Авторские статьи: Фольклорно-этнографическая энциклопедия осетинского народа: от концепции к реализации

Опубликовал admin, 3 октября 2010
Л. А. Чибиров
д.и.н., главный научный сотрудник СОИГСИ им. В.И.Абаева (г. Владикавказ)

Фольклорно-этнографическая энциклопедия осетинского народа: от концепции к реализацииОбстановка, сложившаяся на постсоветском Кавказе, вызывает тревожные чувства, бросает человека в раздумья. То, что происходит здесь в последние два десятилетия, особенно же бесчеловечные террористические акты, к которым непосредственное отношение имеют и уродливые сыны Кавказа, сильно уронили имидж и менталитет нашего прекрасного края, который был в историческом прошлом одним из центров мировой цивилизации. Настолько подпорчен авторитет Кавказа и его обитателей, что мы сегодня ходим с позорным клеймом «лиц кавказской национальности», нас остерегаются, на нас смотрят с подозрением. До чего дожил седой и древний Кавказ! Положение, в котором оказалась наша Кавказская родина, зовет всю интеллектуальную элиту Кавказа предпринять действенные шаги по выходу из этого позорного состояния, реабилитировать край, воспетый великими поэтами, в глазах международного сообщества, вновь сделать его притягательным и желанным уголком для всех людей доброй воли.

Государственные и политические деятели в центре и на местах в меру сил и возможностей предпринимают шаги по воцарению мира и спокойствия на Кавказе, но одних их усилий, к сожалению, далеко не достаточно. Результат может быть только тогда, когда усилия властных структур и научно-творческой интеллигенции всей общественности сольются в «единый кулак» и будут действовать в заданном направлении.

Используют ли свой мощный потенциал ученые-гуманитарии Кавказа в этом важном и насущном деле: ведь в наших руках более эффективные средства воздействия на массы, более реальные возможности содействовать выходу из этой неординарной ситуации.

К сожалению, сегодня нам, ученым-кавказоведам, похвастаться особенно нечем. Справедливости ради, в последние годы появилось значительное количество добротных научных трудов по истории, этнографии, языку, литературе, фольклору во всех национальных республиках Кавказа. Справедливости же ради надо сказать, что в нашей научной среде окопались люди далекие от академической науки и порядочности, ставящие своей целью - выискивать и выпячивать все негативное, высасывать из пальцев «жареные» факты о том, что разъединяет народы Кавказа и тем накалять и без того накаленные межнациональные отношения.

Да, мы говорим на разных языках, но тысячелетиями живем в одном историко-этнографическом пространстве и у нас много общего в этногенетическом плане. Химически чистых народов нет в мире, тем более на Кавказе. Не секрет, что аланы - прямые предки осетин, не секрет и другое - они (т.е. аланы) сыграли известную роль в этногенезе и складывании культуры как скажем балкарцев и карачаевцев, так и коренных, автохтонных народов Кавказа - адыгов, вайнахов, дагестанцев - речь может идти лишь о пропорциях смешения и степени интеграции.

Обстановка сложившаяся на Кавказе призывает вплотную заняться исследованием сравнительно-культурно-исторических взаимовлияний по всем направлениям материальной и духовной культуры.

В советское время имело место определенная координация этнографических сил Кавказа, что выразилось в издании академического двухтомника «Народы Кавказа» (в серии: «Народы мира»), в издании кавказских этнографических сборников и т.д.

На нынешнем этапе развития сложившаяся неординарная обстановка требует от нас, этнографов и историков, координировать исследовательскую тематику таким образом, чтобы своими трудами мы могли оказать содействие официальным органам власти в деле стабилизации обстановки и снятия межэтнической напряженности на Кавказе. В качестве первого шага можно было бы предложить проведение ежегодных научно-практических конференций на тему: «Кавказ: взаимовлияние культур и народов». Одним словом, мы, этнографы и историки-осетиноведы, готовы к сотрудничеству со своими коллегами в любом формате.

Вышесказанное об актуальных проблемах этнографического кавказоведения имеет непосредственное отношение к теме нашего выступления на этом столь представительном форуме.

