Главная > Политология > Некоторые аспекты концептуальных основ российской внешней политики на современном этапе

Некоторые аспекты концептуальных основ российской внешней политики на современном этапе


23 января 2016. Разместил: admin
Н. Э. Ногаев,
кандидат исторических наук, ст. преподаватель
Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова


А. В. Бязров,
кандидат исторических наук, ст. преподаватель
Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова

Некоторые аспекты концептуальных основ российской внешней политики на современном этапеРоссия - это страна, имеющая древнюю историю, богатую и самобытную культуру. На рубеже XX-XXI веков Россия прошла через полосу острого кризиса и катаклизмы социально-политического характера. С начала 2000-х годов, по причинам как субъективного, так и объективного характера, удалось сохранить страну, укрепить её экономическую базу по сравнению с прошлым десятилетием, усилить её национальный суверенитет и обороноспособность.

Как известно, политический имидж государства играет важнейшую роль в системе международных отношений. Успешность проведения внешней политики страны, «развитие торгово-экономических отношений с другими государствами в значительной степени зависят от того, является ли он позитивным или негативным. Внешнеполитический имидж оказывает воздействие и на политические процессы, протекающие в самом государстве»(1).

За последнее десятилетие Россия демонстрирует позитивные достижения в сфере внешней политики и активное участие в международных делах, опираясь на свою субъектность и видение развития глобального мира. Место России в современном мире определяется, прежде всего, тем, что уже после ликвидации СССР она сохраняется в качестве самой большой по территории страны в мире, в недрах которой сосредоточена весьма значительная часть основных природных ресурсов планеты, обладает большим интеллектуальным потенциалом, является ядерной державой, сопоставимой с США, входит в состав пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН. Роль страны в складывающемся многополярном мире прежде всего определяется востребованностью России в решении общемировых задач борьбы против распространения ядерного оружия, терроризма, за ликвидацию региональных международных конфликтов. Подчеркнем важные, как нам представляется, характеристики этих вызовов и угроз безопасности для всего мирового сообщества.

О роли России в современном мире чётко и недвусмысленно высказывался президент В. Путин, в частности в своих предвыборных статьях в 2012 году: «Пусть сейчас мы не занимаем одну шестую часть суши, но, тем не менее, Российская Федерация - самое крупное государство с богатейшей ресурсной базой, которой нет равных в мире... территория России - источник её потенциальной силы»(2).

«Россия может и должна достойно сыграть роль, продиктованную её цивилизационной моделью, великой историей, географией и её культурным геномом, в котором органично сочетаются фундаментальные основы европейской цивилизации и многовековой опыт взаимодействия с Востоком»(3). То есть Путин, идя на третий президентский срок, осознанно готовил себя на роль лидера той России, которая будет позиционировать себя как идейно-духовный лидер и один из потенциальных центров нового многополярного мира.

Следует указать, что в последнее десятилетие Россия также начинает активно участвовать в международных программах помощи нуждающимся странам. Сегодня финансовая, техническая и гуманитарная помощь идет не только в Россию, но и из России. С каждым годом донорские вклады государства в систему оказания помощи мировому развитию увеличиваются и приобретают системный характер.

Помимо реализации единичных краткосрочных гуманитарных программ Россия стремится войти в объединяющую экономически развитые страны систему содействия международному развитию (СМР). Так, в 2007 году в нашей стране на государственном уровне была принята «Концепция участия Российской Федерации в содействии международному развитию». Идея Концепции такова: экономическая помощь другим странам должна формировать новый благородный имидж России как страны-донора, сформировать репутацию как социально ответственного государства.

Сегодня, когда наша страна пробудилась от исторического небытия 1990-х годов, все чаще упоминается о роли, которую ей необходимо сыграть в судьбах современного мира. Идея эта не новая. Учитывая духовно-нравственный потенциал российского народа, она вполне здравая, а учитывая международную обстановку, - куда как актуальная. Как показывает исторический опыт, миссия России в мире в разные эпохи заключалась в благородных целях и задачах: сеять «разумное, доброе, вечное», выручать бедствующих, отстаивать идеалы социальной справедливости.

Базовые приоритеты РФ в формировании современного мирового порядка ясны и транспарентны. «Россия проводит политику, направленную на создание стабильной и устойчивой системы международных отношений, опирающейся на международное право и основанной на принципах равноправия, взаимного уважения, невмешательства во внутренние дела государств. Такая система призвана обеспечить надежную и равную безопасность каждого члена мирового сообщества в политической, военной, экономической, информационной, гуманитарной и иных областях»(4).

