Новости: Кому нужна такая наука?

Опубликовал Gabaraty, 5 декабря 2007
Кому нужна такая наука?

В октябре одно из научных учреждений на Юге России прислало мне вопросник для экспертного интервью по проекту «Этнократия на Северном Кавказе: механизмы формирования и пути трансформации». Меня сразу насторожил термин «этнократия». Вроде бы авторы исследовательского проекта выявляют у нас, экспертов, что это такое - этнократия, а затем следует обойма вопросов про эту самую «этнократию». То есть с самого начала закладывается такая вот загогулина под названием «этнократия», а затем весь опрос строится вокруг этого политически нагруженного и эмоционально важного суждения. В общем, сидят себе «научные дяди» в кабинетах, вдали от исследуемого региона, и выдумывают понятия, изначально ориентированные на трансформацию системы власти в национальных республиках. «Как же, ведь там - этнократия, которую надо (разумеется, из Центра) трансформировать, разогнать, интернационализировать, регионализировать и тому подобное», - такова скрытая логика этих псевдонаучных изысков.
Итак, неужели опять дело идет к социально-политическим экспериментам в регионе (например, к «поглощению» Ингушетии Чечней, а Адыгеи - Краснодарским краем) под предлогом «необходимости формирования региональной элиты»? Хотелось бы очень ошибиться, но...
Я полагаю, что эти опасные «игры» вполне могут подготовить в регионе «заминированные подарки» для его народов. Намеренно привожу термин из арсенала геополитических игр Великобритании, которая всегда после своего ухода из региона оставляла такого рода «подарки» - к примеру, в Индии (Кашмир) и в арабском мире(Кувейт и Ирак). Нам это нужно?
Для иллюстрации привожу вышеупомянутый вопросник с моими ответами и комментариями.
1. Как вы считаете: этничность - это врожденное свойство этногрупповой идентичности, обусловленное культурными и психологическими различиями, или этничность навязывается извне с целью консолидации и мобилизации этногрупп для выполнения каких-либо задач и достижения общих результатов?
- Этничность - это культурное свойство (маркер), формируемое на бессознательном уровне, с детских лет, и степень этнической «озабоченности» (идентичности и отличности от других) - это чаще функция многих переменных, где свою роль играет и образование, и жизненный опыт, и политические манипуляторы и т. п.
Ради Бога, не сводите это понятие к раз и навсегда данным клише: не «или - или», а «и». Диалектика этничности не такая прямолинейная, как вы думаете.
2. Какие факторы (социально-экономические, политические, идеологические, культурные) в большей степени повлияли на «всплеск» этничности в вашем регионе?
- Размораживание союзной системы власти в конце 80-х - начале 90-х.
Власть ослабла, и потому наружу «вылезли» старые обиды и претензии. Одни достались в наследство от далекого (дореволюционного) прошлого. Их мало. А другие, коих большинство, от бывшего Союза.
3. Какими способами поддерживаются этнические границы на Юге России?
- Я бы взял термин «границы» в кавычки. В Северной Осетии эти «границы» между осетинами и ингушами поддерживаются силовыми (административными) способами. В Дагестане они размыты. А вообще эти «границы» сложились исторически, но за счет «экспериментов» центральных властей с депортациями целых этносов, с переселением тех или иных групп (не всегда добровольным). Так что сложно говорить о легитимных «этнических» границах на Юге России. Но каждый этнос в регионе помнит «границы» своего исторического ареала, и чтобы хотя бы немного нейтрализовать эту проблему, нужен целый комплекс мер, а не рассуждения об «этнократии».
4. Как протекает процесс этнической идентификации в вашем регионе?
- В городах (как правило, многонациональных) этническая самоидентификация ослабевает; она включается в более общую, гражданскую идентификацию в пределах республики. Вообще, к примеру, в Дагестане признаком плохого тона считается подчеркивание этничности. Во всяком случае, в среде интеллигенции, служащих и предпринимателей в Махачкале - именно так. Здесь обратная корреляция с опытом жизни и образованием. В других городах (райцентрах) этничность более ярко выражена.
5. Как соотносятся этническая и российская идентичности в вашем регионе?
- Вы забыли указать общереспубликанскую (к примеру, дагестанскую) идентичность и общинную - джамаатскую (полисную, как в Швейцарии). Обе эти идентичности в Дагестане вполне конкурирует с этнической, а что касается российской (гражданской) идентичности, то последняя актуализируется чаще только за пределами республики. Здесь важен контекст. В зависимости от контекста актуализируются «джаматская» (общинная), субэтническая идентичность, основанная на этнолингвистической базе, в особенности - в Дагестане. Не путать с родовой солидарностью, ибо родовых институтов в Дагестане давно уже (многие века) нет. Главная социально-этническая ячейка в Дагестане - это соседская (гражданская) самоуправляемая община (полис), в народе называемая «джамаатом». Так же примерно обстоит дело и на Западном Кавказе: среди карачаевцев и балкарцев. Здесь связь с интенсивностью и давностью распространения ислама в регионе, который сглаживал (нейтрализовывал) родовые связи и актуализировал гражданские - полисные.