Мы, этнографы, отстаем от других отраслей академической науки и в деле создания диктуемых временем обобщающих работ энциклопедического характера. Между тем на актуальность и неотложность создания подобных трудов неоднократно указывали видные ученые. В частности акад. Б.А.Рыбаков подчеркивал, что «этнография, включая в нее и народное искусство и фольклор, донесли до нас мировоззрение не какой-то определенной эпохи, а как бы всю сумму напластований за всю жизнь человечества»1. Чтобы это богатство стало достоянием социума, оно должно быть систематизировано и обобщено, базируясь на прочном фундаменте. Откладывая подобные обобщения, мы многим рискуем, ибо если народ утрачивает свою культурную специфику, он перестает существовать как отдельный самостоятельный этнос (Н.Н.Чебоксаров).

Таким образом, потребность общества в фундаментальных энциклопедических трудах вполне оправданна. Об этом свидетельствует и появление целого ряда энциклопедий и энциклопедических словарей, посвященных национально-государственным образованиям бывшего Советского Союза и нынешней Российской Федерации, отдельным отраслям науки (история, религия, медицина, физика, философия, лингвистика, химия, сельское хозяйство, социология) и научным направлениям («Гражданская война и военная интервенция в СССР»; «Великая Отечественная война советского народа»; «Славянские древности»; «Народы России»; «Курорты», «Лермонтовская энциклопедия»).

Однако в этом потоке специальной литературы, к сожалению, не нашлось места для фольклора и этнографии отдельных этносов, имеющих свою многовековую самобытную историю и развитую культуру.

Чтобы частично восполнить образовавшуюся брешь мы здесь, в Осетии, задумали приступить к работе над подобным изданием.

Идея создания Фольклорно-этнографической энциклопедии осетинского народа давно витала в умах ученых-осетиноведов и окончательно овладела нами в конце 80-х годов прошлого столетия после одобрения ее корифеем научного осетиноведения В.И. Абаевым. Осуществить же исполнение задуманного стало возможным лишь в стенах СОИГСИ.

Каковы цели и принципы предлагаемой работы? В чем видится ее ценность и значимость?

Начиная со второй половины XIX в. и особенно в годы советской власти, этнографическое изучение осетин достигло довольно высокого уровня. Опираясь на богатейшее и уникальное наследие прошлого и широко развернув полевые исследования, этнографы создали фундаментальные исследования по всем важнейшим отраслям материальной и духовной культуры осетинского народа. Такая же работа была проведена фольклористами.

Результаты этих исследований с полной уверенностью позволяют сказать: ни в этнографии, ни в фольклоре осетин практически не осталось проблем, препятствующих созданию обобщающих трудов энциклопедического характера.

Соответственно, высокий уровень, достигнутый в области исследования фольклора и этнографии осетин в XIX-XX веках, ставит перед учеными задачу: наряду с дальнейшим углубленным исследованием отдельных фольклорно-этнографических проблем взяться за разработку обобщающих трудов, в том числе - создание сводной, многоотраслевой универсальной работы фольклорно-этнографического характера.

Энциклопедия подводит итог многовековому изучению осетинского фольклора, мифологии, этнографии и народного искусства и тем воссоздает мир культурных ценностей, т.е. тех форм и элементов традиционной осетинской культуры, что дошло до нашего времени или стало предметом внимания ученых.

Материалы по фольклору и этнографии осетин в виде словарных статей нашли отражение лишь в таких обобщающих энциклопедических изданиях как «Мифы народов мира», «Народы и религии мира», «Народы России» и др.; что, конечно же, далеко не полно восполняет существенный пробел в сохранении и пропаганде традиционной культуры осетинского народа.

Единственным правилом без исключения оказался фундаментальный обобщающий труд В.И.Абаева «Историко-этимологический словарь осетинского языка» (ИЭСОЯ). Его значение для настоящей работы ощутимо, поскольку в нем даны исчерпывающие ответы на многие вопросы. Наличие такого уникального словаря освободило настоящее издание от этимологических экскурсов и лингвистических толкований этнографических и фольклорно-бытовых терминов. Жизнь показала, что творческое сотрудничество этнографов и лингвистов оправданно, способствует более глубокому осмыслению фактов и явлений, позволяет осуществить их семантическую и сравнительно-историческую интерпретацию. О неисчерпаемых возможностях синтеза этих научных дисциплин свидетельствуют ощутимые успехи сравнительно нового научного направления - этнолингвистики, созданного Н.И.Толстым2.

