Главная > Осетия > Ситуация с беженцами из Грузии в Северной Осетии

Ситуация с беженцами из Грузии в Северной Осетии


19 октября 2008. Разместил: Gabaraty
В силу обстоятельств Северная Осетия оказалась втянутой в конфликты, произошедшие в конце 80-х – начале 90-х годов. И именно на ее плечи легло основное бремя их решения. Грузино-осетинский конфликт вынудил колоссальное число осетин бежать из Грузии и Южной Осетии и превратил людей, еще вчера имевших свой кров и Родину, в беженцев и вынужденных переселенцев. А осенью 1992 г. из нашей мирной и, осмелюсь утверждать, самой толерантной на Северном Кавказе республики попытались сделать виновника ингушско-осетинского конфликта. Не получилось. Но до сих пор проблемы, порожденные конфликтами 18- и 16-летней давности, до конца решить не удалось. В первую очередь связано это, конечно, с относительно негустым бюджетом республики.

Уже имеющиеся успехи и перспективы решения затянувшихся проблем 15 октября обсуждались на коллегии Министерства Республики Северная Осетия-Алания по делам национальностей. О ее итогах рассказал журналисту Светлане Джиоевой заместитель министра по делам национальностей нашей республики, курирующий вопросы оказания помощи беженцам и вынужденным переселенцам, урегулирование последствий межэтнических конфликтов, а также работу с международными организациями, Сослан Бесланович Хадиков.

- Коллегия собирается регулярно, как минимум, раз в квартал. Помимо членов коллегии, в ней приняли участие представители Федеральной миграционной службы (ФМС), Министерства строительства республики, ученые. Урегулирование осетино-ингушского конфликта, как и проблемы беженцев, которые находятся на территории республики, - очень серьезные вопросы, напрямую влияющие на общественно-политическую и социальную ситуацию в республике.

- Какие решения были приняты на коллегии?

По итогам работы Коллегия Министерства РСО-Алания по делам национальностей решила:

- Одобрить деятельность Министерства Республики Северная Осетия-Алания по делам национальностей, направленную на завершение процесса ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта осени 1992 г. (далее – конфликт);

- Рекомендовать Министерству Республики Северная Осетия-Алания по делам национальностей совместно с администрациями местного самоуправления Пригородного района и г. Владикавказа продолжить работу по гармонизации межэтнических отношений в населенных пунктах, расположенных в зоне урегулирования, на основе формирования позитивного общественного сознания, гарантирующего от реанимации конфликтных ситуаций;

- Министерству Республики Северная Осетия-Алания по делам национальностей в последующей деятельности продолжить содействие территориальным органам ФМС России в работе по завершению в 2008-2009 годах мероприятий по оказанию государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденных переселенцев, лишившихся жилья в результате конфликта;

- Министерству Республики Северная Осетия-Алания по делам национальностей при разработке предложений по реализации мер, направленных на урегулирование последствий конфликта, руководствоваться «Методическими рекомендациями для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по выявлению формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений, определению примерного порядка действий в ходе конфликтных ситуаций и ликвидации их последствий, утвержденными Министерством регионального развития Российской Федерации.

По второму вопросу:

- Отметить, что проблема жилищного обустройства беженцев и вынужденных переселенцев, размещенных на территории Республики Северная Осетия-Алания, до настоящего времени не решена;

- Министерству Республики Северная Осетия-Алания по делам национальностей продолжить участие в реализации «Концепции решения проблем социализации мигрантов из стран Содружества Независимых Государств, размещенных на территории Республики Северная Осетия-Алания», утвержденной 27 июня 2008 г. межведомственной рабочей группой, образованной Правительством Республики Северная Осетия-Алания;

- Предложить Министерству Республики Северная Осетия-Алания по делам национальностей подготовить и направить в Правительство Республики Северная Осетия-Алания проект обращения в адрес Правительства Российской Федерации с просьбой решить начиная с 2009 года вопрос о выделении дополнительных средств федерального бюджета, необходимых для выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем граждан Российской Федерации, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами;

