Авторские статьи: «Перестройка» и распад СССР. Кавказ и угроза распада Российской Федерации

Опубликовал admin, 14 сентября 2007
Этнокультурная мозаика Северного Кавказа, сложившаяся и устоявшаяся исторически из различных по языку и происхождению компонентов, представляет уникальное явление. В регионе живут народы трех разных языковых семей. Многонациональность дополняется многоконфессиональностью — христианские и мусульманские народы живут чересполосно, на стыке северокавказских степей и Нижнего Поволжья они граничат с буддистами-калмыками. В то же время нельзя не учитывать и разный уровень социально-экономического культурного развития народов Северного Кавказа, их продвинутости по пути современной цивилизации. На передовых позициях находятся адыги и осетины, наиболее заметные консерватизмом и архаикой социальной структуры, быта, психологии отличаются вайнахи, некоторые высокогорные этнографические группы Дагестана. Это, безусловно, создает объективные трудности при определении государственной национальной политики в регионе, необходимость ее особой гибкости и толерантности.

Несмотря на различия в исторических судьбах, языке, культуре, социальной психологии, народы Северного Кавказа создали свой самобытный и неповторимый мир, принесший кавказским народам мировую известность. Но кавказский дом в последние годы «революционных» реформ дал глубокие трещины, угрожающие обвалом. Не допустить этого, сохранить в регионе мир и спокойствие, сотрудничество и сближение, а не разъединение и противопоставление народов, превратить Северный Кавказ из зоны конфликтов в зону безопасности и устойчивого развития — выбор без альтернатив. Любой иной путь кажется бесперспективным.

Упомянутые глубокие трещины в общем для всех кавказском доме в 90-е годы ушедшего XX в. пронизали фундамент, коснувшись жизненных интересов всех народов и этнических групп. Над Северным Кавказом, как единым экономическим, политическим и культурным пространством, нависла реальная угроза распада. Угроза подрыва и даже ликвидации совместной жизни и сотрудничества северокавказских народов с Россией и русским народом, насчитывающих не менее двух столетий. Нет сомнений в том, что в этот исторический период главным его содержанием стало единство наших народов, совместное развитие в составе Российской Империи и Советского Союза, и именно это единство стало основой устойчивости в регионе.

Распад и деформации единого политического пространства последних лет на Кавказе отразились на разобщении нашей культуры и функционировании науки в регионе. Утрачивались научные связи, распадались научные школы. Сказанное в первую очередь относится к кавказоведению. «Наука едина и нераздельна», — указывал выдающийся русский ученый и мыслитель В.И. Вернадский и среди первоочередных задач российской науки называл чрезвычайное разнообразие как естественноисторичсского, так и этнического состава русского государства. Данное положение было сформулировано в 1917 г., но оно исключительно злободневно и сегодня. Тем более, что В.И. Вернадский далее говорит: «Огромная сплошная территория, добытая кровью и страданиями нашей истории, должна нами охраняться, как общечеловеческое достижение, делающее более доступным, более исполнимым наступление единой мировой организации человечества… задача сохранения единства Российского государства — уменьшение центробежных сил в ее организации — является одной из наиболее важных задач государственной политики… насильственная политика в решении национальных вопросов в значительной мере поддерживалась недостаточным знанием и недостаточной осведомленностью русского общества и правительства о местной жизни, местных особенностях и национальной жизни составляющих Россию народностей. Именно здесь лучшим спаивающим средством и лучшим источником единения являются возможно широкое и возможно полное знание и связанное с ним понимание… должна оказываться широкая государственная помощь изучению истории, языка, этнографии, литературы населяющих Россию народностей».

