Главная > Общие Новости > Четыре поэта – четыре юбиляра о Кавказе
Четыре поэта – четыре юбиляра о Кавказе2 ноября 2014. Разместил: admin |
Классики литературы были и остаются «властителями наших дум». Их мудрые мысли помогали и помогают в решении преподносимых жизнью проблем. Они привлекают особое внимание в их юбилейные годы и периоды обострения общественно-политической ситуации в стране и мире. А нынешний год оказался таковым. С одной стороны, юбилей Пушкина, Лермонтова, Шевченко, Хетагурова, а с другой – стремительно обостряющиеся и расширяющиеся локальные войны во многих странах зарубежья, вновь – применение «сильными мира сего» в захватнических целях националистических и религиозных идей… В этой ситуации у меня назрела мысль еще раз напомнить читателям «СО» хорошо известные им произведения вышеперечисленных юбиляров о нашем крае, их трактовку 47-летней кавказской войны. Кавказ, по меткому выражению Белинского, стал «колыбелью русской поэзии». И началом этого явления, по его же словам, является поэма Пушкина «Кавказский пленник», а последователем – Лермонтов. «Грандиозный образ Кавказа с его воинственными жителями, – пишет критик,– в первый раз был воспроизведен русскою поэзиею, – и только в поэме Пушкина в первый раз русское общество познакомилось с Кавказом, давно уже знакомым России по оружию... Муза Пушкина как бы освятила давно уже на деле существовавшее родство России с этим краем, купленным драгоценной кровью сынов ее и подвигами ее героев. И Кавказ – эта колыбель поэзии Пушкина – сделался потом и колыбелью Лермонтова». Пушкиным о Кавказе написаны двенадцать стихотворений, две поэмы и одно прозаическое произведение. В них этот край представлен вольнолюбивым, возвышенным, гордым, мужественным и вместе с тем – разоренным и ожесточенным войной. Сердце поэта глубоко тронуто прежде всего бедностью народов Кавказа, загнанных в узкие ущелья гор войсками, служившими самодержавной власти. Эти чувство и мысль проходят сквозной линией через все его произведения об этом крае: «долины обгорелы», «люди гнездятся в горах», «аулы их разорены, целые племена уничтожены»… Вторая сквозная линия – это глубочайшее уважение поэта к горцам, восхищение такими их качествами, как мужество и храбрость, чувство чести и преданность своей родине. Это отношение поэта к народам Кавказа, пожалуй, является наиболее широко и ярко выраженным в его творчестве, нередко через символические образы гор, Казбека и реки Терек. Русские представлены Пушкиным такими же мужественными и храбрыми, как горцы, но, в отличие от них, завоевателями, покорителями народов Кавказа ценой проливаемой потоками своей и их крови: «...под буркою казак, Кавказа властелин», «Кавказа гордые сыны, сражались, гибли вы ужасно. Но не спасла вас наша кровь». Эта мысль о равных качествах воинов Кавказа и России и античеловечной природе войны Пушкиным открытым текстом выражена в стихотворении «Делибаш» (делибаш по-турецки буквально – отчаянная голова). Приведу его полностью: «Перестрелки за холмами Смотрит лагерь их и наш: На холме пред казаками Вьется красный делибаш. Делибаш! Не суйся к лаве, Пожалей свое житье; В миг аминь лихой забавы Попадешься на копье. Эй, казак! Не рвися к бою: Делибаш на всем скаку Срежет саблею кривою С плеч удалую башку. Мчатся, сшиблись в общем крике... Посмотрите! Каковы?.. Делибаш уже на пике, А казак без головы». Однако же при всей такой оценке качеств воюющих сторон и сущности войны Пушкин, исходя из своих наблюдений и исторических знаний, изначально был убежден, что в итоге Кавказ будет покорен Россией и его народы навсегда свяжутся с русским. Этот вывод он выразил непосредственно еще в 1820 году в поэме «Кавказский пленник»: «Подобно племени Батыя, Изменит прадедам Кавказ, Забудет алчной брани глас, Оставит стрелы боевые». Такие же чувства и мысли, но, пожалуй, еще острее и шире выразил Лермонтов, с детства и до последних дней своей короткой жизни влюбленный в этот край «как в сладкую песню отчизны» своей, а в 1837 году за стихотворение «На смерть поэта» (о гибели Пушкина) сосланный в кавказскую армию покорять его и глубоко страдающий за его трагическую судьбу, как и за судьбу своего народа в «немы той России» – в «стране рабов, стране господ». О Кавказе Лермонтов написал пятнадцать стихотворений, семь поэм и два прозаических произведения. В них красной нитью проходит мысль о Кавказе как о «величавом», «гордом» и «суровом крае свободы», десятилетиями находящимся в постоянном военном положении. С болью отмечает эту трагическую участь поэт еще совсем юным в 1830 году в стихотворении «Кавказу»: «Кавказ! Далекая страна! Жилище вольности простой! И ты несчастьями полна И