Политология: Проблемы внутриполитического развития и внешней ориентации Ирана на современном этапе

Опубликовал admin, 24 марта 2015
З. С. Дулаева
студентка СОГУ

Проблемы внутриполитического развития и внешней ориентации Ирана на современном этапеВ современное время происходят кардинальные изменения в мировой политике связанные с распадом биполярной политической системы конца ХХ века и образованием новой системы международных отношений, запустившей процесс глобализации. На смену «холодной войне» пришла еще более ожесточенная борьба за энергоресурсы, экономическое и политическое господство. В новом переделе мира в ход идут любые средства вплоть до оккупации независимых государств. Ключевые проблемы мировой политики занимают зону Большого Ближнего Востока, основной особенностью которого является то, что здесь сконцентрированы богатейшие мировые запасы нефти и газа.

Одним из главных акторов этого региона является Исламская Республика Иран, крупнейшее государство БСВ, занимающее важную роль в международных. Обладая значительными запасами природных ресурсов, Иран в то же время занимает важнейшее стратегическое положение, являясь одновременно средневосточной, кавказской, центрально-азиатской и каспийской страной, омываемой водами Персидского и Османского заливов Индийского океана1. Все болевые точки региона, так или иначе, сопряжены с Ираном, который ставит перед собой цель по становлению регионального центра политической силы.

Стратегическое расположение Ирана становится объектом совпадения интересов мировых держав, обладание которым позволит контролировать и Залив, и Каспий, и Афганистан с Пакистаном. Следует отметить, что северное побережье Ормузского пролива, через который идет транспортировка нефти и газа в третьи страны, принадлежит Ирану. Иран имеет возможность блокировать пролив, через который экспортируется около 40 % нефти в мире.

Геополитическая составляющая оказывает немаловажную роль на формирование внешней политики ИРИ, основными положениями которой являются:

1. Подтверждение сохранения независимости страны и отрицание зависимости от мировых держав.

2. Защита прав всех мусульман и бескорыстная помощь угнетенным народам во всем мире.

3. Принцип экспорта революций.

4. Поддержка борьбы народов Палестины.

Эти принципы включены во многие разделы конституции Исламской республики Иран, в которой акцентируется отрицание от внешней зависимости во всех сферах жизни – экономической, культурной, политической и военной.

Обращаясь к вопросу экспорта революции имам Хомейни отмечал: «Экспорт революции не означает покорение стран, а ставит перед собой цель довести до сведения всех людей на земле правду о революции Ирана и ознакомить с ее принципами».

В основу политики первый руководитель ИРИ имам (Рахбар) Хомейни внес принцип исламской государственности – систему «велаяте-факих», правление шиитского духовного лидера, сосредотачивающий духовную, государственную, политическую и военную власть. Над ним же сами лишь власть Бога и «сокрытого» имама Махди.

За последнее время концепции «Ни Запад, ни Восток, а Ислам», экспорт исламской революции сменились проведением курса на открытость внешней политики. 2

Али Акбар Рашеми-Рафсанджани, вступивший на пост президента в 1989 году пытался развить политические и экономические связи с Западом, однако являлся противником продолжения политики экспорта революции. Больших успехов в открытости внешней политики достиг следующий президент – Махаммад Хатами, занимавший пост с 1997 по 2005 год. Благодаря усилиям Рафсанджани и Хатами экономика Ирана вышла из самоизоляции и окрепла, став одной из передовых экономических держав в регионе. Политика двух иранских президентов требовала пересмотра некоторых положений иранской конституции, в частности принципа «велаяте-факих». Консервативное духовенство этого позволить не могло и уже на президентских выборах 2005 года победу одерживает ультроконсерватор Махмуд Ахмадинежад, выступавший за «образцовое исламское общество». Под руководством президента Ахмадинежада Иран вновь приступает к экспорту исламской революции в соседние страны. Политика Ахмадинежада направлена на оптимизацию отношений с арабскими странами и на ослабление сотрудничества с США.