Следует понимать, что значительное влияние на современную международную жизнь оказывают тенденции экономического и технологического развития, политические и социально-культурные процессы. Многие демографические и экономические тренды имеют долгосрочный характер и хорошо поддаются экстраполяции, особенно в пределах краткосрочной перспективы. Географическое расположение любой страны, в том числе и нашей, также задает определенные рамки поведения. Россия не может выбирать соседей, менять местами окружающий ландшафт и географию. Большинство народов не могут отказаться от своей культуры, истории и религии. Тот конфликт интересов между ведущими странами за ресурсы и влияние, который происходит в начале XXI века, имеет свою длительную историю. Историческое поведение стран и народов в прошлом формирует их состояние и поведение в будущем. Выдающийся британский политический деятель Уинстон Черчилль был не первым, кто заметил, что «чем дальше ты заглянешь в историю, тем дальше увидишь будущее». Очевидно, что логика многих процессов циклична.

Современную международную ситуацию можно представить как наслоение проблем, свидетельствующих о смене парадигмы глобального развития. Очевиден, например, кризис идеологий. В то время как большинство стран и народов мира требует справедливости, равенства возможностей, исторический запад, или так называемый «золотой миллиард», продолжает навязывать миру концепцию индивидуальной свободы, которая всё более далека от человеческой морали, ответственности и превращается во вседозволенность.

Если кратко характеризовать историческую роль нашей страны, то следует признать, что на протяжении последних трех столетий Россия была главным динамичным ядром Евразийского пространства и центром притяжения для соседей. Россия одной из первых принесла плоды европейской культуры и достижения индустриальной цивилизации на Кавказ, в Центральную Азию и на Дальний Восток. Однако будущее евразийского пространства в XXI веке будет определяться не одной только Россией, которая будет вынуждена конкурировать с Китаем, ЕС, США, Турцией и Ираном.

На наш взгляд, в ближайшие десятилетия важным внешним источником развития для России станет сотрудничество с КНР. Ключевой проект в этой связи - китайская транспортная инициатива «Экономического пояса Шелкового пути» через Центральную Азию и Россию. Источники внешних угроз России останутся прежними - радикальный исламизм из Сирии и Ирака, наркотрафик из Афганистана, возможная эскалация конфликтов вокруг Нагорного Карабаха, КНДР или Ирана, гражданская война на Украине. Сохранение стратегической стабильности с Соединенными Штатами потребует от Москвы модернизации вооруженных сил, военно-промышленного комплекса, систем глобальной навигации и космической связи. Реагирование на внешние угрозы будет отвлекать ресурсы, однако снижение способности России проецировать мощь и влиять на события в своем пограничье ударит по национальному развитию.

История России знает времена величия и славы, когда страна наша была оплотом развития, безопасности и образцом для подражания для большого количества стран и народов в мире. На наш взгляд, главная надежда России - это высокий уровень образования населения, и прежде всего —молодёжи. Воспитывать молодежь так, чтобы, опираясь на свою самобытную российскую культуру, в то же время она была бы открыта к инновационным идеям, могла нести ответственность за свои действия, за своё будущее и способствовала развитию своей страны. В процессе развития, конечно же все, граждане нашей страны должны почувствовать позитивные изменения - и в первую очередь через расширение своих собственных возможностей в экономической и культурно-гуманитарной сферах.

Россия может выступать для мира позитивным примером гармоничного существования и развития народов, будучи сама многонациональной и многоконфессиональной страной. Миссия России в мире - нести и отстаивать принципы правды и справедливости, защищать интересы и духовно-нравственные ценности.



1 Койбаев Б. Г. Политический имидж государства в современном глобальном информационном пространстве // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова. 2013. № 1. С. 46.

2 Путин В. В. «Россия сосредотачивается - вызовы, на которые мы должны ответить» // «Известия». 16.01.2012.

3 Там же.

4 Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 12 февраля 2013 г.) // http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/122186 18.02.13



Ногаев Н. Э., Бязров А. В. Некоторые аспекты концептуальных основ российской внешней политики на современном этапе // Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов: Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов: Выпуск № 7 / Под ред. докт.полит.наук, проф. Б.Г. Койбаева; Сев.- Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2015. C. 146 — 150.

Вернуться назад