Главная > Авторские статьи > К вопросу о национальной политике Российской Федерации (Середина 1990-х гг. - начало XXI в.)

К вопросу о национальной политике Российской Федерации (Середина 1990-х гг. - начало XXI в.)


11 апреля 2010. Разместил: admin
А. И. Тетуев
к.и.н., доцент, зам. директора по науке Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований Правительства КБР и Кабардино-Балкарского научного центра РАН (г.Нальчик).

К вопросу о национальной политике Российской Федерации (Середина 1990-х гг. - начало XXI в.)После распада СССР в 1991 г. сфера национальных взаимоотношений в новой России оказалась в эпицентре происходящих перемен. Органы государственной власти, учитывая уроки прошлого, стали проявлять внимание к поиску оптимальных механизмов для решения национальных проблем. В правительственных структурах был создан Государственный комитет по делам национальностей (Госкомнац России).

Российская Федерация - государство, на территории которою проживает более 160 национальностей. Самой многочисленной является русская, составляющая около 80% из 145-миллионного населения. Русские живут на всей территории Федерации, преобладая численно в большинстве регионов и в крупных городах страны. К другим крупнейшим национальностям относятся татары - 5,5 млн., чуваши - 1,6 млн., башкиры-1,6 млн., чеченцы - 1,3 млн., а также украинцы - 2,9 млн.

В то же время численность некоторых народов Севера (алеуты, водь, ижорцы, караимы, негидальцы, орочи, тазы, чулымцы и др.) насчитывает лишь несколько сот человек. Национальности России различаются не только по численности, но и по социально-профессиональной структуре, типу хозяйственно-культурной деятельности языку, особенностям материальной и духовной культуры1.

Почти повсеместно границы расселения не совпадают с границами внутрироссийских образований. Десятки миллионов россиян потомки смешанных браков проживают в этнически смешанных семьях. Многие народы в ходе длительных контактов испытали сильное воздействие русской культуры, особенно русского языка. В большинстве российских республик, в автономиях титульная национальность не составляет большинства населения.

Оставшееся наследие от прежней национальной политики политические репрессии, волюнтаристское хозяйственное развитие, непродуманная миграционная политика явились причиной обострения этносоциальных и этнодемографических проблем в 1990-е годы прошлого столетия. Идеологический контроль Центра при поддержке местных бюрократических элит вызвал кризис традиционных институтов, в том числе национальной культуры и языка.

Национальная политика в советский период носила противоречивый характер. С одной стороны, был сокращен разрыв в социальном развитии народов, вырос образовательный и культурный потенциал, сформировался пласт общих культурных ценностей и опыт сотрудничества народов, с другой стороны - жесткий централизм, идеологический диктат нивелировали культурное многообразие. За счет приоритетной поддержки бюрократии титульных наций игнорировались социальные и культурные запросы рядовых граждан республик и права миллионов людей, оказавшихся за пределами «своей» государственности или не имевших ее вообще. Декларативная национальная политика не опиралась на правовую основу государственного регулирования межнациональных отношений. Система национально-государственного устройства, иерархичность политико-правового статуса и практика огосударствления национальной принадлежности граждан вступили в противоречие с реальной жизнью, с процессами демократизации.

В условиях новой России были сделаны конкретные шаги для утверждения равноправия народов: отменены ранее принятые преступные и необоснованные акты, признаны права национальных и региональных образований. В 1992 г. был подписан Федеративный договор, а в 1993 - принята Конституция Российской Федерации, которые положили начало национальной политике демократической России. В июне 1996 г. Указом Президента Российской Федерации была утверждена разработанная Министерством Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям Концепция государственной национальной политики Российской Федерации.