Тегеран в 1990-х годах пытался утвердиться в качестве лидера в регионе Центральной Азии и в зоне Персидского залива. Однако созданные региональные организации, например «Организация экономического сотрудничества», оказались неконкурентоспособными в условиях начавшегося процесса глобализации. А в сфере двусторонних отношений Иран, как и Турция, не смог добиться доминирующих позиций, уступив в 2000-х гг. лидерство Китаю. Прикаспийское сотрудничество также остается потенциальной возможностью из-за нерешенности вопроса о нефтяных богатствах шельфа Каспийского моря. Арабские государства - зоны Персидского залива предпочитают укреплять свой Совет Сотрудничества Государств Персидского залива (ССАГПЗ). Только после падения режима С. Хусейна в Багдаде перед Ираном открылась перспектива действий на просторах Арабского Запада.

Вместе с тем, Иран с 1979 года перестал входить в число союзников западных держав и прекратил прямые дипломатические отношения с США.

Годы Ирано-Иракской войны и исламизация «с опорой на собственные силы» только закрепили изоляцию ИРИ на международной арене. Середина 1990-х годов отмечается возросшей антииранской кампанией, поводом которой послужило заявление израильского правительства о том, что Иран находится на грани получения ядерного оружия. В мае 1995 года США ввели полное эмбарго на торговлю с Ираном. В начале 2000 года стремительный рост цен на нефть и умелое использование Ираном трудностей переживаемых США в Ираке и Афганистане, дали ИРИ беспрецедентную возможность противостоять США.3

Сегодня экономика Ирана занимает пятнадцатое место в мире по объему национального производства (по данным ЦРУ США) и крупнейшая среди государств Западной Азии и ОПЭК. В 2007 году Иран обогнал Турцию по объему ВВП, который составил 852,6 млрд. долларов, что позволило Ирану выйти на 29 место по величине национального ВВП. По данным ЦРУ США, золотовалютные запасы Ирана оцениваются в 81 млрд. 310 млн. долларов. По этому показателю он занимает 2-ое место на Ближнем Востоке, уступая лишь Саудовской Аравии, и 21-ое место в мире. Согласно последним статистическим данным Международного валютного фонда, Иран занимает 3 место среди стран Ближнего Востока и Центральной Азии по объему экспортных поставок. По данным Всемирного экономического форума, Иран занимает 25 место среди 139 стран по объему внешней торговли.

Выше приведенные факты свидетельствуют о том, что Иран имеет экономическое обоснованные претензии на лидирующее положение в регионе. Несомненно, такое развитие не входит в сферу интересов других сильных игроков региона, вызывая тем самым дополнительную напряженность вокруг всего спектра иранской политики.

Одна из важнейших задач внешней политики Ирана – это укрепление военного потенциала.

Особенно эти настроения возросли после войны в Персидском заливе, когда Иран явно ощутил опасность, которая может исходить от США. Поэтому Иран стремится создать оружие массового уничтожения (ОМУ). Военный бюджет ИРИ составляет 2-2,5 млрд. долл., что позволяет закупать оружие в таких странах как Россия, Китай, КНДР, Пакистан и др. 4

Для противодействия политике США на Ближнем и Среднем Востоке Иран стремится наладить конструктивное сотрудничество с Россией, и стать ее основным региональным партнером. Тегеран заинтересован в поддержке России на пути формирования Ирано-Сирийского военно-политического блока. Большие опасения США вызывает стремление Ирана получить ядерные технологии и развитие своей атомной программы. Подписание в 1992 году Российско-иранского контракта на завершение строительства первого блока атомной электростанции в Бушере и установку реактора на 1000 мегаватт, было встречено в штыки США и Израилем. Новую волну критики вызывали недавние сообщения о планах строительства еще 3-х энергоблоков в Бушере и 2-х в Ахвазе.5 Также немаловажной проблемой является так называемый «Каспийский вопрос». Проблема выработки правового статуса Каспия уже более десяти лет занимает пять прикаспийских стран, которые пока не могут достигнуть общего консенсуса. Как известно, на севере Каспия Азербайджан, Россия и Казахстан почти достигли согласия.

На юге между Азербайджаном, Ираном и Туркменистаном наиболее сложное положение. Иран выступает за пересмотр договоров, подписанных до распада СССР, чтобы контролировать не 13% а 20% площади Каспийского моря, включая нефтяные месторождения Алов, Шарг и Араз, которые Азербайджан планирует разрабатывать в сотрудничестве с британской нефтяной компанией. Тегеран настаивает на разделе Каспия на 5 равных частей.

