Главная > Новости > Трудно первые 15 лет

Трудно первые 15 лет


31 октября 2007. Разместил: Gabaraty
Последствия осетино-ингушского конфликта устраняют время и люди

15 лет назад, в ночь на 31 октября 1992 года, на территории Пригородного района произошла трагедия, вошедшая в историю под названием «осетино-ингушский конфликт». В результате кровавой междоусобицы погибли сотни людей, тысячи мирных жителей остались без крова. 15 лет - немалый срок, однако в истории с конфликтом по-прежнему хватает белых пятен. К примеру, не расставлены точки над «i» в официальной трактовке этих событий, в результате чего словосочетание «осетино-ингушский конфликт» зачастую сопровождается пометкой «так называемый». Разумеется, такая неопределенность не способствует успешному преодолению последствий случившейся трагедии.
- К сожалению, не дана политическая оценка событиям осени 1992 года, - сетует представитель главы АМС Пригородного района по межнациональным вопросам Идрис Таркоев, - много вопросов осталось без ответа, отсюда порой и недоверие друг к другу.
Действительно, государственные мужи явно не спешат четко и внятно классифицировать события пятнадцатилетней давности, то и дело «откупаясь» от назойливой прессы формулировкой «массовые беспорядки». Ну а когда политики не очень-то стремятся растопить лед недоверия и настороженности, народ начинает действовать по принципу «помоги себе сам». В данном случае - не народ, а народы: два соседних этноса упорно ищут общий язык по целому ряду наболевших вопросов.
- Люди на бытовом уровне находят точки соприкосновения, - рассказывает заместитель главы АМС Пригородного района Станислав Демеев, - любые войны заканчиваются миром: нельзя жить в изоляции друг от друга.
Осознание невозможности сосуществовать изолированно пришло к людям далеко не сразу. В первые годы после случившейся трагедии многие горячие головы провозгласили лозунг: «Нам никогда больше не жить бок о бок!». Однако время лечит любые раны, даже такие болезненные, как последствия осетино-ингушского конфликта. И вот уже устаревший тезис сменяется другим, более адаптированным к новым реалиям: «На Луну нам не улететь, поэтому мы обречены жить вместе». Слово «обречены», пожалуй, резало слух, однако это уже было явным прогрессом.
Ощущение «обреченности» мигом улетучивается, лишь только вспоминаются старые добрые времена, когда в отношениях между двумя народами не было и намека на взаимные претензии.
- Коллектив у нас был интернациональный, не было разделения по принципу «ты - осетин, ты - ингуш», - делится воспоминаниями председатель «Стыр Ныхаса» Пригородного района А.Ходов. - Когда умер первый председатель Сунженского сельского совета осетин Аким Гагиев, на его похороны приехало около ста ингушей-однофамильцев и их родственников.
Впрочем, сближают людей не только похороны, но и свадьбы. За последние два года в селение Чермен Пригородного района ингушей и осетин уже дважды собирал общий свадебный стол. Сперва брачными узами скрепили свои отношения жители селения осетин Гурам Музаев и ингушка Зарина Хамчиева: прекрасным результатом этого межнационального брака стала очаровательная дочка Карина. Почин молодоженов поддержала еще одна влюбленная пара - осетин Вадим Абаев и ингушка Аминат Газдиева: у них тоже родилась красавица-дочь, которую назвали Эвелиной. Теперь односельчане уверяют, что этими межэтническими свадьбами осетино-ингушские брачные союзы себя не исчерпают, а категорически исключавшие подобное развитие осетино-ингушских отношений упертые скептики краснеют до корней волос.
Кстати, о корнях. У осетин и ингушей есть общие корни, утверждает известный историк Ф.Алборов. С ним солидарны многие жители Пригородного - вне зависимости от этнической принадлежности. «У нас и у ингушей около тридцати абсолютно одинаковых фамилий», - очень кстати всем напомнил председатель «Стыр Ныхаса» селения Октябрьское осетин Ханджери Цаболов и с ходу предложил:
- Надо возобновить совместные встречи: например, село с селом, фамилии с фамилиями. У нас в районе был создан координационный совет, мы работали совместно с ингушским обществом «Даймохк» по примирению двух народов.