Основу нового концептуального подхода составляет представление об исторической незавершенности процесса национальной консолидации россиян как граждан единого многонационального государства. Потерпевшая крах политика имперского по своей сути централизма с опорой на местные партократические элиты должна была уступить место политике поощрения естественного взаимодействия двух противоречивых и взаимозависимых процессов: культурной эволюции и социально-экономической интеграции на общегражданской основе. Национальная идея в этом случае должна быть соотнесена с идеей целостности Российской государственности. В целом цели и задачи национальной политики в Российской Федерации были сформулированы следующим образом:

- обеспечение условий для улучшения благосостояния народов через мобилизацию традиционного трудового опыта духовных ценностей на коренные социально-экономические политические преобразования, сохранение и развитие национальных культур;

- утверждение приоритета прав и свобод граждан независимо от национальной принадлежности и территории проживания при соблюдении права народов на национальное самоопределение в рамках федеративного государства;

- реализация и обновление федеративных отношений на основе конституционного распределения полномочий и эффективного их осуществления как важнейшего компонента построения нового демократического государства;

-достижение и укрепление межнационального согласия и доверия, выявление противоречий в сфере межэтнического взаимодействия и своевременный поиск путей их решения;

- обеспечение широкого участия самих народов и общин в процессах социального и культурного возрождения, опирающегося на общенациональную инициативу и ответственность;

- утверждение культурного плюрализма на двуязычной или многоязычной основе, создание условий для различных форм национально-культурной автономии с целью сохранения культурного наследия, обеспечения свободы этнического самовыражения на групповом и индивидуальном уровнях;

- участие граждан всех национальностей в общегосударственном политическом процессе через широкое и справедливое представительство в законодательных и исполнительных органах, автономия и самоуправление больших и малых общин, этнических анклавов, малочисленных групп2.

В условиях становления гражданского общества и рыночной экономики Концепция предполагала постепенную детализацию (разгосударствление) сферы межнациональных отношений. Последовательное утверждение равноправного союза народов и подлинного демократизма требовали преодоления главного недостатка внутригосударственного устройства России - ее ориентации на декларативное обеспечение национальной государственности при сохраняющейся централизации и недостаточного реального обеспечения прав народов на сохранение и развитие своих культур по всей территории России. Этот подход означал перенос акцента в сфере национальной политики с национально-территориального на национально-культурный принцип организации общественной жизни. В дополнение к существующей системе национально-государственного устройства все национальности Российской Федерации должны получить самые широкие возможности для развития своих культур независимо от характера расселения. Только на этом пути могла быть обеспечена целостность России в ее культурном многообразии.

Основа свободного национального развития и межнационального мира связывалась с установлением благоприятных отношений между русским народом, численное преобладание которого объективно определяло его реальное положение в экономике, культуре, образовании, и другими народами государства.

Равноправия национальностей при смешанном характере их расселения можно достичь единственным путем - гарантией этого равноправия в каждой республике и регионе и во всех областях общественной, политической жизни по всей территории Российской Федерации. Только такое равноправие национальных групп на местах в крае, области, городе, районе - могло обеспечить равенство национальностей в масштабах всей Федерации. Таким образом, субъект новой национальной политики - это не только «коренные нации» в республиках, но и представители всех национальностей; сфера ее реализации - вся территория Российской Федерации, объект внимания - все россияне.

Переход к новой национальной политике невозможен как без учета особенностей развития нашей страны, так и международного опыта. Традиционно в истории России государственность отожествлялась с русским национальным государством. Прежние политические системы препятствовали национальным устремлениям народов, что вызывало протест, противодействие, рождало сепаратистские тенденции. Национальная идея и сегодня обладает притягательной силой. С позиции жесткого этнического национализма выступали в начале 1990-х годов лидеры ряда республик и национально-радикальных движений. Однако опыт существования крупных государств с полиэтническим составом населения позволяет утверждать, что оптимальной является федеративная форма устройства с территориальной и национально-культурной автономией. Представление о том, что федерализм базируется преимущественно на национально-территориальном принципе, не только противоречит мировой практике, но и затрагивает интересы так называемого «некоренного населения», преобладающего во многих республиках, а также народов, не имеющих государственных образований, в том числе самого многочисленного народа Российской Федерации - русского. Все это требует оптимизации федерального устройства, выхода на новый, конституционно-договорный уровень, когда равноправными субъектами федерации станут и укрупненные территориальные образования. Действующий Федеративный договор - крупный шаг в этом направлении.

