Авторские статьи: Л.П. Семенов и его вклад в изучение кавказского периода жизни и творчества М.Ю. Лермонтова

Опубликовал admin, 31 марта 2010
В. А. Захаров
к.и.н., доцент, старший научный сотрудник Центра кавказских исследований при МГИМО (У) МИД России (г. Москва).

Л.П. Семенов и его вклад в изучение кавказского периода жизни и творчества М.Ю. ЛермонтоваИмя профессора Северо-Осетинского государственного педагогического института Леонида Петровича Семенова (1886-1959) хорошо известно всем присутствующим в этом зале. О его заслугах в кавказоведении уже говорилось не раз. Мне бы хотелось обратить внимание на одну сторону его научных исследований, на его заслуги в лермонтоведении.

Известно, что интерес к великому русскому поэту у Семенова возник еще на студенческой скамье, в годы обучения в Харьковском университете. Его первая работа на эту тему «Очерки поэзии. М.Ю.Лермонтов» вышла еще в 1912 году.

Высокая научная добросовестность отличала все работы Семенова, и мне хочется обратить внимание уважаемого собрания на тематику первых работ о Лермонтове, которые составили целый цикл литературоведческих исследований, раскрывающих значение творчества Лермонтова для последующих поколений писателей и поэтов.

Это прежде всего великолепная работа «Лермонтов и Лев Толстой». Вышедшая в столетнюю годовщину со дня рождения поэта, она не потеряла своего значения до сих пор. Когда два года назад мы составляли с профессором Ставропольского государственного университета К.Э.Штайн сборник «Лермонтовский текст: Ставропольские исследователи о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова», то первое имя, которым было решено открыть это уникальное издание, было имя Леонида Петровича Семенова. Несмотря на то, что Леонид Петрович не был ставропольцем, мы единогласно решили, что на первом месте должна стоять эта необыкновенная работа, рассказывающая о том значении, которое сыграл Лермонтов в жизни и творчестве Л.Н. Толстого, потому что именно работы Семенова дали мощный толчок ставропольскому лермонтоведению. Мы не сомневались, что в обязательном порядке должны вновь увидеть свет и такие работы Семенова, как «Лермонтов на Кавказе» и «Лермонтов и фольклор Кавказа». То, что такое решение было нами принято единогласно свидетельствует только об одном - на работах Семенова не только учились ставропольские лермонтоведы, его работы были настоящим учебником, без которого не обошлось становление отечественного российского лермонтоведения.

Если мы обратимся к книге Леонида Петровича «Лермонтов и фольклор Кавказа», то увидим, что он оказался первым в российском лермонтоведении, кто нашел реальных прототипов героев лермонтовских произведений «Измаил-Бей» и «Хаджи Абрек». Могут задать вопрос: а насколько это важно. А дело заключается в том, что творчество Лермонтова оказалось слишком биографично, и это не простые слова. Лермонтов один из первых русских поэтов, понявший, что правда жизни интереснее и значимее романтических вымыслов. Он заметил, что рассказывая правду, называя реальных исторических персонажей, описывая реальные исторические события, автор, во-первых, не грешит против истины, а во-вторых, получает благодарность слушателей или читателей. Это увидел и выделил Леонид Петрович Семенов. В этой своей знаменитой книге «Лермонтов и фольклор Кавказа» он писал: «...ни одни из русских писателей не проявил в области кавказского фольклора такой осведомленности, как Лермонтов, и никто, вдохновляясь мотивами этого фольклора, не создавал таких прекрасных произведений, как он».

Я не знал Леонида Петровича, но читал его работы и слышал немало восторженных слов о нем от своего учителя Виктора Андрониковича Мануйлова, который воплотил в жизнь замысел Семенова о создании лермонтовской энциклопедии. Мне много рассказывали, о его поистине энциклопедических знаниях Ираклий Луарсабович Андроников, Татьяна Александровна Иванова, Леонид Николаевич и Евгения Борисовна Польские, В.Безъязычный и многие другие.

Свои первые работы о Лермонтове, которые вышли еще до революции, Семенов посвятил изучению сравнительного анализа творчества Лермонтова. Он блестяще проанализировал и сравнил его с Пушкиным и Бестужевым-Марлинским, Огаревым, Баратынским и Коста Хетагуровым.

После выхода книг Семенова прошло от 90 до 60 лет, но когда читаешь эти лермонтоведческие публикации, отчетливо видишь, как и с какой настойчивостью их автор вводил в советское лер-монтоведение новые сведения о поэте, как он критических переосмысливал, дополнял или соглашался с дореволюционными авторами. И не следует забывать, что в это время молодая советская наука слишком критически, а чаще безапелляционно отрицательно относилась к работам дореволюционных российских историков и литераторов.

Как отметила профессор К.Э.Штайн в предисловии к сборнику «Лермонтовский текст», при социализме наука развивалась централизованно, исследование культуры провинции характеризуется сейчас некоторой дискретностью: знаний, наработанных в разных областях, много, но все разрозненно, не объединено, не обобщено. Но вот научное творчество Семенова разительно отличалось от большого количества работ его современников. Да, по месту своего жительства, он полностью соответствует термину «провинциальный ученый», да, его книги выходили в тогдашней провинции, в Дзауджикау, Пятигорске, Грозном, однако сделанное им никак нельзя назвать слабеньким провинциальным краеведением. Таких работ, какие написал Леонид Петрович, почти нет среди книг, выпущенных в обеих столицах в те годы. Леонида Петровича специалисты знали практический во всех городах нашей необъятной страны, с ним советовались, к нему обращались за помощью.

