Авторские статьи: Проблемы и аспекты формирования духовного развития молодежи в образовании

Опубликовал admin, 9 февраля 2010
Текоева А.С.

В последние годы в России усилилось внимание и требовательность к образованию со стороны общественности, родителей и власти. И обусловлено это не только необходимостью улучшения качества обучения, но и состоянием воспитания молодого поколения.

Проблема нравственного развития молодежи обострилась сложившейся ситуацией в современном обществе. Различные катаклизмы, выпавшие на долю России в последнее время, породили кризис воспитания подрастающего поколения и расслоили общество в социальном, политическом, духовном планах. С развалом страны образовавшийся идеологический вакуум восполняется гражданами, молодежью стихийно, фрагментарно из различных источников. Резкое ухудшение материальной жизни большинства россиян, безработица и правовая незащищенность породили в семьях и обществе устойчивые тенденции индивидуализма, эгоцентризма, прагматизма и личной выгоды, разрушили основы коллективной психологии. Налицо размытость и девальвация важнейших моральных ценностей, разрушение мировоззренческих устоев, упадок культуры. Отсутствует целенаправленная государственная политика, сориентированная на нравственное становление детей и подростков, не определены шкалы ценностей в восприятии окружающей действительности. Школы и вузы свели свою работу к чисто образовательному аспекту. Воздействие суррогатов «массовой культуры» на сознание значительной части населения через средства массовой информации наряду с экономическими проблемами породили бездуховность и, как следствие, рост наркомании и преступности.

В этих условиях должна быть возрождена культура воспитания, уходящая корнями в глубь веков. Обращения к лучшим народным традициям прошлого диктуется жизнью, так как они могут подсказать много полезного для решения современных проблем воспитания.

Успешное развитие воспитания подрастающего поколения зависит в определенной степени от знания духовных ценностей, педагогической культуры народа, и умения использовать опыт народного воспитания в развитии и формировании человека. Поэтому одной из важнейших проблем современной педагогической науки является проблема изучения и оценки народных педагогических идей и опыта воспитания.

Решением данной проблемы должны заниматься сообща родители, общественность, власть. Исключительная роль в духовном воспитании молодежи отводится школе.

Согласно определению, данному в Законе Российской Федерации «Об образовании»: «Образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества и государства». Базовым же звеном образования является общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но на развитие личности, его нравственного и духовного развития.

Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно быть органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и духовного развития на ряду с формированием у школьников гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

В решении этих задач важная роль отводится общеобразовательным школам. В школах Республики Северная Осетия–Алания реализуются разные модели национально – регионального компонента. Культурное своеобразие осетинского народа изучается интегрировано в курсе учебных дисциплин: осетинского языка и литературы, истории, географии, музыки, изобразительного искусства, физической культуры. Учебные программы по этим предметам разработаны с учетом включения национально- регионального компонента. Кроме того, национально- региональный компонент (далее НРК) реализуется во внеурочной деятельности.

С целью сохранения и возрождения национально- культурной самобытности осетинского народа в 8-9 классах школах республики, как обязательный предмет, изучается «Традиционная культура осетин».

Цель данного курса - предоставить учащимся возможность освоить тот минимум этнологических и историко-культурных знаний, который необходим для правильной интерпретации сохранившихся до настоящего времени традиционных институтов, определения их места в социальной и духовной жизни современного общества. При грамотном изложении программа данного курса поможет заложить прочный фундамент в освоении детьми осетинской национальной культуры и явлений мировой культуры, сформировать представление об осетинской национальной культуре как о явлении полифункциональном, органично слитом с хозяйственной, семейно-бытовой жизнью человека и традиционными мировоззренческими установками народа и о том, что народная культура является одним из типов исторической памяти человечества и формой народного самосознания.

Проблема формирования духовной культуры современной молодежи Осетии имеет разнополярную направленность. Эффективное их решение возможно при наличии следующих педагогических условий и принципов:

- соответствующей научно – методической базы;

- интеграции учебно – воспитательного процесса;

- компетентных педагогических кадров;

- обеспеченности современной материально – технической базы;

- единого социо – педагогического пространства;

- системной оценки и учета уровня сформированности духовной культуры молодежи.

Соответствующая научно – методическая база предполагает наличие учебных программ, учебников, методических пособий и дидактического материала, отвечающих предъявляемым к ним требованиям.

Интеграция учебно – воспитательного процесса возможна при непрерывном взаимодополняемом и взаимообусловленном единстве обучения и воспитания.

Соответствие компетентных педагогических кадров предусматривает высокий уровень профессиональных знаний и мобильность преподавателей, способных решать адекватные педагогические задачи; обеспечение устойчивого, динамичного развития социума.

