Главная > Политология > Политические процессы в постсоветской России: современные тенденции

Политические процессы в постсоветской России: современные тенденции


21 февраля 2015. Разместил: admin
Усова Ю. В.
к. пол. н., доцент ВИУ

Исследование политических процессов в современной России является многомерным, многофакторным, включающим различные аспекты. Политическая методология предлагает свести наиболее значимые политические процессы к единой матрице и исследовать ее взаимосвязи с внешними и глобальными факторами. Изолированное исследование отдельных явлений и тенденций, без сведения к общей парадигмальной схеме, не позволяет схватить сущность развертывающихся процессов, а, следовательно, адекватно их интерпретировать и в них участвовать.

Радикальная трансформация политической системы общества, произошедшая в конце 1980 – начале 1990 годов, привела к коренным изменениям в Российской Федерации. Сложная и противоречивая этнополитическая перестройка кавказского региона, начавшаяся вместе с распадом Советского Союза, закрепила в российском общественном сознании глубоко конфликтное видение ситуации на Кавказе как области межнациональной напряженности. Вместе с тем, Северный Кавказ - регион общероссийского значения, со значительными природными и стратегическими ресурсами, но, одновременно, - периферийный и неоднородный по уровню модернизации общества. Эти долгосрочные факторы создали основу своеобразия региона как интегральной части общероссийского социально-политического пространства, отличающейся своими особыми устойчивыми традициями взаимодействия этносов и культур. Так, одной из важнейших особенностей Кавказа, накладывающей существенный отпечаток на все сферы жизни, является его многонациональный статус. Представители всех этнических общностей имеют давние исторические связи между собой и с Россией, но сохраняют свою культурную идентичность. Таким образом, особенности менталитета северокавказских народов могут послужить основой инновационного развития региона.

Не менее важным является важное геополитическое значение северокавказского региона, которое делает исключительно широкой и активной сферу региональных интересов, экономической и политической интеграции республик. Наконец, в контексте мировой политики Кавказ рассматривается как уникальный геостратегический плацдарм, по которому с севера на юг через Главный кавказский хребет проходят важнейшие коммуникации. Государство, обладающее этим плацдармом, будет держать в своих руках нити контроля над всем регионом. Можно с уверенностью прогнозировать, что эти вопросы будут и далее обсуждаться в свете предстоящих выборов в РФ, и именно через призму этих проблем Северный Кавказ будет фигурировать в предстоящих политических дискуссиях.

Полностью соглашусь с мнением Антона Иванова и Константина Казенина, которые в своем докладе: «Безопасность на Северном Кавказе: незаметные проблемы и ложная повестка дня» отмечают, что в рассматриваемом регионе сегодня прочно сложились, но крайне мало замечаются несколько важнейших системных угроз для безопасности России (1), а именно:

1) нарастание религиозного раскола, ведущего к ценностной и идеологической поляризации общества и разжиганию межгрупповой ненависти.

Межконфессиональная напряженность существенно отличается в разных регионах СКФО, однако выступает достаточно тревожным индикатором в силу роста религиозного экстремизма и достаточно заметной самостоятельности религиозных структур в республиках Северного Кавказа. Любые попытки легализации религиозного экстремизма сегодня угрожают общественной безопасности. Это особенно хорошо видно на примере тех республик, где границы "традиционного" ислама крайне зыбки.

2) Ослабление доверия населения к региональным и федеральным правоохранительным органам и судебной системе.

В долговременной перспективе, стабильность Северного Кавказа существенным образом зависит от ситуации в правоохранительных органах. Править должен закон, а не люди с их частными интересами и неизбежностью так называемой "коррупционной составляющей", которая сводит на нет все усилия (2). Сила также должна применяться в рамках закона и гуманно, иначе использование силовых инструментов ведет лишь к эскалации насилия и распространению ненависти. Но и общество должно осознать, что конструктивное взаимодействие с властью, или же мирный протест в рамках закона (если взаимодействие не получается) не имеют альтернативы

3) земельные споры и неразрешенные проблемы прошлых насильственных конфликтов, усиливающие скрытую поляризацию в обществе.

Земельные конфликты в СКФО представляют угрозу для безопасности и целостности России, прежде всего потому, что легко могут быть политизированы и переведены в плоскость межэтнических отношений. Тревожная черта сегодняшнего дня состоит в том, что попытки разрешить "сверху" наиболее известные земельные проблемы ставят власть в ситуацию, когда каждый шаг может вызвать негативную реакцию определенных групп населения и тем самым только ухудшить общественную ситуацию.

Были и имеются различные мнения по поводу провозглашения суверенитета субъектов, входящих в состав Российской Федерации. Конечно, главное – суверенитет личности, защита прав и свобод человека независимо от национальной принадлежности в гражданском обществе, в правовом государстве. Недопустимо использование суверенитета для создания своеобразных «удельных княжеств», грозящее распаду России. Кроме того, правовое провозглашение суверенитета необходимо заполнять социально-экономическим содержанием. Но в то же время нельзя недооценивать значение этого акта, особенно его положения о территориальной целостности, о борьбе против экстремизма и поползновений к переделу границ.

