Новости: Кавказ и ваххабизм

Опубликовал Gabaraty, 29 ноября 2007
Почему подрывные действия на Кавказе рядятся в ваххабитскую одежду?

Последние события на Кавказе - предотвращение попытки нападения на американское посольство в Баку, захват заложников в Махачкале, наконец, взрыв бомбы в пассажирском автобусе «Нальчик-Владикавказ» - вновь всколыхнули затихающую вроде в последнее время тему ваххабизма. Откуда он, собственно, взялся? Что собой представляет? По какой причине подрывные действия на Кавказе рядятся в ваххабитскую одежду? На эти вопросы трудно найти ответы, не изучив причинно-следственные связи зарождения того, что в наши дни получило название «ваххабизм». Сегодня совершенно очевидно, что нынешний распространенный на Западе имидж ислама как «агрессивного общества» имеет свои истоки. Согласно шеф-редактору International department Radio France International-RFI Ришару Лабевьеру, порождение «международного исламского терроризма» было необходимо США для обеспечения геополитического поражения социалистической системы, получения контроля над мировым нефтерынком и ослабления движения к «арабскому национализму» на Ближнем Востоке (как усматривается, параллельно, «втемную», ставилась задача и дискредитации исламской доктрины в целом). В начале 1990-х «исламский фактор» был использован и для ослабления России изнутри. Однако вплоть до сего дня у многих нет понимания не только того, почему именно ваххабизм был «экспортирован» в Россию, но и что он представляет из себя в целом.
На просторах Интернета можно найти электронный вариант книги «Признания английского шпиона», составленной на основе воспоминаний сотрудника Британского министерства по делам колоний мистера Хамфера турецким автором М.Сыддиком Гюмюшем с собственными комментариями. По словам Хамфера, «в 1710 г. министерство поставило перед ним задачи... способствовать расколу ислама изнутри..., насадить внутри него ненависть друг к другу...». Задача была предопределена стремлением Британии ослабить Османскую империю и Иран. Выполняя ее, Хамфер и познакомился с неким молодым человеком по имени Мухаммед бен Абдул Ваххаб Ан-Наджадий. «По характеру до предела честолюбивый, темпераментный, враждебно настроенный к властям Османской империи, - рассказывает Хаммер, - он решил проявить себя и создать новое течение в исламе. И это течение называется ваххабитским течением... Министерству удалось привлечь на свою сторону Мухаммеда бен Сауда, эмира Ад-Дараия... Ваххабизм стал государственной религией Ад-Дараия... Наши силы укрепились».
Комментатор делает вывод, что «10 фундаментальных утверждений ваххабитского учения сформулированы и внедрены в исламскую религию гражданином Англии мистером Хамфером через бен Абдул Ваххаба... для подрыва ислама изнутри и последующего его уничтожения».
Но Министерство колоний было создано в 1854 г. (до этого существовала должность госсекретаря по делам колоний), что наводит на сомнения в достоверности представленных в книге материалов. Да и фамилию Хамфера больше нигде встретить не удалось. Факт же «турецкого следа» публикации «Признаний...» позволяет предполагать наличие намерения представить ваххабизм «порождением» Британии в целях раскола Османской империи, что, впрочем, не противоречит истине. Нужно признать, что Британия действительно пыталась ослабить империю и движение ваххабитов укладывалось в схему давления на султана. Об этом же говорит один из мусульманских богословов прошлого, муфтий Мекки А. бен Зайни Дахляни: «Политическая история ваххабизма началась с борьбы за ослабление централизованного государства. Ваххабиты пошли в наступление, и первой жертвой их натиска стал Йемен» (то есть ваххабиты фактически подняли восстание против империи).
Декан факультета сравнительного изучения религий Дамаскского университета, член Высшего совета Оксфордского университета М.Саид Рамадан аль-Бути добавляет, что «Запад тогда пошел по пути политизации исламских движений... Исламскую составляющую... стремились заменить политической деятельностью». А путь к этой цели шел через дробление самого ислама, поскольку лозунгом ваххабитов стала борьба с «отступниками веры» - шиитами и османскими «султанами-лжехалифами». Как отмечается в статье «Ас-Саляфия: правда и вымысел», опубликованной в издании Министерства по делам ислама, вакфов и исламского призыва Королевства Саудовская Аравия «Ас-С», призыв ибн Ваххаба «был направлен на... исправление внедрившихся в него пороков». Здесь целесообразно признать, что в рассматриваемый период Османская империя переживала упадок, одной из причин которого являлось разложение общества, в том числе и морально-нравственное.
Согласно бен Зайни Дахляни, «реакцией мусульманского общества на деятельность ваххабитов в Мекке и Медине явилось судебное определение, в котором было сказано, что людей, разделяющих взгляды ваххабитов, как и их самих, следует считать вероотступниками... Всем выходцам из области Ад-Дария, правители которой поддерживали идеологов ваххабизма, было запрещено совершать хадж».
