Общие Новости: Четыре поэта – четыре юбиляра о Кавказе

Опубликовал admin, 2 ноября 2014
Четыре поэта – четыре юбиляра о Кавказе

Классики литературы были и остаются «властителями наших дум». Их мудрые мысли помогали и помогают в решении преподносимых жизнью проблем. Они привлекают особое внимание в их юбилейные годы и периоды обострения общественно-политической ситуации в стране и мире. А нынешний год оказался таковым. С одной стороны, юбилей Пушкина, Лермонтова, Шевченко, Хетагурова, а с другой – стремительно обостряющиеся и расширяющиеся локальные войны во многих странах зарубежья, вновь – применение «сильными мира сего» в захватнических целях националистических и религиозных идей…
В этой ситуации у меня назрела мысль еще раз напомнить читателям «СО» хорошо известные им произведения вышеперечисленных юбиляров о нашем крае, их трактовку 47-летней кавказской войны.
Кавказ, по меткому выражению Белинского, стал «колыбелью русской поэзии». И началом этого явления, по его же словам, является поэма Пушкина «Кавказский пленник», а последователем – Лермонтов. «Грандиозный образ Кавказа с его воинственными жителями, – пишет критик,– в первый раз был воспроизведен русскою поэзиею, – и только в поэме Пушкина в первый раз русское общество познакомилось с Кавказом, давно уже знакомым России по оружию... Муза Пушкина как бы освятила давно уже на деле существовавшее родство России с этим краем, купленным драгоценной кровью сынов ее и подвигами ее героев. И Кавказ – эта колыбель поэзии Пушкина – сделался потом и колыбелью Лермонтова».
Пушкиным о Кавказе написаны двенадцать стихотворений, две поэмы и одно прозаическое произведение. В них этот край представлен вольнолюбивым, возвышенным, гордым, мужественным и вместе с тем – разоренным и ожесточенным войной.
Сердце поэта глубоко тронуто прежде всего бедностью народов Кавказа, загнанных в узкие ущелья гор войсками, служившими самодержавной власти. Эти чувство и мысль проходят сквозной линией через все его произведения об этом крае: «долины обгорелы», «люди гнездятся в горах», «аулы их разорены, целые племена уничтожены»…
Вторая сквозная линия – это глубочайшее уважение поэта к горцам, восхищение такими их качествами, как мужество и храбрость, чувство чести и преданность своей родине. Это отношение поэта к народам Кавказа, пожалуй, является наиболее широко и ярко выраженным в его творчестве, нередко через символические образы гор, Казбека и реки Терек.
Русские представлены Пушкиным такими же мужественными и храбрыми, как горцы, но, в отличие от них, завоевателями, покорителями народов Кавказа ценой проливаемой потоками своей и их крови: «...под буркою казак, Кавказа властелин», «Кавказа гордые сыны, сражались, гибли вы ужасно. Но не спасла вас наша кровь». Эта мысль о равных качествах воинов Кавказа и России и античеловечной природе войны Пушкиным открытым текстом выражена в стихотворении «Делибаш» (делибаш по-турецки буквально – отчаянная голова). Приведу его полностью:
«Перестрелки за холмами
Смотрит лагерь их и наш:
На холме пред казаками
Вьется красный делибаш.
Делибаш! Не суйся к лаве,
Пожалей свое житье;
В миг аминь лихой забавы
Попадешься на копье.
Эй, казак! Не рвися к бою:
Делибаш на всем скаку
Срежет саблею кривою
С плеч удалую башку.
Мчатся, сшиблись в общем крике...
Посмотрите! Каковы?..
Делибаш уже на пике,
А казак без головы».

Однако же при всей такой оценке качеств воюющих сторон и сущности войны Пушкин, исходя из своих наблюдений и исторических знаний, изначально был убежден, что в итоге Кавказ будет покорен Россией и его народы навсегда свяжутся с русским. Этот вывод он выразил непосредственно еще в 1820 году в поэме «Кавказский пленник»:
«Подобно племени Батыя,
Изменит прадедам Кавказ,
Забудет алчной брани глас,
Оставит стрелы боевые».

Такие же чувства и мысли, но, пожалуй, еще острее и шире выразил Лермонтов, с детства и до последних дней своей короткой жизни влюбленный в этот край «как в сладкую песню отчизны» своей, а в 1837 году за стихотворение «На смерть поэта» (о гибели Пушкина) сосланный в кавказскую армию покорять его и глубоко страдающий за его трагическую судьбу, как и за судьбу своего народа в «немы той России» – в «стране рабов, стране господ».
О Кавказе Лермонтов написал пятнадцать стихотворений, семь поэм и два прозаических произведения. В них красной нитью проходит мысль о Кавказе как о «величавом», «гордом» и «суровом крае свободы», десятилетиями находящимся в постоянном военном положении. С болью отмечает эту трагическую участь поэт еще совсем юным в 1830 году в стихотворении «Кавказу»:
«Кавказ! Далекая страна!
Жилище вольности простой!
И ты несчастьями полна
И окровавлена войной!»

