Главная > Общие Новости > Режиссер Алан Маратра: «Я вижу большой актерский потенциал в Дигорском театре!»

Режиссер Алан Маратра: «Я вижу большой актерский потенциал в Дигорском театре!»


5 июля 2014. Разместил: admin
Режиссер Алан Маратра: «Я вижу большой актерский потенциал в Дигорском театре!»Во Владикавказе завершаются концерты и мероприятия IX международного фестиваля искусств «В гостях у Ларисы Гергиевой», генеральным спонсором которого выступило ООО «Группа компаний «Бавария», партнерами – рестораны «Элли» и «Лукум», давний друг фестиваля Казбек Цаликов, а также ГТРК «Алания», газеты «Северная Осетия» и «Р?стдзинад», Северо-Осетинское интернет-телевидение Ossetia.tv и информационное агентство «Иринформ», оказывающие ему информационную поддержку.
В числе участников этого большого культурного события – не только выдающиеся исполнители самых разных жанров. Традиционно в фестивальной программе предусмотрены и мастер-классы, которые дают во Владикавказе известные мэтры сцены России и мира. Не стал исключением и нынешний фестиваль, на который был приглашен именитый французский режиссер-постановщик Алан Маратра – ученик и последователь одного из самых значительных режиссеров современности Питера Брука, более 20-ти лет работавший вместе с ним.
Он хорошо известен в мире театра как драматический и оперный режиссер. Его постановки успешно осуществлены во многих театрах Европы и Америки, а как театральный педагог Маратра преподавал искусство импровизации в Парижской консерватории. В свое время он сотрудничал с Международным театральным фестивалем в Сан-Пауло, театром Петра Фоменко, танцовщиками, актерами и певцами традиционного Балийского театра. В последние годы творчество французского мастера сцены тесно связано с Россией, с Санкт-Петербургом. В Мариинском театре им были осуществлены три постановки – «Волшебная флейта» (ее в свое время увидели и владикавказцы в рамках фестиваля «В гостях у Ларисы Гергиевой»), «Три апельсина» и «Путешествие в Реймс». Последний из этих трех спектаклей был удостоен «Золотой маски» – как и его музыкальный руководитель, художественный руководитель Академии молодых певцов Мариинки Лариса Гергиева. И, что немаловажно, спектакли Алана Маратра, заметно отличающиеся от традиционных, привычных российскому зрителю постановок, в Мариинском театре – сегодня самые посещаемые.
Четыре года назад по приглашению хозяйки фестиваля Ларисы Гергиевой Алан Маратра впервые побывал во Владикавказе и дал мастер-класс для актеров всех республиканских театров. «У меня очень большие надежды на этого человека, у которого богатейший актерский и режиссерский опыт. Требовательный к актерам, настойчивый, не прощающий ни малейшей неправды на сцене и наигрыша, Алан, воспитанный на системе Брука, может много дать нашим актерам. Научить их не стесняться сцены, окружающих, себя. Он умеет помочь раскрыться артистам, особенно молодым. И надеюсь, что в Осетии он тоже когда-то поставит спектакли и этим откроет новую страницу в истории театрального искусства республики», – сказала тогда в одном из интервью Л. Гергиева. И похоже, что теперь совместный осетино-французский театральный проект все же обретет свое воплощение на сцене Государственного Дигорского драматического театра. Во всяком случае, поддержку этому творческому проекту пообещал Председатель Правительства РСО–А Сергей Такоев, встретившийся в дни фестиваля с Аланом Маратра и Ларисой Гергиевой.
