Политология: Проблемы молодежной политики в доктринах российских политических партий

Опубликовал admin, 7 января 2016
В.А. Батоврин,
аспирант кафедры всеобщей истории и политологии
Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова

Проблемы молодежной политики в доктринах российских политических партийПолитические партии, являясь важным субъектом политического-процесса, в современном российском обществе «играют важную роль, выполняя функцию медиатора между властью и институтами гражданского общества»(1).

В условиях строительства основ демократии и правового государства молодежные организации стали играть важную роль в социально-политической деятельности политических партий России, которые, как и иные политические институты, в той или иной степени участвуют в формировании и реализации молодежной политики. Тем не менее, степень их политического участия разная, в зависимости от отношения к политическим структурам.

Политические партии совмещают деятельность общественных организаций и бизнес-сообществ в своих функциях, а именно, имеют право на социальный заказ, экспертную оценку и пиар-сопровождение проектов на всех этапах реализации. А также «формируют теорию управления молодежной политикой, а именно, на основании идеологии государства и общественных ценностей формулируется методологическая основа управления молодежной политикой. Политические партии в современной модели молодежной политики оказывают весомое воздействие на политическое участие молодёжи и проявления гражданской позиции, видят в молодежи ресурс для своего общественно-политического развития, продвижения своих идей и завоевания и удержания власти».(2)

Правящая партия «Единая Россия» с момента своего создания активно вовлекает в политический процесс, включая и вопросы формирования и реализации молодежной политики, молодежные политические организации. По причине того, что «Единая Россия» представляет большинство в Государственной Думе России, некоторые исследователи называют связанные с ними молодежные организации «прокремлевскими»(3). В 2005 г. в России существовало две большие провластные молодежные организации: Молодежное движение Всероссийской политической партии «Единая Россия», общественная организация «Молодежное Единство» и Общероссийская общественная организация содействия воспитанию молодежи «Идущие вместе». Указанные молодежные организации провели множество многотысячных мероприятий в поддержку существующего курса власти и Президента В. Путина.

В ноябре 2005 г. в Воронеже прошел IV съезд движения «Молодежное Единство», на котором оно было преобразовано во Всероссийскую общественную организацию «Молодая Гвардия Единой России». «Единая Россия» поставила перед преобразованным движением задачу «перейти от исключительно социальной деятельности к политической, мобилизовать молодежь в качестве электората партии, привести их на избирательные участки, вести предвыборную контрработу по системной и несистемной оппозиции в стране»(4). Новую молодежную организацию «Единой России» готовили для решения задачи мобилизации молодежи, привлечения молодежи на выборы, к голосованию за правящую партию.

Политическая элита России серьезно опасалась возможности дестабилизации внутриполитической обстановки в период сдвоенного электорального цикла, выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Президента РФ, которые проходили в 2007-2008 гг. Движения «Молодая Гвардия», «Наши», «Россия Молодая», «Евразийский Союз молодежи», «Местные» и «Гражданская смена» выступили как патриотические контрдвижения молодежи в противовес созданию огромного количества протестных и леворадикальных молодежных организаций, таких как: «Идущие без Путина», «Пора», «Мы», НБП, РНЕ, «Спас», «Оборона», «Да!», СКМ, АКМ, РКСМ, МЛФ, ЛKPCM, ВЛКСМ и многих других. «Направленные в первую очередь против движений НБП и «Оборона», провластные молодежные организации должны были стать альтернативной уличной силой, причем агрессивной и готовой на силовые методы борьбы», - утверждает А. В. Емельянов(5).

В рамках рассматриваемой проблемы «Молодая Гвардия Единой России» как молодежное отделение партии «Единая Россия» ставит своей целью:

  • вовлечение молодежи в процессы построения демократического, социально-справедливого общества;
  • воспитание у молодежи чувства патриотизма и гордости за свою страну;
  • создание условий для межнационального и межконфессионального общения молодежи, с целью укрепления российской государственности;
  • содействие формированию молодежной культуры, повышению образовательного, интеллектуального и профессионального уровня молодежи;
  • пропаганда лучших достижений и традиций российского государства с целью интеграции и взаимопонимания поколений;
  • формирование и создание условий для всестороннего полного развития и воспитания человека и гражданина, удовлетворение его прав на объединение;
  • пропаганда здорового образа жизни, образования и труда;
  • сохранение и преумножение культуры, содействие развитию науки, спорта и туризма(6).


