периода окончились катастрофой.

Вторая в разделе статья «О жертвоприношении быков и баранов» принадлежит перу выдающегося современного ученого С. А. Арутюнова. Он рассматривает особенности жертвоприношения – уникального, хотя и вполне универсального для региона культурного феномена и его конкретных воплощений в фольклорной и культурной традициях народов Кавказа. В статье представлен анализ самых разных аспектов ритуала заклания животных: его акторов, парадигмы, конкретных этнических специфик, конфессиональных влияний и пр., и все это – на фоне историко-культурного описания региона и анализа факторов взаимодействия субстратов. В статье, как и во всех трудах этого выдающегося ученого, присутствуют разные исследовательские планы – и самобытные, интереснейшие этнографические подробности, и концептуальные обобщения проблемы. В данном случае они позволяют вникнуть в вопросы культурных типологий, связанных с важнейшей частью сакральных представлений народов Кавказа.

В статье А. Е. Тер-Саркисянц «Культурное и экономическое наследие армян в Грузии» исследуются особенности многовековой истории проживания армян на территории Грузии. Начав с исторических предпосылок и конкретных обстоятельств переселения, автор особенно подчеркивает факт самых дружественных отношений между двумя этносами в религиозном, политическом, культурном и психологическом аспектах. Ценно, что в подтверждение этого факта в оборот вводятся некоторые документы, ранее не привлекаемые. Кроме того, статья содержит разносторонний анализ армянского населения Грузии, его численности, социального состава, территорий расселения, трудовых предпочтений, достижений на новой родине, вклада в экономическое и культурное развитие Грузии.

В статье Н. Д. Пчелинцевой «Основные аспекты физического и трудового воспитания детей в сельских районах Азербайджана», основанной на конкретном полевом материале, исследуются разные аспекты этнической педагогики в сельских районах Азербайджана в период с конца XX до начала XXI в. Работа Пчелинцевой ценна своей этнографической конкретикой. В ней содержится интересное описание игр, сохранившихся в данной этнической культуре, способов самостоятельного изготовления игрушек, спортивных забав с учетом пола и возраста детей. Читатель найдет и более широкие описания детского досуга, реальные приемы трудового воспитания и пр. Словом, обобщены те социализирующие принципы, в результате которых подростки, по утверждению автора, могли минимизировать трудности, возникающие при переходе к дальнейшей взрослой жизни и самостоятельному ведению хозяйства.

Тема социализации развивается и в следующей статье Т. Г. Соловьевой «Православные традиции в обрядности детского цикла у грузин». Автор продолжает давнюю историографическую традицию изучения роли православного христианства в грузинской культуре. В данном случае мы имеем дело с весьма впечатляющей интерпретацией этнографического материала по детскому циклу начиная с момента моления о даровании ребенка перед иконами святых. Анализируются те легенды, обычаи, ритуалы и обряды, в которых присутствует православное осмысление жизненных ситуаций, связанных с рождением ребенка и уходом за ним, сакральным обеспечением его настоящего и будущего благополучия. Подробно представлены народные поверья и нравственные убеждения, адресуемые таинству и празднованию крещения. Ценно, что сопоставляются варианты из разных районов Грузии.

И. Н. Цаллагова в своей статье «Этническое своеобразие зоонимического символизма (на материале осетинских паремий)» обращается к одной из актуальных проблем современной лингвистики, в частности к разработке ее антропоцентрического аспекта. Исследование предваряет постановочная часть, что весьма уместно в ситуации понятийной поливариантности, существующей на данный момент. Научному анализу подвергается как семиотическое содержание зоонимов, имеющих наибольшую частоту употребления в дигорских паремиологических единицах, так и их конкретные ассоциативные характеристики. В частности выявляется, что паремиологические единицы с зоонимическим компонентом являются одной из самых крупных групп в осетинском языке. Впечатляет, что автор обращается и к историко-антропологическим закономерностям, например, к тому факту, что в силу высокого уровня развития коневодства лошадь является символом благородства, грации и всего возвышенного. Утверждая, что зоонимы часто используются в речи как оценочное определение человека, автор заключает, что паремиологический фонд осетинского языка имеет собственную культурную-языковую специфику, анализ которой может поспособствовать выявлению социальных и психологических стереотипов, свойственных осетинскому этносу.

В своей статье «Бесценная находка: рукопись БАН Q12 как источник сведений по истории и культуре средневековых алан» Д. К. Асратян на фоне историографического анализа проблемы обращается к опыту первой записи осетинской речи. Обозревая все существующие на сей счет гипотезы – отечественные и зарубежные, – он подтверждает факт, который предвидел В. И. Абаев: еще в 1949 г. он заявил, что непременно появятся находки, способные подтвердить существование аланской письменности в X-XIII вв. Утверждая, что некоторые вопросы по-прежнему остаются открытыми, автор вместе с тем сделал многое для прояснения этой актуальной и весьма значимой проблемы современного алановедения.