Знакомство с труппой Дигорского театра Маратра начал с очень внимательного просмотра отрывков из двух его постановок нынешнего театрального сезона – спектаклей «Мирандолина» и «Танго нашей любви». Определив для себя слабые и сильные стороны актерской игры, отметив серьезные актерские работы в них, прочувствовав творческий потенциал труппы, подчеркнув, что актеры хорошо двигаются и фехтуют, Алан приступил непосредственно к самому мастер-классу. Познакомив сначала его участников с системой Питера Брука, известного новаторскими постановками классических пьес и театральными экспериментами. Именно он, находившийся в неустанном поиске «живого театра», очищенного от фальши и штампов, знаменит тем, что превратил разнообразие и многоликость театра в некую идеологию постижения сложности мира.
В перерыве этого, очень необычного и интересно проходившего мастер-класса Алан Маратра любезно согласился дать эксклюзивное интервью для «СО».
– Мсье Маратра, у вас большой опыт работы и как у актера, и как у режиссера – с актерами из известнейших театров многих стран мира. Так кто же это – Актер? Художник? Творец?..
– Да, я действительно много работал с артистами, представлявшими разные актерские школы – европейскую, американскую, русскую. Так как существует великое множество театров и актеров, существует и много разных взглядов на актерское ремесло. Актер – очень сложная профессия. Актеры должны быть готовыми ко всему, быть открытыми всему новому, уметь моментально «включаться» и делать то, что непривычно. Ты должен забывать о себе и отдавать абсолютно всего себя роли, без остатка, но это не всегда получается… Когда актер полностью открыт роли и погружен в нее – тогда и наступает этот волшебный момент, который зритель сразу чувствует: полный контакт зала и актеров. Но, чтобы зритель был потрясен, актеру надо платить собой. Кстати, мой учитель Питер Брук считал, что в театре именно «зритель завершает акт творчества» и что каждая «зрительская аудитория имеет тот театр, который она заслуживает». На этот уровень самоотдачи и саморастворения выйти очень непросто, сгорать на сцене могут только настоящие артисты. Когда актер самоуспокаивается, начинает себя сам высоко ценить, не позволяет делать в свой адрес критические замечания – в этот момент все кончается: он уже больше не актер… Я бы сказал, что актер – это Мечта!
– Как вам работается с артистами Дигорского театра? Что явится итогом этой совместной работы?
– Вообще практика приглашения в театр для постановок разных режиссеров – явление сегодня необходимое, поскольку в любом театре наступает момент «привыкания» к тому или иному режиссерскому стилю. И тогда в нем уже не происходит движения вперед. Труппа, когда у ее «руля» встает новый режиссер, как правило, получает творческую «встряску», возможность сравнения разных режиссерских взглядов, да и раскрытия актерских дарований. Все время необходимо быть в поиске. Даже уже в выпущенном спектакле надо искать детали, требующие корректировки, идти дальше, как можно больше быть правдоподобным.
Мне очень нравится Россия. Во-первых, потому что я имею здесь шанс работать с маэстро Гергиевым, с солистами Академии молодых певцов Мариинского театра – это самый высочайший уровень, какой может быть, какой я знаю! Во-вторых, в Европе я могу репетировать 4 недели и не получить желаемого результата. Я нахожу его здесь, в России!
В основном моя работа в России сосредоточена в Мариинском театре, но вот теперь – и во Владикавказе. Кстати, на 2015 год у меня запланирована постановка в Московском молодежном театре «Рампа». И вот сейчас, прямо на мастер-класс, узнав, что я нахожусь во Владикавказе, прибыла руководитель Краснодарского объединения «Премьера» на предмет переговоров о возможности постановки в Краснодаре «Севильского цирюльника»…
Что же касается Дигорского театра, с которым я имею возможность работать в рамках мастер-класса, благодаря приглашению Ларисы Гергиевой, то это достаточно большая группа – 25 человек. И, как мне кажется, слаженно «спетая» труппа, в которой артисты хорошо понимают друг друга. И вот эти совместные упражнения по системе Питера Брука как раз и способствуют тому, чтобы вся труппа чувствовала себя настоящей командой.
