Авторские статьи: Северокавказский литературный регион. Проблемы теории и методологии

Опубликовал admin, 12 февраля 2010
Р. Я. Фидарова
д.ф.н., ведущий научный сотрудник СОИГСИ (г.Владикавказ)

Современная наука о литературе обогатилась новой категорией: северокавказский литературный регион. Это новое понятие существенно конкретизировало концепцию развития многонационального литературного процесса в России.

Каковы критерии, определяющие северокавказскую региональную характерность, ведь ныне не вызывает сомнений, что северокавказский литературный регион - это художественно-эстетическая общность нового типа, существенно отличающаяся от славянских литератур, от литератур северных народов, народов Поволжья и т.д. Это, во-первых, тип исторического развития литератур Северного Кавказа. Во-вторых, специфика литературно-фольклорного взаимодействия. И, в-третьих, конечно, своеобразие формирования в них общесоветских и общероссийских художественных традиций.

Рассматривая северокавказский литературный регион как общность, мы акцентируем его типологические особенности, такие, как органическая связь с историческими судьбами своих субъектов-народов, связь с фольклором, развитие и функционирование в генетических, контактных и типологических взаимосвязях с другими литературами, наличие в нем собственно национальных художественных традиций, восприятия им мирового художественного опыта.

Каждая из северокавказских литератур в современном историко-литературоведческом сознании воспринимается двояко: как национальная литературная система со своей четко определившейся структурой, и как часть интернациональной системы - региона. Отсюда следует закономерность формирования критериев национального и интернационального, общего и особенного.

Имея свои качественные черты, эстетические традиции и уровень развития и пройдя своеобразный путь исторического восхождения, северокавказские литературы вносят свой вклад в формирование общероссийских художественных традиций. И вклад этот тем значительнее, чем больше в них проявляются общие закономерности мирового литературного процесса.

В образовании северокавказского литературного региона существенную роль сыграли такие факторы, как добровольное присоединение горских народов к России, способствующее «вписанию» их в контекст исторических связей человечества, влияние русского языка и русской культуры в целом, государственно-политический и т.д. Объективные факторы, породившие северокавказскую литературную общность: географический, этнографический, лингвистический и др., в разное время актуализировались в разной степени. Затем сформировался социально-экономический, обусловленный близостью исторических судеб северокавказцев. В эпоху развития капитализма, а до того и борьбы с колониальной политикой русского царизма, пробуждения национального самосознания, явно проявились взаимозависимые и взаимообусловленные тенденции: консолидация народов и дифференциация этно-национально-культурных общностей, - тенденции, порождающие сходство основных литературных процессов.

Несмотря на сложность литературной жизни народов России конца XIX - начала XX века, на разные уровни развития национальных литератур и письменности, объединительные тенденции в духовном бытии горских народов успешно преодолевали границы национальной обособленности и замкнутости, сплачивая их вокруг общих социально-исторических задач, выдвинутых новой эпохой. Важно отметить, что процесс этот шел активно и сопровождался осознанием прогрессивными писателями социальных и национальных интересов своих народов и их стремлением создать свои национальные литературы, базирующиеся на революционно-демократических традициях не только своих, но и других народов, в частности, русского. Это во многом способствовало упрочению духовного и идейно-эстетического родства между разными национальными литературами.

Большой творческой победой национальных литератур явилось создание нового типа литературного героя: борца, преобразователя, субъекта истории. Оно и характеризует направленность развития северокавказских литератур.

Но в основном становление северокавказского литературного региона как целостного комплекса, каким он воспринимается в современном общественно-культурном сознании, совершалось уже в XX в., хотя предпосылки его наметились гораздо раньше и обусловлены были всем ходом исторического развития горских народов.

Итак, в связи с тем, что северокавказский литературный регион сформировался как художественно-эстетическая общность нового типа, возникает острая и насущная необходимость его научного изучения. Это ставит новые научные задачи, призванные решать новые проблемы теории и методологии изучения данного историко-культурного феномена, каким является северокавказский литературный регион.

Используя сравнительно-типологический подход, потенциал которого способен раскрыть художественные взаимодействия в литературном процессе, типологическое родство разнородных художественно-эстетических явлений, сходные связи разных произведений с породившей их социально-исторической реальностью, необходимо системно и целостно изучить северокавказские литературы. Оценить их место и роль в общности более высокого порядка общероссийском литературном процессе. Сравнительно-типологический подход также поможет выявить сущностные, основополагающие черты литературного процесса внутри системы национальных литератур региона.