Представьте себе, небольшую публикацию совершенно неизвестных документов о Лермонтове, которые Леонид Петрович нашел среди бумаг личного архива историка Тенгинского пехотного полка Д. Раковича. Опубликованы они были в провинциальном журнале «Горская мысль», но их значение оказалось настолько великим, что их не с чем сравнить. Находка этих документов в первые годы советской власти позволила установить хронологию пребывания поэта в различных местах Кавказа в первую и вторую ссылку, в 1837 и 1840-1841 гг. Эта публикация дала, например, мне путь поиска новых документов о Лермонтове, которые и удалось найти в российских архивах. И вместе с этими документами, а также с никому неизвестными записями журнала экспедиции 1840 года под командованием генерал-лейтенанта А.В.Галафеева, которые тоже нашел Семенов, включить в новую «Летопись жизни и творчества Лермонтова», которую я выпустил в 2003 году.

До недавних пор шли споры о маршрутах поездок Лермонтова по Кавказу и Кубани в 1837 г. Беда многих современных столичных любителей, я их никак не могу назвать лермонтоведами, заключается в том, что они убеждают малознающую читающую публику, что в годы советской власти в лермонтоведении все замалчивалось. А на самом деле они плохо представляют историю вопроса, которым начали заниматься сравнительно недавно.

Да, работы Семенова сейчас редки и далеко не в каждой библиотеке они находятся, а некоторые книги зачитаны настолько, что в них даже отсутствуют отдельные страницы, но это классика! Да, да, я не ошибаюсь, когда называю работы Леонида Петровича классикой лермонтоведения. И издательства Республики Северная Осетия-Алания должны подумать об издании произведений Леонида Петровича, которые очень нужны молодому поколению ученых-лермонтоведов.

Велика заслуга Семенова еще в одном деле, имеющем непосредственное отношение к жизни и творчеству Лермонтова. Еще в 1959 году он поставил вопрос о создании «Лермонтовской энциклопедии». Тогда же он обратился к еще молодому ленинградскому лермонтоведу В.А.Мануйлову. Леонид Петрович послал тщательно разработанный и обдуманный план будущей первой персональной энциклопедии. Это был серьезный документ, который мог составить только человек по настоящему знающий творчество Лермонтова, понимающий какие вопросы должны оказаться в сфере внимания тех, кто будет потенциальным автором этого уникального труда. И его начинание было исполнено: через 23 года его детище увидело свет. Лермонтовская энциклопедия - прекрасный памятник, который отечественное лермонтоведение поставило Леониду Петровичу.

* * *

Трагические последствия развала СССР мы ощущаем до сих пор, и будем ощущать еще много лет. На сегодняшний день исчезли целые научные школы. У нас практически не осталось пушкинистов, лермонтоведов. И беда нашего вузовского образования в том, что нет сейчас таких ученых-фанатиков своего дела, каким был Леонид Петрович Семенов. Некому воспитывать новые поколения лермонтоведов и пушкинистов и многих других специалистов. Да, советская идеологическая система ставила всех исследователей в строгие рамки, всем нам хорошо известен тот идеологический гнет, который испытали на себе многие из присутствующих здесь. Но нельзя с водой выплескивать и младенца, нельзя с критикой прошлой коммунистической системы оставаться слепым, быть «Иваном, не помнящим родства».

У нас были великие учителя, которые, несмотря на цензуру, заложили основу многих отраслей гуманитарных наук. Им приходилось писать порой намеками, но они сумели точно выразить многие свои запретные мысли. Их надо за это благодарить, воздавать хвалу их неутомимой деятельности. И не важно, что многие из них жили в провинции. Из провинции они видели дальше и точнее, чем это удавалась сделать многим столичным ученым, увешанным титулами, орденами и званиями. Среди таких великих учителей одно из главных мест занимает кавказовед Леонид Петрович Семенов.

Источник:
Кавказоведение: опыт исследований
Материалы международной научной конференции (Владикавказ, 13-14 октября 2005 г.)
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна

Похожие новости:

  • Основные направления кавказоведческих исследований в Абхазии
  • Документы Хан-Гирея о деятельности европейских агентов среди черкесских племен
  • Светодиоды
  • В РЮО появились новые дороги
  • «Озарение души...» (по страницам карачаевского романа)
  • Фольклорно-этнографическая энциклопедия осетинского народа: от концепции к реализации
  • Объективность и субъективность в современной историографии Кавказа (Постановка вопроса). Заключение.
  • Принципы ономастических исследований в русском кавказоведении XIX века и современное их значение
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    liex

    Авторизация

    Реклама

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Сентябрь 2018 (1)
    Август 2018 (8)
    Июль 2018 (2)
    Июнь 2018 (10)
    Май 2018 (2)
    Март 2018 (5)
      Осетия - Алания