Главная > Новости > Кто украл парус армянских реформ или почему буксуют реформы в Армении

Кто украл парус армянских реформ или почему буксуют реформы в Армении


3 ноября 2011. Разместил: admin
В тексте использованы слова из песни А.Макаревича: “По Морю Плавать”

По морю плавать - не по суше гулять
Но всех нас манит водная гладь
И вот в результате дела и слова
Новое судно почти готово
Есть и мачты, и ванты, и даже флаг,
Вот только судно из гавани - ни на шаг

Насос ЭЦВПривести государственное и экономическое управление страной до соответствия передовым мировым стандартам – такую амбициозную, но неизбежную задачу поставила перед собой действующая власть Армении. Естественно и, уверен, искренне желание властей страны по проведению кардинально повышающих уровень и качество жизни своих сограждан реформ.
Конечно, и преждние власти ставили цель улучшить жизненный уровень населения. С подачи одного недалекого политика даже успели “Кавказскими тиграми” побыть. Но, к нашему всеобщему сожалению, их программы не воплотились в жизнь. Действующее Правительство также, опираясь на уже проведенные реформы, редактируя программу экономического развития страны 2008г. под текущие мировые развития, старается реформировать экономику страны. Чего бы не приводили в довод противники действующего Правительства, перемены ощутимы – главные перемены происходят в умах и настроениях хозяйствующих суб’ектов: проводятся направленные на улучшение делового климата в стране значительные реформы в координирующих деятельность хозяйствующих суб’ектов государственных структурах; создаются новые, направленные на защиту прав частных предпринимателей и инвесторов институты; отменяются легитимные заслоны, ненужные директивы; снижается роль суб’ективного фактора; повышается значимость общественного контроля и мнения…
К сожалению, все приведенные нововведения носят половинчатый характер и можно так оформить присутствующие в умах простых обывателей или же активных участников общественной жизни страны вопросы: “Уважаемое Правительство мы вам верим. Верим в ваше искреннее желание сделать нашу жизнь лучше. Видим некоторые подвижки в реформировании деятельности государственных структур. Видим увольнения нерадивых чиновников и представляем противостояние оных. Наблюдаем вашу работу. Но, правильно ли выбрано направление реформ? Тем ли составом отправились в полное неопределенности и опасностей путешествие? Не предадут ли “свои” на полпути? Не сдадут ли нервы у своих? Не работу ли “белки в колесе” выполняем?”

Резонно заметив, что все это странно
Команда решила сменить капитана
Сказано - сделано, прошлому - бой,
И вот у штурвала капитан другой
Он и молод, и красив, и совсем не дурак,
Но только судно из гавани - ни на шаг

В чем, или может в ком причина пробуксовки на первый взгляд грамотно подобранных экономических моделей, доказавших свою действенность в странах Восточной Европы? К сожалению, в прошедшие 20 лет в Армении сложилась ситуация, в которой человеческий фактор в управлении государством, а не трезвый расчет и государственные интересы, играл главную роль. Не принижая роль ни одного из двух первых Президентов РА в становлении государства, все же должны признать, что соблюдению законности в сфере хозяйствования государственным имуществом и регулирования деятельностью коммерческих структур, в частности при правлении Второго Президента, выражаясь более чем политкорректно, не уделялось должного внимания. Не обладающие достаточными знаниями для осуществления взятых на себя обязанностей, назначаемые при Первом Президенте на скорую руку, чиновники положили начало беззакония и тотальной коррупции в Армении [1]. Можно сказать, что Парус экономических реформ в Армении Первым Президентом РА был успешно порван. Что же сделал Второй Президент? Он поступил еще более основательно в своей грубости – просто снял и унес Парус – а без спросу унесенное чужое имущество как-то, одним словом, называется.
Оставим прошлое и рассмотрим действия действующих первых лиц. Как можно охарактеризовать деятельность действующего Президента РА? Наиболее подходящее словосочетание – активный поиск. Поиск, методом проб и ошибок, без боязни оказаться в невыгодном или незавидном положении при решении закостенелых и душащих развитие страны проблем. Поиск возможностей удержать страну “на плаву” до постройки нового Паруса. Армения, выведенная из всех региональных интеграционных процессов, находится в незавидном экономическом положении – под даже небольшим натиском волн наш беспарусный корабль вынужден подчиняться и принимать их направление. Для постройки нового Паруса, в результате интенсивного поиска и обсуждений, был избран новый и разумный Премьер-министр. Очевидно искреннее желание действующего Премьер-министра изменить status que в экономической жизни страны. Проводимые Премьер-министром улучшения деятельности регулирующих бизнес сферу госструктур, и повышенное внимание к хозяйствующим суб’ектам, стремление к созданию равного поля для хозяйствования соответствуют ожиданиям предпринимателей и приветствуются большинством в бизнес сообществе.
Но, при всем уважении к действующему Премьер-министру, в его действиях наблюдается стремление к кастовости. Это об’яснимо – приобретенных за долгие годы соратников не бросают и потом, действительно трудно найти по настоящему достойных людей в среде подготовленных нерадивой образовательной системой страны, максимально как полуфабрикатов, людей. Нехватка квалифицированных кадров об’ясняет его действия, но при продолжении подобной кастовости в кадровой политике, постройка нового Паруса может стать невозможной. Мы не ожидали безупречности в действиях нового Премьера, но решительных действий ждали.