Обеспеченность современной материально – технической базы предусматривает оснащение учебных пособий и программ типовыми комплектами, разработанными в соответствии с рекомендациями учебно – методического совета; учебной техникой; современными информационно- техническими средствами.

Принцип единого социопедагогического пространства должен быть направлен на соблюдение интересов социокультурного пространства, преодоление этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфесий.

Оценка уровня сформированности духовной культуры молодежи должна включать три уровня контроля: внутренний – осуществляемый самими образовательными учреждениями; промежуточный – осуществляемый муниципальными органами управления образованием; внешний – осуществляемый государственным органом управления образованием.

Результативность должна определяться по следующим показателям и критериям, соответствующими современным требованиям развития образования:

- сформированости у школьников гражданской ответственности и правового самосознания;

- приобщению их к нравственным общечеловеческим ценностям, способствующих узнаванию и укреплению национального самосознания, как важного для сохранения самобытности общества и истории;

- формированию культуры нового поколения, образования и приобщения ко всему богатству этнокультуры, которые позволяют соотносить себя с другими культурами и их носителями, осознавая свое место и предназначение в цивилизационном развитии;

- овладению ценностями окружающей социоприродной среды в форме исторически сложившихся предметов культуры, воплощенных в отобранных этносом духовно-нравственных идеях-ценностях и осваиваемых в деятельности;

- готовности молодежи к принятию накопленного опыта, знаний, основных этнических ценностей и норм.

Таким образом, возрождение этнической культуры в современных условиях, несомненно, возможно только через возрождение этнокультуры в системе образования и при соблюдении нами определенных педагогических условий и принципов. Для этого необходимы ясное осознание нового качества современной этнокультуры, обновление существующей практики в системе образования и воспитания национальной школы.

Стратегия возрождения духовной культуры должна включать признание роли родного языка, развитие национальной культуры, признание ценностей культуры в образовании.

Таким образом, цель предмета «Традиционная культура осетин» и предметов, включающих национально – региональный компонент - обеспечить передачу базового образования и этнокультуры и на их основе создать условия для духовного развития личности. Изучение данных предметов — необходимое условие воспроизводства национальной культуры, главный институт общества, созданный для формирования и социализации личности.

В условиях, когда ослабляются традиционные механизмы передачи этнокультурного опыта молодому поколению (семья, традиции, ритуалы), система образования, как целенаправленно организованный социальный институт этноса, становится основным каналом передачи, воспроизводства и развития этнической культуры. В условиях возрождения этнической культуры система образования призвана обеспечивать преемственность поколений, возрождение, сохранение и развитие родного языка и этнокультурной традиции.

Формирование этнокультурного человека, сочетающего в себе системные знания в области национальной культуры и позитивное эмоциональное отношение к ней, гармоничное национальное самосознание, ориентацию на этнокультурные духовные ценности, толерантность и способность к межэтническому и межкультурному диалогу, возможно лишь при функционировании традиционной системы воспитания и социализации молодого поколения.


Примечания:

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - Чебоксары, 1974. – С. 376.

2. Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи Средневековья и начала Нового времени. М., 1990. - С. 18.

3. Концепция воспитания в Республике Северная Осетия-Алания (Белогуров А.Ю., Тахохов Б. А.).— Владикавказ, 2002, с.6-8.

4. Коган Л. . Образование как общественная потребность // Проблемы социологического изучения потребности в образовании. М., 1981. - С. 11.

5. Супрунова Л.Л. Этнопедагогика как источник поликультурного образования // Этнопедагогика — педагогика жизни. Элиста, 2001. - С. 56—59.

6. Хатаев Е.Е. Школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа (втор. половина XIX в – 1917) / Авторефер. диссерт. докт. пед. наук.- М., 1996.

Источник:
Духовная культура осетин и современность: проблемы и перспективы. Сборник научных статей. Материалы республиканской научно-практической конференции. Материалы республиканской научно-практической конференции. Владикавказ 2009; 226 стр.

при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна

Похожие новости:

  • Донозологмческая диагностика морфофункционального состояния учащейся молодежи как элемент здоровьесберегающей технологии
  • Мониторинг физической подготовленности школьников северных районов Хабаровского края
  • «Меняющийся музей в меняющемся мире»
  • Северокавказский литературный регион. Проблемы теории и методологии
  • В Армении нацменьшинства обеспокоены проблемами образования и культуры
  • Рамзан Кадыров недоволен воспитанием молодежи в чеченских вузах
  • В школьную программу могут включить изучение культур этносов России
  • Русский язык на Северном Кавказе
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    liex

    Авторизация

    Реклама

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Сентябрь 2018 (1)
    Август 2018 (8)
    Июль 2018 (2)
    Июнь 2018 (10)
    Май 2018 (2)
    Март 2018 (5)
      Осетия - Алания