- Рекомендовать Министерству Республики Северная Осетия-Алания по делам национальностей в установленном порядке продолжить сотрудничество с российскими и международными благотворительными организациями по реализации проектов, направленных на решение вопроса обеспечения постоянным жильем мигрантов из стран СНГ, а также выделения им гуманитарной помощи;

- Считать целесообразным рассмотрение вопроса о направлении в соответствующие органы исполнительной власти РЮО обращения с просьбой информировать о перспективах обустройства на территории данной республики мигрантов из стран СНГ, которые изъявят желание переселиться в Южную Осетию;

- Обсудить ход реализации решений, принятых Коллегией по указанным вопросам повестки дня, во втором полугодии 2009 года;

- Одобрить деятельность Министерства РСО-Алания по делам национальностей, направленную на завершение процесса ликвидации.

- Сослан Бесланович, сколько беженцев и вынужденных переселенцев находятся на сегодняшний день на территории республики? И почему их проблемы до сих пор не решены?

- По состоянию на 1 октября 2008 г. на учете в Управлении ФМС России по РСО-А состоят 13415 человек, в том числе 70 беженцев и 13345 вынужденных переселенцев.

Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено оказание помощи по предоставлению постоянного жилья лишь вынужденным переселенцам, состоящим в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Таких граждан насчитывается в настоящее время 4,3тыс. сем. (12,3 тыс. чел.). Для их обустройства в рамках Федеральной целевой программы «Жилище» может потребоваться около 242,8 тыс. кв. м жилья (более 7 млрд руб. в текущих ценах). Подобными финансовыми ресурсами наша республика не располагает.

Федеральные ассигнования, выделяемые на обустройство вынужденных переселенцев, крайне малы: в 2006-2007 гг. они позволили обустроить только три семьи, а в 2008 году - две.

Данная проблема неоднократно поднималась руководством РСО-А на федеральном уровне, однако позитивных изменений не произошло.

Особенно тревожная ситуация складывается в местах компактного проживания беженцев и вынужденных переселенцев. В настоящее время в республике насчитывается 40 МКП, которые расположены г. Владикавказе, Пригородном, Моздокском, Кировском, Правобережном, Алагирском, Ардонском районах. В них проживают свыше 3000 человек. Большинство МКП (санатории, турбазы, общежития и пр.) находится в аварийном, неприспособленном для жилья состоянии, некоторые здания полностью или частично отключены от инженерных сетей и коммуникаций. Практически по каждому МКП имеются задолженности по оплате коммунальных услуг. В отношении многих мигрантов, проживающих в МКП, приняты судебные решения о выселении. В частности, по иску, направленному руководством Горского аграрного университета от 19 сентября 2002 года, было вынесено судебное решение о выселении мигрантов из занимаемых помещений общежития ГГАУ без предоставления другого жилья. Аналогичная ситуация складывается в общежитии ПУ-7 и в гостинице «Цей». В общей сложности без крыши над головой могут остаться более 80 семей мигрантов.

- Какие действия уже были предприняты для оказания помощи беженцам и вынужденным переселенцам?

- Руководством РСО-А совместно с федеральными органами власти принимались возможные меры по решению проблемы обустройства беженцев и вынужденных переселенцев: с 1992 года по 2001 год были построены несколько поселков в с. Комсомольское, н.п. Попов-Хутор, с. Раздольное, с. Цалык, с. Ир, осуществлялись строительно-восстановительные работы на объектах социальной и инженерной инфраструктуры, таких как школа в с. Комсомольское, инженерные сети в селах Сунжа, Дачное, Цалык, Ир, Комсомольское, Майрамадаг. Всего с 1994 г. за счет средств федерального и республиканского бюджетов, международных гуманитарных организаций была оказана поддержка в жилищном обустройстве более чем 4,5тыс. семей (порядка 18,78 тыс. человек).