Резонно заметив, что что-то неладно
Капитан решил, что виновата команда
Новая метла чисто метет
И тысяча матросов получила расчет
И вот новая команда поднимает флаг
Но только судно из гавани - ни на шаг

В народе бытует мнение, что руководить страной одно из самых легких и приятных занятий [2]. То, что это может быть приятно весьма вероятно. Но, что легко – оспоримо. Самая большая проблема – выбор кадров. Винить руководителей страны, что на ключевые государственные, коммерческие посты назначаются люди из ближайшего окружения – признак недальновидности критикующих. Критиковать надо за то, что назначаются люди не обладающие элементарными навыками руководителя, а к назначению обладающего необходимым образованиеми навыками людей надо подходить трезво и оценивать его деятельность не по уровню приближенности к государственным и олигархическим структурам, а по проводимой им работе.
Переход бывшего Председателя ЦБ в Правительство ознаменовался переводом значительного числа сотрудников ЦБ на ключевые посты в Правительстве. На общем сером фоне госчиновников приток молодых, порядочных, получивших Западное образование людей в Правительство приветствовался всеми трезвомыслящими гражданами страны. Большинство рассудительных граждан ожидали антикоррупционных значительных действий, изменений в подходах к разрешению социальных проблем. Применения новых, передовых моделей развития (экономическое развитие, вне зависимости от национальностей, подчинено хорошо известным эконометрическим моделям, решением которых, получившие западное образование чиновники должны в совершенстве владеть). Но, к сожалению, ожидаемых продвижений не дождались – темпы улучшения экономического благосостояния государства очень медленные. Можно сказать, что темпы экономического развития соответствуют естественным, так сказать эволюционным темпам развития, которое и без вмешательства авангардного человеческого разума будет происходить. Не предпринимается должных усилий для перенаправления развития страны в русло логически обоснованных экономических моделей.
Уже прошло больше 3 лет со дня вступления Премьера-министра на свою должность. Казалось бы такая первостепенная проблема, как комплектация команды уже должна была быть решена. Но… Конечно ситуация имеет свое логическое об’яснение и она упирается в проблему катастрофической нехватки образованных кадров. В этом – в первую очередь – вина национальной системы образования, где балом правит тотальная коррупция. Неграмотные выпускники армянских ВУЗ-ов и многочисленная армия “кандидатов в никуда” являются самым большим препятствием экономическому развитию страны. В этом случае государственные и коммерческие руководители (они тоже из тех же ВУЗ-ов) кандидатов на ключевые посты вынуждены выбирать из числа получивших Западное образование. Но последние в подавляющем большинстве являются специалистами среднего звена и не обладают навыками руководителя. Процесс повышения квалификации государственных служащих, при наличии бездарной Академии государственного управления РА, является неэффективной.
Так каким же образом действующий Премьер-министр может изменить ситуацию в кадровой сфере? Премьер-министру необходимо расширить свой кругозор в кадровом вопросе. Ставка только на “внутренние ресурсы” ЦБ и ближайший круг пагубна для республики. Льстивые “сподвижники” всегда предают первыми. Так и будет при любом пошатывании позиций действующего Премьера. А простая боязнь увольнять нерадивых чиновников обычно играет злую шутку с нерешительным руководителем.

