Главная > Общие Новости > Полет за мечтой

Полет за мечтой


24 сентября 2012. Разместил: admin
Как-то раз Казбек с отцом поехал в Москву. Там, в Доме игрушек, ему и посчастливилось стать обладателем своей первой сборной модели самолета Ту-104 производства дружественной ГДР. Так в 11 лет началась история необычного увлечения Казбека Цомартова авиацией.
Небом так или иначе «болеют» все мальчишки, однако у большинства дальше изготовления бумажных самолетиков дело не идет. Более устремленные идут в клубы авиамоделизма, считанные единицы становятся пилотами самолетов, но редко кто умудряется сохранить детское восхищение «железной птицей» на всю жизнь, так и не став при этом профессиональным летчиком.
Судьба Казбека Цомартова сложилась по-своему – поступить в летное училище не удалось. Казбек надел погоны, но не офицера авиации, а милиционера. Однако небо не отпускало, тяга к самолетам только росла, заставляя глубже изучать специальную литературу: историю развития авиации, факты и хронику войн, биографии изобретателей, конструкторов и легендарных пилотов. И каждое новое знание порождало стремление найти и собрать модель очередного самолета, ставшего заметной вехой в развитии современной науки и техники. Коллекция постепенно росла. Коробки со сборными моделями Казбек Цомартов покупал при случае в Москве, выписывал по почте, ему дарили их друзья. Не так давно приобрести модели стало относительно легко, но к этому времени у него были собраны почти все наиболее известные модели копии самолетов.
Сейчас в коллекции Казбека более четырех с половиной сотен самолетов. Здесь можно найти все: от первых бипланов до истребителей пятого поколения. Все модели в масштабе 1:72, раскрашенные строго в соответствии с исторической действительностью. На сборку и доводку самой простой из них ушел не один час мелкой и кропотливой работы.
В семье всегда относились к увлечению Казбека почти так же серьезно, как и он сам. «Я детям сразу говорила: папу не трогайте, он занят. И дети послушно играли где-нибудь сами, – рассказывает супруга коллекционера Ирина. – А он как сядет за свои модели, тут же уходит в себя. Полностью погружается в свое хобби».
Работа и в самом деле кропотливая, требующая спокойствия и сосредоточенности – настоящая активная медитация с миниатюрным инструментом или тонкой кистью в руках, уводящая в параллельный мир, созданный лишь собственным воображением.
«Иногда, бывало, придешь с работы, настроение не очень, садишься за сборку или раскраску модели и постепенно расслабляешься, отрешаешься от всех проблем. Человеку просто необходимо иметь отдушину, без этого – никак».
Сейчас в работе 458-я по счету модель – американский морской патрульный бомбардировщик «Вентура» времен второй мировой. Его характеристики Казбек помнит так, будто сам и сконструировал в далекие сороковые.
«У меня масса литературы, есть отличные каталоги самолетов разных стран мира, – не без гордости поясняет он и тут же с укором добавляет. – Единственная развитая страна, в которой нет такого издания – это Россия. Своими достижениями хвастать любим, а элементарный иллюстрированный справочник выпустить некому».
Глядя на великолепные фотографии американской фотохроники, снятые то с палубы авианосца, то из кабины пилота при заходе на посадку, а то и вовсе с места приземления горящего истребителя, с этим приходится согласиться. Но и российские самолеты занимают в коллекции свое достойное место – в основном истребители и штурмовики начала сороковых. В принципе, весь миниатюрный авиапарк размещен в лучших выставочных традициях – по эпохам, по странам-изготовителям.
О каждом самолете Казбек может рассказать если не легенду или шпионскую сагу, то уж армейскую байку или интересную деталь в истории появления – точно.
«В жизни мне полетать в качестве пилота не пришлось, а так, в мыслях, собирая модели, управлял, считайте, всеми серийными моделями боевых истребителей. – шутит Казбек. – Хотя нет – один раз полетать самому все же довелось».
Мечта осуществилась абсолютно неожиданно – старые друзья любителя авиации решили сделать ему подарок к пятидесятилетию: пригласили его в подмосковный аэроклуб имени Нестерова и дали возможность около часа полетать на небольшом немецком самолете «Гольф». «Впечатления незабываемые! – делится Казбек. – Уже сколько лет прошло, а помню как сейчас!»
А в том же 2004 году случился еще один странный поворот событий: уволившись из милиции, полковник Цомартов нашел себе новое место работы не где-нибудь, а в аэропорту, устроившись на должность представителя авиакомпании «Сибирь» во Владикавказе. Управлять самолетом, конечно, не приходится, но постоянная близость к технике, предполетная подготовка, сама атмосфера аэродрома для поклонника крылатых машин тоже кое-что значат.
Можно ли сказать, что мечта детства попасть в авиацию осуществилась? Однозначно ответить Казбеку сложно. Проще сказать, какую модель очень хочется найти, но пока никак не удается – палубный «Тайгеркэт» F7F производства фирмы Грумман, самолет 1943 года выпуска, который так ни разу и не принял участия в военных действиях. Достать такую модель – и хорошее настроение обеспечено: маленькая мечта исполнилась. А в глобальном плане…

На определенном этапе
приходишь к мысли, что подчас сохранить мечту или даже способность мечтать гораздо важнее, чем добиться ее исполнения. Люди, которым это под силу, и живут, и думают несколько иначе, наслаждаясь ощущением внутренней свободы. Но и со стороны бывает видно, как непохож на унылого обывателя, растерявшего остатки вкуса к жизни человек, несущий в себе частицу детской влюбленности в какое-то дело.
Фото К. Басаева
Автор: С. Худиев

Вернуться назад