Новости » Осетия: Имам убит, обществу все равно

Опубликовал admin, 23 августа 2014
Владикавказ
Яна Амелина

Имам убит, обществу все равноПравоохранительные органы, расследующие убийство первого заместителя муфтия Северной Осетии, имама владикавказской мечети, яркого (к несчастью, так и не успевшего раскрыться в полную силу) исламского богослова Расула Гамзатова, связывают его с профессиональной деятельностью покойного. Действительно, о других причинах говорить вряд ли приходится. Кто бы не стоял за гибелью Гамзатова, планомерное истребление молодого поколения всесторонне образованных, грамотных, адаптированных (это очень важно) к современной российской действительности богословов, постепенно выходящих на первый план в исламских сообществах своих регионов, заметно ослабляет традиционный ислам, а опосредованно — доверие мусульман к государству и его силовым структурам.
26 декабря 2012 г. был убит предшественник Гамзатова, такой же молодой, образованный, обладающий огромным потенциалом Ибрагим Дударов. Его убийц до сих пор не нашли, и кто они такие — вразумительных версий, во всяком случае, публичных, нет. А еще несколькими месяцами ранее в Казани был застрелен заместитель муфтия Татарстана Валиулла Якупов (сам муфтий — тяжело ранен), в силу возраста успевший раскрыться на благо традиционного ислама больше Дударова и Гамзатова, но отнюдь не исчерпавший своих возможностей. Позже его предполагаемые убийцы (те, кого считали таковыми) были уничтожены в ходе спецоперации в центре татарстанской столицы. Вопрос о заказчиках и организаторах преступления, а также об их мотивах, остался открытым.
Два года назад версия о том, что за этими убийствами стоят радикальные исламисты, планомерно «убирающие» носителей традиционных исламских знаний, которые, разоблачая формы и методы деятельности экстремистов, составляют им идейную конкуренцию, выглядела весьма убедительной. Однако неудовлетворительная ситуация с расследованием убийств и постоянное пополнение мартиролога заставляют задуматься, является ли эта версия единственной. То, что целью неких сил является дестабилизация и борьба против ислама, очевидно. Другое дело, тактическая эта цель или стратегическая, и как, наконец, остановить эти силы.
Показательна в этом плане роль так называемого «общественного мнения». Даже после смерти Расула Гамзатова продолжают обвинять в связях или, в лучшем случае, «сочувствии» радикалам. Неважно, что никаких доказательств этому нет — как же, ведь у него была «типичная ваххабитская борода». Реальная деятельность покойного («по плодам их узнаете их») интересует только его единоверцев. И это при том, что практически все его проповеди, как и статьи, выложены в интернете. С наиболее важным из его докладов, «Причины радикализации и возможные пути ее предотвращения», прозвучавшем на прошедшей 5 февраля во Владикавказе конференции «Взаимодействие государственных и религиозных структур по профилактике проявлений экстремизма и радикализма», следует ознакомиться всем интересующимся этим вопросом. На сегодняшний день это, пожалуй, лучшее богословское обоснование неприемлемости радикализма в исламе.
«Проявлять чрезмерность в религии запрещается; более того, религия не имеет отношения к проявлениям экстремизма, — констатировал Гамзатов. — Воистину, ислам — это религия середины, лишенная крайностей…. Всякая крайность и неумеренность в широком смысле никак не может быть присуща исламу и истинным мусульманам». Что касается конкретных причин радикализма мусульман, то владикавказский имам назвал среди них искаженное понимание ислама, основанное на незнании и невежестве, отдаленность от ученых, знающих Коран и Сунну, отсутствие должного семейного воспитания, разрыв молодого поколения со старшим, а также «совокупность разного рода факторов».
Среди внешних факторов, способствующих проявлению экстремизма в среде мусульман, он перечислил «отказ большого количества мусульман от своей религии, проявившийся либо вообще выходом из Ислама, либо оставлением сунны и следованием нововведениям, распространение несправедливости во всех ее видах и формах, пропаганду против религии, против платка, бороды, литературы, строительства мечетей, которая пробуждает в мусульманине чувство отчужденности, применение излишней жесткости к мусульманам, некомпетентное вмешательство немусульман во внутренние исламские дела, появление молодых проповедников, не имеющих комплексных знаний шариата, которые взялись учить мусульман, вынося постановления без знаний и понимания религии, неправильную работу, направленную на исправление проявлений экстремизма».