Оставляя за пределами частное, специфическое для отдельной национальной литературы явление, он поможет вскрыть общие закономерности, присущие региональной характерности. И таким образом постичь глубинный смысл происходящих в северокавказских литературах процессов, связанных с процессами духовной эмансипации и гуманизации народов Северного Кавказа.

Сравнительно-историческое изучение литератур выявит гносеологическую суть художественно-эстетических явлений, их социальную природу.

Сравнительно-типологические исследования помогут изучить важнейшие закономерности многонационального литературного процесса; раскрыть диалектику национального и интернационального в литературах региона. Помогут осмыслить региональную общность, как аккумулировавшую в себе особенное, свойственное каждой отдельной литературе, и через него же и формирующуюся; выявить национально-своеобразное в художественном мышлении, внутренние, причинно-следственные связи между сравниваемыми явлениями.

Соотнося общее (региональное), особенное (присущее национальным литературным системам) и отдельное (конкретные произведения во внутренней их качественной определенности), типологическое изучение литератур ниспровергает идею об исключительном характере какой-либо отдельной национальной культуры.

Ведь оно последовательно раскрывает суть динамики национального и интернационального в литературном процессе, поскольку выявляет не просто схожесть тех или иных литературных явлений, а и особенности их связей, отношение их взаимной обусловленности. Свою методологическую суть системно-сравнительный принцип полно реализует при исследовании внешних связей современных северокавказских литератур, т.е. при соотнесении их с более обширным целым, скажем, с общероссийским литературным процессом. Таким образом, ориентир на целое, т.е. на общность более высокого порядка, в данном случае выступает как метод познания. Изучение же данных литератур как региональное единство (вернее, их региональную характерность), сохраняющее качественную определенность, объясняет причину существования этого целого. Российская многонациональная литература представляет собой такое качественное единство, которое внутри себя имеет региональную, зональную дифференциацию. Поэтому исследование системных связей на данных уровнях деления объясняет природу общности - целого. Северокавказские литературы представляют собой динамическую, подвижную, исторически открытую общность, приобретающую черты общности более высокого порядка - российской многонациональной литературы.

Динамика системной целостности северокавказского литературного региона такова, что предусматривает взаимные связи, когда каждое явление, скажем, литературно-фольклорное взаимодействие, есть также и предпосылка существования целого, т.е. региональной общности. Ведь невозможно представить себе северокавказские литературы без этого литературно-фольклорного взаимодействия. Значит, изучение всех аспектов данного взаимодействия в теоретическом и историческом плане, также, как и типа исторического развития литератур региона, особенностей формирования в них общесоветских, общероссийских художественно-эстетических традиций, - одна из насущных задач современного северокавказского литературоведения.

Формированию общероссийских художественных традиций способствовали социально-исторические и собственно литературные факторы. К социально-историческим факторам относятся: интенсивный процесс интернационализации духовной жизни общества, сближение народов, живущих в России, возрастание роли русского языка как языка межнационального общения.

Критерии же идейно-художественного единства российской многонациональной литературы составляют: общность исторической судьбы всех национальных литератур и их художественная общность.

Каждая из национальных литератур, в том числе и молодые литературы Северного Кавказа, утверждала себя как специфическая сфера общественного сознания, отражая реальное бытие своего субъекта-творца, конкретного народа. Художественно-эстетическая общность разных литератур народов России ярко проявилась на путях формирования в них реалистического творческого метода. При анализе идейно-художественной общности разных потоков литературного процесса важно помнить, что общесоветские, общероссийские художественные традиции, формирующие облик и характер современных национальных литератур, рождаются в них в результате действия великого закона взаимосвязей и взаимообогащения национальных литературных систем. По сути своей взаимосвязи литератур актуализируют то начало, которое отличает одну литературу от другой и которое их объединяет, т.е. осуществляет диалектику общего и особенного. В этом закономерно проявляется важнейшее значение процессов развития российской культуры и искусства, взаимообогащения и сближения культур. Особенность северокавказского литературного региона заключается в том, что важнейшие традиции становятся общими и для горских литератур. Так, скажем, эпизация национального стиля, как и его романтизация - традиция северокавказская. Эта особенность четко просматривается при анализе процесса зарождения и формирования жанра романа, наиболее синтетической жанровой формы, с которой связаны важнейшие процессы эволюции художественного сознания горских народов, в частности, развитие реалистического метода, формирование стилевых тенденций, становление жанровых форм и т.д., т.е. элементов, составляющих основные структурные блоки национальных литературных систем.