Новое содержание федерализма предполагает также утверждение институтов гражданского общества - общественных объединений (национальные общественные организации), национально-культурной автономии. В 1995-1996 гг. вступили в силу законы Российской Федерации «Об общественных объединениях» и «О национально-культурной автономии»3. Право на автономию имеют все национальные общины. Национально-культурная автономия имеет целью удовлетворение культурных и духовных потребностей этносов. Основываясь на принципах, провозглашенных Уставом ООН в области прав человека, национально-культурные автономии, общественные организации строят свою работу в рамках Конституции Российской Федерации, в тесном взаимодействии с государственными организациями и учреждениями. Задачей национальных общин является:

- объединение членов общины в целях активного участия в демократических процессах;

- содействие национальному и духовному возрождению, сохранению и развитию языка, литературы, фольклора, национального искусства, возрождению бытовых народных традиций;

- создание культурных и научных центров, национальных отделений в техникумах и вузах, национальных групп в школах и детских садах, курсов по изучению родного языка, организации печати на родном языке.

По состоянию на 1 января 2003 г. в Министерстве юстиции Российской Федерации было зарегистрировано около 300 национально-культурных автономий, из них 14 федеральных, около 100 региональных. По Закону об общественных организациях зарегистрировано более одной тысячи национальных формирований4.

Национальные общины обеспечивают условия для сотрудничества с родственными этническими анклавами за рубежом; устанавливают и поддерживают прямые международные контакты и связи с иностранными и международными организациями; создают общественные фонды, направленные на благотворительную деятельность; привлекают спонсоров к реализации социальных и культурных программ; организуют с заинтересованными предприятиями и кооперативами производство традиционных национальных изделий. Они имеют право на владение коллективной собственностью, предпринимательскую деятельность, все формы общественного самоуправления, организацию образовательного процесса любого уровня, собственные информационно-издательские и культурные учреждения, институты5. Деятельность национальных общин способствует сохранению и развитию всех видов и форм национально-культурной самобытности в рамках единого федеративного государства на этнической территории и за ее пределами.

Поливариантность федеративного устройства способствует эффективной реализации принципа единства в многообразии, утверждению российской культурной мозаики. На основе этой формулы складывается не только государственная, но и социально-культурная российская многонациональная общность. Чувство принадлежности к тому или иному народу не исключает, а предполагает утверждение и культивирование чувства общероссийской солидарности и патриотизма.

Дальнейшее развитие Концепция получала в принятых последующих нормативных актах, касающихся развития и совершенствования национальных отношений, в частности Федеральных законах «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (1999 г.), «Об общественных объединениях» (1995 г.), «О гражданстве Российской Федерации» (2002 г.), «О противодействии экстремисткой деятельности» (2002 г.), «О языках народов Российской Федерации» (2001 г.) и в Указах Президента Российской Федерации «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе» (16 апреля 1996 г.), «Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы» (16 апреля 1996 г.), «Положении о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления «земель казачьим обществам» включенным в государственный реестр казачьих обществ, в Российской Федерации, и режиме его использования» и иные документы.

В законах получили свое развитие, прежде всего принципы государственной национальной политики, механизм реализации, направленный на защиту интересов граждан Российской Федерации:

- признание в качестве единственного носителя суверенитета и источника власти всего многонационального народа Российской Федерации; сохранение государственной целостности, единства системы государственной власти, равноправия и самоопределения народов Российской Федерации;

- сплочение граждан Российской Федерации как единой гражданской нации, упрочение общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина, равенство прав и свобод независимо от национальной принадлежности, языка и культуры каждого;

- свободное определение каждым своей национальной принадлежности; запрещение любых форм ограничения прав граждан по национальному признаку, а также действий, направленных на разжигание национальной розни, пропаганду расового, национального, религиозного или языкового превосходства;

- гарантии государственной защиты прав человека, в том числе связанные с сохранением его самобытности; признание необходимости защиты прав национальных меньшинств и защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов;

- защита и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации (Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации»); признание права каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества;

- признание необходимости сохранения исторического и культурного наследия; содействие развитию национальных культур и языков народов России (Основы законодательства о культуре)6.