Относительно лучшая разработанность вопросов этнолингвистики в осетиноведении дала нам возможность придать предлагаемой работе этнографо-фольклорную направленность, чему способствовали труды В.И.Абаева, исследования В.Ф.Миллера по археологии, этнографии, фольклору и языку, в первую очередь его знаменитые «Осетинские этюды».

Фольклорно-этнографическая энциклопедия рассчитана на ученых гуманитарного профиля (этнографов, фольклористов, историков, археологов, филологов, философов) и на широкие круги населения, в том числе: деятелей культуры, краеведов, педагогов высшей и средней школы, студентов и учащихся высших и средних учебных заведений. Издание должно стать настольной книгой в каждой осетинской (и не только) семье, источником информации по широкому кругу вопросов, связанных с культурой и бытом, мировоззрением и историей осетинского народа, его жизнедеятельностью; оно должно удовлетворить всех почитателей кавказской старины.

Энциклопедия призвана также оказать существенную помощь политическим деятелям в укреплении связей с соседними и более отдаленными народами, снижении этнополитической напряженности на Кавказе, решении многих спорных научных проблем. Думается, что в этом своем качестве фольклорно-этнографическая энциклопедия окажется полезной и для работников государственными иных организаций и учреждений Осетии.

Учитывая то, что многие явления в культуре и быте осетин в своем развитии и функционировании претерпели сильные изменения (а часть их и вовсе исчезла), акцент в энциклопедии делается на состояние основных элементов осетинской культуры XVIII - нач. XX вв., когда у осетин еще более или менее сохранялись черты самобытности.

Цели и задачи, стоящие перед энциклопедией: 1) дать систематизированное описание и классификацию понятий о традиционной культуре осетинского народа, представить на суд читателя необходимый минимум справочного материала, который мог бы помочь ему разобраться в ее нюансах; 2) обобщить и интерпретировать накопленный отечественными и зарубежными кавказоведами материал об этногенезе, традиционной материальной и духовной культуре осетинского народа; 3) информировать читателей о деятелях, способствовавших развитию традиционной культуры и занимавшихся ее изучением; 4) подвергнуть реконструкции ритуально-обрядовые и прочие явления осетинской архаики, обратив особое внимание на термины из сферы материального и хозяйственного быта. В нее включены и понятия, выбывшие из активного словарного фонда, но представляющие интерес как в этнографическом, так и в фольклорном аспекте.

Содержательная структура энциклопедии определена следующим образом:

Животный и растительный мир. Поверия и легенды о происхождении животных и растений, их магических функциях и ритуальном применении, отражении животных и растений в фольклоре, обычаи и обряды связанные с ними.

Этногенез: Скифы, сарматы, аланы, осетины. Кавказский субстрат. Осетины в кругу индоевропейских и кавказских народов, фольклорно-этнографические параллели.

Календарь. Круглогодичный цикл народных праздников, их генезис, функции, обрядовые действия, время, рабочие и нерабочие дни, женские и мужские дни, неделя, дни недели, сутки (день и ночь).

Небесные светила. Солнце, луна и звезды и связанные с ними суеверия и предрассудки.

Устное народное творчество. Сказки, сказания, легенды, циклы нартовского эпоса. Главные персонажи нартовских и даредзановских сказаний, мифология, мифические места (рай, ад, подземный мир).

Лица, персонажи, имена. Лица реальные (люди по их семейному, социальному статусу), исполнители обрядов (Дзуары лæг, буркудзау, къухылхагцæг), персонажи, святые, демоны и т.д.

Ритуально-значимые места. Святилища, рощи, кладбища, башни, крепости, гумно, хлев, церковь, помещения и их части: жилой дом с очагом и другими элементами. Мифические места.

