Политология: Проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму на Северном Кавказе

Опубликовал admin, 22 января 2015
Б. Г. Койбаев, докт. полит.н., проф.
Ар. В. Бязров, препод. ВИУ

Несмотря на наметившиеся в последнее время положительные тенденции в экономике и уровне жизни населения, общественно-политическая и социально-экономическая ситуация на Северном Кавказе остается достаточно сложной.

Регион, где сошлись ведущие мировые религии - христианство, ислам, буддизм, проживает более ста народов, имеющих зачастую различные культуры, принадлежащие к различным конфессиям, характеризуется наличием скрытых конфликтов, противоречий, являющихся благоприятной почвой для экстремизма. Современный Северный Кавказ в конфессиональном плане - регион преимущественно исламский 1.

Как известно, Северный Кавказ официально вывели из состава крупного Южного федерального округа, и на его основе был сформирован Северо-Кавказский федеральный округ. При участии северокавказских республик и полпреда СКФО А.Хлопонина была создана Стратегия развития Северо-Кавказского федерального округа, цель которой состоит в возрождении местной экономики и в нормализации функционирования общества 2.

Однако, несмотря на новые инициативы, первый год создания СКФО был ознаменован существенным ростом, как террористических актов, так и контртеррористических операций в регионе. Руководством страны акцент ставится на улучшении экономических условий, замалчиваются проблемы слабого политического управления, и расчет по-прежнему делается на проведение КТО. «Совершенно ясно, что для обеспечения эффективности наиболее либеральных аспектов этой модернизационной стратегии необходима радикальная перестройка российского государства и общества. Столь же очевидно, что несмотря на разговоры о модернизации, российские власти не намерены идти на коренную перестройку – ни в России в целом, ни конкретно в северокавказском регионе» 3.

Религия, будучи специфической подсистемой общества, многообразными связями переплетена с другими компонентами общественной системы. Она является существенным и постоянно действующим фактором общественной жизни и проявляется посредством выполнения определенных социальных функций, через деятельность религиозных институтов, организаций, верующих масс. С началом демократических преобразований масштабы влияния, роль и значение религии в обществе заметно расширились, возвысился их общественный престиж и авторитет, в результате чего религии стали существенным фактором общественного развития в современной России, особенно на Северном Кавказе.

Именно такой период в своем развитии переживает сейчас российское, в том числе и северокавказское общество. Эта ситуация рождает общественный спрос на религию, усиливает социальные ожидания, обращенные к религиозным организациям.

На современном этапе все религиозные организации получили равное право повсеместно отправлять свой культ и вести пропаганду соответствующего вероучения. Это, в свою очередь, создало для них возможность активно влиять на различные стороны общественно-политической, социально-экономической, культурной, духовно-нравственной, милосердно-благотворительной сфер жизни общества, реализуя тем самым социальные функции религии и ее институтов.

Что касается причин и факторов возникновения и развития на Северном Кавказе экстремизма, то следует подчеркнуть, что они связаны с существенными изменениями социально-политической ситуации в регионе в 90-е гг. XX - начале XXI века. В целом сегодня она по прежнему напряженная, несмотря на позитивную динамику. Произошло заметное возрастание роли и значения религиозной составляющей общественного сознания населения региона, возросло понимание закономерности существования религии и ее институтов в обществе на данном этапе его развития. «Северный Кавказ в силу его геополитического положения оказался на переднем крае борьбы с международным религиозно-политическим экстремизмом и терроризмом. В период развала Советского Союза в регионе накопился целый комплекс нерешенных острых социально-экономических, общественно-политических, духовно-нравственных проблем, толкающих некоторую пассионарную часть молодежи на путь радикализма и экстремизма» 4.

На достаточно активное распространение на Северном Кавказе религиозно-политического экстремизма существенное влияние оказали социально-экономический, идеологический, духовно-нравственный и политический кризис; обострение межнациональных отношений; криминализация различных сторон жизни, коррупция, организованная преступность; необдуманность политики федерального Центра в отношении Северного Кавказа; геополитические трансформации в регионе; низкий авторитет местного духовенства. «Экстремизм и терроризм — явления, присущие кризисным этапам модернизационного перехода, который переживает Россия в современных условиях. Характерно, что завершение модернизационных преобразований во многом снимает основания экстремизма и терроризма. Хорошо иллюстрирует эту закономерность история стран Запада» 5.

По мнению К.М. Ханбабаева, распространение экстремизма на Северном Кавказе можно разделить на несколько этапов.

Первый этап распространения экстремизма и терроризма в России, на Северном Кавказе в религиозно-политической форме ваххабизма происходил еще в конце XIX — начале XX вв. Это происходило через религиозных мусульманских деятелей, выезжавших на паломничество в Саудовскую Аравию, и с другой стороны, через арабских миссионеров, приезжающих на Северный Кавказ. До настоящего времени потомки тех миссионеров живут на территории Чечни и Ингушетии. Однако широкого распространения идеология ваххабизма на Северном Кавказе в начале ХХ в. не получила 6.

Второй этап распространения религиозно-политического экстремизма и терроризма в России охватывает время с конца XX — по настоящее время.