Для достижения указанных целей главная из молодежных организаций, интегрированных в правящую партию России, решает следующие задачи:

  • распространение идей гражданского общества, повышение правосознания населения, содействие защите прав и свобод граждан;
  • повышение уровня политико-правовой культуры молодежи;
  • содействие улучшению социального положения молодежи и реализации ее прав;
  • реализация программ и инициатив, направленных на оказание помощи физическим и юридическим лицам в области экономики, права, образования, науки и культуры(7).


В отличие от других, у «Справедливой России» есть две массовые молодежные организации, поддерживающие их идеи. «Молодые социалисты России» - одна из ведущих молодежных организаций страны, которая объединяет политиков нового поколения, разделяющих принципы справедливого общественного устройства.

На современном этапе организация имеет отделения в 72 регионах РФ и насчитывает более 50 тысяч активистов по всей стране. Из них депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Федерации - 7 человек, депутатов муниципальных районов и городских округов - 20 человек; депутатов городских и сельских поселений — 15 человек, 25 человек являются членами региональных молодежных парламентов и правительств(8). «Молодые социалисты России» активно участвуют в выборах как на региональном, так и на федеральном уровнях в списках партии «Справедливая Россия».

В рамках реализации молодежной политики «Молодые социалисты» ставят следующие цели:

  1. вовлечение молодежи в процесс построения справедливого, демократического, свободного и солидарного общества во благо устойчивого развития государства;
  2. содействие развитию правовой базы Российской Федерации в интересах социальной защиты молодых граждан во всех сферах общественной жизни;
  3. участие в разработке и содействии в реализации федеральных (общероссийских), региональных (межрегиональных), муниципальных программ, осуществление разработки значимых общественных программ на территории Российской Федерации, связанных с уставными целями и задачами Организации;
  4. взаимодействие и сотрудничество с другими молодежными и другими организациями, как в России, так и за рубежом.


Молодежная организация есть и у ЛДПР - Всероссийский Молодёжный Центр ЛДПР. Она работает на протяжении всего существования Либерально-демократической партии России. ЛДПР уделяет большое внимание молодежной политике, которая является одним из приоритетных направлений деятельности партии. Молодежная организация ЛДПР преследует следующие цели:

  • Формирование у российской молодежи активной гражданской позиции;
  • Стимулирование участия молодежи в общественно-политической жизни и процессах принятия решений на местном, региональном и федеральном уровнях;
  • Осуществление социальной интеграции молодежи на основе идей патриотизма, здорового образа жизни;
  • Сохранение и приумножение культурно-исторического наследия России в интересах продолжения прогресса и развития патриотизма в молодежной среде;
  • Отстаивание позиции молодежи по любым вопросам общественной жизни и донесение ее до сведения широкой общественности и органов государственной власти(9).


Непарламентская молодежная партия «Молодая Россия» также считается близкой к правящей элите России. Целями партии являются:

  1. Открытое справедливое демократическое гражданское общество.
  2. Равная и свободная конкуренция в получении благ.
  3. Высокотехнологичная креативная экономика.
  4. Эффективная система образования, выпускающая думающих, изобретательных людей.
  5. Здоровое молодое поколение.
  6. Высокая степень развития интернет-технологий.
  7. Прозрачность и правдивость власти.
  8. Создание нового класса молодых инновационных чиновников.
  9. Создание межнациональной рублевой зоны.
  10. Диктат права и законности.


«Молодая Россия» активно участвует в политическом процессе страны, хоть и не придерживается ни одной из наиболее распространенных идеологий. «Мы равноудалены как от сегодняшней неповоротливой государственной политической структуры, так и от тех, кто всегда против нее, не предлагая ничего взамен... Мы считаем, что идеологическое деление на всевозможных либералов, консерваторов, коммунистов, социалистов и т.д. давно не актуально. Время «идей-слов» ушло, пришло время «идей-технологий». Мы представляем себя как партию «радикальных неотехнологов», не ассоциирующую себя ни с одним спектром идейного политического поля прошлого века»(10).

Партия участвовала в «Марше в защиту детей» (в поддержку запрета иностранного усыновления) 2 марта 2013 г.

Есть молодежные организации и у непарламентских оппозиционных партий. В частности, в рамках политической партии «Российская демократическая партия «ЯБЛОКО» имеется внутрипартийное объединение (фракция) «Молодежное ЯБЛОКО - МОЛОДЫЕ ДЕМОКРАТЫ» (МЯ), одной из задач которого является разработка Молодежных программ РДП «ЯБЛОКО».

Фактически молодежные организации партий участвуют в принятии и реализации решений по молодежной политике фракций. Молодежные организации, интегрированные в партийные структуры, имеют свои региональные отделения, что позволяет им участвовать и в региональном политическом процессе, реализации молодежной политики партий в субъектах Российской Федерации, на уровне местного самоуправления.