Резонно заметив, что что-то неверно
Решили, что судно покрашено скверно
Художнику дали задание, он
Все перекрасил в праздничный тон
Метался, старался, устал как ишак
Но только судно из гавани - ни на шаг

Что из себя представляет экономика Армении? Производство в республике имеет ярко выраженный “гастрономический” характер, причем базирующееся на импортном сырье и полуфабрикатах. А “готовят шашлык” представители нескольких семей. Двумя словами можно сказать, что экономика Армении сопоставима с оборотом очень большого китайского ресторана. Очень большого даже по китайским меркам, но все же ресторана.
Так или иначе, для многих трезвомыслящих людей понятно, что борьба с сложившейся при Втором президентe РА олигархической структурой во многом будет безрезультатной и встретит отчаянное сопротивлении олигархов.
Утверждать, что Правительство Армении ничего не делает для предотвращения превращения экономики в “обслуживающий персонал” будет не честно и неумно. Но даже открывающиеся под прессингом Правительства заводы имеют “гастрономическую” направленность. За последние годы не было заложено ни одного завода хотя бы мелкого машиностроительного производства. Все оборудование для производства тех или иных (главным образом пищевых и оконно-рамочных) товаров завозится из-за рубежа. И уже отдельной статьей гордости становится представление общественности среднего по классу, обычно second hand, оборудования.

По морю плавать - не по суше гулять
Стали думать над причиной опять
А было дело лишь в той причине,
Что паруса у судна нет в помине
А без паруса судну объехать мир
Поможет либо чудо, либо буксир

После всех “головокружительных побед” 1998-2008гг., в 2008г. перед новым руководством страны встала задача по вытаскиванию страны из искусно созданного за предыдущие годы болота. Новый Президент страны пошел на неслыханные до него шаги – поступки, на которые бы не решились (по своим личностным морально-нравственным качествам) предыдущие Президенты. Начало открытого диалога с мировым сообществом и, в частности, с Турцией, отход от ничем необ'яснимой (логически необ’яснимой, а личностными вассальскими отношениями все очень легко об'яснить) одновекторной политики 1998-2008гг., стремление наладить консенсус в обществе, отмежевание от грубого стиля руководства страной, более или менее укладывающаяся в рамки логического мышления кадровая политика, открытость СМИ и общественности – это отличительные черты стиля руководства Третьего Президента РА.
Действующее руководство страны ясно представляет, что необходимы кардинальные изменения в внутриполитической и экономической жизни. Времени для пустословия просто нет. Отставание Армении от своих соседей заметнее со дня на день. Отрицать подобное неразумно. Обнадеживает, что действующее руководство страной не идет по пути бессмысленного отрицания успехов соседей, а старается перенять их опыт. В частности, многие ведомства Армении перенимают передовой опыт Грузии. До недавнего времени любые успехи соседей, кого почему-то всегда большинство армян воспринимали, по крайней мере, как недругов, отрицались и отвергались. Отрицание успехов других, делает невозможным собственное развитие. Что и имело место.
И вот по примеру соседей, основываясь на собственный предыдущий опыт, спрашивая у знающих иноземцев руководство страной начало строить новый Парус. Как описывалось выше, препятствий в деле постройки нового Паруса много: и нехватка качественного материала; и незнание многих законов; и пагубные подводные течения; кража инструментов подмастерьями; наросты прошлого…
Но, в открытом море течения часто меняются и постоянное изменение курса корабля под натиском волн чревато пагубными последствиями для корпуса судна – в открытом море без Паруса никак не обойтись. Так что, не смотря ни на какие препятствия Парус необходимо построить. Причем, Парус нужно строить не для галочки, а чтоб держал нужный курс долгие годы. И такой, чтоб не легко было порвать, тем более своровать.


Примечания:

1 В.Гароян. Великая фуцаниада армянской оппозиции или, а есть ли оппозиция в Армении (мысли обывателя). Цитата из статьи: “Кадровая политика Первого президента носит больше характер “как-бы не обидеть окружающих и тем самым самому возвыситься в собственных глазах и повысить уровень своей порядочности”, чем выбор обстоятельствами и необходимостью востребованных специалистов или же людей, обладающих организационной жилкой.” http://vahegaro.wordpress.com/2011/03/03/великая-фуцаниада1-армянской-оппозиц-2/

2 В.Гароян. Галопирующая инфантильность как политическая категория в Армении: http://vahegaro.wordpress.com/2011/03/28/галопирующая-инфантильность-как-пол/


Ваге Гароян
Ереван, 19 Х 2011

Вернуться назад