Логика связи художественного сознания разных народов через их реальное бытие, ее динамика и диалектика рождает новое качество литературного процесса. В результате творческого взаимодействия разных художественных субстанций формируется новый тип духовной культуры современных горцев, в которой общее высвечивается через особенное и особенное - через общее. Углубляется ее общечеловеческий смысл. Такая закономерность духовной культуры обуславливает значительный художественный прогресс, в итоге которого обогащаются и углубляются эстетические формы объективного познания жизни и, конечно, концепция человека и действительности, формируемая национальными литературами. Это определяет новые перспективы, новые масштабы художественного сознания.

Сегодня становится очевидной необходимость изучения типа северокавказского регионального художественного сознания, его сути, специфики, закономерностей и тенденций развития; выявления логики эволюции литературного процесса, заключающейся в расцвете и сближении литератур региона. Изучения единства и многообразия социально-исторических, национальных, культурных, этноязыковых условий. Осмысления происходящей с XVIII в. в духовной жизни горцев ориентации на русскую культуру, отсюда и усиление общих тенденций в формировании культурно-исторического типа в регионе.

Среди важнейших проблем современного северокавказского литературоведения - исследование генезиса художественного сознания горцев, особенностей дифференциации общественного сознания, выделение искусства слова из синкретизма философской, социально-политической, исторической, теологической сфер в самостоятельную сферу общественного сознания. И поскольку уже в XIX в. северокавказские литературы представляли собой стройную художественную систему, опирающуюся на традиции и имеющую многожанровую структуру, необходима подлинно научная разработка истории северокавказского литературного региона на определенных теоретических и методологических принципах, учитывая, что в учении о культурном наследии горцев, о духовной преемственности поколений, о сути художественного процесса важнейшим принципом остается принцип научного историзма, который позволит познать объективное содержание процесса, генетические корни, тенденции и закономерности его развития.

Необходимо также с позиции системного и сравнительно-исторического подхода разработать такие аспекты, как: наследие и современность, традиции и преемственность, творческий метод и направления, национальное своеобразие и региональная общность, взаимодействие и сближение, различные литературные категории (жанры, стили, поэтика и т.д.). Описывая же истории конкретных национальных литератур, исходить из того, что они развивались только в определенных пространственных и временных измерениях, в синхронных и диахронных проявлениях с соседними литературами. Словом, изучать историю национальной литературы по историко-хронологической вертикали, учитывая ее идейно-историческую общность по горизонтали, т.е. в ее сопоставлении и типологических схождениях, что значительно обогатит исследовательский инструментарий.

Конечно же, осмысление задач литературы в современную эпоху требует четких временных и социально-эстетических критериев. Это обусловлено тем, что современная концепция духовности, которую формирует региональный литературный процесс, имеет историческую масштабность и новизну. Значительно обогащаются и функции литературы: познавательная, преобразующая и утверждающая.

Тем не менее молодым литературам региона предстоит еще серьезнее, глубиннее постичь философскую суть народного бытия, научиться смотреть на мир проблемно, видеть в нем больше, дальше, выработать способность воспринимать действительность в ее цельности и внутренних связях. Жизнь требует от литератур региона правдиво воспроизведенной истины: растет ответственность литературы, все острее выдвигается проблема: современность и ее строитель. Все большую актуальность приобретает вопрос: в каких связях (исторических, социальных и т.д.) человек находится с окружающей его действительностью. В зависимости от ответа на него умножаются возможности проявления личности, усиливается значение проблемы социально-философского кругозора литератур региона.

Источник:
Кавказоведение: опыт исследований
Материалы международной научной конференции (Владикавказ, 13-14 октября 2005 г.)
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна

Похожие новости:

  • Творческое сознание дагестанских народов в социокультурном контексте второй половины XIX - начала XX веков
  • Вехи единения культур народов Кавказа
  • Народы Дагестана в контексте мировой цивилизации: механизмы кросскультурного взаимодействия
  • Новое текстологическое сознание как явление после-постмодернистской культуры
  • «Озарение души...» (по страницам карачаевского романа)
  • Проблемы и аспекты формирования духовного развития молодежи в образовании
  • История Северного Кавказа: новые исследовательские подходы
  • Русский язык на Северном Кавказе
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    liex

    Авторизация

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Декабрь 2018 (2)
    Ноябрь 2018 (7)
    Октябрь 2018 (3)
    Сентябрь 2018 (2)
    Август 2018 (8)
    Июль 2018 (2)
      Осетия - Алания