Инициативу тут же подхватил бывший житель селения Ир ингуш А.Дз. Цуров:
- Кровники на Кавказе рано или поздно, но все же мирятся, и ничто так не сближает людей, как общение. Во время проведения таких мероприятий можно и стол накрыть, как подобает горцам. Я сам приму самое активное участие в этом деле. В нашей фамилии тоже есть осетины, и я бы хотел с ними встретиться.
Предложения прозвучали на встрече однофамильцев осетинской и ингушской национальности, состоявшейся накануне в райцентре Пригородного района - селении Октябрьское. Все участники акции поддержали идею о том, чтобы подобные встречи проводились и впредь.
- Я знаю многих своих однофамильцев-осетин, со многими дружу, часто бываю у них в гостях и в селении Сунжа, и в селении Комгарон, и в селении Октябрьское, - говорит житель селения Алиюрт Республики Ингушетия Г.М.Гагиев. - Хоть у нас разные национальности, но фамилия одна, думаю, что и корни у нас одни: не потому ли представители нашей фамилии хорошо понимают друг друга?
Увы, хорошо понимают друг друга не только законопослушные однофамильцы осетинской и ингушской национальностей, но и представители межэтнического криминала. Эту тему
г-н Гагиев не мог обойти стороной.
- Скотокрады осетины и ингуши давно уже наладили тесный контакт, - негодует г-н Гагиев. - Почему же воры нашли понимание, а мы, здравомыслящие люди, не дожидаясь политических установок сверху, не можем жить в мире и согласии?
Что касается осетино-ингушского воровского интернационала, то уже готов «наш ответ Керзону»: в УВД Пригородного района Северной Осетии в настоящий момент проходят службу 43 блюстителя порядка ингушской национальности. Вместе с коллегами-осетинами они готовы поставить заслон беспределу распоясавшихся преступников. Сорок три ингушских милиционера на территории Пригородного района - цифра внушительная. Что касается цифрового расклада в целом, то он и впрямь впечатляет. Так, по состоянию на 1 августа 2007 года в Пригородном районе проживает 20891 ингуш, тогда как до событий осени 92-го их насчитывалось 19255. Люди возвращаются в родные пенаты, чтобы жить бок о бок с осетинами, русскими, армянами, греками, представителями других национальностей. Это стало результатом регулярных встреч между осетинскими и ингушскими религиозными деятелями, представителями интеллигенции, а также конструктивной работы руководства ЮФО и обеих республик. Нельзя, впрочем, утверждать, что все безоблачно и гладко. На пути к межэтническому примирению и сегодня приходится преодолевать немало трудностей.
Тяжелейшим испытанием для осетино-ингушских взаимоотношений стала бесланская трагедия, после которой в набравшем было ход миротворческом процессе наметился откат. «Да это же на руку организаторам теракта!» - своевременно и здраво рассудили обе стороны и продолжили плодотворное общение. Состоявшаяся недавно встреча однофамильцев, о которой говорилось выше, стало воплощением в жизнь намеченного несколькими годами ранее плана, отложенного «в долгий ящик» из-за бесланских событий. «Ящик», к счастью, в итоге оказался недолгим: октябрьская акция с участием однофамильцев осетинской и ингушской национальностей прошла «на ура», и сегодня можно говорить о ее дальнейших перспективах. А предшествовало этой встрече весьма знаковое мероприятие, проведенное в АМС Пригородного района - заседание комитета по претворению в жизнь республиканской программы, посвященной братскому сотрудничеству народов РСО - Алания. В ходе заседания, в частности, говорилось и о событиях осени 92-го - о жестоких уроках прошлого, которые необходимо извлечь ради достижения взаимопонимания и согласия. А без согласия никак нельзя людям, которым предстоит сообща ловить скотокрадов и выявлять провокаторов, гулять на свадьбах и скорбеть на похоронах, строить дома и выстраивать долговечные человеческие отношения. Те самые отношения, благодаря которым тезис «мы обречены жить вместе» обязательно будет заменен гораздо более позитивным вариантом «нам посчастливилось оказаться рядом, чтобы делить сообща невзгоды и радости».
Виктор СМИРНОВ

Вернуться назад