Общие Новости: Пестрый калейдоскоп рекламы с позиций буквы закона

Опубликовал admin, 16 декабря 2012
Реклама во всех ее видах и формах так прочно вошла в нашу жизнь, что уже трудно представить, что еще с десяток лет тому назад она не была, мягко говоря, столь вездесущей, наступательной, а теперь и раздражающей ее составляющей. Но всегда ли широко тиражируемая в средствах массовой информации, в многочисленных заполонивших столицу республики рекламных табло, баннерах и растяжках информация соответствует действительности? Регламентирует ли и контролирует государство этот процесс? Об этом в материале ведущего специалиста-эксперта Северо-Осетинского управления антимонопольной службы России Екатерины Дмитриевой:
– Значимость воздействия рекламы не только на отдельных людей, но и на общество в целом сегодня достаточно велика. В том числе и в России. Согласно данным Российского рекламного ежегодника наша страна – один из четырех главных рекламных центров мира после Китая, Индии и Бразилии. В Европе российский рекламный рынок занимает уже седьмое место.
Немалая доля этого всероссийского рынка рекламных услуг приходится и на нашу республику. Но среди довольно «полноводного» потока рекламной информации, которую получают ее жители, далеко не вся бывает добросовестна и достоверна. Задача антимонопольной службы республики и состоит в том, чтобы сверять, насколько соответствует букве закона рекламная деятельность.
Сотрудники управления систематически проводят проверки наружной рекламы, рекламных материалов, опубликованных в средствах массовой информации, транслируемых на телевидении, в радиопрограммах, на соответствие требованиям Федерального закона «О рекламе». Новая редакция закона в целом учла практику регулирования отношений в области рекламы, выработанную за последнее десятилетие, но вместе с тем установила новые правила и существенно изменила действующие требования, конкретизировала ответственность рекламопроизводителя. Как же соблюдается участниками рекламного рынка одно из основных требований рекламного законодательства: обеспечение прав потребителей на получение достоверной и добросовестной информации о рекламируемых услугах, наличие в рекламе информации, соответствующей действительности?
Возьмем, к примеру, рекламу финансовых услуг, которая повсеместно распространяется на улицах города с помощью рекламных щитов, перетяжек, большого количества рекламных объявлений в средствах массовой информации. Вариантов тут множество, но суть одна. «Мечтаете приобрести сотовый телефон, пластиковые окна и двери, настенный котел? Но у вас нет достаточного количества денег? Кредит – вот выход из положения». Привлекая приблизительно таким образом внимание потребителей к своему товару, рекламодатели очень часто «забывают» о многих требованиях закона, предъявляемых к рекламе финансовых услуг. А между тем действующее законодательство обязывает при указании в рекламе хотя бы одного из условий кредитного договора указывать и все остальные, если они влияют на стоимость кредита. Когда это не происходит, потребителя ждут довольно неприятные сюрпризы. Такие, например, как платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи, связанные с получением суммы кредита, обусловленные процессами его возврата, и иные расходы, возникающие у заемщика в процессе исполнения кредитного договора. В результате стоимость банковского товара оказывается гораздо выше оговоренной в рекламе. Очень часто в рекламе финансовых услуг не указывается и наименование лица, оказывающего эти услуги. А это – существенная информация.
Отсутствие в рекламе части существенной информации, да если еще при этом и искажается смысл этой информации, стало поводом для административных санкций. Управлением за подобные нарушения привлечены к административной ответственности 12 хозяйствующих субъектов: 10 индивидуальных предпринимателей, 2 юридических лица.
Еще примеры теперь уже из другой сферы нашей жизни. Кому из нас не хочется быть привлекательным и обаятельным, иметь ослепительную улыбку, красивые зубы? В средствах массовой информации, таких как еженедельник «Экран Владикавказа», газета «Реклама и объявления», журнал «Модный Владикавказ» и других, нередко рекламируются подобные услуги. Увы, верить до конца можно не каждой такой рекламе. В подтверждение – конкретные факты. Владикавказское муниципальное учреждение здравоохранения поликлиника №1 предоставило редакции журнала «Модный Владикавказ» рекламу медицинских услуг, оказываемых клиникой пластической хирургии и косметологии «Арт-Деко». Предлагались хирургические методы лечения для устранения морщин лица, шеи, век, пластика носа и т. д. Коль скоро рекламодателем здесь являлась поликлиника №1, вроде бы не вызывало сомнений то, что услуги оказываются в стационарном лечебном учреждении, имеющем статус юридического лица. Редакция журнала, не проверив достоверность предоставленной информации, рекламу опубликовала. А при проверке, между тем, выяснилось, что фактически услуги предоставлялись структурным подразделением поликлиники – хирургическим отделением. Более того, при оказании предлагаемых услуг имеются и противопоказания.

«Мечтаете приобрести сотовый телефон, пластиковые окна и двери, настенный котел? Но у вас нет достаточного количества денег? Кредит – вот выход из положения». Привлекая приблизительно таким образом внимание потребителей к своему товару, рекламодатели очень часто «забывают» о многих требованиях закона, предъявляемых к рекламе финансовых услуг.

