Общие Новости: Такое вот кино

Опубликовал admin, 16 января 2015
Заслуженному работнику культуры России, кинорежиссеру и оператору Султану Цориеву – 70
Такое вот кино…Кинорежиссура – это одна из тех профессий, в которых, наверное, вряд ли можно состояться по-настоящему, став мастером и асом, если ты, поднимаясь шаг за шагом по ступенькам мастерства, погасил в своей душе главное: жаркую искорку мальчишества, помноженного на беспощадную требовательность к себе и на одержимость любимым делом.
Особенно если ты – режиссер-документалист. Которому вдвойне необходимо быть со зрителем абсолютно, предельно честным. Чтобы – ни грамма и ни капли фальши. В документальном кино не спрячешься за ширму блескуче-трескучих компьютерных спецэффектов – и талантливой актерской игры. Тут режиссер – весь на виду. В полный рост. И как мастер. И как человек.
А он, мой собеседник, кинорежиссер, оператор, сценарист, заслуженный работник культуры России, лауреат Государственной премии имени Коста Хетагурова Султан Цориев – как раз из тех, кто железно убежден: неинтересных и проходных тем в кинодокументалистике, дотошно фиксирующей на пленке неповторимые в своей многоцветности и сложности мгновения окружающей нас живой жизни, попросту нет. «С пониманием природы человека и профессии он снимет металлурга и художника. Может провести литературный или искусствоведческий анализ любого произведения, думаю, лучше многих критиков и «ведов» – еще одно слагаемое к портрету личности. И, конечно, это верный друг. На него всегда можно положиться – не подведет, выстоит, поможет, поймет…» – такие теплые строки оставил о нем, о Султане Татаркановиче, в свое время на страницах очерка с «говорящим» названием «В кадре и за ним» его товарищ, коллега и соавтор, светлой памяти кинорежиссер и писатель Герман Гудиев. А главная тема в творчестве Султана Цориева, которого совсем недавно, 2 января, «кинематографическое братство» Северного Кавказа поздравило с 70-летием – при этом, по большому счету, одна: Осетия. Ее прошлое – и настоящее, ее люди – и их дела и мечты, тревоги и радости, ее надежды – и боль. Все то, что вкладываем мы в короткое и емкое слово: «Родина»...
«Камикадзе» с Транскама
…Один из тех мастеров осетинской школы кинодокументалистики, благодаря чьим таланту, подвижничеству, вдохновению ее статус сегодня котируется среди российских коллег по кинематографическому цеху по-настоящему высоко. Лауреат не одного престижного отечественного и международного кинофестиваля. Автор картин, вошедших в золотой фонд не только осетинского, но и всего северокавказского документального кино: «Я всегда хотел летать» – о капитане атомохода «Арктика» Юрии Кучиеве, «Ваятель» – о скульпторе Сосланбеке Едзиеве, «Южная Осетия: над пропастью в крови»... «Я взялся за кинокамеру в 18 лет. И в жизни у меня был только один перерыв, когда я на два года расстался с документальным кино: служба в армии», – улыбается Султан Татарканович. А начался его путь в кинематограф в 1963 году, с прихода на Северо-Кавказскую студию кинохроники. Потом были учеба в Москве – и операторский факультет ВГИКа, оконченный в 1974-м…
А в 1977 году была работа в качестве оператора над фильмом «Еще шаг вперед» – о строительстве Транскама. Режиссировал эту картину Герман Гудиев. И сегодня она воспринимается не только как потрясающей силы кинодокумент, рассказывающий о том, «как это было» – и о невыдуманном героизме тех, кто Транскавказскую автомагистраль строил. Каждый кадр этого фильма – подтверждение: чтобы снять ТАКОЕ кино, одного голого профессионализма мало. Для этого нужно быть романтиком. И – одержимым. В самом высоком смысле слова.
– Эту картину мы сняли за две недели. Работа была сумасшедшая. Декабрь месяц, мороз – лютый, снега в горах навалило в человеческий рост… Жили в вагончике, отапливавшемся масляными батареями. За время съемок одичали, обросли бородами. Побывали на всех участках строительства магистрали. На ногах приходилось быть с раннего утра и до позднего вечера, потому что мы дрожали буквально за каждую минуту короткого зимнего светового дня, – вспоминает мой собеседник. – И что значит молодость: как мы ни уставали, но и без шуток в нашем вагончике не обходилось, и без розыгрышей, и без карточной игры в «гусарика»… Ну, и без вечерних задушевных посиделок за «наркомовскими ста граммами» – само собой, тоже: потому что иначе согреться после работы было иногда просто невозможно…
