Главная > Общие Новости > Пестрый калейдоскоп рекламы с позиций буквы закона

Пестрый калейдоскоп рекламы с позиций буквы закона


16 декабря 2012. Разместил: admin
Реклама во всех ее видах и формах так прочно вошла в нашу жизнь, что уже трудно представить, что еще с десяток лет тому назад она не была, мягко говоря, столь вездесущей, наступательной, а теперь и раздражающей ее составляющей. Но всегда ли широко тиражируемая в средствах массовой информации, в многочисленных заполонивших столицу республики рекламных табло, баннерах и растяжках информация соответствует действительности? Регламентирует ли и контролирует государство этот процесс? Об этом в материале ведущего специалиста-эксперта Северо-Осетинского управления антимонопольной службы России Екатерины Дмитриевой:
– Значимость воздействия рекламы не только на отдельных людей, но и на общество в целом сегодня достаточно велика. В том числе и в России. Согласно данным Российского рекламного ежегодника наша страна – один из четырех главных рекламных центров мира после Китая, Индии и Бразилии. В Европе российский рекламный рынок занимает уже седьмое место.
Немалая доля этого всероссийского рынка рекламных услуг приходится и на нашу республику. Но среди довольно «полноводного» потока рекламной информации, которую получают ее жители, далеко не вся бывает добросовестна и достоверна. Задача антимонопольной службы республики и состоит в том, чтобы сверять, насколько соответствует букве закона рекламная деятельность.
Сотрудники управления систематически проводят проверки наружной рекламы, рекламных материалов, опубликованных в средствах массовой информации, транслируемых на телевидении, в радиопрограммах, на соответствие требованиям Федерального закона «О рекламе». Новая редакция закона в целом учла практику регулирования отношений в области рекламы, выработанную за последнее десятилетие, но вместе с тем установила новые правила и существенно изменила действующие требования, конкретизировала ответственность рекламопроизводителя. Как же соблюдается участниками рекламного рынка одно из основных требований рекламного законодательства: обеспечение прав потребителей на получение достоверной и добросовестной информации о рекламируемых услугах, наличие в рекламе информации, соответствующей действительности?
Возьмем, к примеру, рекламу финансовых услуг, которая повсеместно распространяется на улицах города с помощью рекламных щитов, перетяжек, большого количества рекламных объявлений в средствах массовой информации. Вариантов тут множество, но суть одна. «Мечтаете приобрести сотовый телефон, пластиковые окна и двери, настенный котел? Но у вас нет достаточного количества денег? Кредит – вот выход из положения». Привлекая приблизительно таким образом внимание потребителей к своему товару, рекламодатели очень часто «забывают» о многих требованиях закона, предъявляемых к рекламе финансовых услуг. А между тем действующее законодательство обязывает при указании в рекламе хотя бы одного из условий кредитного договора указывать и все остальные, если они влияют на стоимость кредита. Когда это не происходит, потребителя ждут довольно неприятные сюрпризы. Такие, например, как платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи, связанные с получением суммы кредита, обусловленные процессами его возврата, и иные расходы, возникающие у заемщика в процессе исполнения кредитного договора. В результате стоимость банковского товара оказывается гораздо выше оговоренной в рекламе. Очень часто в рекламе финансовых услуг не указывается и наименование лица, оказывающего эти услуги. А это – существенная информация.
Отсутствие в рекламе части существенной информации, да если еще при этом и искажается смысл этой информации, стало поводом для административных санкций. Управлением за подобные нарушения привлечены к административной ответственности 12 хозяйствующих субъектов: 10 индивидуальных предпринимателей, 2 юридических лица.
Еще примеры теперь уже из другой сферы нашей жизни. Кому из нас не хочется быть привлекательным и обаятельным, иметь ослепительную улыбку, красивые зубы? В средствах массовой информации, таких как еженедельник «Экран Владикавказа», газета «Реклама и объявления», журнал «Модный Владикавказ» и других, нередко рекламируются подобные услуги. Увы, верить до конца можно не каждой такой рекламе. В подтверждение – конкретные факты. Владикавказское муниципальное учреждение здравоохранения поликлиника №1 предоставило редакции журнала «Модный Владикавказ» рекламу медицинских услуг, оказываемых клиникой пластической хирургии и косметологии «Арт-Деко». Предлагались хирургические методы лечения для устранения морщин лица, шеи, век, пластика носа и т. д. Коль скоро рекламодателем здесь являлась поликлиника №1, вроде бы не вызывало сомнений то, что услуги оказываются в стационарном лечебном учреждении, имеющем статус юридического лица. Редакция журнала, не проверив достоверность предоставленной информации, рекламу опубликовала. А при проверке, между тем, выяснилось, что фактически услуги предоставлялись структурным подразделением поликлиники – хирургическим отделением. Более того, при оказании предлагаемых услуг имеются и противопоказания.

