Авторские статьи: Проблемы и перспективы социально-экономического развития Южного Региона

Опубликовал admin, 12 декабря 2012
А. И. Тетуев

Исследование выполнено при финансовой поддержке РАН в рамках подпрограммы «Проблемы социально-экономического и этнополитическою развития южного макрорегиона» по проекту «Этнополитические процессы на Юге России: проблемы влияния на общественно-политическую жизнь региона».

Важнейшим условием обеспечения стабильности в регионе является развитая и эффективная экономика государства, в том числе и Юга России. Южный федеральный округ занимает 3,4 процента территории России, на его долю приходится 16.1 процента населения страны. Социально-экономические проблемы региона остаются ключевыми, во многом определяющими ход и острот> остальных процессов, поэтому необходимо выявить основные тенденции, а также их влияние на ситуацию в регионе. В числе этих тенденций, несмотря на определенный рост показателя Валового регионального продукта (BPП). за последние годы доля Южного Федерального округа в ВРП России довольна мала. В 2006 г. она составляла 7,2% от ВРП страны. В расчете на душу населения ВРП Южного округа ниже среднего по стране в 2.2 раза и в 4,3 раза ниже, чем в Уральском федеральном округе.

Неравномерность экономического развития в рамках самого Южного округа наглядно проявляется в объемах ВРП на душу населения — здесь разница приближается к шестикратной. Финансовая помощь из федерального бюджета занимает в республиках Северного Кавказа от 50 до 90%[1].

В 2002-2007 гг. решение задач в сфере социально-экономического развития субъектов Южного федерального округа в основном осуществлялось в рамках целевой программы «Юг России». Финансовые затраты на ее реализацию в 2002-2005 гг. составили 71,75 млрд.руб., из них 8,66 млрд. руб. за счет средств федерального бюджета. В рамках реализации программы введено в эксплуатацию 281 объектов и пусковых комплексов.

Но при всех успехах программы «Юг России» она не позволила обеспечить комплексное социально-экономическое развитие Южного федерального округа, сформировать сбалансированную экономику. На территории округа действуют 13 федеральных целевых программ и 14 подпрограмм. Вопросы развития Юга России решаются также за счет внепрограммной части федеральной адресной инвестиционной программы, Федерального фонда регионального развития, средств ОАО «ЕЭС России», ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Газпром» и других источников. В целом обозначилась тенденция оздоровления экономики Южного региона. Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций ЮФО в 2008 году показана в таблице №1[2].

Проблемы и перспективы социально-экономического развития Южного Региона


Анализ таблицы №1 показывает, что средняя заработная плата в 2008 году по всем субъектам Северного Кавказа была в этот период ниже среднероссийской зарплаты на 31.6 %. В Краснодарском крае этот показатель был наиболее близок к уровню Российской Федерации. Основные показатели. характеризующие уровень жизни населения в 2008 году (в расчете на душу населения, в среднем за месяц, рублей) показаны в таблице №2[3].

Проблемы и перспективы социально-экономического развития Южного Региона


Соотношение зарплаты к прожиточному минимуму также во всех северокавказских республиках ниже, чем в среднем по России, как в 2003 г., так и в 2008 году. К наиболее бедным как по средней зарплате, так и по соотношению к прожиточному минимуму, относятся Дагестан. Калмыкия, Северная Осетия-Алания, Ингушетия. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по субъектам Российской Федерации (в процентах от общей численности населения региона) показаны в таблице №3[4].

Проблемы и перспективы социально-экономического развития Южного Региона


1) Данные уточнены по сравнению с ранее опубликованными.

2) Па основании Федерального закона от 24.10.97 г. № 154-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» был осуществлен пересмотр (в сторону повышения) состава потребительской корзины, в соответствии с которой определяется величина прожиточного минимума. Но этой причине в целом по Российской Федерации за 2005 г. и в отдельных субъектах Российской Федерации за 2006 и 2007 гг. отмечается рос т доли населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума по сравнению с предыдущим годом. Вместе с тем, при использовании сопоставимых данных о величине прожиточного минимума тенденция к сокращению уровня бедности в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации не меняется.

3) В расчетах использованы данные о величине прожиточного минимума, установленной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», и ретроспективные оценки величины прожиточного минимума, полученные на основе установленной в субъектах Российской Федерации потребительской корзины (в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации») или ее проекта по состоянию на конец 2002 г.

Как видно из таблицы №3, показатель численности населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2007 году в общей численности жителей составляет по данным Госкомстата Российской Федерации: в Калмыкии — 44%, в Ингушетии — 41%, в Адыгее — 29,6%, Кабардино-Балкарии — 18,3%, Карачаево-Черкесии — 18,2 %, Краснодарском крае — 19,6 %, Ставропольском крае — 18,4 %, Ростовской области — 15.7%, Волгоградской области — 12,9%, тогда как по Российской Федерации в среднем на ту же дату — 13,4%. Данные свидетельствуют о том, что во всех регионах Северного Кавказа, кроме Волгоградской области уровень бедности выше среднероссийского.

