Общие Новости: Россия от Рюриков до Романовых – новое прочтение

Опубликовал admin, 31 мая 2014
Россия от Рюриков до Романовых – новое прочтениеВсесторонне и глубоко познать тот или иной исторический период можно через персонификацию истории. Однако оценка роли личности в истории является одной из наиболее трудно и неоднозначно решаемых историософских проблем. Этой проблематике посвящено немало исторической литературы, но одна ее часть изобилует противоречиями, передергиванием фактов, другая отличается откровенной политической тенденциозностью в оценках исторических событий и личностей.
К числу удачных учебных пособий для студентов вузов, рассматривающих эту проблематику, можно отнести учебное пособие «История России в лицах: Рюриковичи и Романовы (IX – нач. XX вв.)» кандидатов исторических наук, преподавателей СОГУ Л. Х. Батаговой, Э. М. Рубаевой, Р. Е. Суановой. Это второе издание учебного пособия. Востребованность первого издания и его ограниченный тираж не позволили удовлетворить интерес к данной проблематике.
В дополнение ко второму изданию авторами было разработано учебно-методическое пособие «Личность в контексте истории: правители России (IX – нач. XX вв.)». Таким образом, представлен цельный взаимосвязанный образовательный проект, что отвечает современным требованиям к образовательному процессу.
Во втором издании расширены привлекаемый историографический материал, круг контрольных вопросов по разделам и источниковедческая база. На широком культурно-цивилизационном фоне последовательно раскрывается общий ход социально-политического развития страны: от становления Древнерусской государственности в IX – XII вв. через период полицентризма в XII–XIV вв. к образованию единого централизованного государства в XV–XVII вв. и абсолютной монархии периода Российской империи XVIII – нач. XX вв.
Авторская концепция учебного пособия представляется достаточно оригинальной, так как историко-биографические портреты наиболее значимых деятелей российской истории раскрываются в контексте становления и развития российской государственности, основных этапов социально-экономической и политической истории, что позволяет воссоздать целостную картину общественного развития. История «деяний государей» не заменяет историю российского государства, а дополняет ее, является наглядной и конкретной иллюстрацией исторического процесса, обусловленного объективными закономерностями.
В соответствии с авторской концепцией пособия, а также следуя принципу всесторонности, объективности и исторической логики, каждый раздел учебного пособия предваряет краткий проблемно-хронологический анализ основных событий социально-экономической и политической истории России, на фоне которых представлены главные исторические персонажи — правители России.
Разделы учебного пособия композиционно продуманы и соответствуют жанру учебного пособия (есть вопросы для самоконтроля, примерные темы рефератов, обширный список литературы по разделам, документы и материалы эпохи по разделам, глоссарий, хронологическая таблица).
Сфокусировав внимание на правителях России, авторы весьма последовательно проводят важную и актуальную для нашего общества идею о том, что государство должно вести диалог с обществом, правители должны чутко реагировать на вызовы времени, иначе – междоусобицы, бунты, смуту, революции.
В пособии российские правители предстают перед нами разными людьми: умными и не очень, энергичными и пассивными, консерваторами и реформаторами, тиранами и либералами. Все они по-своему служили Отечеству, имели собственные, порой диаметрально противоположные представления о его величии, о месте России в мире, о путях ее исторического развития. Все они в большей или меньшей степени оставили свой след в истории, злую или добрую о себе память в народе.
Биографии российских руководителей являются неразрывной составной частью истории страны. Они, как в зеркале, отразили весь трудный, противоречивый путь России, вобрали в себя и все наиболее славные ее страницы, связанные в первую очередь с борьбой за ключевые геополитические позиции, и все исторические издержки в деле создания одной из самых мощных и значимых держав современного мира.
Вместе с тем необходимо отметить, что каковы бы ни были личностные качества стоящих у власти людей, они реализовывались в конкретной исторической обстановке, которая во многом определяла социально-психологические условия формирования личности, мотивы и обстоятельства поступков, направления и способы ее деятельности, в целом социальный заказ общества.
Анализ исторических фактов и обстоятельств, взятых в совокупности, позволяет объективно, всесторонне и взвешенно оценить роль той или иной личности в нашей истории, показать на конкретных примерах вклад в развитие страны, исследовать методы достижения результатов, понять – являются ли они обоснованными и достаточными, и то, какую цену пришлось заплатить народу за конечный результат.
Следует отметить учебно-методическую разработку «Личность в контексте истории: правители России (IX – нач. XX вв.)», подготовленную авторами в дополнение к учебному пособию. Оно нацеливает студентов на осмысленную самостоятельную работу, формирование компетентностных знаний. Проблемно-хронологический принцип в подаче учебного материала формирует у студентов цельную картину исторического развития России.
Учебно-методическая разработка соответствует современным требованиям ФГОС ВПО. Она состоит из двух частей: рабочей программы и планов семинарских занятий с обстоятельными методическими рекомендациями к ним. Семинарские занятия сгруппированы по учебным модулям. Литература к ним разделена на основную, дополнительную и интернет-ресурс. Представлена тематика рефератов, вопросы для самоконтроля.
Учитывая важность организации проблемного обучения в интерактивном диалоговом режиме, следует признать весьма полезными представленные в пособии исторические источники к каждому семинарскому занятию, к которым прилагаются вопросы для анализа этих материалов. Грамотный подбор источников способствует осмыслению студентами значения личностно-психологического фактора в истории России.
Подводя итог, необходимо отметить, что авторы выбрали правильный образовательный маршрут. Учебные пособия разработаны на основе достижений современной исторической науки, грамотно структурированы, ориентированы на компетентностное обучение, имеющиеся отдельные упущения достаточно легко преодолеть в процессе обучения. Такие учебные пособия прививают интерес к науке, учат мыслить, зовут к обсуждению сложных общественных проблем.
В заключение хочется напомнить слова И.В. Гете: «Учебники должны быть привлекательными. Таковыми они становятся, когда представляют науку в наиболее привлекательном, ясном и доступном виде».

Автор: В. Дзидзоев, доктор исторических наук, профессор

Похожие новости:

  • Объективность и субъективность в современной историографии Кавказа (Постановка вопроса). Заключение.
  • О современных воззрениях на историю русского языкознания первой половины XX века
  • Северокавказский литературный регион. Проблемы теории и методологии
  • Проблемы и аспекты формирования духовного развития молодежи в образовании
  • История Северного Кавказа: новые исследовательские подходы
  • Беременным будут платить больше
  • Пособие по беременности и родам собираются увеличить
  • Передел российской истории?
  • Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    liex

    Авторизация

    Реклама

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Декабрь 2017 (10)
    Ноябрь 2017 (5)
    Октябрь 2017 (3)
    Сентябрь 2017 (7)
    Август 2017 (3)
    Июль 2017 (1)
      Осетия - Алания