Можно ли утверждать, что за прошедшие с тех пор почти 100 лет положение радикально изменилось, и российское общество, правительство и органы управления на местах хорошо осведомлены о пародах Северного Кавказа и особенностях их национальной жизни, национального самосознания? Вряд ли, хотя справедливости ради необходимо подчеркнуть, что в годы Советской власти во всех национальных республиках и областях региона были открыты свои научно-исследовательские институты, высшие и средние учебные заведения, созданы издательства и начат широкий выпуск печатной продукции на национальных языках. В совокупности с массовым образованием и подъемом национальных культур это был гигантский шаг вперед, и отрицать или замалчивать такие факты невозможно. И тем не менее слабое знание Кавказа и особенностей его народов в среде государственного аппарата и политического руководства Российской Федерации сохранилось. Кратко остановимся на некоторых процессах, протекавших на Северном Кавказе в последние 10 — 15 лет, раздиравших этот прекрасный край и представлявших реальную угрозу для всей Российской Федерации.

В задачи настоящего издания, разумеется, не входит специальное и детальное рассмотрение такого геополитического события, как крах СССР в декабре 1991 г., и всех вытекающих отсюда последствий. Но Северный Кавказ был составной частью советской политической системы от начала и до конца ее существования, и последствия бесславного распада этой системы, успешно выстоявшей и победившей во второй мировой войне, пожалуй, глубже всех коснулись именно Северный Кавказ. Поэтому очень бегло коснемся одного из крупнейших событий мировой истории XX в. — катастрофы СССР, одной из ведущих держав мира.

Вспомним времена «развитого социализма», фактически объявленного после отстранения от высшей власти одиозного Н.С. Хрущева в октябре 1964 г., когда на высший пост первого секретаря ЦК КПСС пришел Л.И Брежнев. Со второй половины 70-х годов советская экономика стала входить в глубокий кризис. Поставленная в конце 50-х годов Хрущевым грандиозная задача догнать и перегнать экономику США оказалась плановой экономике СССР не по плечу. В 70-х годах началось падение темпов роста как в промышленности, так и в сельском хозяйстве (особенно в последнем, со второй половины 70-х годов начался массовый ввоз зерновых, до 40 млн. тонн в год). Экономический кризис приобрел системный характер, обострившийся в начале 80-х годов.

В марте 1985 г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев, осознавший глубину кризиса советской экономической и политической системы и необходимость не косметических, а радикальных реформ. В СССР была объявлена «перестройка», призванная реконструировать государство и общество. Были объявлены и разрешены демократизация, гласность и плюрализм, что освободило общество от идеологических оков. В стране начались совершенно новые для СССР процессы, в том числе в проявлениях быстро нараставших центробежных сил. Так же быстро и во весь рост встали многочисленные и острые, ранее латентные национальные проблемы.

Активную форму они приобрели между Арменией и Азербайджаном за Нагорный Карабах (населенный армянами, но входивший в Азербайджан), за ним последовали войны Грузии с южными осетинами и абхазцами. Центральные власти и Горбачев, занявший позицию лавирования, справиться с катастрофической ситуацией не смогли, в 1990 г. последовал выход прибалтийских республик из СССР. В сфере экономики ситуация также была катастрофической, производство продолжало падать, ни одна из начатых горбачевских реформ не дала ожидаемых результатов. Распад СССР в этих условиях стал неизбежен, тем более что в политической сфере сформировалась «демократическая» оппозиция Горбачеву и открылось резкое противостояние между Горбачевым как президентом СССР и Ельциным как президентом РСФСР. Распад был ускорен консервативным путчем в августе 1991 г., потерпевшим неудачу. После провала путча 8 республик заявили о своем суверенитете и независимости, деятельность КПСС была запрещена.

В начале декабря 1991 г. президенты России, Украины и Белоруссии, собравшись в Беловежской пуще, объявили о ликвидации СССР, а М.С. Горбачев заявил о прекращении им функций президента СССР.
После развала СССР как единой и объединяющей государственной организации на Кавказе усилилось обострение этнополитических проблем. По данным современных политологов (А.Г. Плиев), до 20 народов Кавказа имеют взаимные территориальные претензии. Абхазия, Южная Осетия и Нагорный Карабах претендуют на политическую самостоятельность, новый характер приобрела проблема так называемых разделенных народов — осетин, лезгин, чеченцев (около 200 тыс. чеченцев — аккинцев живет в пределах Дагестана). Если раньше они жили и свободно передвигались в рамках одного государства СССР, то теперь они оказались в разных государствах со всеми вытекающими отсюда последствиями. На Северном Кавказе наблюдается бурный рост национального самосознания, связанный в политической практике с государственно-национальным строительством, в области идеологии зачастую с этническими принципами вообще, с обращением к своему великому историческому прошлому в частности.