«Мечтаете приобрести сотовый телефон, пластиковые окна и двери, настенный котел? Но у вас нет достаточного количества денег? Кредит – вот выход из положения». Привлекая приблизительно таким образом внимание потребителей к своему товару, рекламодатели очень часто «забывают» о многих требованиях закона, предъявляемых к рекламе финансовых услуг.

Еще примеры. Реклама ООО «Клиника доктора Кудзаева», опубликованная в адресно-телефонном справочнике «Вся Осетия-2007», содержала информацию о проведении различных видов пластических операций. Но о том, что имеются противопоказания при проведении подобных операций, реклама также «деликатно» промолчала.
Реклама клиники «Николь», оказывающей стоматологические услуги с использованием материалов ведущих фирм мира Франции, США, гарантировала эффективное и безболезненное лечение. Но, к сожалению, документально подтвердить эти свои возможности клиника не смогла. А закон трактует подобные ситуации однозначно: «Реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов (часть 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе»). Гарантирование положительного действия лекарственных средств, безопасность, эффективность, отсутствие побочных действий в подобной рекламе также не допускаются.
Комиссия Северо-Осетинского управления антимонопольной службы России признала рекламы ВМУЗ «Поликлиника №1» г. Владикавказа, ООО «Клиники доктора Кудзаева», стоматологической клиники «Николь» ненадлежащими рекламами. Руководству этих учреждений, а также редакторам журнала «Модный Владикавказ», адресно-телефонного справочника «Вся Осетия-2007» были выданы предписания о прекращении нарушения законодательства. Они привлечены и к административной ответственности.
Антимонопольной службой республики выявлены и случаи использования в рекламных целях официальных государственных символов. ОАО «Владикавказский пивобезалкогольный завод «Дарьял», к примеру, размещало на рекламных конструкциях в г. Владикавказе рекламу: «Дарьял» – живое пиво. Всегда с вами!». Текст этой рекламы размещался на фоне официальных государственных символов: флагов Российской Федерации и Республики Северная Осетия – Алания. Реклама была признана недостоверной, так как ОАО «Дарьял» не имело права на использование официальных государственных символов. Предприятие привлечено к административной ответственности: штрафу в размере 40 тыс. руб. Штраф ОАО «Дарьял» уплачен.
Нельзя не сказать и о рекламе оружия. В опубликованной в одном из республиканских журналов статье под заголовком: «Милитари – символ универсальности и интернационализма» речь шла всего навсего о моде. О стиле мужской одежды под названием «милитари». Сопровождался материал и фотоиллюстрациями, на которых были запечатлены юноши в одежде стиля «милитари» с боевым стрелковым оружием. Что, безусловно, не прошло мимо внимания читателей. И вполне возможно и даже вероятно, что недостаточно просвещенная часть этих читателей посчитала, что непременным атрибутом данной моды является оружие.
Если заглядывать в суть вещей, то это, конечно, заблуждение. Так как одежда в стиле «милитари» появилась и громко заявила о себе после окончания Первой мировой войны. Это было вызвано рядом причин, а в основном разрушенной структурой производства гражданской одежды и, напротив, отлаженной военной. На пике данный стиль оказался в 80-е годы прошлого века. Но и сегодня одежда в стиле «милитари» популярна на подиумах. Ее особенности – фетиш военной формы: накладные карманы, мелкие пуговицы, широкие пояса. В качестве украшения используются ордена, широкие ремни с пряжкой.
Но аксессуаром одежды «милитари» оружие ни в коем случае не является. Но это не главное. Важнее другое. То, что использование в рекламе боевого стрелкового оружия допускается, является нарушением ФЗ «О рекламе», согласно которому реклама боевого стрелкового оружия, патронов к нему, холодного оружия возможна только в специализированных печатных изданиях, в местах производства, реализации и экспонирования такого оружия, а также в местах, отведенных для стрельбы.
Комиссия СО УФАС России признала статью «Милитари – символ универсальности и интернационализма», сопровождающуюся фотографиями юношей в одежде стиля «милитари» с боевым стрелковым оружием, ненадлежащей рекламой.
Так что, исходя из всего вышесказанного и результатов регулярных проверок антимонопольной службы республики, вывод можно сделать однозначный. Калейдоскоп привлекает внимание не только многообразием красок и фигур, но и строгим порядком их расположения. Чего нельзя сказать о рекламном калейдоскопе, в котором пока превалирует больше нарушений рекламного законодательства, чем порядка. А значит, антимонопольному управлению есть над чем работать.

Е. Дмитриева, ведущий специалист-эксперт СО УФАС России.

Вернуться назад