К подобному выводу подводит официальная статистика денежных доходов населения и их соотношения с прожиточным минимумом: отставание Северного Кавказа и здесь очевидно. Однако эти усредненные цифры, во-первых, не учитывают доходы от теневого бизнеса, а, во-вторых, затушевывают проблему сильного расслоения доходов населения. Коэффициент расслоения (соотношение доходов беднейших и самых богатых групп населения) в большинстве регионов очень высок, а поэтому уровень бедности соседствует с высокими доходами, как и всюду в стране.

Анализ динамики денежных доходов населения за 2003-2007 гг. показывает, что данные среднедушевого денежного дохода по Южному Федеральному округу в среднем ниже уровня по Российской Федерации.

Экономическая ситуация в регионе осложнялась неблагоприятной обстановкой на рынке труда, где сложился колоссальный разрыв между спросом и предложением рабочей силы, а избыточные трудовые ресурсы не находили необходимых сфер занятости. Численность безработных в 2008 году (по данным обследований населения по проблемам занятости) показана в таблице №4[5].

Проблемы и перспективы социально-экономического развития Южного Региона


Численность зарегистрированных безработных в 2008 г. в ЮФО, согласно таблицы №4, превышала 1312 тыс. человек. На конец 2007 г. наиболее высокая безработица отмечалась в Чечне — 53 %. Ингушетии — 47,3%, Дагестане — 20,2%, Карачаево-Черкессии — 18,3% при среднем по Российской Федерации показателе в 6,1%.

Без принятия необходимых мер безработица может стать источником высочайшей социальной напряженности с соответствующим обострением криминальной обстановки, межэтнических отношений и усилением влияния экстремистских политических группировок, ориентированных на формирование этно-религиозных государственных образований вне Российской Федерации.

Обострению социальной обстановки в регионе способствует и возросшая преступность.

Кроме того, согласно распоряжению Правительства России от 9 июня 2007 г. была учреждена Концепция ФЦ11 «Юг России» на 2008-2012 гг. Объем финансирования программных мероприятий составляет порядка 129,4 млрд. руб., из них 52,1 млрд. руб. — это средства федерального бюджета, которые предполагается распределить по следующим приоритетным направлениям: снятие инфраструктурных ограничений для развития экономики регионов Юга России — 33 процента; развитие туристического и рекреационного комплексов — 37,3 процента; реализация проектов, направленных на смягчение социальной напряженности — 13,4 процента; улучшение обеспечения населения регионов Юга коммунальными услугами — 12,5 процента; развитие агропромышленного комплекса — 3,8 процента[6].

Реальным средством, способствующим созданию условий для устойчивого социально-экономического развития субъектов Южного федерального округа, представляется установление и развитие внешних связей путем заключения договоров и соглашений. Между республиками, краями и областями, входящими в ЮФО, заключены и действуют более 100 соглашений и договоров о торгово-экономическом сотрудничестве.

В реализации подписанных договоров и соглашений о сотрудничестве между регионами большое значение имеют открытие торговых представительств и торговых домов.

Укреплению экономических связей способствует и Ассоциация социально-экономического сотрудничества республик, краев и областей южного округа. Её деятельность направлена на обеспечение совместных скоординированных действий субъектов Российской Федерации Северо-Кавказского региона. Ассоциация осуществляет контроль за ходом разработки и реализации целевых межрегиональных программ. В частности ею были разработаны программы, как: Федеральная целевая программа «Юг России» на период 2002-2006 гг., Федеральная целевая программа «Юг России» па период 2008-2012 гг., «Развитие транспортного комплекса Северного Кавказа», «Основные направления развития энергетики Северного Кавказа на период до 2010 года» (на базе альтернативных источников энергии), «Выбор и обоснование перспективных площадок для организации особых экономических зон (ОЭЗ) курортно-рекреационного типа», «Показатели эффективности управления ресурсами республик, краев и областей», «Концепция обеспечения безопасности юродов Северного Кавказа». На основании этой Концепции реализуется программа «Безопасный город», в т.ч. в г. Ростове-на-Дону и других городах субъектов РФ Южного федерального округа. Совместно с Ростовстатом разработаны методические рекомендации по оценке уровня и динамики социально-экономического развития муниципальных образований Юга России.

Ежегодно Ассоциация «Северный Кавказ» совместно с министерствами и ведомствами субъектов РФ Южного федерального округа проводит более 15 выставок, в которых принимают участие все регионы Юга России.

Исполнительный комитет Ассоциации «Северный Кавказ» является одним из основных организаторов подготовки и проведения зарубежных выставок Южного федерального округа в Греции. Италии, Германии, Китае, Франции[7].

