Главная > Авторские статьи > Геополитические процессы на Северном Кавказе: проблемы и решения

Геополитические процессы на Северном Кавказе: проблемы и решения


19 февраля 2010. Разместил: admin
С. В. Передерий
д.пол.н., зам. зав. кафедрой управления, политологии и социологии Пятигорского государственного лингвистического университета. (г.Пятигорск)

Геополитические процессы на Северном Кавказе: проблемы и решенияПрежде всего хотел бы поздравить организаторов конференции со знаменательным событием - 80-летием Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И.Абаева Владикавказского научного центра РАН и Правительства РСО-А и пожелать дальнейшей плодотворной работы. Вместе с тем хотел бы высказать слова благодарности за приглашение и возможность участвовать в названных торжественных мероприятиях.

Заявленная тема Международной научной конференции «Кавказоведение: опыт исследований» представляется политически актуальной и чрезвычайно важной во всех отношениях. Ее проведение в столице Республики Северная Осетия-Алания глубоко символично, потому что именно она стала основным объектом провокаций со стороны международных реакционных сил в лице спец. служб, как это показали неслыханные по своей бесчеловечности события в Беслане. В связи с этим закономерно встает вопрос: в чем основной смысл происходящих на Северном Кавказе процессов, что скрывается за проводимой США политикой по милитаризации Грузии и провоцировании ее на силовые акции в отношении Южной Осетии и Абхазии?

Прежде всего следует подчеркнуть, что Северный Кавказ превратился в наиболее опасный регион в РФ. По мнению экспертов Московского центра Карнеги, для России наступило «время Юга», то есть период, когда события на Кавказе из периферийных превратились в центральные, а иногда - в определяющие для различных сфер российской политической и общественной жизни. В подтверждение этого достаточно только вспомнить последние события в Дагестане, Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии.

В связи с этим нельзя умолчать о Южной Осетии и Абхазии, события в которых вполне могут взорвать мир в Кавказском регионе. Случись что в Абхазии, непредсказуемой окажется ситуация в приграничном Краснодарском крае. Обострение в Южной Осетии не оставит в спокойствии, мягко выражаясь, Северную Осетию. Как мы видим, события в Южной Осетии и Абхазии напрямую угрожают безопасности РФ. Добавим к этому, что большинство, если не все население Южной Осетии и Абхазии имеют российское гражданство и, соответственно, Россия обязана их защищать всеми имеющимися способами и средствами, в том числе и военными.

Судя по заявлениям некоторых высокопоставленных официальных лиц РФ., за последними событиями в Ингушетии и Северной Осетии стоят спец. службы ряда зарубежных государств. В таком случае эти события - не что иное как проверка на прочность российской государственности в этом регионе. Их цель - показать неспособность РФ, как суверенного государства, справиться с взрывоопасными процессами на Кавказе. Тогда неизбежно встает вопрос о необходимости ввода миротворческих сил под эгидой США и НАТО в Кавказский регион. На этот вполне возможный вариант развития событий накладываются и геополитические интересы - стремление поставить под контроль нефтяные пути на Новороссийск. Как известно, США и их ближайшие союзники входили в нефтеносный Ирак также под благовидным предлогом.

Таким образом, югославский сценарий развития геополитических процессов в Кавказском регионе вполне возможен и совершенно ясно, чем он может обернуться для российской государственности и для русских. Тем же, чем и Косово сегодня - для сербов. Проблема положения русских на Северном Кавказе в силу ее значимости для будущего региона является самостоятельной темой и заслуживает отдельного разговора. На IX Всеславянском съезде в г. Минске в июле 2005 года, участником которого автор статьи являлся, достаточно аргументировано и убедительно говорилось, что славянский мир в целом и Российская Федерация как его основной оплот, являются главной мишенью агрессивных устремлений международных реакционных сил. Наступление с использованием самых изощренных методов и средств идет на всех направлениях, в том числе и на юге России, в Северо-Кавказском регионе. Десятки тысяч славян погибли в результате деятельности сил международного терроризма, религиозного экстремизма, фашиствующих националистов и сепаратистов. Сотни тысяч были вынуждены покинуть исконные места своего проживания, в том числе и в тех районах, где первое в истории этих мест оседлое население было славянским и где, таким образом, славяне являются коренными жителями. В результате грабежей, убийств, захвата домов и квартир еще до начала вооруженного противостояния в 1994 г. из Чеченской Республики бежало 200 тыс. славян. Моноэтничной стала и Республика Ингушетия, почти вдвое сократилось численность славянского населения в Республике Дагестан. Продолжается выезд славянского населения из Карачаево-Черкесской Республики, Моздокского района Северной Осетии-Алании и других.