В трактовке «Ас-С», такая реакция на движение вполне естественна: «Было совершенно ясно, что призыв ибн Абдель-Ваххаба, направленный на исправление сложившегося положения путем возвращения к чистому исламу, встретит откровенное неприятие со стороны так называемых «знатоков».
После успешной блокады на рубеже XIX в. ваххабитами Мекки и Медины, эмирату Саудидов удалось овладеть Хиджазом, объединив под своей властью почти всю Аравию. Но ваххабиты наряду с военно-политическим успехом претендовали и на распространение своего видения мира. В данном контексте у бен Зайни Дахляни ваххабизм предстает как движение, могущее не только применить силу против единоверцев, но и противопоставляющее себя мусульманам: «Первым их деянием стало разграбление святой комнаты, где находилась могила Пророка Мухаммада, мир ему... Главное бедствие, которое принесло мусульманскому миру распространение ваххабизма, - это раскол в исламском мире... Ваххабитов можно было отличить по внешнему виду: как правило, они брили головы, носили длинные нерасчесанные бороды и подворачивали узкие брюки». Таким образом воплощалось предписание, что «ваххабит не должен подражать неверным» (причем под «неверными» понимались и мусульмане, ведущие образ жизни не по «истинному исламу»).
Конечно, ваххабитскому движению можно придать и окраску арабского национализма, поскольку одной из целей провозглашалось освобождение от «османского ига» при объединении арабских стран под знаменем «правильного ислама». Но к середине XIX в. ваххабизм вышел за пределы арабского мира. К этому периоду антиколониальной борьбой была охвачена Индия, и одна из сил в этом движении была «ваххабитской». Причем лидер индийских ваххабитов С.А.Барелви открыто проповедовал священную войну с «неверными», захватившими власть в Индии. Тем самым ваххабизм перерос свою национальную составляющую.
Вполне возможно, что термин «ваххабиты» возник с легкой руки англичан, так называвших лиц, выступавших с позиций аль-Ваххаба. В этой связи «Ас- С» подчеркивает: «СМИ наводнили разговоры о некоем «ваххабизме» и «ваххабитах». Этот термин... англичане в годы их колониального владычества сознательно использовали..., чтобы посеять рознь в исламской среде, понимая, что единство мусульман представляет главную опасность для их господства в колонизированных ими странах... Сторонники движения не выбирали для себя подобного названия... тем более что оно некорректно в лексическом и историческом плане...[это] имя, которым английские колонизаторы нарекли сторонников саляфитского движения в Индии». В целом понятие салафизм, принятый как государственная религия в Саудовской Аравии, означает ориентированность на пример Пророка, его сподвижников и праведных предков (ас-салаф ас-салихин). Первые салафиты относились к ханбалистскому мазхабу. На рубеже XIII-XIV вв. великий мусульманский мыслитель ибн Теймия создал необходимую для движения салафитов мировоззренческую, правовую и философскую основу. Согласно «Ас-С», «метод «саляфитов» отличается умеренностью взглядов и центристским положением относительно других методологических систем и направлений, непримиримостью к нововведениям (бидаа), адекватностью и здравым смыслом».
Азербайджанский философ Айдын Али-Заде раскрывает значение связки «ваххабизм-салафизм»: «То, что называют «ваххабизмом», это лишь небольшая часть салафизма, в котором много различных течений и не все они радикалы. Правильнее говорить о том, что движение аравийских «ваххабитов» XVIII в. использовало или взяло за основу салафийские идеи и интерпретировало их по-своему, радикализировало их. Что касается современных «ваххабитов», то некоторые из них часто вообще совершенно отдаленно напоминают то, о чем говорил ибн Теймия».
В России термин «ваххабизм» стал фиксироваться с начала 1990-х, когда в стране появились представители ряда ближневосточных фондов и организаций. Большую часть эмиссаров на Кавказе составляли приверженцы ваххабитского толкования ислама. И за этим фактом явно просматривается политический аспект, в котором сплелись интересы ведущих мировых держав.
В свое время З.Бжезинский ввел в оборот политико-географический термин «Евразийские Балканы», «расположенные по обе стороны неизбежно возникающей транспортной сети, которая должна соединить по более правильной прямой самые богатые районы Евразии и самые промышленно развитые районы Запада с крайними точками на Востоке...»