В настоящее время при органах государственной власти создаются молодежные организации, обладающие совещательными и консультативными функциями. Так, при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерация был создан Молодежный Парламент, который осуществляет свою деятельность на общественных началах. Общее руководство деятельностью Молодежного парламента при Государственной Думе осуществляет Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (Нарышкин Сергей Евгеньевич), который является почетным председателем Молодежного парламента при Государственной Думе. Куратором Молодежного парламента - Заместитель Председателя Государственной Думы ФС РФ (Железняк Сергей Владимирович). Основной целью Молодежного парламента при Государственной Думе является содействие деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) в области законодательного регулирования прав и законных интересов молодежи. Задачами Молодежного парламента являются приобщение молодежи к парламентской деятельности, формирование правовой и политической культуры молодежи. Работу Молодежного парламента при Государственной Думе курирует заместитель Председателя Г осударственной Думы, в обязанности которого входит координация деятельности Комитета Государственной Думы по делам молодежи.(11)

Политическое участие Молодежного Парламента России, региональных молодежных парламентов охватывает определенный спектр молодежной политики государства. Молодежный Парламент Российской Федерации регулярно проводит совместные заседания с региональными молодыми парламентариями, в ходе которых они делятся опытом, обсуждают назревшие проблемы, вырабатывают общие позиции, принимают решения по тем или иным вопросам в государственном масштабе либо в рамках отдельного региона. Подобная политическая площадка позволяет влиять молодым законодателям на принятие стратегически важных решений правящими элитами России либо отдельных субъектов Федерации. Как правило, в совместных заседаниях молодежных парламентов участвует куратор либо почетный председатель Молодежного парламента РФ, что позволяет непосредственно взаимодействовать и реализовывать молодежные инициативы на государственном уровне и наоборот, - доносить позицию и повестку правящей элиты страны до молодых парламентариев.

В настоящее время в субъектах России при законодательных органах создано 79 молодежных и 1002 муниципальных парламентов(12). Общее количество депутатов в них - 4082.(13)

При органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации активно создаются молодежные правительства. В настоящее время молодежные правительства созданы в 67 субъектах Российской Федерации и включают более 2000 представителей(14). Молодежное правительство - общественное объединение, созданное при губернаторе (правительстве) субъекта РФ с целью обучения и продвижения молодых профессионалов для работы на государственной гражданской службе. Во время работы в молодежном правительстве участники проекта изучают деятельность министерств и ведомств в качестве «дублеров» министров. Работа в молодежном правительстве ведется на общественных началах. Молодежное правительство формируется по результатам конкурсного отбора на определенный срок. Молодежное правительство может быть создано как на региональном, так и на муниципальном уровне.

Молодежные правительства ведут работу в трех основных направлениях:

  1. «Проектное»: разработка и реализация отраслевых проектов;
  2. «Экспертно-аналитическое»: разработка предложений в нормативные правовые акты, относящиеся к сфере компетенции региональной исполнительной власти;
  3. «Кадровое»: обучение и стажировка в профильном исполнительном органе государственной власти(15).


Создано всероссийское общественное объединение Ассоциация молодежных правительств, целью которого является вовлечение молодежи в общественно-политическую жизнь регионов, объединение усилий талантливых молодых управленцев России для развития отраслей экономики нашей страны. Задачами Ассоциации молодежных правительств являются:

  • содействие созданию новых молодежных правительств в субъектах Российской Федерации;
  • координация деятельности по обмену опытом, поиску и продвижению лучших практик деятельности молодежных правительств на муниципальном, региональном и федеральном уровне;
  • координация контактов с органами государственной власти различного уровня;
  • реализация образовательных проектов, направленных на повышение профессиональной компетенции и личностного развития членов молодежных правительств;
  • обеспечение информационно-аналитической деятельности молодежных правительств;
  • координация взаимодействия с молодежными правительствами других государств и зарубежными партнерами;
  • популяризация деятельности молодежных правительств(16).


В настоящее время молодежные парламенты и молодежные правительства достаточно эффективно сотрудничают. Так, по итогам проходившего с 21 по 27 октября 2013 года Всероссийского Конгресса органов молодежного самоуправления «Управляя будущим», в котором участвовали представители молодежных парламентов и правительств, были сформулированы основные поправки в стратегию о развитии молодежи в России до 2025 года, среди которых: совершенствование Российского законодательства в отношении молодежи, путем принятия различных Федеральных законов: «О Добровольчестве», включив в него добровольные пожарные дружины, дружины правопорядка и волонтеров, «О государственной поддержке молодых ученых», «О мерах по привлечению молодежи на Дальний Восток Российской Федерации»; развитие финансовой поддержки молодежных проектов и инициатив, основным упором которой должна стать система круглогодичной грантовой поддержки, и ряд других существенных поправок. Конгресс выработал совместную концепцию взаимодействия «Молодежных правительств» и «Молодежных парламентов». В завершающий день Конгресс посетил руководитель Федерального агентства по делам молодежи С.Ю. Белоконев. В ходе встречи он рассказал о трендах, стратегических задачах, которые ставит перед собой, будучи руководителем Федерального агентства в сфере молодежной политики, о возможности более эффективного вклада молодежных правительств и парламентов в уже существующую систему(17).

