Общие Новости: Ребенок из пробирки, или о том, что скрывают тайны жизни…

Опубликовал admin, 9 февраля 2013
Луиза Браун с родителями. 18 октября 1979 г.В 1978 г. в Англии появилась первая девочка «из пробирки» – так окрестили журналисты это революционное открытие – искусственное оплодотворение. Это была Луиза Браун – дочь супружеской пары с 9-летней историей бесплодия.
Этому успешному эксперименту экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) в 1978 г. предшествовали десятки лет научных исследований многих ученых. Англичанину Роберту Эдвардсу в 50-е годы удалось выполнить блестящие опыты на мышах – в результате он пришел к выводу, что созреванием яйцеклетки управляют гормоны. В 2010 году ученому вручили Нобелевскую премию за создание ЭКО.
Сейчас девочке из пробирки 32 года, она замужем. В 2006 г. у нее родился сын, зачатый обыкновенным способом. Сестра Луизы – Натали, на 4 года младше нее, и тоже ЭКО-дитя, также стала мамой.
В России же первую аналогичную операцию провел профессор Б.В.Леонов из московского Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН. В 1986 г. на свет появилась Алена Донцова. Сегодня во всем мире (в том числе и в России) насчитывается уже 4 млн эко-детей. И никого это не удивляет. Но, к сожалению, эту технологию, нельзя назвать общедоступной в силу ее дороговизны. А вот новые приложения базовой технологии продолжают удивлять и спустя 30 лет. То сообщается об американке, родившей восьмерых близнецов, то о появлении на свет первого трансгенного ребенка в Великобритании. Дело Эдвардса и его последователей живет. Ученые пошли еще дальше и для борьбы с мужским бесплодием придумали метод ИКСИ (т.е. если сперматозоиды неподвижны, их могут ввести в яйцеклетку «вручную»). Лишние эмбрионы можно сохранить в жидком азоте, при определенной высокой температуре они сохраняют свою жизнеспособность. В случае неудачи повторяют посадку эмбрионов. Эмбрионы и половые клетки сохраняют и в самых печальных случаях: например если кому-то из родителей предстоит химио- или лучевая терапия, если предстоит работа, связанная с риском облучения и т.д.
Жизненные реалии толкают ученых на поиск решения проблем деторождения. Сейчас создаются банки спермы – средство спасения для многих одиноких женщин, бесплодных мужчин.
Американский миллионер Роберт Кларк Грахам создал в Калифорнии частный банк спермы и назвал его «Фондом продвижения человека». Цель этого банка – «сохранение интеллектуальных генов». Для этого он отбирает самых молодых известных ученых, артистов, художников. Женщине, которая пожелает родить ребенка от такой одаренной личности, придется выложить 3000 долларов. Потомков «этого банка» уже 86 человек. Говорят, что такие дети значительно обгоняют в развитии своих сверстников.
Разумеется, делать какие-либо выводы рано. Природа не так проста, как нам может показаться. В жизни масса примеров, когда у прекрасных родителей – не всегда удачные дети, и наоборот. Генетика свидетельствует, что у индивида прекрасные гены, но они «не работают». Почему? Это уже другой аспект проблемы.
30 сентября 2010 года в США появилось сообщение о том, что родился ребенок, зачатый в 1990 году, его родила женщина, которая была донором яйцеклетки. Конечно, этот срок фантастичный. Сегодня матерью может стать женщина, у которой нет яичника, – ей понадобится донорская яйцеклетка, затем беременность пойдет, как обычно. Если в яичнике пациентки есть запас яйцеклеток, но она не может выносить ребенка и родить сама из-за патологии матки, сердечного заболевания, – можно прибегнуть к услугам суррогатных матерей. Такой первый ребенок родился в 1984 году. В цивилизованном мире к этому явлению относятся спокойно, разумно.
Таким образом, человек учится исправлять ошибки природы. За вынашивание плода женщина от природы получает своеобразный «гонорар». Человечество накопило много фактов в результате наблюдений о том, что чаще всего беременность благоприятно действует на будущую мать: многие ее болезни исчезают, она хорошеет на глазах, становится более красивой, элегантной и женственной. Почему? Сейчас ученые США частично ответили на этот вопрос. Они выяснили: во время беременности от плода отделяются, как они назвали, плодные клетки, которые попадают через кровеносную систему матери и концентрируются (осаждаются) в головном мозге, печени, поджелудочной железе и служат «своеобразным лечебным материалом» для патологических нейронов, гепатоцитов и других клеток, – в течение 27 лет после рождения ребенка.
Интересные материалы получили в шведском институте молекулярной биологии и генетики (профессор Артур Мингрэйм). Исследования показали, что у женщины после родов оказались… гены мужа. В течение беременности между матерью и ребенком идет обмен веществ. Через кровь ребенку передаются питательные вещества и кислород, а обратно – разрушенные клетки растущего организма, из которых в кровь матери попадает гиалуроновая кислота – она «цементирует клетку изнутри», притягивает любые вещества, в том числе и остатки разрушенных ДНК матери и отца.
Гиалуроновая кислота растворяет оболочку клетки и внедряет в материнскую ДНК чужие гены, в том числе гены мужа, которые плод получил при своем зарождении. Таким образом, женщина может «унаследовать» все, что там закодировано – от особенностей внешности и темперамента, до наследственных болезней: может увеличиться или уменьшиться объем жировой ткани, измениться цвет глаз, передаться предрасположенность к каким-либо заболеваниям.
Молекулярная генетика проникает сегодня в глубокие тайны природы. На ранних стадиях развития зародыша можно изъять одну клетку, чтобы увидеть не только хромосомную аномалию, но и определить наличие или отсутствие мутантного гена. Известно, что гены в каждой клетке человека представлены двумя экземплярами (один – от матери, другой – от отца). У многих носителей опасных генов только одна копия связана с болезнью, другая – нормальная. Это означает 50-процентную вероятность передачи ребенку гена предрасположенности. В январе 2010 года российские сайты выдали сенсационные сообщения о появлении генно-модицифированной девочки. На самом деле новорожденная была ребенком «из пробирки». Но самое интересное то, что зародыши прошли генетическое тестирование, которое гарантировало отсутствие гена ВRCA-1, способствующего высокому риску рака молочной железы. Этот ген был обнаружен у матери еще не рожденной девочки. Исследователи Института женского здоровья провели экстракорпоральное оплодотворение ее яйцеклеток. Зародыши культивировали в течение трех дней, затем взяли из каждого по одной клетке, проверили, каким из них достался «вредный» ген, а из каких – могут получиться здоровые дети. Этот метод называется преимплантационная генетическая диагностика (ПГД) – за ним будущее биологии, медицины.
Таким образом, тайное рано или поздно становится явным, можно кого угодно обмануть, но не природу. Прав был Гете, утверждавший, что «природа не признает шуток: она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга. Она всегда права. Ошибки же, заблуждения исходят от людей».
Автор: Л.Чопикашвили, профессор СОГУ