В вопросе демилитаризации Каспия у сторон нет противоречий. Каспий должен быть морем мира и согласия, чтобы прикаспийские государства могли спокойно использовать его богатства. 6

Географическая близость с Кавказом связывает Иран многолетней и не простой историей взаимоотношений. На сегодняшний день политика ИРИ по отношению к кавказскому региону выглядит таким образом: Иран поддерживает борьбу против сепаратизма и ваххабитского терроризма на Северном Кавказе. В отношении Азербайджана Тегеран объединяет религиозный и территориальный фактор, оба государства исповедуют Шиитское течение в Исламской религии, а также тесные экономические взаимоотношения. Что касается Грузии, в которой преобладает ярко выраженная проамериканская политика, делает отношения с ней «прохладными», впрочем не переходящими в открытую конфронтацию. Иран и Армению объединяют антитурецкие настроения, в частности ее идеи пантюркизма.*

Внешняя политика в этом регионе определяется множеством факторов. Порожденных особенностью двусторонних и много сторонних отношений в семиугольнике: Азербайджан-Иран-Россия-США-Турция-Армения-Грузия. По мнению аналитиков, позитивные тенденции складываются во взаимоотношениях между Ираном и «Европейской тройкой», решительно настроенных на разрешение Иранской проблемы через взаимовыгодный диалог.

Основа лояльной европейской позиции к Ирану заложена в стремлении сформировать независимую от США европейскую внешнеэкономическую стратегию и подтвердить свою международную дееспособность в качестве серьезного политического актора.

Наряду с геополитической особенностью развития отношений, существует также и религиозные противоречия, как с мусульмано-еврейском конфликтом, так и с разногласиями внутри самого исламского мира. Дело в том, что ключевые игроки Ближневосточного региона, такие как Ирак, Иран и Саудовская Аравия исповедуют различные течения в исламе: суннизм и шиизм и ваххабизм. Данные противоречия в исламском мире могут быть использованы внешними политическими игроками, заинтересованными в нагнетании конфронтации внутри всего региона.

Исторически так сложилось, что политическая ориентация Ирана, сильно зависела от правящей элиты внутри страны. Но, данный факт не является уникальным в мировой политике, скорее здесь идет речь о градусе политической напряженности.

Рассмотрев Иран с точки зрения международных отношений можно констатировать важное политическое значение государства в мировой геополитике. Причем, процессы происходящие в Иране, неминуемо влияют на политическую стабильность всего региона, что лишний раз подчеркивает его значимость. На сегодняшний день мир находится в состоянии нового витка противостояния государственных интересов, в котором Ирану отведена особая стратегическая роль.


* Пантюркизм – национально-шовинистическая буржуазная идеология, согласно которой все народы говорящие на тюркских языках, и прежде всего тюрки-мусульмане, являются якобы одной нацией и должны объединиться под главенством Турции в единое государство.


Примечания:

1 В.И. Сажин «О региональной политике Исламской республики Иран», http://www.centrasia.ru/newsA.

2 Эркимбаев Д. ИСАП КРСУ «Основные направления внешней политике Ирана». http://www.easttime.ru

3 Юртаев В.И. «Иран и Россия - новые грани регионального взаимодействия» http://www.iran-global.ru

4 Панкратенко И. «Иран: геостратегия и геополитика». http://www.centrasia.ru

5 Ближний Восток и современность № 2 С. 170-182.

6 В.И. Сажин «О региональной политике Исламской республики Иран», http://www.centrasia.ru


Дулаева З.С. Проблемы внутриполитического развития и внешней ориентации Ирана на современном этапе // Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов: Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов: Выпуск № 4 / Под ред. докт.полит.наук, проф. Б.Г. Койбаева; Сев.- Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2012.

Похожие новости:

  • Проблемы в ирано-российских отношениях в 1990-е гг. ΧΧ в.
  • Ближний Восток в мировой геополитике: стратегия США в регионе на современном этапе
  • Южный Кавказ в мировой политике
  • Следующий саммит стран Каспия пройдет в Азербайджане
  • Путин прибыл в Иран
  • В Кремле не подтверждают сроки визита Путина в Иран
  • Путина хотят убить на саммите стран Каспия в Иране
  • Игра на грани фола
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    liex

    Авторизация

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Август 2018 (4)
    Июль 2018 (2)
    Июнь 2018 (10)
    Май 2018 (2)
    Март 2018 (5)
    Февраль 2018 (5)
      Осетия - Алания