Несмотря на имеющиеся сложности в республике не прекращаются мероприятия по оказанию содействия вынужденным переселенцам, к решению проблем привлекаются российские и международные гуманитарные структуры. Так, для интеграции переселенцев силами Швейцарского управления по развитию и сотрудничеству восстановлено здание в с. Алханчурт, с помощью структур ООН для мигрантов построены коттеджи в с. Красногор, осуществлена их газификация за счет привлеченных средств Российского Детского Фонда.

Однако проблема обустройства беженцев и вынужденных переселенцев в силу ряда причин объективного и субъективного характера до настоящего времени не решена.

- Нерешенность жилищной проблемы ведь порождает новые сложности, и это очевидно.

- Дополнительные сложности создала практика реализации постановления Правительства РСО-А от 21 февраля 2000 г. №43 «О мерах по ускорению процесса отселения беженцев и вынужденных переселенцев из аварийных зданий санаториев «Осетия», «Редант», в соответствии с которым более 350 семей получили субсидии на обустройство в размере 15 тысяч рублей и не смогли приобрести на эту сумму какое-либо жилье. Для обустройства данных граждан необходимо около 20,058 тыс. кв. м жилья (574,7 млн руб. в текущих ценах).

Оказавшись в сложном положении, мигранты выражают крайнее недовольство недостаточным, на их взгляд, вниманием государства. В течение года 2007-2008 гг. переселенцы неоднократно проводили митинги на территории республики, осуществляли акции в Ростове-на-Дону и Москве. Значительную часть этих претензий приходится выслушивать и снимать нам, хотя практически все переселенцы прекрасно понимают, что обязательства по их обустройству лежат на федеральном бюджете. Анализ развития ситуации показывает, что подобные протестные акции могут возобновиться и приобрести более острый характер.

- Каким вы видите решение этой проблемы?

- Одним из вариантов решения проблемы могло бы служить выделение дополнительных средств для финансирования жилищных сертификатов. Однако Минрегиону и Минфину России поручается решить вопрос о выделении дополнительных средств, необходимых для выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем граждан Российской Федерации, признанных вынужденными переселенцами, только с 2010 г. и завершить данные мероприятия в 2015 г.

В этой связи Правительством РСО-А предпринимаются усилия по дальнейшему подключению к работе международных гуманитарных структур. В частности, реализуется совместный со Швейцарским управлением по развитию и сотрудничеству (ШУРС) проект реконструкции здания общежития «ЗарамагГЭС» в г. Алагире, где жильем будут обеспечены 42 семьи мигрантов.

Кроме того, в скором времени ШУРС начнет реконструкцию здания общежития РОСТО (ДОСААФ), в результате чего жилье могут получить около 50 семей.

Однако предпринимаемые республикой меры не решают и не могут решить проблемы постоянного обустройства вынужденных переселенцев без серьезной и срочной поддержки федеральных органов власти.

- В результате августовских событий в Южной Осетии республика приняла еще одну волну беженцев. Как обстоят дела с этим вопросом?

- В республике продолжают оставаться примерно 1,5 тысячи жителей РЮО, пострадавших от грузинских агрессоров в августе 2008 г., для временного обустройства которых, а также возвращения в Южную Осетию Правительством РФ выделены определенные средства. Следует отметить, что в период августовских событий органами власти и местного самоуправления республики при поддержке федерального центра была проведена большая работа. Ее результатом стало объявление Президентом России благодарности Главе республики Т.Д. Мамсурову.

Если говорить о вкладе Министерства в эту деятельность, то весь наш состав функционировал в августе в круглосуточном режиме. Сотрудниками Министерства и республиканского Дома Дружбы проводилась ежедневная работа в 36 местах временного размещения на территории республики пострадавших жителей Южной Осетии. Около 4 тысяч граждан указанной категории были направлены силами Министерства, других органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и партнерских организаций в пансионаты, оздоровительные, туристические лагеря и санатории, расположенные в субъектах Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ, а позднее - обратно в Южную Осетию.

Подготовил Мурат Макиев
Вернуться назад