Завершается второй раздел статьей Б. А. Синанова «1100-летие крещения Алании в контексте современной общественно-политической и религиозной ситуации на Северном Кавказе». Обстоятельно, с использованием историко-этнологического подхода и в контексте современных общественно-политических и религиозных кавказских реалий автор исследует церковное предание знакомства алан с христианством. Он утверждает, что под крещением алан следует понимать совокупность взаимосвязанных между собой процессов и событий – таких как учреждение канонической церковной структуры, крещение правителя страны, начало процесса обращения в христианство основной массы жителей. В статье представлены характеристики уникального источника, именуемого как «Аланское досье» Константинопольского патриарха Николая I. Опираясь на него, Синанов рассматривает весьма значимые проблемы – внешнеполитические последствия принятия Аланией христианства, установление всесторонних связей с Византийской империей, начало возведения фундаментальных храмов в центре Аланской митрополии, расцвет искусства Алании и пр. Отмечая совместные усилия и инициативы академического сообщества, Владикавказской епархии, республиканских структур в деле подготовки к знаменательной дате крещения, молодой исследователь не оставляет вне поля своего внимания и новый виток притязаний на аланское наследие соседних с РСО-Аланией республик и призывает перевести все дискуссии исключительно в научную плоскость.

В третьем разделе сборника собраны персоналии из истории отечественного кавказоведения. Открывает его статья Б. А. Калоева «Василий Иванович Абаев: биографический очерк», повествующая об истории знакомства, а в дальнейшем и тесной дружбы двух выдающихся ученых. Нет сомнений – читатель будет увлечен чрезвычайно: и личностью Василия Ивановича, и тем, как Борис Александрович выстраивает свой рассказ о нем. Едва ли можно найти воспоминания об Абаеве, запечатленные в столь же яркой, живой и динамичной подаче. Свой очерк Калоев начинает с ощущения предчувствия дружбы с великим ученым, со своих студенческих впечатлений, рассказов о нем в аудитории и адресации к неоспоримому авторитету Василия Ивановича по многим спорным в то время вопросам. Далее следуют впечатления уже аспиранта Калоева, которому пришлось присутствовать на разгромном для Абаева заседании в самый нелегкий для ученого период. Он тогда впервые выступил с концепцией, опровергающей общепринятую в те годы теорию авторитетного академика Н. Я. Марра. Академик отрицал метод сравнительного языкознания, убежденным сторонником которого всегда был В. И. Абаев.

Мечта о знакомстве с выдающимся земляком сбылась, и даже более того – уже состоявшийся ученый мгновенно разглядел большое будущее представленного ему молодого исследователя. Борис Александрович даже получил его своеобразное благословение: «Василий Иванович, оглядев меня с головы до ног (я носил еще военную форму), сказал: “Теперь у нас будет и этнограф”». В своем очерке Борис Александрович неоднократно подчеркивает эту способность Василия Ивановича – открывать новые таланты, перспективы и исследовательские области. К примеру, его монография «Нартовский эпос», изданная в 1945 г., послужила мощным стимулом для выявления прочих вариантов эпоса, активного изучения сказаний о нартах в фольклоре многих народов Северного Кавказа.

К счастью, Борис Александрович счел возможным опубликовать те строки из своего личного дневника, в которых упомянут Василий Иванович. Примечательно, что талант Калоева как историка проявился и в мемуарном жанре: щедро делясь многими впечатлениями об одном лишь человеке, он смог представить важные вехи истории своего народа. Нет сомнений в том, что читатель попадет под нескончаемое обаяние этих двух незаурядных личностей – главного героя повествования и его автора.

Следующая статья А. И. Алиевой «Вклад Алексея Сергеевича и Прасковьи Сергеевны Уваровых в кавказоведение» в определенной степени восстанавливает справедливость. Российское академическое кавказоведение славно многими именами, но не все они в должной степени оценены потомками, как в случае с супругами Уваровыми, руководившими Императорским Московским археологическим обществом в совокупности на протяжении 50 лет. Читатель найдет в статье и информацию, связанную с частной жизнью супругов, и кропотливый анализ их научной, просветительской и общественной деятельности, достойного вклада в развитие отечественной археологии, исторической науки в целом.

Статья Л. К. Гостиевой посвящена деятельности Инала Канукова – известного осетинского просветителя второй половины XIX в., работы которого создают связную и целостную картину жизни осетин того периода. Его наследие все еще востребовано в самых разных областях современного осетиноведения. В статье нашли свое отражение немалые заслуги Инала Канукова и самые разные грани его деятельности. Особенно подчеркивается, что Кануков с точностью исследователя передает достоверные картины жизни осетинской деревни пореформенной поры, рассуждает о положении женщин и таких злободневных проблемах своего времени, как социальные противоречия между крестьянами и алдарами, распад феодальных устоев и зарождение буржуазии в Осетии, о трагической истории переселения ряда осетинских семейств в Турцию.