Не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы не видеть, что исход русских, славянского населения, образно говоря, «цементирующего» весь социум в этом регионе, неизбежно повлечет за собой целый ряд социальных катаклизмов. В связи с этим хотелось бы обратиться с этой трибуны к представителям властных структур северокавказского региона - пока еще не поздно остановите исход русских. Это прежде всего в интересах мира и процветания ваших народов.

Положение русских, славянского населения на юге страны усложняется и вследствие того, что их интересы фактически игнорируются многочисленными правозащитными организациями и деятелями - как отечественными, так и зарубежными - оказывающими существенное влияние на политику федерального центра и на формирование международного общественного мнения. Более того - во многих случаях эти организации занимают явно русофобские позиции и играют провокационную роль, способствуя разжиганию этнических конфликтов, оказывая покровительство фашиствующим националистам и сепаратистам и выступая, фактически, в роли инструментов геополитических сил, стремящихся к расчленению России.

Третье. Представляется уместным на этой конференции поднять вопрос о положении самого русского народа, поскольку его самочувствие как государствообразующего этноса напрямую определяет безопасность и целостность Российского государства. В современной научной литературе уже высказано мнение, что «парадигмальной ошибкой и в теории, и в общественной практике была и сейчас остается формула «национального вопроса», исключающая собственно русских: в нем было место только народам окраины, то есть национальным меньшинствам»[1]. Как известно, русский народ был исключен из числа субъектов Федерации, поскольку ни русской союзной республики в СССР, ни русской автономной республики в РСФСР не было и нет до сих пор.

При таком положении дел в политическом устройстве страны, русские, соответственно, не являются ни субъектом, ни объектом проводимой государством национальной политики. Фактически получается, что нас, русских, для властных структур просто нет.

К дискриминации в политической сфере добавляется и бедственное экономическое положение русского народа, когда в результате грабительской так называемой «приватизации» 3/4 собственности оказалось не у русских. Только вдумайтесь - государствообразующий народ, составляющий 83% всего населения РФ, имеет только жалкую 1/4 всей собственности в стране.

Следствием подобного положения дел является то, что сегодня русские переживают кризис национального самосознания, государственно - патриотических ценностей, нравственных и социальных идеалов. Более того, происходит катастрофическое вымирание нации, как известно, примерно на 1 млн. чел. ежегодно, а в последние годы - почти на 2 млн. чел.

В связи с этим хотелось бы заявить следующее. На какую помощь русского народа могут рассчитывать народы Северного Кавказа, когда он сам поставлен в такое унизительное и бедственное положение. Его проблемы, это и ваши проблемы, поскольку деградация и вымирание русского народа неизбежно негативным образом скажутся и на вашем положении.

И, завершая, хотел бы подчеркнуть - без решения проблем русского народа у российской государственности нет будущего. И только в союзе с русским народом народы Кавказа могут обеспечить себе мир и согласие.

Примечания:
1 Татунц С. А. Этносоциология: проблемы, перспективы преподавания. Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология, 2000. № 1. С. 77.

Источник:
Кавказоведение: опыт исследований
Материалы международной научной конференции (Владикавказ, 13-14 октября 2005 г.)


при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна



Вернуться назад