Кроме того, представителей религиозно-политического экстремизма и терроризма условно можно делить на идеологов современного джихада с всемирно известными именами и аналитические центры зарубежных спецслужб — это мозг проекта; международную террористическую сеть со своими базами, специалистами как чисто военными, так и по ведению психологических войн, тактикой и стратегией, с учетом конкретной этно-региональной привязки конфликтов — это как бы тело организации; третьими, но не по значению, а по условному обозначению можно считать тех, кто занимается финансированием и прочим материальным обеспечением всей этой сложной системы. Можно с полным основанием предположить, что кроме всеобъемлющего глобального, существуют регионально привязанные экстремистские проекты для всех регионов и даже небольших анклавов с мусульманским населением.

С недавнего времени Россия более открыто и откровенно признает расширение географии и усиление интенсивности борьбы против экстремизма и терроризма на Северном Кавказе. «Террористов нужно предавать суду, а если они оказывают сопротивление, безжалостно уничтожать» 7,- заявил Д.Медведев на экстренном заседании Национального антитеррористического комитета в начале 2011 года. Далее Президент потребовал от членов Правительства регулярно бывать на Северном Кавказе. Судя по всему критика Президента России была адекватно воспринята Правительством страны, и министр внутренних дел Рашид Нургалиев в июле 2011 года заявил, что их стало меньше на 36% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года 8.

Наряду с продолжающимися контртеррористическими операциями усиленное внимание к проблемам безопасности в северокавказском регионе прослеживается в главном политическом проекте под названием «модернизация». «Программа модернизации включает ряд мер по противодействию эскалации насилия на Северном Кавказе, которые основаны на трехвекторном подходе к снижению нестабильности и насилия. Это перестановки в руководстве, реструктуризация на федеральном уровне и планы социально-экономического развития» 9, - считает А. Снеткова.

Что касается программ социальной модернизации, то необходимы соответствующие статьи расходов, и не только на Кавказе, но и по всей России. В ближайшие дни правительство должно поставить финальную точку в вопросе финансирования СКФО до 2025 года и определить стоимость разработанной для округа госпрограммы - дойдет ли она до рекордной отметки в 5,5 трлн. руб. или же под давлением Минфина и Минэкономики будет стабилизирована в районе 4 трлн. руб. Тем не менее, характер расходов уже известен – система образования, скорее всего, останется без внимания (на якобы «модернизацию» образования выделяется всего 2,6 миллиарда рублей).

По высказываниям В.Путина и Д.Медведева можно определить их разрешение кавказской проблемы в стратегической перспективе. Для них дело не в молодежной политике, и не в образовании. Огромная сумма дотаций на их взгляд позволит утихомирить регион, «накормить» элиту и постепенно поднять уровень жизни основной массы, модернизировать уклад. На взгляд Медведева, дотации - это вынужденная мера до тех пор, пока там не начнет работать конкурентоспособный частный и государственный промышленный сектор, нормальная сфера услуг. Отсюда упор, который сделан на создание рабочих мест (в ряде республик безработица среди молодежи составляет 30–40%). В качестве главной задачи Стратегии СКФО постулируется необходимость создать свыше 400 тысяч новых рабочих мест и снизить уровень регистрируемой безработицы с 16% до 5%. Того же мнения и Путин «менталитет горцев будет меняться пропорционально растущему состоянию». В августе, на встрече с участниками молодежного форума "Машук" у премьера состоялся весьма показательный диалог на эту тему. Услышав от парня, что горский менталитет не позволяет его гордым носителям заниматься работой в сфере обслуживания, премьер предложил им отказаться от стереотипов, если они хотят зарабатывать деньги у себя дома, и добавил: «при общении с туристами следует учитывать разницу культур и с пониманием относиться к поведению гостей, а не щипать туристок «за мягкие места». Если убрать за скобки путинские шуточки, то вовлечение населения в урбанистическую деятельность и культуру для власти и есть тот ключ, который снимет кавказские противоречия.

Проводимая работа по идеологической борьбе с экстремизмом на данном этапе малоэффективна и неадекватна его проявлениям. Средства массовой информации не вовлечены в процесс противодействия экстремистским проявлениям, напротив, продолжается пропаганда насилия, аморального образа жизни, что вызывает справедливое возмущение в обществе и играет на руку религиозным экстремистам. Активно пропагандируемые СМИ и российским шоу-бизнесом безнравственность, жестокость, низменные вкусы крайне негативно воздействуют на молодёжь и вызывают у значительной её части духовный протест, что также побуждает её обращать свои взоры к нормам шариата.

Стратегическим направлением борьбы с религиозно-политическим экстремизмом и терроризмом в регионе является решение социально-экономических вопросов. Одной из основных причин возникновения и роста религиозно-политического экстремизма является социально-экономическая напряженность, обусловленная низким уровнем жизни значительной части населения, безработицей, появлением маргинальных слоев населения. Эти проблемы больше всего коснулись молодежи.