…Вязаная пестрая шапочка набекрень, лихие черные усы и кинокамера – таким запечатлен Султан Цориев на фотографиях той, «транскамовской» поры. О которой все тот же Герман Гудиев писал так: «Зимой 1977 года в Зарамаге в термометрах замерзла ртуть… Съемки были трудными. Опасными для жизни на каждом шагу. После съемки направленного взрыва на расстоянии сорока метров от ада, когда меня чуть не убило захлопнувшейся с дикой силой дверцей машины, а Султан в двух ватниках и каске отмахивался от летящих на него градом камней, от нас ушел наш ассистент. Так и заявил: «Я с этими камикадзе работать больше не намерен…» Мы работали в две камеры. Когда лавина впрессовала в толщу снега два «Катерпиллера» и их пытались из этой толщи извлечь, мороз зверствовал так, что одну камеру приходилось греть на радиаторе «УАЗика». Но ради хорошего кадра настоящий кинематографист идет на все!..»
Память, снег и камень
– Султан Татарканович, а сколько всего у вас уже киноработ? – без этого вопроса наше «юбилейное» интервью тоже, понятно, не обошлось.
– Более 50 только документальных фильмов. Плюс, кинохроника, сюжеты для киножурналов – наших и московских. Ну, а если какие-то конкретные эпизоды из своей «киношной» жизни вспоминать, особенно врезавшиеся в память… В 2002 году, например, делал я картину к 300-летию Санкт-Петербурга – о наших земляках, петербургских осетинах. И надо было на Пулковском кладбище найти могилу одного из них, героя Великой Отечественной войны – лейтенанта Сабанова. А стоит зима. Кладбище снегом занесено, надписи на надгробиях – тоже. И я тогда голыми руками, чтобы эту могилу отыскать, расчистил там где-то 300 памятников, не меньше… То же самое и на Пискаревском кладбище было, где я искал могилу лейтенанта Хамикоева…
Работу над фильмом о Юрии Кучиеве тоже не забыть. А фильм «Ваятель», о Сосланбеке Едзиеве, в свое время у меня попросил разрешения использовать как учебное пособие для своего курса во ВГИКе Марлен Хуциев. Под угрозой физической расправы, если я ему такого разрешения не дам: он его увидел в Москве, когда там проходили очередные Дни культуры Осетии (улыбается – Прим. «СО»). Конечно, очень приятно было…
– Судьба творческого наследия Сосланбека Едзиева – это вообще острая и больная тема, к которой у вас особое отношение. И привлечь к ней в республике внимание общества и власти вы тоже пытались не раз – и не только с помощью такого «инструмента», как кино…
– На самом деле проблема – в том, что сегодня ведь это наследие, фактически, гибнет. Скульптурные памятники-надгробия работы этого мастера рассеяны по разным кладбищам Осетии – особенно это касается селения Карман-Синдзикау и его окрестностей. Никакого ухода за ними сплошь и рядом нет. Они постепенно приходят в небрежение, разрушаются – от непогоды, от времени… А ведь каждая из этих скульптур – шедевр. И потомки нам не простят, если мы их не сбережем, если эти сокровища разбазарим… Кое-что из работ Сосланбека Едзиева, выполненных в камне, хранится во Владикавказе, в фондах «Тугановского» художественного музея. Но это – капля в море. Хотя выход из ситуации есть – забрать эти скульптуры с кладбищ в музей, а взамен установить людям, которые в этих могилах похоронены, именные памятники… Да, это будет сопряжено с финансовыми затратами. Но тут уж республика должна четко для себя решить: исключительно на словах она гордится именем и наследием Сосланбека Едзиева – или ей действительно не все равно, что дальше с этим наследием будет.
В свое время мне и моим единомышленникам удалось учредить в республике Фонд спасения творческого наследия Сосланбека Едзиева. Вместе с нынешним Председателем Правительства Северной Осетии Сергеем Такоевым и супругой тогдашнего Президента республики, Фаризой Борисовной Дзасоховой, мы ездили в Карман-Синдзикау. Были попытки повлиять с помощью этого фонда на ситуацию, о которой идет речь. На общественных началах был отремонтирован сгоревший дом скульптора – родовое гнездо Едзиевых. Но проблемы, связанные с тем, как сохранить для будущего эту бесценную страницу в книге культуры Осетии, своего окончательного решения еще ждут…