Перемены в государственно-национальном устройстве в начале 90-х годов сопровождались принятием новых республиканских конституций, выявивших тенденцию к изменению своего статуса: большая часть бывших северокавказских республик, имевших статус АССР, объявила о своем суверенитете в составе РФ (хотя базовое понятие суверенитета подразумевает независимость государства не только во внутренней, но и во внешней политике; в данном случае понятие суверенитета имеет «усеченную» форму). Самоопределение в рамках одного государственного образования — возможная форма национально-территориального устройства, обеспечивающая народам оптимальные варианты национального развития, и признание федеральным центром суверенитета северокавказских республик и расширение их прав и полномочий было единственно верным в той ситуации решением. Рассматриваемый процесс не нес в себе прямой угрозы распада РФ, хотя в конституции Дагестана предусматривалось право Республики Дагестан «на изменение своего государственно-правового статуса». Можно не сомневаться в том, что в обозримом будущем Дагестан на выход из РФ не пойдет: его экономика, как и некоторых других республик Северного Кавказа, является дотационной из федерального бюджета.

Наряду с указанными позитивными принципами активизировались силы, объединяющиеся в этнополитические движения и открыто стремившиеся к сепаратизму, отделению Северного Кавказа от Российской Федерации и противоборству с Россией, как извечным врагом кавказских народов. Стали с этой целью вынашиваться планы воссоздания несостоявшейся в 1920-1924 гг. Горской республики, развалившейся вследствие внутренних центробежных тенденций, причем по планам идеологов ГР и Конфедерации горских народов Кавказа Горская республика выйдет из состава России. В мае 1998 г. 80-летие Горской республики широко праздновалось на «нейтральной почве» в г. Сухуми с приглашением представителей Северного Кавказа.

Одновременно антироссийские — антирусские тенденции активизировались в идеологической и конфессиональной сфере с опорой на самые агрессивные и непримиримые формы ислама. В глазах новоявленных мюридов и фанатиков все немусульмане и в первую очередь христиане, — «гяуры», т.е. неверные, подлежащие уничтожению или покорению в результате священной войны «джихада». Разумеется, в первую очередь русские. Все эти идеи нашли концентрированное выражение в книге дагестанского автора Магомеда Тагаева, изданной в 1997 г. при помощи «Центра международных и стратегических исследований и планирования» Конфедерации народов Кавказа. Таким образом, книга Тагаева отражает не только его личные взгляды и убеждения. Очевидно, в значительной степени это и есть «стратегическое планирование» Конфедерации народов Кавказа. К чему же призывает народы Северного Кавказа М. Тагаев?
В предисловии сказано, что книга учит, как добиться освобождения Дагестана и всего Северного Кавказа, зовет к национально-освободительной борьбе против «русского ига», которое в другом месте своей книги называет игом «русско-фашистским». Освобождение же Северного Кавказа, согласно Тагаеву, возможно только через изгнание русских путем вооруженной борьбы, «война с Москвой должна быть превращена нами из обыкновенной национально-освободительной в тотальную». Для войны с Россией Тагаев предлагает сформировать Повстанческую Армию Имама численностью 80 тысяч солдат и корпус офицеров. Книга М. Тагаева поражает патологической ненавистью к России и русским.

