Главная > Осетия > Нужна ли нам свобода нравов?

Нужна ли нам свобода нравов?


24 ноября 2009. Разместил: admin
Нужна ли нам свобода нравов?Время меняет многое. Даже за такой небольшой для истории период как последние 100 лет, институт семьи претерпел значительные изменения. Также менялись представления о роли мужчины и женщины внутри семьи.

С этим и другими вопросами мы обратились к академику Нафи Джусойты:

- Как Вы считаете, те традиции, которые нам достались от предков, чтят в нынешних осетинских семьях?

- Вы спрашиваете о традициях в семье, соблюдаются ли они, наследие предков, в современной осетинской семье?..

Прежде чем ответить на ваш вопрос, мне хочется уточнить мое представление о самом понятии - традиция. Во-первых, это - нормы поведения личности в частном быту и в общественной жизни. Нормы, соблюдение коих народное сознание считало и все еще считает необходимым каждым человеком, если он не желает терять свое человеческое достоинство. Это - прежде всего нравственные традиции, которые вас и интересуют, судя по вашим вопросам. И я буду отвечать именно исходя из этого вашего интереса.

Думаю, что в современной осетинской семье, особенно в семье городского типа, традиции предков уже далеко не соблюдаются. И это ведет не к улучшению нравов, не к повышению человеческого достоинства, а к его разрушению и утере. Некоторые из семейных нравственных норм сами по себе ушли в страну забвения за ненадобностью и о них можно и не упоминать. Но соблюдение подавляющего большинства из них и в наше время молодому человеку прибавляет достоинства, не унижает его. Скажем, сын в присутствии отца никогда не садился, если отец его не просил об этом. И еще: младший всегда вставал и уступал место вошедшему старшему, кто бы он ни был. Разве эту норму традиционного нашего этикета не надо соблюдать и ныне? Думаю, что нужно, - соблюдение такой нормы повышает чувство уважения к молодому поколению, к его национальному и личному достоинству.

- По Вашим наблюдениям, что переживают сейчас наши традиции, насколько время вносит в них свои коррективы?


- Верно, конечно, что время и условия современного быта вносят много корректив в наши нравственные нормы. Однако время не разрушает их, народное сознание приспосабливает их к новым условиям жизни или же предает забвению за ненадобностью. Иное дело, когда многие молодые люди свое несоблюдение этих норм оправдывают ссылкой на новое время и на якобы устаревшие нравственные традиции, коих невозможно уже исполнять.

- Становимся ли мы "современными", и нужна ли нам такая свобода нравов?

- Вот это желание и выдают за "свободу нравов". Иначе говоря, свою безнравственность пытаются оправдать велением нового времени.

Кстати сказать, нравственные нормы исторически являются следствием запрета, а не разрешения вести себя как твоей капризной воле нравится.

Нравственную свободу от традиционных норм Коста Хетагуров считал не свободой, а "привольем дикарей". И, думаю, всем нам следует считаться с наставлением нашего национального гения: безнравственность, т.е. свобода нравов, разрушает человеческое достоинство, обращает человека в дикаря, а не в цивилизованного члена общества.

- Какой должна быть семья и каким должно быть общество (детский сад, школа, университет и т.д.), окружающее человека на разных стадиях его развития?

- Я не хочу вступать в рассуждения о современном состоянии осетинской семьи. А также о том, какими должны быть современные дошкольные учреждения, школа и университет. Могу отчетливо сказать лишь об одном своем пожелании: осетинских детей и в семье, и в яслях и садах, в школах и университетах (осетинских) должны воспитывать и обучать на родном им осетинском языке, если мы не манкурты и нам не чуждо простое национальное желание быть не только благополучным народом, но и вечным, т.е. желание сохранить наш национальный язык и культуру во веки веков, пока на нашей планете есть люди, говорящие на своем национальном языке.

- Какой статус имела в традиционной семье женщина? На Ваш взгляд, отношение к ней было правильным?