Он на уровне сравнительного анализа судит об обычаях горских народов и компетентен в обобщениях относительно различных проявлений народной культуры: традиционной одежды, хореографии, этикета, знахарства, народных поверий, фольклора. Особенное внимание Гостиева уделяет просветительской деятельности Инала Канукова, его усилиям по модернизации некоторых социальных привычек, с его точки зрения опасных – немыслимых материальных затрат на поминальные обряды, способных разорить семью, ношения корсета, дурно сказывающегося на здоровье подрастающих девочек, и пр. Завершается статья справедливым утверждением, что этнографические труды Канукова имеют не только научную, но и художественную ценность.

Ю. Д. Анчабадзе в своей статье «Петр Карлович Услар: выдающийся русский лингвист, историк, кавказовед» обращается к творчеству одного из тех ученых-кавказоведов, которыми по праву гордится Отечество. Блестяще образованный российский офицер смог оставить преемникам передовое для того времени научное наследие. Свое утверждение о том, что П. К. Услар был наиболее деятельным и талантливым из 16-ти первых действительных членов Кавказского отдела Императорского Русского географического общества, Анчабазде подкрепляет подробным анализом каждой из его работ. Автору удалось осветить разные грани не только научной, но и просветительской деятельности Услара, в частности его радение за просвещение народов Кавказа и успехи по внедрению в этом крае российской системы образования. В целом Услар выдвинул немало выдающихся идей, аксиоматично принятых современной наукой, он также высказал ряд предположений и догадок, открывших многие перспективы последующих кавказоведческих исследований. Анчабазде более чем убедителен в своем утверждении о том, что труды Услара ознаменовали переход к научному этапу развития русского кавказоведения.

В статье З. Б. Цаллаговой «Тамерлан Александрович Гуриев: некоторые аспекты педагогической и научной деятельности» представлена многогранная деятельность профессора Т. А. Гуриева, его незаурядный вклад в развитие осетинского языкознания и литературоведения, в самые передовые области научного осетиноведения. В статье содержится анализ внушительного научного и литературного наследия профессора, упоминаются его блестящие художественные переводы. Тепло и заинтересованно рассказывается о разных воплощениях безграничного таланта Тамерлана Александровича – ученого, наставника и просветителя. Подробное освещение получили и конкретные труды, вошедшие в историю развития отечественной академической науки.

Завершает раздел статья Д. К. Асратяна «Патриарх Николай Мистик: история и память», в которой автор рассматривает историографические и агиографические свидетельства ранних контактов алан с христианством. Опираясь на источники, Асратян исследует факт учреждения Аланской кафедры во втором десятилетии X в., а также жизнь и деятельность ее организатора – патриарха Константинопольского Николая I. Далее следует вывод, что Николай Мистик может быть причислен к наиболее выдающимся государственным деятелям своего времени. Утверждая, что выдающийся богословский и литературный дар патриарха должен заинтересовать византинистов и алановедов, автор последовательно аргументирует выдвигаемый тезис.

Четвертый раздел сборника содержит рецензии Ю. Д. Анчабадзе, З. Б. Цаллаговой, Д. К. Асратян на монографии, изданные в разные годы Северо-Осетинским институтом гуманитарных и социальных исследований и Московским институтом мировой литературы им. А. М. Горького. В них отчетливо высвечены положительные характеристики научных трудов, возникшие же у рецензентов вопросы могут нацелить авторов на дальнейший поиск.

Завершая обзор, хочется подчеркнуть значение каждой статьи в отдельности, как и тот факт, что в целом рецензируемый сборник является лучшим доказательством светлой памяти о профессоре Б. А. Калоеве. Дело, которому он служил всю свою жизнь, подхвачено и развито следующими поколениями его коллег. Вне сомнений – и спустя годы после ухода ученого имя Бориса Александровича продолжает вдохновлять его научных преемников, объединять их для совместного творчества.



     1. Этносоциальное развитие народов Кавказа в XIX‑XX вв.: Сборник статей, посвященный 100‑летию со дня рождения Б. А. Калоева / cост. и отв. ред. З. Б. Цаллагова. М., ИЭА РАН, 2018. 310 с.



Об авторе:
Хадикова Алина Хазметовна — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-А; khadikovaa@mail.ru



Источник:
Хадикова А. Х. Об этносоциальном развитии народов Северного Кавказа: традиции и современные вызовы // Известия СОИГСИ. 2020. Вып. 35 (74). С.94—102.

Вернуться назад