Новая религиозная ситуация, складывающаяся сегодня в России и тенденции ее развития, требуют более пристального внимания власти ко всему комплексу воздействия религиозного фактора на внутриполитическую безопасность России. В этой связи особую важность принимает то обстоятельство, что у нашего государства в настоящее время отсутствует продуманная концепция политики по отношению ко всему сообществу религиозных организаций России и, особенно на Северном Кавказе.

Природа проявления экстремизма носит протестный характер: неудовлетворенность политическим режимом, социальным неравенством, положением в обществе определенных социальных слоев, этнических, расовых и конфессиональных групп. В принципе эти мотивы предсказуемы, если внимательно отслеживать развитие ситуации в том или ином сообществе. В истории более чем достаточно прецедентов, когда несправедливость и неравенство в их политическом и социально-экономическом проявлениях, образование пропасти между богатыми и нищими всегда вызывали протест. Эта проблема поддается урегулированию, если государство целенаправленно занимается исправлением перекосов. Но если оно допускает образование критической массы, это неизбежно создает питательную почву для экстремизма.

Следует подчеркнуть, что за последние 20 лет государственные и муниципальные органы власти, правоохранительные органы северокавказского региона накопили большой положительный опыт противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму. Большую работу по идеологическому противодействию исламскому радикализму в регионе ведут представители религиозных организаций, ученые, представители различных партий и общественных объединений. В администрациях городов и районов многих республик Северного Кавказа работают антитеррористические комиссии и комиссии по противодействию религиозно-политическому экстремизму и терроризму. На территории северокавказского региона по мере возможности контролируется реализация печатной, аудио-видео-продукции, способствующей активизации идеологии религиозно-политического экстремизма и терроризма.

Таким образом, успех в борьбе с экстремизмом может быть достигнут только на основе всеобщего неприятия методов террора и радикальных идеологий, уводящих людей из нормальной социальной жизни. Стратегия борьбы с экстремизмом должна охватывать все сферы: начиная от нейтрализации причин этого явления и заканчивая ликвидацией последствий экстремистских акций.

Требуется комплексный подход к осуществлению противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму, который включал бы в себя меры регулирующего, запретительного и профилактического характера. Как показывает анализ международного и национального опыта по противодействию религиозно-политическому экстремизму и терроризму, то наиболее эффективными в этой области мерами являются совершенствование правовой базы, укрепление и совершенствование деятельности спецслужб, усиление борьбы с финансированием религиозно-политического экстремизма и терроризма, а также активизация разъяснительной и пропагандистско-идеологической работы.

Государственным органам Российской Федерации, СКФО необходимо разработать комплексную систему противодействия религиозно-политическому экстремизму, направленному на подрыв безопасности субъектов региона, возбуждение социальной, религиозной, национальной розни, ненависти и вражды. Органам государственной власти, муниципальных образований следует уделять особое внимание воспитанию населения в духе этноконфессиональной толерантности, неприятия идеологии экстремизма и терроризма.


Примечания:

1 Тишков В.А., Чешко СВ. Межэтнические отношения в Российской Федерации: Ежегодный доклад Института этнологии и антропологии РАН. - М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1998.- с. 145

2 См. там же.

3 См. там же.

4 Захарченко Ю. М. Религиозно-политический экстремизм и национальная безопасность на Северном Кавказе// http://www.balkaria.info/oip/zaharchenko/rpeinbnsk.htm

5 Терроризм победят не скоро // http://www.ng.ru/politics/2011-02-22/100_terrorism.html

6 Ханбабаев К.М. Сущность и профилактика экстремизма и терроризма на северном кавказе// http://www.ekstremizm.ru/novosti/item/571-sushhnost-i-profilaktika-ekstremizma-na-severnom-kavkaze

7 См. там же.

8 Северный Кавказ - главный вызов для Путина// http://ria.ru/analytics/20110925/443439263.html

9 Российский Северный Кавказ: дуга нестабильности// http://inosmi.ru/politic/20110608/170431092.html


Койбаев Б. Г., Бязров А. В. Проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму на Северном Кавказе // Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов: Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов: Выпуск № 4 / Под ред. докт.полит.наук, проф. Б.Г. Койбаева; Сев.- Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2012.

Похожие новости:

  • Религиозный фактор в этнополитической жизни республик Северного Кавказа
  • Северо-Кавказский федеральный округ: проблемы региональной идентичности на Юге России
  • Концептуальные подходы к стратегии развития Северо-Кавказского федерального округа РФ
  • В Грозном открылся форум «Ислам - религия мира и созидания»
  • В Адыгее развивается диалог власти и гражданского общества
  • Главы регионов ЮФО: президент России очень четко обозначил ситуацию на Северном Кавказе
  • Патрушев призвал повысить эффективность противодействия террористам на Северном Кавказе
  • Патрушев призвал повысить эффективность противодействия террористам на Северном Кавказе
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    liex

    Авторизация

    Реклама

    ip 8-800;Курсы последовательного перевода. Курс последовательного перевода.;Гранитный бордюр гпв. Гранитный бордюр гп 1.

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Июль 2018 (1)
    Июнь 2018 (10)
    Май 2018 (2)
    Март 2018 (5)
    Февраль 2018 (5)
    Январь 2018 (1)
      Осетия - Алания