Политология: Некоторые аспекты этнополитических процессов на Северном Кавказе

Опубликовал admin, 14 декабря 2014
А.Т. Баликоев

В условиях трансформации современного российского общества особую актуальность приобрела проблема необходимости гармонизации межэтнических отношений и профилактики межэтнической напряженности. Сегодня мы являемся очевидцами острого кризиса этнической идентичности. Она стала следствием противоречивой национальной политики советской власти и ошибок, притом грубейших, постсоветского российского руководства в лице Б.Н.Ельцина. В ходе регулирования межэтнических отношений «национальное все чаще подменялось этнополитическим, и отождествлялось с националистическим, а национализм приобретает характер агрессивной автократии». 1

На рубеже ХХ-ХХI вв. этнический фактор стал одним из наиболее распространенных источников общественных противоречий и социально-политической нестабильности. Многочисленные исследования и практика показывают, что миграционные процессы, затронувшие практически все регионы страны, способствуют активизации межэтнического взаимодействия. Но возникают серьезные проблемы в ходе их контактирования. Причина кроется в предубеждениях, наличии негативных стереотипов восприятия другого этноса и дискриминации. Это естественно ведет к возникновению межэтнической напряженности.

Вышесказанное и другие факторы диктуют необходимость всестороннего политологического, историко-социологического, правового осмысления динамики протекания этнических процессов и особенностей межэтнического взаимодействия как в России в целом, так и на Северном Кавказе, а в частности и Республике Северная Осетия-Алания. Но в данной статье речь пойдет лишь о некоторых факторах, влияющих на этнополитический процесс. Можно с уверенностью констатировать. Что Северный Кавказ в силу объективных и субъективных причин особо чувствителен к этническим процессам, которые постоянно питает прошлая и современная история. Истоки многих национальных проблем коренятся в далеком и недавнем прошлом. Не вдаваясь в исторические подробности, отмечу, что национальные проблемы, уходя корнями в прошлое, эволюционируют в настоящем, испытывая на себе воздействие сложного комплекса современных реалий. И чтобы прошлое не деформировало этнополитический процесс и не вело к возникновению новых межэтнических конфликтов, «необходим развитый уровень национального самосознания, более открытого для этнотолерантности и способного абстрагироваться от привычных и сковывающих его стереотипов мышления и алгоритма поведения. И в этом, а не только в преодолении ошибок прошлого, состоит контекст современности».2

Перспективы гармоничного развития межэтнических отношений требуют нивелирования исторической памяти в адрес узконационального, не акцентировать на нем внимание, идти по пути избавления от собственных недостатков. «Именно последнее позволяет более или менее безболезненно протекать процессам привыкания к потерям национального и их реанимирования, свойственным национальному самосознанию».3 Общеизвестно, что деформации национального привели к возникновению необоснованных завышенных самооценок, значительного повышения уровня притязаний, формированию соответствующих национальных требований. Серьезные негативные сдвиги в национальном самосознании народов Северного Кавказа уже привели к этнополитическим конфликтам.

Как показывает опыт (мировой и отечественный), выправить ошибку, допущенную в сфере национальной политики и межэтнических отношений очень трудно, потому, что прочесы нередко принимают необратимый характер. Негативную роль играет уход от своевременного решения назревших проблем регионального или общегосударственного масштаба, что часто порождает болезненные явления, губительно влияет на сознание и психологию, характер народов. Говоря об этнополитическом процессе, следует помнить о таком понятии, как национальный характер. В нем как бы аккумулируются своеобразие исторического пути народа, его хозяйственной деятельности, особенности социального, культурного развития и геофизической среды. Все это оставляет след в психике ее представителей, выражается в особенностях поведения, вкусах, привычках, особенностях уклада ума и восприятия окружающего мира. Черты национального характера, национальной психологии изменяются вместе с изменением условий существования народа.

Говоря о сложности и противоречивости национальной психологии, следует иметь в виду, что в ней помимо прогрессивных традиций и особенностей имеются пережитки, наносные элементы. Именно они и сыграли негативную роль в судьбе отдельных народов Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны. Но при этом важно учитывать, что национальный характер не является главным двигателем событий, фатально определяющий судьбу народов. И не стоит мистифицировать национальный фактор, абсолютизировать его роль. Но это не значит, что в исторических, политологических, социальных исследованиях и практической политике можно пренебречь ролью национально-психологических особенностей того или иного народа. Необходимо учитывать эти особенности. Спекуляция на национальных чувствах – существенная часть подготовки конфликтов. В основе любого национализма лежит склонность наделять свою нацию некими атрибутами, которые якобы определяют ее превосходство над другими народами.

Сегодня крайне необходимо укреплять и развивать широкое сотрудничество с другими народами, сознание общности их интересов, которые гармонически сочетаются с чувствами национального достоинства, гордости за свой народ, привязанности к его языку, культуре и т.д. Однако, в тех случаях, когда имеет место ущемление национального достоинства, реакция на такие ущемления будет всегда носить националистический характер.

