Новости » Азербайджан: Север нацелен на Юг

Опубликовал Gabaraty, 19 декабря 2007
На минувшей неделе в ходе очередного заседания российско-азербайджанской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, состоявшегося в Москве, было принято решение об ускорении реализации работ в рамках проекта «Север-Юг».
Меморандум о создании совместного АО по строительству и эксплуатации железной дороги Казвин-Решт-Энзели-Астара - участка дороги, который обеспечивает прямой выход России на Персидский залив - Москва, Баку и Тегеран подписали еще три года назад. Для реализации планов требовалось, в общем-то, немногое. В Азербайджане уже давно функционирует 511-километровый участок железнодорожной магистрали Ялама-Астара, выходящий на Северокавказский участок Российской железной дороги. Причем большая часть азербайджанского отрезка магистрали электрифицирована и оснащена оптоволоконными линиями связи. На азербайджанской территории необходимо лишь проложить рельсы на участке длиной в 8,5 км до пограничной станции Астара (Азербайджан), провести линии электропередач и кабели телекоммуникаций, построить станцию с системами смены колесных пар, а также возвести пограничный железнодорожный мост длиной 100 метров. Вся эта работа потребует порядка $20 млн.
Гораздо больший объем работ предстоит иранской стороне: строительство 350-километрового железнодорожного участка Казвин-Решт-Астара, на что потребуется около $600 млн. Согласно информации из официальных иранских источников, Иран ранее уже произвел отсыпку грунта для колеи этой линии. Однако начало стройки задерживалось в связи с проволочками с созданием консорциума, хотя его потенциальные участники неоднократно подтверждали свое намерение интенсифицировать процесс реализации проекта. «Российские железные дороги не потеряли интереса к развитию коридора Север-Юг через Азербайджан и Иран до Персидского залива», - заявил недавно президент РЖД Владимир Якунин.
У этого интереса экономически обоснованная подоплека: доставка транзитных грузов из Европы и западных областей России в Иран по этому маршруту, согласно расчетам экспертов, обойдется на 10-15% дешевле и даст преимущество во времени на 20 дней по сравнению с Суэцким каналом. И вот теперь обозначены практические мероприятия, которые, как полагают наблюдатели, неизбежно дадут толчок и завершению переговоров по созданию консорциума. После заседания сопредседатели межправительственной комиссии - руководитель аппарата правительства РФ Сергей Нарышкин и первый вице-премьер Азербайджана Ягуб Эюбов подписали итоговый протокол, в котором, в частности, поручается профильным ведомствам двух стран решить комплекс вопросов, связанных с совместным использованием и реконструкцией автомобильного моста через пограничную реку Самур - важный участок транспортного коридора Север-Юг.
Понятно, что на заседании комиссии были рассмотрены и другие аспекты двустороннего сотрудничества. Так, было принято решение, что одно из зданий Всероссийского выставочного центра (ВВЦ) будет использовано для размещения экспозиций Азербайджана, обсуждены вопросы взаимодействия МЧС двух стран, укрепления связей в гуманитарной сфере. В целом, как отметил С. Нарышкин, чрезвычайно важный показатель расширения партнерских отношений между двумя странами - сохранение на прежнем уровне, несмотря на прекращение поставок российского газа в Азербайджан, взаимного товарооборота. Более того, наблюдается улучшение структуры взаимной торговли, а также рост объема инвестиций в экономику Азербайджана, в том числе и «в отрасли, ориентированные на создание продукции с более высокой степенью добавленной стоимости». Столь же высоко оценил итоги состоявшейся встречи и азербайджанский сопредседатель комиссии, особо подчеркнув, что в ходе заседания достигнут консенсус по всем вопросам, и даже тем, которые до сих пор не находили своего решения.
Примечательно, что практически в эти же дни в Астане проходило 6-е заседание межправительственной комиссии (МПК) государств-участников проекта TRACECA - транспортного коридора «Запад-Восток», успешно функционирующего уже десять лет. Выступая на заседании, другой азербайджанский вице-премьер - Абид Шарифов говорил о значительном увеличении грузоперевозок по этому маршруту.
В свое время, открывая этот современный Шелковый путь, инициатор его возрождения, покойный президент Гейдар Алиев отмечал, что именно транспортные артерии, соединяющие страны и континенты, станут основой все более глобализирующегося мира. Удачное географическое расположение Азербайджана позволяет ему оказаться на перекрестке этих пересекающихся дорог, став точкой соприкосновения экономических, а значит, политических интересов разных государств. И совсем не обязательно, чтобы они приходили в противоречие. Во всяком случае, история дает человечеству такой шанс. И грех был бы им не воспользоваться.

Похожие новости:

  • Грузия возобновила транзит газа из России в Армению
  • Кудрин: экономика Азербайджана - самая успешная в СНГ
  • Азербайджан продолжает укреплять связи с НАТО
  • Азербайджан прекратил поставлять газ в Грузию
  • Путин прибыл в Иран
  • Адамкус: энергетическая независимость от РФ — гарантия суверенитета Грузии и Азербайджана
  • В Азербайджан прибыл спецпредставитель НАТО по Южному Кавказу и Средней Азии
  • В столице Азербайджана продолжает работу саммит ГУАМ
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    Популярное

    Авторизация

    Реклама

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Октябрь 2021 (1)
    Март 2021 (7)
    Февраль 2021 (5)
    Январь 2021 (6)
    Ноябрь 2020 (3)
    Октябрь 2020 (1)
      Осетия - Алания