Обряды, ритуалы, игры, обычаи. Свадьба, кумовство, поминки, похороны, скачки, жертвоприношение, обрядовые действия, формы речевого поведения (пение, плач), обереги, запреты, болезни, народная медицина, народные танцы, народные игры, маски.

Свойства и способности человека и животных. Цвет волос и глаз. Сверхъестественные способности и свойства - дурной глаз, двоедушие, оборотничество, ясновидение. Число - четное, нечетное. Цвет (черный цвет, белый цвет).

Предметы материальной культуры. Орудия труда, хозяйство, промыслы, поселения, жилища, одежда, пища, посуда и утварь, средства передвижения, музыкальные инструменты.

Деятели. Ученые, путешественники, просветители, публицисты, разрабатывавшие в прошлом и исследующие в настоящее время те или иные этнические и фольклорно-этнографические явления, наиболее известные сказители, собиратели и издатели устного народного и музыкально-хореографического творчества.

Каждая из перечисленных категорий соответствует конкретному фрагменту сформировавшейся у осетин картины мира и характеризует общую систему народного мировосприятия.

Как видно, в энциклопедии представлен широкий спектр вопросов материальной и духовной культуры осетинского народа.

В ней предпринята попытка отразить в словарных статьях культуру и быт осетин, их мировоззренческие устои, мифологические, космологические и естественнонаучные представления и т.д.

Практическая работа над энциклопедией ведется третий год. В 2002 г. были разработаны принципы, на которых строится энциклопедия и составлен словник, охватывающий более шести тысяч слов. В последующем был сформирован авторский коллектив. В итоге в работу над статьями словника включились лучшие специалисты, занимающиеся исследованием материальной и духовной культуры осетинского народа, такие, как Б.А.Калоев, В.А.Кузнецов, Т.А.Гуриев, А.К.Хачирти, В.Х.Тменов, Б.В.Техов, Ю.Ю.Карпов, З.В.Канукова, Т.А.Хамицаева, Ф.Ш.Алборов, Т.Э.Батагова„ Ш.Ф.Джиккаев, А.А.Хадикова, Б.К.Харебов, О.А.Габуева, А.К.Гостиева, Ф.М.Таказов, Д.В.Сокаева, А.Б.Кокоева и др.Энциклопедия будет иллюстрирована. Ориентировочный объем каждой книги - 60-70 а.л.

В заключение хотелось бы вновь вернуться к началу нашего выступления. Народы Кавказа неразрывными нитями связаны друг с другом. И какое бы научное исследование не выполнялось по тем или иным его народам, тем более по традиционной культуре, обойти стороной сравнительно-этнографические, фольклорные, лингвистические данные по соседним народам практически невозможно.

В словнике предлагаемой энциклопедии предусмотрены статьи о явлениях общекавказского происхождения: аталычество, аванкулат, левират. Много общих точек соприкосновения в культе огня, предков, ранних форм религии.

Немало и праздников с общими корнями: Аларды и Гельерды, Атынæг и Атенгеноба, Тутыр и Тотур, Фыдыуани и Иоанн Креститель и др. Кроме того, в энциклопедии предусмотрены статьи о всех возможных фольклорно-этнографических параллелях осетин с адыгами, абхазами, вайнахами, грузинами, народами Дагестана, со славянским и среднеазиатским миром. Было бы замечательно увидеть в авторском коллективе наших коллег из соседних регионов, т.е. тех, кто работает над вопросами культурно-исторических взаимовлияний и связей народов Кавказа. Одним словом, нам необходимо сосредоточить свое внимание на исследовании таких научных проблем, которые бы работали на большее сближение позиций наших народов.

По этнографии и фольклору народов Кавказа накоплена громадная по объему уникальная литература, которая большей частью разбросана по разным источникам, не доступных широкому читательскому кругу. С учетом того, что в национальных республиках трудится большое количество высококвалифицированных специалистов в области фольклора и этнографии полагаю, что почва для аналогичных обобщающих трудов по традиционной культуре подготовлена повсеместно на Кавказе; дело только в желании и организации работ.