6. В последние годы ведутся активные споры по проблемам этнократий, в ходе которых высказываются самые различные мнения. Что вы понимаете под этнократией и кланократией?
- Термин «этнократия» неприемлем, ибо здесь я вижу попытку оценочного суждения. В таком контексте и в вашем понимании власть в Адыгее вполне подпадает под термин «этнократия». Для меня же это единственно возможный способ реализации властных функций этноса на своей исторической родине (основательно «зачищенной» в XIX в.), причем в весьма усеченной форме. Это форма выражения минимальной справедливости в отношении народа, который некогда подвергся геноциду. Величие России в том, что она помнит это, а не пытается лишить народ последних остатков национальной государственности в рамках Федерации.
Вообще, хотелось бы знать, что имеют в виду сами авторы вопросника под термином «этнократия»? Питерцы во власти в Кремле - это как называть? Кланократия? Либерто-кланократия или питерократия? Так что, к примеру, очень широкое представительство «клана» (более строго, тейпа) Кадырова во власти в Чечне и по форме и по сути мало чем отличается от принципа построения федеральной власти. Президентам легче так управлять, и достигнутые успехи (в РФ и ЧР) - яркое тому свидетельство.
Что же касается Дагестана и других южных республик, термин «этнократия» не инструментален, ибо во власти относительно пропорционально представлены все крупные этнические общности. Таков политический обычай, и так понимают справедливость в регионе. Впрочем, такое понимание справедливости в межэтнических отношениях мало чем отличается от швейцарской, бельгийской (в целом, европейской) моделей построения системы власти в полиэтнических государствах.
На уровне же местного самоуправления (в ряде богатых городов и районов республик региона) мы вправе говорить о признаках засилья выходцев из тех или иных наиболее «крутых» общин (в РД, к примеру) или «кланов» в других республиках. Это факт. Здесь есть проблема, которой следует заниматься республиканским властям.
7. Как вам представляется механизм формирования этнократий на Юге России, претерпевает ли он изменения в ходе исторического процесса?
- Поскольку ответ на вопрос №7 вытекает из нашей интерпретации пресловутой «этнократии» (вопрос №6), то некорректно ставить вопрос об этнократии на Юге России. Если же постановщики вопроса имели в виду формирование национальной власти на территории республик, хотелось бы знать: вы полагаете, что в Дагестане, Чечне, Ингушетии, КБР должен править кто-то, не связанный с местными этнонациональными группами?
8. Какими факторами, на ваш взгляд, определяется устойчивость этнократий?
- Судя по постановке вопросов, мне представляется, что вы намерены как-то научно обосновать демонтаж национально-государственных образований на Северном Кавказе как якобы отживших форм - реликтов советского периода развития; по сути, свести на «нет» остатки федеративных принципов построения в регионе, ликвидировать республиканские формы правления и обосновать, к примеру, включение Адыгеи в состав Краснодарского края. Прежде чем пускаться в такие прожекты, надо хотя бы иметь представление об истории и политической культуре народов края, не просто знать - а ПОНИМАТЬ; не рассуждать с позиций ориенталистики, когда ученые из центра изучают этнографию «туземцев».
Если быть кратким, ни в методологическом плане, ни в плане историческом и политическом (если опираться на опыт европейских стран) постановка вопроса об «этнократии» в таком ключе, как я указал выше, абсолютно не годится. Если же это политзаказ - то я должен указать на возможные последствия, зная политическую психологию и историю местных народов.
Ребята, причину бед в регионе вы ищете не там и не в том направлении. Центр - один из мощнейших источников, провоцировавших в прошлом нестабильность, несправедливость и коррупцию. Да и теперь в политике Москвы явственны признаки противоречий, закладывающих мины замедленного действия в будущем.
9. Совместимы ли (и насколько) этнократии с современными представлениями о модернизации, демократии, федерализме? Почему?
- Очень даже совместимы. Потрудитесь хотя бы ознакомиться с тем, что происходит в Шотландии, в Квебеке (в провинции франкофонов в Канаде), в Каталонии и Галисии (Испания), в Швейцарии, Бельгии.
Пожалуй, хватит. На дальнейшие вопросы не имеет смысла отвечать.
Деньга ХАЛИДОВ, политолог, сопредседатель ООД «Российский конгресс народов Кавказа»

Похожие новости:

  • Религиозный фактор в этнополитической жизни республик Северного Кавказа
  • Северо-Кавказский федеральный округ: проблемы региональной идентичности на Юге России
  • Концептуальные подходы к стратегии развития Северо-Кавказского федерального округа РФ
  • Геополитические процессы на Северном Кавказе: проблемы и решения
  • Этнополитический фактор федерализма на Северном Кавказе в конце XX - начале XXI в.
  • В Дагестане идет строительство самого крупного спортивно-зрелищного комплекса в ЮФО
  • Маркедонов: итоги выборов на Северном Кавказе не отражают реальности
  • Опрос: 55% россиян опасаются экологической катастрофы в своем регионе
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    liex

    Авторизация

    Реклама

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Сентябрь 2020 (1)
    Август 2020 (4)
    Июнь 2020 (2)
    Май 2020 (8)
    Апрель 2020 (1)
    Март 2020 (1)
      Осетия - Алания