Главная > Политология > Проблемы взаимодействия культур народов России в государственной национальной политики РФ

Проблемы взаимодействия культур народов России в государственной национальной политики РФ


15 декабря 2014. Разместил: admin
Д.Г. Дарчиева
соискатель кафедры новой, новейшей истории и исторической политологии СОГУ

Государственная национальная политика - система законодательных, организационных и идеологических мер, осуществляемых государством, направленных на учет, сочетание и реализацию национальных интересов, на разрешение противоречий в сфере национальных отношений. Это целенаправленная деятельность по регулированию взаимоотношений между нациями, этническими группами, закрепленная в соответствующих политических документах и правовых актах государства.

Республика Северная Осетия-Алания является одной из многонациональных и многоконфессиональных республик Северного Кавказа. В республике более 100 национальностей, и вопросы сохранения межнационального и межконфессионального мира, общественного согласия являются ключевыми для органов власти РСО-Алании.

Основными документами, определяющими направления государственной национальной политики Российской Федерации, являются Конституция Российской Федерации, Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, ряд федеральных законов и законодательных актов, конституции и уставы субъектов Российской Федерации. Государственная национальная политика основывается на принципах Конституции Российской Федерации и общепризнанных нормах международного права. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации призвана стать ориентиром для органов государственной власти при решении задач национального развития и регулирования межнациональных отношений, обеспечения конституционных прав человека и гражданина.

В Концепции государственной национальной политики определены принципы, основные цели и задачи государственной национальной политики. При реализации государственной национальной политики перед Российским государством и обществом стоят следующие неотложные задачи в духовной сфере:

  • формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивирование чувства российского патриотизма;

  • распространение знаний об истории и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию;

  • сохранение исторического наследия и дальнейшее развитие национальной самобытности и традиций взаимодействия славянских, тюркских, кавказских, финно-угорских, монгольских и других народов России в рамках евразийского национально-культурного

  • пространства, создание в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям;

  • обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков всех народов России


Большую работу по реализации Концепции выполняет Министерство по делам национальностей. Осуществлялся мониторинг общероссийских, региональных, республиканских средств массовой информации.

Кафедрой социологии и политологии Северо-Кавказского горно-металлургического института и Министерством по делам национальностей был проведен мониторинг. Основной целью, которого являлся поиск социальных механизмов для обеспечения комфортного проживания представителей других народов, создающих веками вместе с осетинским народом его богатства, его духовность, красоту его культуры, вместе продолжили и развили лучшие традиции единения в поисках путей выхода из сегодняшнего исторического тупика. На вопрос «Как бы вы определили свое морально-психологическое состояние в общении с представителями других народов, населяющих РСО-Алания?» были получены следующие ответы:

- 42,0 % - абсолютно комфортно, как будто находятся среди своего народа;

- 40% - комфортно, но тем не менее не забывают о том, что находятся среди другого народа

- 8,0 % - скорее скованно;

- 7,0% - не совсем комфортно

- 3,0% - не смогли определиться в этом вопросе.

Казалось цифры можно интерпретировать с положительным знаком - более 80% респондентов в той или иной мере ощущают себя комфортно в РСО-Алании. Однако если мы хотим строить демократическое гражданское общество, то полезно вспомнить слова К.Маркса о том, что если среди нас есть хоть один человек, чувствующий себя притесненным, общество не может называть себя свободным.

Грамотно направленная государственная национальная политика ведет к укреплению исторически сложившейся культурной общности народов России, что является основой политической стабилизации современного общества. Культура выступает как фактор интеграции, консолидации общества, основываясь на демократических идеях, идеях человеколюбия. Сегодня одним из важных элементов этнонациональной общности России является сложившаяся общность исторических судеб народов России, отражающая в сознании каждого народа единой страны. «Уникальность России, как государства и как цивилизации, -в характере соединения разных народов и территорий» (Дзасохов А.С. «Российская газета»,19 января 2005 г.). Таким образом, культурное взаимодействие и государственное регулирование этих процессов является объективным процессом, важной составляющей частью политики современного государства.

Государство, так или иначе, всегда должно заявлять о своих интересах в сфере взаимодействия национальных культур. В разные периоды и в разных странах объем культурной политики, осуществляемый государством, весьма различен. В том случае, если в обществе есть налаженная система регуляции сферы культуры со стороны бизнеса и общественных организаций, объем культурной политики, осуществляемый государством, достаточно невелик. Умеренный характер имеют и направления этой деятельности, как правило, связанные с поддержкой творчества, защитой национальной культуры или противостояния негативному воздействию коммерциализации в сфере культуры, сохранением культурного прошлого, поддержкой новаторства, налаживанием взаимодействия и взаимопонимания между различными культурными группами внутри страны и на межгосударственном уровне.