Таким образом, несмотря на положительную динамику социально-экономического развития Юга России необходимо наращивать ежегодные объемы ВРП темпами, превышающими среднероссийские показатели. В первую очередь представляется целесообразным использование имеющихся конкурентных преимуществ субъектов: сравнительно невысокий уровень издержек при строительстве и реконструкции объектов; наличие дешевого сырья для пищевой промышленности и строительства; значительный санаторно-курортный потенциал; энергетические ресурсы; транспортные коридоры.

Главным фактором развития экономики региона могут быть лишь внутренние ресурсы, так как внешние (иностранные) инвестиции еще длительное время будут сдерживаться нестабильностью в регионе. Для мобилизации этих ресурсов Центру необходимо способствовать развитию в регионе малого бизнеса, дающего быструю отдачу от вложений, внутрирегиональной интеграции, привлечению внебюджетных источников финансирования.

Финансовая помощь субъектам ЮФО по линии федерального бюджета должна еще более дифференцироваться и исходить не из принципа «выравнивания уровней» бюджетных расходов, а из принципа эффективности.

В целях обеспечения наибольшей занятости населения необходимо предусмотреть в региональных бюджетах средства на софинансирование развития традиционных отраслей сельскохозяйственного производства (виноградарства и виноделия в Республике Дагестан и животноводства — в большинстве субъектов ЮФО).

Предметом особой заботы Центра на Северном Кавказе должна стать социальная сфера и ее «болевые точки»: положение безработных, особенно молодежи и женщин, беженцев, пенсионеров и инвалидов. Следует поддержать предложение Министерства труда и социального развития Российской Федерации, касающееся выделения федеральных дотаций на выплату пенсий и пособий ветеранам и инвалидам, но не по линии трансфертных платежей, а через узконаправленные целевые каналы финансирования — Пенсионный и Социальный фонды и их региональные подразделения.

В целях обеспечения политической и социальной стабильности в республиках Северного Кавказа следует организовать массовое строительство социально доступного жилья, создать рабочие места, используя механизмы федеральной внебюджетной целевой программы «Социальное жилье».

Для уменьшения нагрузки республиканских и краевых бюджетов по расходам, связанным с приемом беженцев, следует ввести квоты по линии Федеральной миграционной службы и обеспечивать их соответствующей долей средств из федерального бюджета.

Следует принять чрезвычайные меры для уменьшения уровня криминализации экономики и повседневной жизни на Северном Кавказе. Неотложного решения требуют проблемы открытых границ, создания препятствий обороту наркотиков и торговле оружием.


Примечания

1. Атлас социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России. Т.1. Под редакцией академика Г.Г. Матишова. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2006. С. 42,45; Атлас социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России. Т.2. Под редакцией академика Г.Г. Матишова. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАИ, 2007. С.9; Российский статистический ежегодник. 2008: стат. Сб./ Росстат. М., 2008. С. 322-324; Социальное положение и уровень жизни населения России. 2008. Стат. Сб./ Росстат. М„ 2008. С. 41-43.

2. Социально-экономическое положение Южного Федерального округа. М., 2008. С. 59.

3. Там же. С. 57.

4. Социальное положение и уровень жизни населения России. Стат. сборник. М., 2008. С. 157.

5. Социально-экономическое положение Южного Федерального округа. М, 2008. С. 54.

6. Митрофанова И.В. Целевая программа развития южного макрорегиона: прошлое, настоящее, будущее. Взаимодействие народов и культур на Юге России: история и современность. Сборник научных статей. Ростов-па-Дону, 2008. С. 150.

7. Текущий архив Ассоциации «Северный Кавказ».


Источник:
Материалы международной юбилейной научной конференции
«Россия и Кавказ» (Владикавказ, 6-7 октября 2009 г.). Стр. 260 - 265.
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна

Похожие новости:

  • Анализ работы системы социально-гигиенического мониторинга территорий Российской Федерации
  • Правительство РФ создает комиссию по развитию Северного Кавказа
  • По индексу промышленного производства в ЮФО лидирует Адыгея
  • В Карачаево-Черкесии завершается подготовка к международному форуму «Сочи-2008»
  • В Ингушетии пройдет межрегиональное совещание российских строителей
  • Итоги социально-экономического развития Республики Ингушетия в 2002-2007 гг.
  • Главы регионов ЮФО: президент России очень четко обозначил ситуацию на Северном Кавказе
  • Дмитрий Козак провел заседание по улучшению социально-экономического положения в ЮФО
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    liex

    Авторизация

    Реклама

    Меховые помпоны. Меховой помпон.;Страховка для визы sb-a.ru;http://ooo-granitm.ru учет затрат поставок нерудных материалов

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Февраль 2018 (5)
    Январь 2018 (1)
    Декабрь 2017 (10)
    Ноябрь 2017 (5)
    Октябрь 2017 (3)
    Сентябрь 2017 (7)
      Осетия - Алания