Лечение проявлений экстремизма, считал Гамзатов, лежит «в распространении правильного понимания ислама в рядах мусульман,… в предостережении от слепого следования за кем бы то ни было, возвращении к текстам Корана и Сунны…. Мусульман необходимо обучать умеренности во всех делах, в том числе и ревностном отношении к происходящему».
Именно такие выступления ее руководства выдвинули североосетинскую мусульманскую общину в первый ряд и по активности, и по борьбе с радикализмом. Эти усилия следовало бы только приветствовать. К сожалению, доклад имама не получил широкого распространения. Он не заинтересовал, например, те же Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования или Международную исламскую миссию, предпочитающих проводить масштабные, но пустые публичные мероприятия вместо поддержки реальных борцов против радикализма и неумеренности. Будем надеяться, что хотя бы теперь работу Гамзатова распространят столь широко, как она того заслуживает. Впрочем, печальная судьба богословского наследия Валиуллы хазрата, которым занимается один-единственный подвижник-эксперт, свидетельствует, что государственным органам, призванным бороться с радикализмом, все это абсолютно не интересно, а может быть, просто не понятно. От чего, впрочем, никому не легче.
К чему все это приводит, свидетельствует сама жизнь. После гибели Валиуллы Якупова в Татарстане так и не появилось богослова и организатора, способного его заменить. По всей стране молодые люди, потенциально способные продолжить дело погибших товарищей, не хотят рисковать своей жизнью на необъявленной войне с невидимым противником, и их нельзя обвинить в трусости. Годы тяжелой учебы тратятся не для того, чтобы, не дожив до сорока, быть застреленным у порога собственного дома, зная, что убийцы и их мотивы останутся не только ненаказанными, но и неназванными.
Поражает при этом преступное равнодушие общества. По большому счету, оно не отреагировало на гибель Расула Гамзатова, и это невозможно объяснить исключительно летним затишьем (убийство Ибрагима Дударова тоже произошло в «удобное» предновогоднее время). Обществу все равно, что уже второй раз убивают заместителя муфтия. Вроде бы и простаку ясно, что это не случайность, а тенденция, и она явно не несет ничего хорошего. Однако вместо того, чтобы задуматься, что происходит в республике, блогеры и анонимные граждане делают разнузданные «замечания» муфтию Гацалову, выражающему обоснованную озабоченность происходящим, нападают на религию как таковую (от нее «одни беды», «любая религия — зло», «ВСЕ знают, что священнослужители живут на нетрудовые доходы» и т.д.), называют азан «издевательством над народом» и «хулиганством», переживают, откуда у местных имамов машины, на которых те ездят, — короче, откровенно беснуются.
Все это свидетельствует о глубоком кризисе современного общества, неспособности многих даже не разделить чужую боль — просто промолчать, удержаться от того, чтобы сплясать на свежей могиле молодого человека, который мог вывести российское исламское богословие на новый уровень и который не сделал им лично ничего дурного. Агрессивность и злоба имеют свойство расширяться и захватывать все новые и новые круги населения. Эта печальная картина заставляет с грустью смотреть на будущее Осетии, да и не только ее.

Похожие новости:

  • Религиозный фактор в этнополитической жизни республик Северного Кавказа
  • В Грозном открылся форум «Ислам - религия мира и созидания»
  • В Абхазии возрождают традиционную религию
  • Против похищений невест
  • В Адыгею вернулись паломники из Саудовской Аравии
  • В столице Чечни на время Рамадана запрещена торговля спиртным
  • Месяц Рамадан в России начнется вечером 12 сентября
  • Попытки оторвать РПЦ от общества опасны
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    Популярное

    Авторизация

    Реклама

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Октябрь 2021 (1)
    Март 2021 (7)
    Февраль 2021 (5)
    Январь 2021 (6)
    Ноябрь 2020 (3)
    Октябрь 2020 (1)
      Осетия - Алания