22 ноября 2006 г. на заседании Объединенной Комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений при Совете Федерации сенаторы и руководители ряда региональных законодательных собраний обсудили предложения об усилении органов исполнительной власти, отвечающих на федеральном уровне за межнациональные и межконфессиональные отношения.

Одной из причин быстрого развала СССР является отсутствие в руководстве последних лет продуманной национальной политики, выверенной с учетом всех республик и автономий, входящих в состав государства. В результате по всей стране началась волна националистических настроений. Именно в национальной культуре наиболее полно проявляется национальное самосознание того или иного народа, а через освоение этой культуры формируется национальное самосознание и отдельной личности, новых поколений этнической общности. Это особенно важно при формировании личности как носителя национальной культуры, субъекта межэтнических отношений, что особенно важно в такой полиэтнической стране, какой являлась и является Россия. Элементами национальной культуры являются этнические (культурные) ценности: язык, обычаи, традиции, национально - духовная и традиционно бытовая сферы, религия, вероисповедания и т.д.

Вместе с тем необходимо учитывать, что через развитие национальной культуры, взаимное проникновение и обогащение, создание посредством художественных приемов образа всех этносов формируются толерантные отношения между народами, проживающими в Российской Федерации, и сохраняется атмосфера мира и согласия.

Росту межнациональных отношений способствует расширение знаний об особенностях психологии народов, их образе жизни, обычаях, взаимный обмен духовными ценностями. Межнациональное общение, как правило, является результатом целенаправленной национальной политики, утверждения гуманных норм отношений общечеловеческой этики в межличностных отношениях. Большую роль в межнациональном общении играют национально- культурные общества. В настоящее время в республике РСО-Алания осуществляют свою деятельность 29 национально-культурных центров, представляющих славянские, азербайджанский, армянский, греческий, грузинский, еврейский, немецкий, татарский и другие народы. В 1991 г создается межнациональное общественно- политическое движение»Наша Осетия»,деятельность которого стала одной из причин, позволивших республике относительно благополучно пережить период национализма в начале 90-х годов.

Следует отметить, что отсутствие чуткости, такта в межнациональном общении может вызвать недоверие, подозрение, националистические настроения в быту. Национальные чувства тонки и легко ранимы, эти чувства наиболее остры у численно небольших народов, перенесших в историческом прошлом различные дискриминации. Известно также, что национальное чувство у этих народов, как правило, выражается сильнее, чем у господствующих. Малейшего повода порой достаточно, чтобы возник поток отрицательных национальных эмоций, ответной реакции в форме национализма. Поэтому культура общения между представителями различных народов требует чуткости, сдержанности, такта, уважения к национальным чувствам и достоинству, учета особенности национальной психологии, что выступает необходимым условием предотвращения явлений националистического характера. И, наоборот, грубость, бестактность, бездушие, что сами по себе не всегда связаны с национальными отношениями, могут быть поводом к националистической реакции. Таким образом, необходимо учитывать и влияние культуры на поведение и взаимоотношения отдельных людей.

Главное внимание Концепция государственной национальной политики уделяет духовному сотворчеству, культурному развитию и взаимодействию народов страны, формированию культуры межнационального общения. Объективно в национальном вопросе присутствует комплекс социально-экономических, политических и территориальных аспектов развития народов.

Национальная политика является важнейшим, стратегическим направлением внутриполитической деятельности, без должного внимания к которому невозможно успешное осуществление демократических реформ, решение насущных проблем совершенствования и развития современного российского общества. Проблема межнациональных отношений через сферу культуры в той или иной степени актуальна для всех субъектов Российской Федерации. Северная Осетия не является исключением.

Государственное регулирование вопросов культурного взаимодействия - объективный процесс. Заслуживает особого внимания такая крупная политическая проблема, как деятельность средств массовой информации.

Необходимо обратить внимание на роль СМИ в этнокультурном взаимодействии. Важно отметить, что СМИ обладают способностью преобразовывать, обогащать или обеднять политический потенциал общества, содержательно реализовывать взаимодействие народов страны или противодействовать их взаимопониманию. В этой связи особо остро стоит проблема формирования СМИ культуры межнациональных отношений в рамках всеобъемлющего процесса демократизации общества и государства. Освещение СМИ этой проблемы, всестороннее разъяснение целей и задач государственной национальной политики - верный признак стабилизации общества и вместе с тем обновления государственного строительства.

Большую роль в пропаганде культурного наследия, в том числе, в раскрытии духовного богатства каждого народа России, призвано сыграть телевидение.

Принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации
впервые в истории России закрепила в части 5 статьи 29 понятие «свобода массовой информации», стала основой для новых законов о СМИ. Перечисленные в «ключевом» законе - «О средствах массовой информации» - правомочия, гарантирующие «свободу массовой информации» могут быть ограничены лишь правовыми нормами, которые и установил закон «О СМИ». Запрещено использовать СМИ «в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости». В июле 1995 года в этот закон была внесена поправка, запрещающая использование скрытых вставок в теле, видео-, кинопрограммы и т.д., воздействующих на подсознание аудитории.

Также необходимо обратить внимание на роль федерального законодательства в сфере государственной национальной политики.

На федеральном уровне к их числу относится, как уже подчеркивалось, Конституция Российской Федерации. Конституция Российской Федерации содержит положения, имеющие существенное значение для совершенствования национальных отношений в целом в нашей многонациональной стране. Так, например, новой для нашей страны является норма, установленная в ст. 26, в соответствии с которой каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Следовательно, национальная принадлежность человека не должна влиять на его права и свободы, в том числе и политические.

Вместе с тем, государство не может не учитывать, что реализация прав и свобод человека и гражданина неразрывно связана с его национальной самоидентификацией. Поэтому, согласно Конституции Российской Федерации, каждому принадлежит право пользоваться своим родным языком, воспитывать и учить детей именно на этом языке.

Одним из важнейших объектов формирования и развития культурной общности народов России, определяющим правовые условия развития национальных культур, является принятие закона «О национально-культурной автономии» в 1996 году.

Базовые принципы формирования и развития культурной общности России как федеративного государства изложены также в «Основах законодательства Российской Федерации о культуре», где речь идет о признании равного достоинства культур, о создании равных условий для их сохранения и развития (ст. 6 «равное достоинство культур народов и иных этнических общностей Российской Федерации, их прав и свобод в области культуры»); о правах народов и других этнических общностей на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности (ст. 20 «Право на сохранение и развитие культурно-национальной самобытности народов и иных этнических общностей»); о создании культурно-национальных автономий (ст. 21 «Право на культурно-национальную автономию»); культурно-национальных организаций в России и за ее пределами (ст. 21, 22 «Протекционизм государства в отношении культур малочисленных этнических общностей», 23 «Культурно-национальные организации соотечественников за пределами Российской Федерации», 24 «Культурно-национальные организации иных государств в Российской Федерации») и др.

Потребность общества в формировании культурной общности состоит в том, что обществу, как функционирующей системе, присущ аспект национальный, взаимосвязанный и взаимозависимый с другими аспектами. В связи с этим уровень формирования культурной общности народов России напрямую отражается на состоянии других сфер общества, в том числе и в первую очередь на политической, и наоборот.

В этой связи необходимо отметить, что национальные культуры народов России не только взаимосвязаны на основе исторического прошлого и современных духовных процессов общества, но и взаимозависимы в плане дальнейшего развития.

Примечания

1 Конституция Российской Федерации. М.: 1994.

2 Конституция РСО-Алании

3 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. М., 2003.

4 Концепция государственной национальной политики Российской Федерации//Собрание законодательства РФ. 1996.№25.Ст.3010.С.6226

5 Концепция государственной программы национального возрождения народов Российской Федерации. М.: 1992. 14. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "России нужен новый порядок (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" М.

6 Концепция государственной национальной политики РСО-Алания.

7 Закон РСФСР «О языках народов Российской Федерации» от 25 октября 1991 г №1807-I//Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.1991.№50.Ст.1740

8 Федеральный Закон «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996г № 74//Собрание законодательства РФ.1996.№25

9 Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации». М.: 1990.

10 Закон РФ «О средствах массовой информации». М.

11 Абдулатипов Р. Г. Государственная программа национального возрождения и межнационального сотрудничества народов России.- М.: 1994.

12 Абдулатипов Р. Г. Национальная идея и национализм.
Этнополитический вестник №3.-М.: 1994.

13 Вопросы межнациональных и федеративных отношений: Материалы к
учебному пособию. Вып.1. М.: 1995.

14 Иванов О., Маслова Г. Как формируется общественное мнение.// СПб ведомости,- 1993.- 18 дек.

15 Михайлов В. А. Национальная политика как фактор государственного строительства. 1995.

16 Национальная политика Российской Федерации: от концепции к реализации. Учебное пособие. В соавторстве. - М.: Славянский диалог, 1997.

17 Печенев В.А. О национальной и региональной политике в федеративной России.//Этнополитический вестник.№1-2. М.: 1995.

18 Исследования СОГМИ


Дарчиева Д.Г Проблемы взаимодействия культур народов России в государственной национальной политики РФ // Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов: Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов: Выпуск № 1 / Под ред. докт.полит.наук, проф. Б.Г. Койбаева; Сев.- Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2008.

Вернуться назад