Несомненно, принципы проникнуты идеей национального равноправия.

Концепция получила развитие в посланиях Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному собранию Российской Федерации. В послании 2003 г. большое внимание акцентировалось на необходимости «сохранения целостности Российского государства. ..», «удержание государства на обширном пространстве, сохранение уникального сообщества народов при сильных позициях страны в мире», реализации приоритетных задач в социально-экономической сфере. В послании 2004 и 2005 гг. в большей степени касается национальных проблем, роли и места национального фактора в решении вопроса о внутренних границах между субъектами Российской Федерации, что, несомненно, будет способствовать формированию совершенно нового сознания граждан по отношениям понятия «внутренние границы». В перспективе решение этой проблемы приведет, как отмечает Президент, к желаемому результату: «И, наконец, свободное и справедливое общество не имеет внутренних границ, ограничений на передвижение, а оно само - открыто для остального мира. Это дает гражданам нашей страны возможность в полной мере пользоваться богатствами человеческой цивилизации, включая достижения образования, науки, мировой истории и культуры»7.

В целом, можно утверждать, что начиная с 2000 года в стране отчетливо обнаруживается тенденция к социальной и политической стабилизации. Рост общей организованности и управляемости проявляется не только в действиях органов государственной власти и местного самоуправления, но и в акциях различных общественно-политических движений.

Вместе с тем, продолжающийся экономический спад усугублял социальные проблемы, которые не только оставались неразрешенными, но также «организовывались» и приобретали системный характер, заметно обострились национально-территориальные конфликты. Сущность подавляющего большинства этих конфликтов состояла в том, что одна и та же территория оказывалась пространством, на котором соперничающие национальные элиты стремились добиться своего легального доминирования, предполагающего доступ к политической власти и престижным секторам экономики. При этом все попытки «поднять на щит» проблемы спорных территорий несли в себе потенциальную опасность перехода скрытой стадии конфликта в открытую, вооруженную, с обострением общественно-политической ситуации на всем Северном Кавказе и в Закавказье.

Одной из причин продолжающегося кризиса межнациональных отношений на Северном Кавказе является отсутствие реалистической, всесторонне обоснованной национальной политики. На государственном уровне еще не утвердился системный, взвешенный и свободный от былых стереотипов взгляд на национальные проблемы, недостаточно используются результаты научных исследований и прогнозы, зачастую игнорируется общественное мнение.

Президент Российской Федерации на состоявшемся в августе 2002 года Всемирном конгрессе татар в Казани, проанализировал состояние в сфере национальных отношений. В конце 2002 года последовало указание о внесении коррективов в Концепцию государственной национальной политики Российской Федерации. Однако изменение структуры Правительства Российской Федерации не позволило сразу приступить к реализации указаний. Только 31 декабря 2004 года последовало поручение Правительства Российской Федерации о необходимости подготовки таких корректив. Эти задачи были выполнены. После широкого обсуждения в сентябре 2005 года проект Концепции с внесенными коррективами был представлен на рассмотрение в Правительстве Российской Федерации.

Необходимо учитывать тот факт, что задача ставилась по внесению коррективов в Концепцию, а не коренных изменений. Это в определенной мере коснулось структуры документа. Она стала более компактной, и в то же время емкой. Вместо 7 имевшихся разделов предлагаются 4 раздела.