Первостепенный интерес Америки, пишет он, состоит в том, чтобы ни одна держава не контролировала бы данное геополитическое пространство: «Если основные трубопроводы в регион будут по-прежнему проходить по территории России к российским терминалам в Новороссийске на Черном море, то... Москва при этом будет занимать сильные позиции... Если еще один трубопровод проляжет через Каспийское море к Азербайджану и далее к Средиземному морю через Турцию, а другой протянется через Афганистан к Аравийскому морю, то не будет никакого единовластия в вопросе доступа к региону».
Именно в начале 1990-х годов Запад начал предпринимать активнейшие усилия для обеспечения попадания каспийской нефти в Европу через Турцию. И Россия получает свой «Карабах». Пункты Кизляр, Буденновск, Первомайск, в которых на протяжении 1990-х происходили теракты и вооруженные столкновения, располагались как раз на трассе Баку-Новороссийск. Тем самым блокировалось успешное функционирование «новороссийской трубы», «сердце» которой оказалось в Чечне. Таким вот путем Северный Кавказ стал эпицентром дестабилизации в России, фоном которой предстал «исламский фундаментализм», обрамленный в наимоднейшие до последнего периода «ваххабитские одежды».
Исламский оттенок кавказских событий явился основанием для утверждения в различных кругах о «фундаментальном арабском следе» в России. Но Ближний Восток, находившийся под «курацией» атлантического пространства, был лишен возможности принятия самостоятельных шагов, да к тому же вне своей площади. Следовательно, заинтересованные силы всего лишь использовали исламские возможности Саудовской Аравии для проникновения в регион.
Как представляется, «кавказское сопротивление» не случайно было закамуфлировано «ваххабитской составляющей», так как тем самым решалось несколько задач. Во-первых, термин «ваххабизм» был совершенно новым для слуха, поэтому им можно было манипулировать сознанием людей в любом направлением. Во-вторых, с учетом антиимперского характера начальных шагов исторического ваххабизма разворачивавшиеся события можно было представить как религиозное движение, направленное на вывод региона из состава России. В-третьих (опыт все той же истории), не представляло труда обыграть ситуацию как проявление борьбы этнических мусульман с «неверными», подведя под этот термин всех «остальных» (путем «рекламы» в СМИ «джихадовской» направляющей), параллельно противопоставив северокавказцев другим нациям и народностям. В-четвертых, ваххабитский почерк событий приводил к противоречиям в мусульманской умме, так как в этом регионе сильными были суфийские традиции. В-пятых, ваххабитская терминология инициаторами происходившего «демонстрировала» мусульманский мир в целом, что торпедировало налаживание «добрых, сердечных» взаимоотношений Москвы с исламским миром. Формирующаяся на этом фоне ненависть к мусульманской части населения могла подвести к противостоянию почти 20 млн. российских мусульман с представителями других конфессий и стать основанием для скандирования в этнически мусульманских образованиях России лозунгов «самостоятельности». Кроме того, «успех» «ваххабитского движения» мог перекинуться в Центральную Азию, что становилось угрозой утери Россией позиций в этом регионе.
Таким образом, «включение ваххабизма в северокавказский исламский фактор» в целом было направлено на ослабление России. Одновременно посредством ваххабитского обрамления «сопротивления», нередко принимавшего жесточайший характер, для остального мира ислам преподносился в качестве агрессивнейшей и чуждой религии. В данном аспекте можно отметить, что без поддержки во властных структурах России периода «лихих 90-х» комбинация с насаживанием ваххабитского фактора во внутрироссийскую политику была бы невозможна. Именно в этом контексте целесообразно рассматривать столь «трогательно» скорую регистрацию российским Минюстом ваххабистской организации «Аль Игасы» («Спасение») - в течение одного дня, несмотря на отведенный для этого месячный срок. Фактов подобного и более серьезного рода можно привести немало. Они-то, в совокупности с внешним влиянием, и создали ситуацию, окончательно разрешить которую, несмотря на очевидные подвижки последних лет в этом вопросе, пока не удается.
Теймур АТАЕВ, политолог, Баку

Похожие новости:

  • К вопросу о конфессиональной ситуации на Северном Кавказе в конце XX - начале XXI вв.
  • Политико-правовое положение мусульман России (XVI — начало XX в.)
  • Обращение к президенту России от имени клуба чеченских эмигрантов
  • В Адыгею вернулись паломники из Саудовской Аравии
  • Ажиотаж в Закавказье на фоне геополитических катаклизмов
  • Совсем не ложная тревога
  • «Перестройка» и распад СССР. Кавказ и угроза распада Российской Федерации
  • Полиция Азербайджана продолжает насильно брить жителям бороды
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    Популярное

    Авторизация

    Реклама

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Октябрь 2021 (1)
    Март 2021 (7)
    Февраль 2021 (5)
    Январь 2021 (6)
    Ноябрь 2020 (3)
    Октябрь 2020 (1)
      Осетия - Алания