От Зарамага – и до Лхасы
– Фильмов о путях осетинского народа сквозь века, о его «истоках и корнях» и о том, как переплетались исторические судьбы наших предков с судьбами других древних народов Евразии, вами за последние годы снято тоже немало. «Загадка Геродота», «Зарамагский узел», «Ясыня»… А «география» мест, где велись эти съемки – широчайшая: от Ставрополя, Азова, Владимира и Суздаля – до Алтая, Тибета и Монголии. Ответ на вопрос, чем вам близка и дорога эта тема – из тех, что лежат на поверхности. Но – все-таки?...
– Без прошлого нет и будущего. Как бы хрестоматийно это ни звучало. Тот же «Зарамагский узел» – он ведь сначала задумывался как фильм о больших достижениях нашей электроэнергетики. Но потом, в процессе съемок, акцент был сделан совсем на другом – на проблемах, связанных с охраной археологических памятников Осетии, которые возникли во время строительства каскада Зарамагских ГЭС. Снять эту картину по-другому я не мог. Несмотря на то, что она, в итоге, сильно не понравилась руководителям соответствующих ведомств.
А киноэкспедиция в Китай и на Тибет вместе с коллегами с владикавказской независимой киностудии «Нарт-Арт студия», которую возглавляет Темина Туаева, у нас состоялась около трех лет назад. Там мы собирали материал для новой картины из ее цикла об «аланском следе» в истории и на географической карте Евразии: Темина Давидовна работала над этой лентой как режиссер, я – как оператор. Интереснейшая была поездка: мы «прочесали» вдоль и поперек едва ли не весь Китай. Побывали и в Пекине, и в Шанхае, и в провинции Сычуань, и в Лхасе – столице Тибета, и в Урумчи... В рамках этого же проекта вели мы съемки и в Казахстане, на Алтае, в Туве и в Монголии. Искали материальные и духовные свидетельства пребывания там наших предков – и, как ни удивительно «за давностью лет», находили!
Встреча с Тибетом, конечно, впечатлила. В Лхасе мы своими глазами увидели изнутри знаменитую Поталу – резиденцию тибетских далай-лам. И заодно убедились: за пресловутой «дикой восточной экзотикой» на Тибет нынче ехать бесполезно. Туда проведена железная дорога, а туристов и паломников, которые съезжаются в Лхасу со всего мира, встречает там вполне современный сервис… Вообще, в Китае все, что касается отношения к истории страны, ее культуре, охране ее исторических памятников, поставлено везде и всюду просто образцово.
А в горной китайской провинции Сычуань меня до глубины души потрясли средневековые каменные башни – похожие на наши, осетинские, просто как близнецы. И, что вдвойне интересно, по-китайски они называются «голон». Почти «галуан».
И Алтай – тоже сакральное такое место. Где потрясающая энергетика – и не покидает ощущение, что когда-то, в другой, прошлой жизни, ты здесь уже был… Там мы снимали знаменитые Пазырыкские курганы, находки из которых, хранящиеся в Государственном Эрмитаже, отсняты еще в одном нашем с Теминой фильме – «Загадка Геродота»…
Ну, а что до новых проектов и планов… Сейчас, тоже на «Нарт-Арт студии», делаю этнографически-видовой фильм о Туалгоме. А в прошлом, 2014 году начал работу над большим спецпроектом, профинансированным Министерством культуры России – документальной картиной о наших, осетинских дирижерах: Веронике Дударовой, Валерии Гергиеве, Тугане Сохиеве… Скорее всего, на экран этот фильм выйдет тоже где-то через год. А вообще, для всякого «киношника» в работе над картиной главное – чтобы тема, которую ты поднимаешь, обязательно давала резонанс. Чтобы находила отклик у зрителя. Если это получается – значит, ты работал не зря…

Автор: Беседовала Е. Толоконникова





лазерная гравировка

Похожие новости:

  • «Музыка – это жизнь!..»
  • «Солнечный» мир Дареджан Черткоти
  • «Очередь» на капремонт
  • История одного мольберта
  • На Венецианском кинофестивале покажут новый фильм Балабанова
  • Эмир Кустурица снимет фильм о Северной Осетии
  • Аланская дорога на Запад
  • Фильм о судьбе чеченца принес Михалкову "Золотого льва"
  • Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    Популярное

    Авторизация

    Реклама

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Октябрь 2021 (1)
    Март 2021 (7)
    Февраль 2021 (5)
    Январь 2021 (6)
    Ноябрь 2020 (3)
    Октябрь 2020 (1)
      Осетия - Алания