Артисты Дигорского театра подходят к задачам, которые я ставлю перед ними, сначала с чисто человеческой стороны: пропускают их через себя, идут от себя. И это очень неплохая база, с которой и начинается творческий процесс. База для того, чтобы работать и идти вперед. Но есть у этих артистов и некий момент наигрыша, а не игры (а ведь в реальной жизни так не бывает!).
Я уделяю в работе с ними большое внимание имеющейся у осетинских артистов зажатости, чтобы сделать их более раскованными, чтобы они стали внутренне свободными для отдачи себя в той или иной роли. Но не сбрасываю со счетов и осетинский менталитет, который, мне кажется, не позволяет актерам быть «слишком откровенными», делая их более сдержанными. Да, с одной стороны, это как бы защита от внешнего мира, но для актеров это плохо! Ведь настоящий профессиональный актер должен быть как ребенок! Моя задача как режиссера – помочь актерам, сделать их «готовыми» отдать публике то, что они чувствуют внутри. Многочасовые упражнения, направленные на умение артистов владеть своим телом, на формирование их внутренней свободы, раскрепощенности и полной самоотдачи, серьезная работа с текстом пьесы – все это, мне кажется, даст большой толчок к новому витку развития этого театра…
В Дигорском театре есть достаточное число актеров, работающих на высоком уровне, у которых есть хороший потенциал. С актерами лучшей ведущей группы работать легче: с ними занимаешься, подталкиваешь их – и они быстро схватывают, понимают режиссерскую установку и выполняют ее. Но мне надо определить в этой группе лидеров. Шесть актеров-лидеров я уже отобрал для будущего спектакля, который и буду ставить в Дигорском театре.
– Если не секрет, какой это спектакль?
– Пока автора и название пьесы я не буду озвучивать – у меня два варианта. Скажу лишь, что это будет классика – только на ней может расти и развиваться любой театр. И, думаю, при том раскладе дел, какой мы имеем, к концу этого года Дигорский театр, единственный из всех провинциальных театров России, пригласит театралов Осетии на премьеру спектакля в моей постановке.
Не могу не сказать о своих наблюдениях. Мне кажется, что большую перспективу Дигорскому театру дает его руководство, которое много внимания уделяет концепции дальнейшего развития коллектива. И Лариса Гергиева, и Анатолий Галаов любят и ценят актеров, считают их особенными – в Европе редко встретишь такое отношение к актерам!
А вообще, я очень благодарен фестивалю, на котором имею возможность находиться уже во второй раз, видеть концерты и выступления выдающихся исполнителей России и мира. Замечательно, что такие фестивали проходят у вас, на земле Осетии, собирая талантливых людей, объединяя и приобщая молодых людей к великой классике. То, что Лариса Гергиева как художественный руководитель фестиваля делает – это действительно большое дело, это много даст культуре самой Осетии, ее будущему развитию!
Очень хорошее впечатление сложилось и от уровня творческих коллективов Осетии, которые я видел в дни фестиваля. И я желаю и Ларисе Гергиевой, и театру, и ее замечательному фестивалю дальнейших больших успехов. По роду своей деятельности мне приходится много ездить по Европе, но такого ощущения внутреннего комфорта, душевного тепла от окружающих меня здесь людей, поверьте, не было нигде! Начиная от сотрудников Театра оперы и балета и кончая Председателем Правительства вашей республики Сергеем Такоевым, который с таким неподдельным интересом, вниманием отнесся к идее предстоящего проекта, просто по-человечески тепло общался со мной… А как ваше традиционное застолье меня поразило – говорить не о себе, приятные слова говорить друг другу! Это замечательно, это приподнимает внутренне! …Я был влюблен в Россию, но теперь, похоже, все больше влюбляюсь в Осетию!
– Ну, что же, ждем вас осенью, когда вы приедете во Владикавказ снова продолжать работу над постановкой спектакля. Обещаете новое интервью?
– С удовольствием!

Беседовала З. Абаева

Вернуться назад