Национализм в любой его форме слеп. Он лишь создает видимость заботы о национальных интересах, а в действительности игнорирует тот факт, что их можно по-настоящему обеспечить, лишь уважая права и интересы других народов в демократическом обществе. В связи с этим уместно отметить следующий момент. «Одним из парадоксов, порождающих националистический террор, является то, что националисты очень остро реагируют на все обиды, действительные или мнимые, которые причинены их нации. Но они иногда совершенно бесчувственны к тем унижениям и оскорблениям, которые учиняются часто или же по отношению к другим нациям и их представителям».4 В подтверждение сказанному можно привести достаточно примеров, но в этом нет необходимости.

Рассмотрение проблемы этнополитических конфликтов находится вне рамок данной статьи. Тем не менее отмечу, что ситуация на Северном Кавказе в области национальных отношений характеризуется межэтнической напряженностью, в основе которой лежит неравномерное распределение между этническими группами власти и ресурсов. «Однако социальные, политические, экономические и психологические причины возникновения межэтнической напряженности тесно взаимосвязаны».5 Теория и практика доказывают, что с позиций социальной психологии противоречия между этническими обществами, которые выступают в форме межэтнической напряженности, неизбежны и существуют всегда и во всех регионах и странах. Чаще всего проблемой становятся взаимоотношения между титульными и нетитульными этносами субъектов. Именно в ситуации нестабильности, вызванной развалом СССР, появились попытки для «мщения» за «травмы», нанесенные этносами в разные периоды. Пережитые «исторические несправедливости» обычно вызывают у низкостатусных этнических меньшинств желание восстановить справедливость, и содействуют сплочению этнической общности вокруг идеи отмщения.

Противопоставить этому явлению можно выработку этнонациональной и конфессиональной терпимости, чему способствуют активные интеграционные процессы в современном обществе. Вообще в политологии обычно используют термин толерантность, под которой подразумевается терпимость и снисходительность к чужим верованиям, обычаям, культуре, чувствам, идеям. Идеи толерантности в целом и национально-религиозной толерантности в частности являются не только условием и фактором развития демократического общества, но и требуют также от этого общества разработки механизмов своей материализации, или «опредмечивания». Механизмы материализации «национальной толерантности, а вслед за ней и религиозной толерантности, закладываются национальной политикой государства и государственно-церковными отношениями, а также этнонациональной и межконфессиональной культурой общества».6

В современной России полиэтничность, а вследствие этого и многоконфессиональность общества требуют разработки новых норм общежития, среди которых существенную роль должна играть социокультурная толерантность. Развитие и усвоение установок толерантности в обществе с таким многообразием культур и религий, наций неразрывно связаны с формированием границ толерантности. Это тесно увязано с концепцией национальной безопасности, которая во многом зависит от ситуации на Юге страны, особенно в Северокавказском регионе.

На Северном Кавказе современная российская политика совершила наиболее трагические ошибки. Этот регион - самый сложный с точки зрения социально-экономической ситуации, государственного управления и национальной безопасности России. Этнополитические процессы, которые происходили в последние годы в регионе, со всей очевидностью показали провал прежней кавказской политики России. В настоящее время идет сложный процесс осмысления концепции кавказской политики России применительно к жизнедеятельности Северного Кавказа. Не политика преимуществ для одних народов и ущемления других, а политика культурного плюрализма и уважения гражданских прав должна лежать в основе общественного устройства, стремящегося избежать кризисов и конфликтов.

Главная цель национального государства – возрождение России и обретение ею достойного места в мировом сообществе.


Примечания:

1 Муравьев Ю.Л. Политические технологии в межэтнических конфликтах (региональный аспект) // Современный политический анализ и политические технологии. Т. 2. М.: Профиздат, 2005. С. 120.

2 Абазалиева М.М. Особенности современных национальных процессов на Северном Кавказе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Черкес, 2006. С. 16.

3 Там же, с. 21.

4 Назарова Е.С. К вопросу о геополитическом аспекте экстремистской деятельности // Проблемы геополитики и Северный Кавказ: Сборник научных трудов. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. С. 70.

5 Муравьев Ю.Л. Указ. соч. С. 122.

6 См.Зязиков М.М. Толерантность в системе национальной безопасности Российской Федерации // Современный политический анализ и политические технологии. Т. 2. М.: Профиздат, 2005. С. 63.


Баликоев А.Т. Некоторые аспекты этнополитических процессов на Северном Кавказе // Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов: Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов: Выпуск № 1 / Под ред. докт.полит.наук, проф. Б.Г. Койбаева; Сев.- Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2008.

Похожие новости:

  • Религиозный фактор в этнополитической жизни республик Северного Кавказа
  • Концептуальные подходы к стратегии развития Северо-Кавказского федерального округа РФ
  • К некоторым проблемам российско-кавказских государственно-правовых отношений
  • Объективность и субъективность в современной историографии Кавказа (Постановка вопроса). Заключение.
  • Северокавказский литературный регион. Проблемы теории и методологии
  • Проблемы и аспекты формирования духовного развития молодежи в образовании
  • Изучение истории взаимоотношений Дагестана и республик Северного Кавказа в 1990-2004 г.
  • «Перестройка» и распад СССР. Кавказ и угроза распада Российской Федерации
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    liex

    Авторизация

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Сентябрь 2020 (1)
    Август 2020 (4)
    Июнь 2020 (2)
    Май 2020 (8)
    Апрель 2020 (1)
    Март 2020 (1)
      Осетия - Алания