Устранены положения, касающиеся механизма реализации Концепции, перечисление министерств, ведомств, принимавших участие в разработке Концепции, ее исполнения. Устранены также отдельные положения, которые утратили свою актуальность или просто не должны значиться в документе такого рода. Например, перечисление общественных объединений, подробное описание мер по реабилитации народов, перечисление малозначащих мер, не имеющих актуальности. Исключен раздел основных направлений региональных программ государственной национальной политики8. В новом документе осуществлена попытка уйти от перечисления различного рода хозяйственных мер, так как к решению их на практике привлекаются другие министерства и ведомства.

За истекший период был принят ряд важных нормативных актов (Федеральный закон о коренных малочисленных народах, о языках и др.), что позволило выработать иной подход к решению положений, обозначенных в законодательных актах.

Необходимо отметить характеристику переходного этапа страны, который зафиксирован Концепцией 1996 г. как этап развития российской государственности в новых условиях. Общество определилось в общих чертах развития, вступив в эпоху объявленных социальных реформ, которые осуществляются с разной скоростью, значимостью и результатами. В этот же период удалось избавиться от многих рецидивов политики прошлого и, особенно, в сфере национальных отношений (решение в общей массе вопросов реабилитации народов, вопросов сохранения языков, традиций народов, расширение контактов с международными организациями, занятыми проблемами решения жизнеобустройства национальных меньшинств и др.). Все это позволяет, по нашему мнению, приступить к новому, более совершенному этапу в развитии государственности, с учетом накопленного опыта в прошедшем десятилетии в сфере национальных отношений. Однозначно этот процесс будет базироваться на основе традиций российской государственности с учетом принципов федерализма, возможностей формирования институтов гражданского общества в Российской Федерации. В то же время, в предлагаемых коррективах в Концепцию не сняты положения о наличии конфликтных зон, разделенных народов, о миграционных процессах, находят констатацию и такие социальные явления как наличие безработицы, правовая неурегулированность земельных и территориальных отношений, споров, проявление этнократических устремлений.

Изложение самих принципов государственной национальной политики Российской Федерации стало более компактным и емким по своей направленности, учитывающим те события и изменения, которые произошли в жизни российского общества.

Вместе с тем с учетом значимости национального вопроса в условиях Российской Федерации окончательный текст документа, на наш взгляд, мог бы быть дополнен. Не вступая в дискуссию, хотелось бы высказать ряд соображений практического порядка по существу вопроса.

Концепция государственной национальной политики должна ответить на ряд принципиальных вопросов и прежде всего - на вопрос: каковы роль и место национальностей в прошлом, настоящем и будущем Российского государства и российского общества? При всех достоинствах предлагаемой концепции, она не дает ясного ответа на этот вопрос по причине явной недоработанности некоторых положений.

Разработать концепцию государственной национальной политики без научнообоснованного современного понятийного аппарата невозможно. Из данного варианта концепции исчезли такие понятия, как «нация», «коренные малочисленные народы», «национальные меньшинства», «Федерация». Отсюда вытекают остальные недостатки концепции. Именно это обстоятельство не позволяет в концепции дать ответ на чрезвычайно важные вопросы - место национальностей в Федеративном государстве, формах национально-государственных образований, принципах национальной политики, сути нашей Федерации. Слишком просто переносится в нашу жизнь современная практика стран, решивших национальные вопросы достаточно давно и в совершенно иной обстановке, нежели та, в которой сегодня находится Российская Федерация.

Нельзя слепо копировать опыт зарубежной науки, где, в основном, применяется многозначное понятие «народ». Российская Федерация имеет своеобразный этнический состав, и эта реальность должна быть отражена в концепции.

Другой серьезный недостаток концепции данного раздела - откровенное игнорирование современного уровня национального самосознания, исторической памяти, опыта и практики национально-государственного строительства. Без учета этих проблем нельзя объективно оценить состояние межнациональных отношений на современном этапе и выработать научно обоснованные меры воздействия. При этом важно концептуально определить механизмы реализации политических, социально-экономических, культурных интересов наций и народов.