Таким образом, молодежные организации в настоящее время достаточно активно вовлекаются правящей элитой в реализацию молодежной политики. Необходимо отметить позитивную роль молодежных организаций, интегрированных в парламентские партии, федеральные и региональные органы законодательной и исполнительной власти. Вышеперечисленные формы участия молодежных организаций в политическом процессе позволяют использовать правящей элите страны молодежные организации в процессе подготовки и принятия стратегически важных решений в молодежной политике в масштабах страны либо отдельного региона. В целом молодежные организации, интегрированные в вертикаль власти, выполняют консультативную, совещательную функцию, а также способствуют реализации инициатив федеральной правящей элиты на региональном уровне. На наш, взгляд, это вполне логично и соответствует российской политической традиции. Молодежные организации участвуют в электоральных процессах. Кроме того, потенциально молодежные организации являются серьезным кадровым ресурсом для политической элиты страны.



1 Койбаев Б. Г. Российская партийная система в условиях современного политического процесса. // Время перемен: проблемы общества - ответы социологии: Материалы Международной научно-практической конференции. ФГА- ОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет». Ставрополь, 2015. С.134.

2 Койбаев Б. Г., Батоврин В. А. Модели социального пректирования РФ в рамках государственной молодежной политики // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. K. JI. Хетагурова. 2012. №4. С. 62.

3 См.: Емельянов A.B. Создание прокремлевских молодежных общественно-политических организаций // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. История и политология. Выпуск №3. 2012. С. 104-109.

4 См.: там же.

5 См.: Емельянов A.B. Создание прокремлевских молодежных общественно-политических организаций // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. История и политология. Выпуск №3. 2012. С. 104—109.

6 Устав Всероссийской общественной организации «Молодая Гвардия Единой России» // http://mger2020.ru/content/2012/05/23/34022

7 См.: там же.

8 Молодежные и общественно-политические организации России // http://nasledie.ru/?q=book/export/html/44

9 Молодёжная организация ЛДПР // http://ldpr.ru/youth/Russian_youth_ center_LDPR/

10 Новые политические партии на старте первой сентябрьской избирательной кампании: Справочник-путеводитель // http://www.votas.ru/putevod.doc

11 Постановление Государственной Думы «О внесении изменений в Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об Общественной молодежной палате при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации»»// СПС Консультант Плюс.

12 Молодежный парламент при Государственной Думе ФС РФ // http://www.newparlament.ru/workspaces/stat/88

13 См.: там же.

14 См.: http://www.fadm.gov.ru/projects/mpr/

15 См.: там же.

16 См.: http://www.fadm.gov.ru/projects/mpr/

17 Итоги Всероссийского Конгресса органов молодежного самоуправления // http://nasha-molodezh.ru/society/itogi-vserossijskogo-kongressa-organov-molodezhnogo-samoupravleniya.html



Батоврин В.А. Проблемы молодежной политики в доктринах российских политических партий // Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов: Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов: Выпуск № 7 / Под ред. докт.полит.наук, проф. Б.Г. Койбаева; Сев.- Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2015. C. 92 — 102.

Похожие новости:

  • Роль Германии в ближневосточной стратегии великих держав в конце XIX – первой половине XX в.
  • Участие законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в федеральном законодательном процессе
  • Демографические процессы и миграции в регионах России в 1990-х гг.
  • Кавказоведение на грани веков
  • От «Военно-народного» управления к «Гражданскому»: административная практика России на Центральном Кавказе в конце 50-х – начале 70-гг. XIX в.
  • Взаимоотношения Грузии и Абхазии и их историческая интерпретация
  • Формирование мюридизма — идеологии Кавказской войны
  • Выступление доктора исторических наук, профессора Руслана Бзарова на VI съезде осетинского народа
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    liex

    Авторизация

    Реклама

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Сентябрь 2018 (2)
    Август 2018 (8)
    Июль 2018 (2)
    Июнь 2018 (10)
    Май 2018 (2)
    Март 2018 (5)
      Осетия - Алания