В Дагестане нашла пристанище мусульманская секта ваххабитов. Течение ваххабитов возникло в Аравии в XVIII в. (последователи Муххамеда ад Ваххаба). Ваххабиты требуют возврата к патриархальной простоте жизни первых веков ислама, строгого исполнения обрядов и запретов, воюют с европейским культурным влиянием и т.д. В Саудовской Аравии ваххабизм стал господствующей религией, отсюда происходит «международный террорист № 1» Бен Ладен, подозреваемый в организации беспрецедентных терактов 11 сентября 2001 г. в США. Из Дагестана ваххабиты распространяются в Чечню и Карачай, становившиеся на Северном Кавказе очагом терроризма (серия взрывов не только здесь, но и в центральной части России). Но необходимо подчеркнуть, что в дагестанском обществе, как и во всех республиках Северного Кавказа, существуют не только деструктивные националистические и экстремистские силы, нацеленные на отрыв региона от РФ.

Есть и иные силы, противостоящие национал-экстремистам и хорошо сознающие трагическую пагубность подобной политики для своих народов. Выше говорилось о том, что Дагестан на выход из РФ не пойдет, это авторитетное мнение дагестанских ученых. В частности, оно подтверждается тем, что во время вторжения чеченских боевиков в Дагестан летом 1999 г. дагестанцы не поддержали их и дали им отпор. Социальная база ваххабизма is Дагестане незначительна (по данным прессы, несколько десятков тысяч человек), но она имеет тенденцию роста, и ваххабизм постепенно формирует еще один очаг противостояния на Северном Кавказе. Весьма показателен тот факт, что Верховный суд Дагестана вышеупомянутого «ястреба» М. Тагаева привлек к уголовной ответственности и за разжигание межнациональной вражды в июле 2004 г. осудил к 10 годам заключения строгого режима. В республике есть здравомыслящие силы, и можно не сомневаться в их успехе. Такие же силы существуют во всех республиках Северного Кавказа.

Социальная ситуация в Дагестане сложная и достаточно напряженная, как и везде на Кавказе: здесь обострены национально-этнические чувства и эмоции, реальное влияние в республике принадлежит крупным этническим группам — аварцам, кумыкам, даргинцам. Это создаст дополнительные факторы напряженности. Руководство Дагестана проводит взвешенную национальную политику не только у себя в республике, но и относительно соседей по Северному Кавказу — в свое время председатель Госсовета Дагестана М. Магомедов вместе с президентом Ингушетии Р. Аушевым не подписал обращение лидеров северокавказских республик, одобрявших ввод федеральных войск в Чечню. В то же время Дагестан не заявлял о государственном суверенитете и в своей конституции провозгласил себя неотъемлемой частью Российской Федерации. Это вопреки стратегическим целям некоторых руководителей Чечни об объединении Чечни-Ичкерии и Дагестана в единое независимое государство, контролирующее Прикаспийский регион и учреждение в Чечне летом 1997 г. движения «Исламская нация», целью которого стало воссоздание имамата Шамиля в его «исторических границах».

Сепаратизм и агрессивный национал-экстремизм в наиболее открытых формах проявился в последнее время именно на Северном Кавказе. Какие бы глубокие
исторические и идеологические корни не имели эти явления, объективно они представляют угрозу распада Российской Федерации, следовательно, новой катастрофы глобального масштаба.

В.А. Кузнецов «Введение в кавказоведение» Владикавказ 2004

Похожие новости:

  • Вехи единения культур народов Кавказа
  • Ставрополь стал 11-ым городом России, где открылось отделение кавказской молодежной организации "Дети Гор"
  • Завершение вхождения Северного Кавказа в состав России. Итоги.
  • Этнополитический фактор федерализма на Северном Кавказе в конце XX - начале XXI в.
  • Изучение истории взаимоотношений Дагестана и республик Северного Кавказа в 1990-2004 г.
  • Маркедонов: итоги выборов на Северном Кавказе не отражают реальности
  • В школьную программу могут включить изучение культур этносов России
  • Русский язык на Северном Кавказе
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    liex

    Авторизация

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Октябрь 2020 (1)
    Сентябрь 2020 (1)
    Август 2020 (4)
    Июнь 2020 (2)
    Май 2020 (8)
    Апрель 2020 (1)
      Осетия - Алания