Еще примеры. Реклама ООО «Клиника доктора Кудзаева», опубликованная в адресно-телефонном справочнике «Вся Осетия-2007», содержала информацию о проведении различных видов пластических операций. Но о том, что имеются противопоказания при проведении подобных операций, реклама также «деликатно» промолчала.
Реклама клиники «Николь», оказывающей стоматологические услуги с использованием материалов ведущих фирм мира Франции, США, гарантировала эффективное и безболезненное лечение. Но, к сожалению, документально подтвердить эти свои возможности клиника не смогла. А закон трактует подобные ситуации однозначно: «Реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов (часть 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе»). Гарантирование положительного действия лекарственных средств, безопасность, эффективность, отсутствие побочных действий в подобной рекламе также не допускаются.
Комиссия Северо-Осетинского управления антимонопольной службы России признала рекламы ВМУЗ «Поликлиника №1» г. Владикавказа, ООО «Клиники доктора Кудзаева», стоматологической клиники «Николь» ненадлежащими рекламами. Руководству этих учреждений, а также редакторам журнала «Модный Владикавказ», адресно-телефонного справочника «Вся Осетия-2007» были выданы предписания о прекращении нарушения законодательства. Они привлечены и к административной ответственности.
Антимонопольной службой республики выявлены и случаи использования в рекламных целях официальных государственных символов. ОАО «Владикавказский пивобезалкогольный завод «Дарьял», к примеру, размещало на рекламных конструкциях в г. Владикавказе рекламу: «Дарьял» – живое пиво. Всегда с вами!». Текст этой рекламы размещался на фоне официальных государственных символов: флагов Российской Федерации и Республики Северная Осетия – Алания. Реклама была признана недостоверной, так как ОАО «Дарьял» не имело права на использование официальных государственных символов. Предприятие привлечено к административной ответственности: штрафу в размере 40 тыс. руб. Штраф ОАО «Дарьял» уплачен.
Нельзя не сказать и о рекламе оружия. В опубликованной в одном из республиканских журналов статье под заголовком: «Милитари – символ универсальности и интернационализма» речь шла всего навсего о моде. О стиле мужской одежды под названием «милитари». Сопровождался материал и фотоиллюстрациями, на которых были запечатлены юноши в одежде стиля «милитари» с боевым стрелковым оружием. Что, безусловно, не прошло мимо внимания читателей. И вполне возможно и даже вероятно, что недостаточно просвещенная часть этих читателей посчитала, что непременным атрибутом данной моды является оружие.
Если заглядывать в суть вещей, то это, конечно, заблуждение. Так как одежда в стиле «милитари» появилась и громко заявила о себе после окончания Первой мировой войны. Это было вызвано рядом причин, а в основном разрушенной структурой производства гражданской одежды и, напротив, отлаженной военной. На пике данный стиль оказался в 80-е годы прошлого века. Но и сегодня одежда в стиле «милитари» популярна на подиумах. Ее особенности – фетиш военной формы: накладные карманы, мелкие пуговицы, широкие пояса. В качестве украшения используются ордена, широкие ремни с пряжкой.
Но аксессуаром одежды «милитари» оружие ни в коем случае не является. Но это не главное. Важнее другое. То, что использование в рекламе боевого стрелкового оружия допускается, является нарушением ФЗ «О рекламе», согласно которому реклама боевого стрелкового оружия, патронов к нему, холодного оружия возможна только в специализированных печатных изданиях, в местах производства, реализации и экспонирования такого оружия, а также в местах, отведенных для стрельбы.
Комиссия СО УФАС России признала статью «Милитари – символ универсальности и интернационализма», сопровождающуюся фотографиями юношей в одежде стиля «милитари» с боевым стрелковым оружием, ненадлежащей рекламой.
Так что, исходя из всего вышесказанного и результатов регулярных проверок антимонопольной службы республики, вывод можно сделать однозначный. Калейдоскоп привлекает внимание не только многообразием красок и фигур, но и строгим порядком их расположения. Чего нельзя сказать о рекламном калейдоскопе, в котором пока превалирует больше нарушений рекламного законодательства, чем порядка. А значит, антимонопольному управлению есть над чем работать.

Е. Дмитриева, ведущий специалист-эксперт СО УФАС России.

Похожие новости:

  • Сувениры для бизнеса сегодня
  • Компания ПеревозМусора - широкий спектр услуг по вывозу различных видов отходов
  • Печать рекламных плакатов
  • Печать буклетов – возможность заявить о себе.
  • Сети контекстной рекламы
  • McDonald’s дурит и без того глупеньких детей америки
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    liex

    Авторизация

    Реклама

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Февраль 2018 (5)
    Январь 2018 (1)
    Декабрь 2017 (10)
    Ноябрь 2017 (5)
    Октябрь 2017 (3)
    Сентябрь 2017 (7)
      Осетия - Алания