4) Политизация исторических проблем и этнической напряженности. Одна из сравнительно новых особенностей ситуации на Северном Кавказе - рост прикладного использования сложных исторических проблем для решения современных политических задач. Это явление не выходило на первый план в 1990-е годы, когда целый ряд межэтнических противоречий выливался в открытую, нередко силовую борьбу за различные ресурсы (властные, земельные и т.д.). Этнические "прочтения" истории стали характерной приметой конца 2000-х, когда острота текущих конфликтов уменьшилась. В ряде случаев разговор об истории и о современных проблемах идет параллельно. Та или иная интерпретация исторических событий существенным образом влияет на восприятие современности. Формируется комплекс воззрений на историю, признающийся якобы "обязательным" для того или иного народа. Корневой основой этих воззрений признается историческая "вина" перед данным народом государственной власти или каких-либо соседних этнических групп и народов.

Одновременно растет национальная разобщенность в среде северокавказских ученых-гуманитариев. Полемические произведения историков появляются не только в научных изданиях. Их охотно публикуют газеты, издаваемые этническими общественными организациями. Кроме того, достаточно большими тиражами выходят книги по истории, рассчитанные на массового читателя и содержащие, в лучшем случае, спорную трактовку тех или иных исторических событий, отражающую крайне субъективную точку зрения на них и даже не упоминающую наличие альтернативных позиций. Например, политизация темы Кавказской войны. Она впервые ярко проявилась в 2005-2006 гг и имеет продолжение в настоящее время на фоне искусственно конструируемой взаимосвязи, между "черкесским вопросом" и сочинской Олимпиадой.

Национальные движения представлены сегодня необычайно большим количеством организаций, российских и зарубежных, которые существенно отличаются друг от друга по степени радикальности своей программы, а также по степени влияния в северокавказских регионах. Некоторые из них объясняют нынешнее непростое положение своего этноса его прошлым, говорят о решении современных проблем, как о компенсации исторического урона. Очевидно, что такая "историческая политика" объективно не может способствовать росту общественной безопасности и межэтнического мира.

Выход из запутанного лабиринта политизации истории есть. Он - в срочном и гласном утверждении общепризнанных критериев качества исторических сочинений. В большинстве республик Северного Кавказа имеются научные институты, занимающиеся историей. Именно местные, известные в регионах специалисты-историки имеют больше всего шансов разъяснить своим согражданам сложность и многогранность исторических событий прошлого, опасность любой схематизации и упрощений истории. Профессиональные историки Северного Кавказа должны попытаться удержать политически окрашенное мифотворчество на тему острых исторических вопросов в определенных рамках, сформировав стандарты, в случае несоответствия которым сочинения по истории должны подвергаться публичной критике в СМИ. На фоне повышенного спроса на мобилизующие людей идеи, необходимость сдерживания политизации исторических проблем приобретает особую важность. Это одна из тех сфер, в которых северокавказская интеллигенция должна сыграть роль нравственного и интеллектуального лидера в своем обществе.

Без открытого и взвешенного обсуждения этих вопросов все другие усилия, несмотря на их важность, могут привести к дискредитации самой идеи диалога между властью и обществом и дальнейшей поляризации их отношений. Сегодня следует в приоритетном порядке развивать конструктивный диалог по тем вопросам, которые обозначены выше, а также по ряду других проблем, которые стоят за ростом напряженности на Северном Кавказе. Национальное самосознание народов Кавказа имеет сложное многоуровневое строение, допускающее неконфликтное совмещение различных идентичностей как этнического, так и гражданского характера. Эта сложная структура является не просто отличительной особенностью северокавказских республик, но, в значительной степени, “гарантом” стабильности в регионе, так как не позволяет радикальным формам этнонациональной мобилизации обрести устойчивый массовый характер. Изучение ценностных ориентаций населения региона способствует восприятию традиционной культуры народа и общецивилизационных достижений современного мира: экономических, социально-политических, этнических и конфессиональных. Грамотное использование этих факторов может способствовать успешному инновационному развитию территории в условиях модернизации российского общества.


Примечания:

1 http://www.checheninfo.ru/novosti/analityc/stati/7643-bezopasnost-na-severnom-kavkaze-nezametnye-problemy-i-lozhnaya-povestka-dnya

2 Там же.


Усова Ю.В. Политические процессы в постсоветской России: современные тенденции // Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов: Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов: Выпуск № 4 / Под ред. докт.полит.наук, проф. Б.Г. Койбаева; Сев.- Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2012.




Каждый человек, работающий в коллективе или имеющий собственный бизнес, периодически сталкивается с необходимостью поиска подарка для коллеги, руководителя или бизнес-партнера. Деловые подарки очень распространены в коммерческой сфере, их преподносят по случаю праздника, с целью подчеркнуть хорошее отношение к партнеру по бизнесу или с намерением установить долгосрочные взаимоотношения с клиентом или покупателем.

Вернуться назад