Между тем, если бы подобная работа была проведена во всех национальных центрах (не правда ли, порою не мешает и помечтать), то от этого шага до создания единой обобщающей энциклопедии для историко-этнографической области под названием «Кавказ» осталась бы лишь малость.

И действительно, создание подобного сводного труда общекавказского масштаба стало бы не только прекрасным подарком для мировой науки, но и способствовал сближению и большему взаимопониманию многонационального Кавказа. Народы Кавказа увидя себя в этом издании в новом свете, удостоверились бы, что, несмотря на разноязычие и расхождение в деталях, многовековые культурно-бытовые парадигмы, совместная жизнь на смежной территории сроднила их гораздо больше, способствовала выработке единого антропологического типа и этнопсихологического профиля, что духовный мир народов Кавказа в основе своей един.


Примечания

1 Рыбаков Б. А. Язычество в православии. М., Наука, 1981. С. 17.

2 Толстой Н. И. Ареальные исследования в языкознании и этнографии/Язык и этнос. Л., 1983.

Источник:
Кавказоведение: опыт исследований
Материалы международной научной конференции (Владикавказ, 13-14 октября 2005 г.)
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна

Похожие новости:

  • Основные направления кавказоведческих исследований в Абхазии
  • Объективность и субъективность в современной историографии Кавказа (Постановка вопроса). Заключение.
  • Принципы ономастических исследований в русском кавказоведении XIX века и современное их значение
  • Обращение Оргкомитета Северо-Осетинской республиканской религиозной организации «Уацдин»
  • Интеграционные традиции и перспективы отечественного кавказоведения
  • Очерки по демонологии народов Северного Кавказа
  • Проблемы и аспекты формирования духовного развития молодежи в образовании
  • Зарегистрирована религиозная община, исповедующая традиционную осетинскую веру
  • #1 написал tamta
    Когда: 26 октября 2010 06:52
    Да,и увы это правда (поповоду страха). Даже я сама побаиваюсь "лиц кавказкой национальности", хотя сама к ним отношусь!
    Зарегестрирован: -- | ICQ: |
    | | | |
    #2 написал Муса
    Когда: 23 ноября 2010 15:29
    Очень интересная и консолидирующая статья. Давно пора кавказцам "умыть" отдельных своих недостойных соплеменников. Необходимо убрать "государственно-таможенные" посты на границах между субъектами СКФО - сделать проезд автомашин более свободным. Положить конец беспределу гаишников на этих постах. И еще... Слово "АЛАН" - переводится с чеченского, как "БОЖИЙ", или "КНЯЖЕСКИЙ". Кроме того, есть рукопись Аздина Вазара (начало 13 века, хранится в Египте) отождествляющая чеченцев с аланами. Утверждение автора, что осетины прямые потомки алан, а все остальные народы кавказа - косвенные потомки - ОШИБОЧНОЕ.
    Зарегестрирован: -- | ICQ: |
    | | | |
    #3 написал FRANK
    Когда: 27 ноября 2010 00:18
    Уважаемый Муса! Мы с братскими чувствами относимся к чеченскому народу. У нас есть много фамилий, имеющих одно происхождение.Кстати, фамилия матери Сталина-Гелаева(пришлепка ДЗЕ не в счет). А эта фамилия встречается только у чеченцев и осетин.Так что этот тиран и ваших кровей тоже! Аланами мы себя не сегодня начали считать, да и наши братья-германцы такого-же мнения.Один Hitler чего стоит, со своими высказываниями о нас. А жидо-большевицкая пропаганда в наш адрес пусть тебя не обманывает. Жиду верить-никогда! Они извратили историю в мировом масштабе, хотя не стоит тратить столько слов на этих шайтанов. Главное что Кавказцы были и дожны остаться примером для всех нормальных людей!
    Зарегестрирован: -- | ICQ: |
    | | | |

    Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    liex

    Авторизация

    Реклама

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Май 2018 (1)
    Март 2018 (5)
    Февраль 2018 (5)
    Январь 2018 (1)
    Декабрь 2017 (10)
    Ноябрь 2017 (5)
      Осетия - Алания