Новости » Дагестан: “Имам Шамиль оказался в западне”

Опубликовал admin, 13 октября 2016
В Махачкале состоится презентация книги “Имам Шамиль. Последний путь”. Автор книги – историк Хаджи Мурад Доного – проследил путь имама от Гуниба до Мекки. Также автор заявляет, что нет такого документа (завещания), в котором Шамиль призывает народы Дагестана жить в мире и согласии с Россией.

Имам Шамиль в окружении соратниковИмам Шамиль в окружении соратников


Корреспондент «Кавказ.Реалии» встретился с историком.

- Хаджи Мурад, казалось бы, об имаме Шамиле и его времени сказано достаточно много…

- Это так, но, тем не менее, существуют так называемые “белые пятна”, которые проливают дополнительные сведения о нем. Вообще, такие личности, как Шамиль, имеют большую историографию. Поэтому приходится быть все время в поиске. Ну, и вместе с тем, возьмите Александра Македонского, Наполеона Бонапарта, Гая Юлия Цезаря – сколько бы времени не прошло, до сих пор пишут и пишут о них.

Когда я начал работу над книгой о Шамиле, мне было интересно посмотреть на ту ситуацию через 200 лет. Кто-то воспринимает его героем, а кто-то находит в нем негативные стороны. И в обоих случаях мнения должны быть аргументированы.

Хаджи Мурад ДоногоХаджи Мурад Доного


- А в вашей книге кем он больше выступает: борцом за свободу горцев или же тираном?

- В своих работах я стараюсь быть далеким от эмоций. В настоящей же книге речь идет о Шамиле в период окончания русско-кавказской войны (с 1859 года до его смерти – 1871 года). Об этом тоже написано, но не так скрупулезно. Например, у меня соблюдается четкая хронология его пути от Гуниба, где закончилась его боевая жизнь, до Медины, в которой завершается жизненный путь имама. Конечно, эти годы были не менее трудными, чем его боевая жизнь. Это была своего рода психологическая борьба между Шамилем, который столько лет противостоял могучей империи, и Шамилем, который уже жил под крылом этой же империи. Поэтому этот момент дал многим злопыхателям возможность иронизировать над имамом, что он потом жил на иждивении той самой империи. На самом деле, я пришел к выводу, что не все было так просто для имама в Гунибе, не все было так просто в Калуге, Москве и в Петербурге, а потом уже и в Османской империи, куда он уехал для того, чтобы совершить хадж. В книге представлены архивные документы из Харькова, Москвы, Петербурга, Калуги, Дагестана – из чего можно воссоздать картину реальной ситуации тех дней и тех переживаний, с которыми сталкивался имам и его семья. Поэтому никто не сможет обвинить меня в идеализации имама.

Психологическая травма началась уже в Гунибе. Имам был надломлен из-за того, что вместо великодушия противника, он встретил его обман. Это он воспринял как судьбу. Из Гуниба Шамиля везли в Калугу в течении 30 дней. И все эти дни, видя вокруг себя огромные просторы, города, села, железные дороги и многое другое, конечно, его переполняли эмоции о том, каково это было воевать с такой огромной страной столько лет с таким маленьким количеством войск. Психологическая травма еще усилилась, когда в Калуге от сырого климата и тоски начали умирать дети и невестки имама. Это очень давило на него. Даже современники отмечали: “Какая разница произошла в цвете его лица в течении года”, “с тяжелой ходьбой, одышкой”. Если мы посмотрим фотографию Шамиля 1861 года и ту, что сделана в 1866 году, – это совсем разные лица. На последнем фото он весь седой.

В общем, в книге затронуты вопросы, которые сильно беспокоят дагестанцев, в первую очередь. Это пленение Шамиля, принятие присяги на верноподданство России, возведение его в дворянство.

Фрагмент обложки новой книги ДоногоФрагмент обложки новой книги Доного


- Так Шамиль был пленен или это было какое-то соглашение?

- На тот период в селе Гуниб (место окончания русско-кавказской войны) события разворачивались молниеносно. Князь Барятинский понимал, что Шамиль ему нужен только живой, поскольку его смерть наделала бы им очень много хлопот в покорении этого края.

Когда Гуниб был окружен, к Шамилю пришли парламентеры, в том числе и Лазарев, знавший аварский язык. Те предложили имаму выйти к Барятинскому, который находился неподалеку (в березовой роще, сейчас там находится “Беседка Шамиля”).

Шамиль планировал биться до конца. Но его окружение понимало, что в атмосфере витало окончание всей этой борьбы. А сказать об этом имаму прямо наибы не решались. Для них он был в большом авторитете. Поэтому попросили его сына Газимагомеда уговорить отца пойти на переговоры: может, Барятинский предложить выгодный для них вариант.

Тогда имам поставил условие: после переговоров он вернется в отряд. Офицер русской армии Лазарев дал твердое слово, что выполнит это условие.

Но при встрече Барятинский напомнил Шамилю, что позавчера он предлагал ему спасение и уход в Мекку. Но имам его не принял. А теперь якобы он не вправе решить его судьбу, это должен сделать царь. И для этого ему надо поехать в Петербург. Тогда Шамиль обернулся к Лазареву и удивленно спросил: «А как же твое обещание, что я вернусь в отряд?» На что Лазарев пожал плечами и ответил: «Это мой начальник».

Таким образом, Шамиль оказался в западне. Для него погибнуть ничего не стоило. Опасность была рядом с ним много-много лет. Просто он, как мудрый человек, понял, что если сейчас он не сложит оружие, будет плохо не ему (он бы погиб, как мученик), а его народу. Им от этого никакой пользы бы не было. После того, как оттуда уехал Барятинский, имам сел на камень и подумал, что все уже, это – конец. Так было суждено.

Вот это и есть пленение. Я планирую показать это детально: по часам, по дням. Но уже в другой книге.

- Насколько достоверно завещание Шамиля своим потомкам о том, чтобы жить с Россией в мире и согласии?

- Нет такого завещания. Все началось с Аварского театра. Тогда отмечали годовщину смерти имама. Дело было в 1991 году. Это завещание было составлено как текст к театральной постановке и зачитано со сцены Аварского театра в Махачкале. Но потом, к нашему удивлению, некоторые стали выдавать его за официальный документ. А некоторые депутаты и околовластные люди даже начали использовать его в своих шкурных интересах.

Похожие новости:

  • Взаимоотношения Грузии и Абхазии и их историческая интерпретация
  • Формирование мюридизма — идеологии Кавказской войны
  • Реакция на «августовскую войну» в странах СНГ оставляет желать лучшего...
  • ПОСЛЕДНИЙ ИЗ АБРЕКОВ. (Хасуха М.). Из книги Мусы Гешаева "Знаменитые чеченцы".
  • Реклама и манипуляция: новая эпоха
  • КОЛОНИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЦАРСКОЙ РОССИИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ. Часть 1.
  • Клановая битва
  • Сталин и Гитлер: великое противостояние
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    Популярное

    Авторизация

    Реклама

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Октябрь 2021 (1)
    Март 2021 (7)
    Февраль 2021 (5)
    Январь 2021 (6)
    Ноябрь 2020 (3)
    Октябрь 2020 (1)
      Осетия - Алания