окровавлена войной!» А через два года в поэме «Измаил-Бей», созданной на основе исторических событий, Лермонтов конкретизирует кавказскую трагедию. При этом он открытым текстом говорит о Николае I как возвышающем свой трон, в иронически возвышенном тоне сопоставляя его с первым римским императором Гаем Юлием Цезарем Октавианом, которому был присвоен титул Августа, то есть «священного»: «Какие степи, горы и моря Оружию славян сопротивлялись? И где веленью русского царя Измена и вражда не покорялись? Смирись, черкес! И Запад, и Восток, Быть может, скоро твой разделят рок. Настанет час – и скажешь сам надменно: «Пускай я раб, но раб царя вселенной! Настанет час – и новый грозный Рим, Украсит Север Августом другим. Горят аулы; нет у них защиты, Врагом сыны отечества разбиты. Как хищный зверь, в смиренную обитель Врывается штыками победитель, Он убивает старцев и детей. Мечети, кровы мирных сел – Все уничтожил русский воин». В стихотворении «Валерик», написанном в 1840 году, Лермонтов описывает конкретное событие, в котором сам участвовал – кровопролитное сражение, состоявшееся в том же году на речке Валерик в Чечне между 6-тысячной армией горцев и 2-тысячной русской: «И два часа в струях потока Бой длился. Резались жестоко, Как звери, молча, с грудью грудь, Ручей телами запрудили». Это событие наталкивает поэта на раздумья о бессмыслице войн вообще: «И с грустью тайной и сердечной Я думал: «Жалкий человек. Чего он хочет?!. Небо ясно, Под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враждует он – зачем?» Бунтарь, титан духа, борец за счастье народа – таким мы знаем прежде всего великого Кобзаря – Тараса Шевченко. Он во многом оказался сродни Лермонтову, о котором постоянно думал как о высоком образце поэта и гражданина. Крепостного Шевченко, как и дворянина Лермонтова, постигла жестокая судьба – горечь ссылки, тяжелая расплата за смелость своей музы. Шевченко, уже в отличие от Лермонтова, с Кавказом не был связан, но тема эта была для него такой же больной и острой. В 1845 году он пишет поэму «Кавказ». В ней империю Николая I характеризует как тюрьму, где «от молдаванина до финна на всех языках все молчат». Как верно отмечают А. И. Белецкий и А. И. Дейч, Шевченко в поэме «Кавказ» поднялся до мысли о необходимости объединения всех народов для борьбы с общим врагом – самодержавием. В противовес казенным патриотам, мечтавшим о грабительских войнах во славу русского царя, поэт благословлял поднимавшиеся народы Кавказа: «Вы боритесь – поборите! С вами правда, с вами сила И воля святая!» В качестве символа непобедимости народа в справедливой борьбе за волю Шевченко вводит в поэму мифического героя Прометея, прикованного к скале на Кавказе, где его клюет орел, но убить титана не может: «За горами горы тучами повиты, Засеяны горем, кровию политы. Спокон веку Прометея Там орел карает, Что ни день долбит он ребра, Сердце разбивает, Разбивает, да не выпьет Крови животворной – Вновь и вновь смеется сердце И живет упорно». Кавказ в творчестве Коста Хетагурова представлен в таком же облике, каким его изображали Пушкин, Лермонтов, Шевченко, но, в отличие от них, в силу новых исторических обстоятельств – уже покоренным, разоренным, доведенным до нищеты и постоянно несправедливо подвергаемым нечеловеческим пыткам, розгам, тюремным заключениям, ссылкам: «Цепью железной нам тело сковали, Мертвым покоя в земле не дают. Край наш поруган, и горы отняли. Всех нас позорят и розгами бьют». При этом как публицист Коста подчеркивает, что до покорения Россией народы Северного Кавказа, в отличие от закавказских, столетиями были вольными. «В то время, – пишет он, – когда народы Закавказья влачили свое рабское существование под деспотическим гнетом всевозможных царей, султанов, ханов, беков и князей, туземцы Северного Кавказа: осетины, чеченцы, ингуши, аварцы, абазинцы, кабардинцы, закубанские черкесы и т. д. – в продолжение многих столетий, вплоть до водворения там русской власти, пользовались полнейшей свободой». Напоминая об этом факте, Коста как поэт призывает соотечественников к братству и дружбе в борьбе за Правду: «Дети Осетии, Братьями станем В нашем едином И дружеском стане. С нами высокое Знамя народа. К свету, с победною Песней похода! К правде сверкающей Смело шагайте!..» Подводя итог, хочется еще раз отметить, что классики литературы, в частности, четыре юбиляра – Пушкин, Лермонтов, Шевченко, Хетагуров – дают нам верное жизненное направление – сохранять и укреплять дружбу народов. Автор: В. Гассиева-Мерденова, доктор филологических наук, профессор СОГУ, заслуженный деятель науки РСО–А, почетный работник высшего профессионального образования РФ. Вернуться назад |