- О статусе женщины в традиционной осетинской семье написаны горы разного рода статей. Отношение к женщине было разнородным. Наряду с несомненно уважительным отношением к ней бытовало и пренебрежительное. И обосновывалось оно якобы умственным превосходством мужчины: "Усаен йае дзыкку - даргь, йае зонд - цыбыр".

Пословичное оправдание такого отношения можно счесть за глупость мужчин, возомнивших себя мудрецами, но существование самой максимы говорит о долгой и упорной борьбе в семье между матерью и отцом за первенство. И началось сие, по-видимому, с той поры, когда мужчина стал добытчиком, кормильцем семьи, а женщина - хранительницей очага. У некоторых народов и сейчас Очаг (дом и дети) принадлежит (по нравственному и по юридическому закону) женщине. Это по сию пору наблюдается в Италии. Там ежегодно справляется и День Матери. Это - торжественный и прекрасный, по-моему, праздник. Жаль, что нет у нас такой традиции, такого праздника.

- На Кавказе молодые люди испокон веков вступали в традиционные браки, и это было равносильно теперешнему штампу в паспорте. Такие браки есть и сейчас. Но в наше время браки распадаются чаще, и встает вопрос о разделе имущества, алиментах. Как ни странно, мужчины (не все, но большинство) ведут себя не по-кавказски, бросая свою семью на произвол судьбы, ссылаясь на законы и оставаясь фактически безнаказанными.

- То, что ныне браки расторгаются часто и то, что отцы меньше заботятся о содержании своих чад, связано с широким распространением эгоистических тенденций в нравственных представлениях современных молодых людей. И женятся во многих случаях не по любви, а ради удовлетворения своей похоти или, как ныне принято говорить, своих сексуальных потребностей. А в таком случае ни о какой семье и речи не может быть. Удовлетворил свою нужду и дай Бог бежать к иной самке!.. И "ведут себя не по-кавказски" ни о чем их сознанию не говорит: эгоизм - всемирная болезнь или скверна, и думает он о луковице собственной головки, а не о детях, родителях и других людях. Еще в 60-е годы прошлого века я знал два случая, когда молодые осетины платили своим родителям алименты по решению суда. И с той поры такие скверные особи для меня - жалкие ничтожества.

- Выпивка, гуляния, наркотики - эти дурные привычки заполонили полмира. Все это стало доходить и до нас. Неужели кавказский дух будет сломлен?

- Сломят ли "кавказский дух" выпивка, гуляния, наркотики?.. Трудно ответить однозначно. По-моему, они дух наш пока не сломили, но половину наших надежд на молодое поколение уже сожрали... Вот в чем беда. И всем нам, кавказцам, всем миром осознанно и всенепременно надо драться с этим явлением, трагическим для всех народов Кавказа, да и России тоже.

- Нужен пример, авторитет, на кого бы равнялась наша молодежь. Есть ли он? Или каким должен быть истинный осетин?

- Нужен ли авторитет для молодежи?.. Не знаю, но думаю, что увлечение наркотиками, "свободой нравов" и прочими "прелестями" нашего частнособственнического мира никаким авторитетом не победить. Нужна, по-моему, постоянная и организованная борьба против разложения, нравственного распада нашей молодежи во всех средствах массовой информации, во всех дошкольных и школьных общественных организациях. На такую борьбу стоит нацелить и все возможности литературы, искусства и культуры.

- Ваши пожелания своему народу, и, особенно, подрастающему поколению?


- Думаю, формулировать, каким "должен быть истинный осетин" не стоит. Истинный осетин - это хороший человек и хороший осетин. На мой вкус, он должен знать всю нашу традиционную культуру - фольклор, литературу, песенный и хореографический репертуар, красноречие, обряды и обычаи. Думать не только о себе, но о других людях, о судьбе родного народа и всего человечества. Быть способным отдать людям все, чем располагает, в том числе и свой разум и сердце, а при крайней необходимости и свою жизнь. А еще следовать Горьковскому завету: знать все, во всяком случае, как можно больше. Вот, пожалуй, и все...
Гана ЯНОВСКАЯ
Вернуться назад