А через два года в поэме «Измаил-Бей», созданной на основе исторических событий, Лермонтов конкретизирует кавказскую трагедию. При этом он открытым текстом говорит о Николае I как возвышающем свой трон, в иронически возвышенном тоне сопоставляя его с первым римским императором Гаем Юлием Цезарем Октавианом, которому был присвоен титул Августа, то есть «священного»:
«Какие степи, горы и моря
Оружию славян сопротивлялись?
И где веленью русского царя
Измена и вражда не покорялись?
Смирись, черкес! И Запад, и Восток,
Быть может, скоро твой разделят рок.
Настанет час – и скажешь сам надменно:
«Пускай я раб, но раб царя вселенной!
Настанет час – и новый грозный Рим,
Украсит Север Августом другим.
Горят аулы; нет у них защиты,
Врагом сыны отечества разбиты.
Как хищный зверь, в смиренную обитель
Врывается штыками победитель,
Он убивает старцев и детей.
Мечети, кровы мирных сел –
Все уничтожил русский воин».

В стихотворении «Валерик», написанном в 1840 году, Лермонтов описывает конкретное событие, в котором сам участвовал – кровопролитное сражение, состоявшееся в том же году на речке Валерик в Чечне между 6-тысячной армией горцев и 2-тысячной русской:
«И два часа в струях потока
Бой длился. Резались жестоко,
Как звери, молча, с грудью грудь,
Ручей телами запрудили».

Это событие наталкивает поэта на раздумья о бессмыслице войн вообще:
«И с грустью тайной и сердечной
Я думал: «Жалкий человек.
Чего он хочет?!. Небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он – зачем?»

Бунтарь, титан духа, борец за счастье народа – таким мы знаем прежде всего великого Кобзаря – Тараса Шевченко. Он во многом оказался сродни Лермонтову, о котором постоянно думал как о высоком образце поэта и гражданина. Крепостного Шевченко, как и дворянина Лермонтова, постигла жестокая судьба – горечь ссылки, тяжелая расплата за смелость своей музы.
Шевченко, уже в отличие от Лермонтова, с Кавказом не был связан, но тема эта была для него такой же больной и острой. В 1845 году он пишет поэму «Кавказ». В ней империю Николая I характеризует как тюрьму, где «от молдаванина до финна на всех языках все молчат». Как верно отмечают А. И. Белецкий и А. И. Дейч, Шевченко в поэме «Кавказ» поднялся до мысли о необходимости объединения всех народов для борьбы с общим врагом – самодержавием. В противовес казенным патриотам, мечтавшим о грабительских войнах во славу русского царя, поэт благословлял поднимавшиеся народы Кавказа:
«Вы боритесь – поборите!
С вами правда, с вами сила
И воля святая!»

В качестве символа непобедимости народа в справедливой борьбе за волю Шевченко вводит в поэму мифического героя Прометея, прикованного к скале на Кавказе, где его клюет орел, но убить титана не может:
«За горами горы тучами повиты,
Засеяны горем, кровию политы.
Спокон веку Прометея
Там орел карает,
Что ни день долбит он ребра,
Сердце разбивает,
Разбивает, да не выпьет
Крови животворной –
Вновь и вновь смеется сердце
И живет упорно».

Кавказ в творчестве Коста Хетагурова представлен в таком же облике, каким его изображали Пушкин, Лермонтов, Шевченко, но, в отличие от них, в силу новых исторических обстоятельств – уже покоренным, разоренным, доведенным до нищеты и постоянно несправедливо подвергаемым нечеловеческим пыткам, розгам, тюремным заключениям, ссылкам:
«Цепью железной нам тело сковали,
Мертвым покоя в земле не дают.
Край наш поруган, и горы отняли.
Всех нас позорят и розгами бьют».

При этом как публицист Коста подчеркивает, что до покорения Россией народы Северного Кавказа, в отличие от закавказских, столетиями были вольными. «В то время, – пишет он, – когда народы Закавказья влачили свое рабское существование под деспотическим гнетом всевозможных царей, султанов, ханов, беков и князей, туземцы Северного Кавказа: осетины, чеченцы, ингуши, аварцы, абазинцы, кабардинцы, закубанские черкесы и т. д. – в продолжение многих столетий, вплоть до водворения там русской власти, пользовались полнейшей свободой».
Напоминая об этом факте, Коста как поэт призывает соотечественников к братству и дружбе в борьбе за Правду:
«Дети Осетии,
Братьями станем
В нашем едином
И дружеском стане.
С нами высокое
Знамя народа.
К свету, с победною
Песней похода!
К правде сверкающей
Смело шагайте!..»

Подводя итог, хочется еще раз отметить, что классики литературы, в частности, четыре юбиляра – Пушкин, Лермонтов, Шевченко, Хетагуров – дают нам верное жизненное направление – сохранять и укреплять дружбу народов.

Автор: В. Гассиева-Мерденова, доктор филологических наук, профессор СОГУ, заслуженный деятель науки РСО–А, почетный работник высшего профессионального образования РФ.

Похожие новости:

  • Немного истории Грозного...
  • Прежде чем посетить Кавказ...
  • «Озарение души...» (по страницам карачаевского романа)
  • Л.П. Семенов и его вклад в изучение кавказского периода жизни и творчества М.Ю. Лермонтова
  • Общественный строй горских («вольных») обществ Северо-Восточного и Северо-Западного Кавказа XVIII — первой пол. XIX в.
  • Часть I. Наковальня для героя. Начало Кавказской Войны
  • Часть I. Наковальня для героя. Мир горца
  • Предисловие. Притяжение Кавказа. Кавказский престол
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    Популярное

    Авторизация

    Реклама

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Октябрь 2021 (1)
    Март 2021 (7)
    Февраль 2021 (5)
    Январь 2021 (6)
    Ноябрь 2020 (3)
    Октябрь 2020 (1)
      Осетия - Алания