В Концепции необходимо также, на наш взгляд, четко прописать положение, что причины межнациональной напряженности находятся не в сфере самих национальных отношений, а прежде всего, в состоянии нашего государства и нашей экономики. Лишь сильное, эффективное государство с развитой общенациональной экономикой является гарантом мира, гарантом спокойствия и стабильности в сфере национальных и межнациональных отношений.

В Концепции следует, по нашему мнению, восстановить раздел «Совершенствование федеративных отношений», и четко прописать, что своеобразие российского федерализма состоит в сочетании как территориального, так и национального начала. Для нас очевидна необходимость сохранения и укрепления единства Федерации. Россия должна быть единой и неделимой навсегда. Но это единство и неделимость должны быть обеспечены не запретительными подходами в национальной политике, а путем предоставления соответствующих прав не только гражданам, но и народам, а также отлаженным механизмом сочетания интересов единого живого организма, каковым является Российская Федерация. Расчет на то, что единство экономического пространства снимет все проблемы, может оказаться ошибочным. И дабы не рождать новых проблем и новых испытаний для Федерации, не следует подвергать ревизии несколько реальностей:

- право наций на самоопределение в рамках единого государства, закрепленного в Конституциях всех республик Федерации;

- принципы и нормы Федеративного и двустороннего договоров;

- четкое обозначение статуса национальных государственных образований.

Россия многонациональна, населяющие ее народы, кроме общих, имеют и свои национальные интересы. Не считаться с этим - значит поставить под сомнение их право на самовыражение. Вариант культурной автономии как гарантии сохранения этнической специфики должен быть принят не вместо, а наряду с другими формами национального самоопределения. Право же народа на самоопределение -это его право самому решать вопрос о характере общественного устройства, распоряжаться природными ресурсами, развивать национальную культуру, язык, осуществлять самоуправление в рамках федеративной страны.

Концепция должна с учетом объективно существующих реалий определить основные направления оптимального развития федеративных отношений. В многонациональной России федерализм должен служить способом решения национального вопроса и средством достижения и сохранения как единства, так и разнообразия. Федерация должна гарантировать этническое выживание, свободное национальное развитие народов ее населяющих.

Вместе с тем федерализм - это принцип государственного устройства, принцип означающий признание и конституционное закрепление федеративного характера государственности, основанное на договоре разделения предметов ведения и взаимное делегирование полномочий, т.е. Российская Федерация - государство конституционно-договорное. И естественно, в Концепции должны найти отражение и основные элементы именно российского федерализма, изложенные в Федеративном Договоре.

С этой точки зрения следует отметить, что на этнополитическую ситуацию в Российской Федерации и ее субъектах существенное влияние оказывают субъективные факторы. Это прежде всего касается вопроса этнического представительства в органах власти всех уровней. Неурегулированность этой проблемы весьма часто приводит к дестабилизации межнациональных отношений. Недостаточный учет характера этнической карты страны в федеральных органах власти в свою очередь влияет на представительство русских в национальных образованиях. Поэтому нам представляется важным решение проблем национального представительства в федеральных органах государственной власти и органах власти субъектов Российской Федерации.

Крайне поверхностно изложены в Концепции роль и место русской первообразующей Россию национальности. Между тем, это место должно быть обозначено без всякого стеснения и ложной скромности. Объединяющая роль русского народа неформально признана всеми национальностями федерации. От правильного определения этой роли напрямую зависят и принципы национальной политики, и принципы построения Федерации. Не подлежит сомнению, что состояние межнациональных отношений в стране во многом определяется характером, тенденциями и перспективами развития русского народа. В этой связи считаем необходимым включение в Концепцию раздела о возрождении русской нации, ее реальной помощи всем живущим в России нациям и народностям в стремлении самоопределиться в едином многонациональном государстве.

Таким образом, по нашему мнению, учет вышеперечисленных замечаний и предложений позволит не только улучшить содержание проекта Концепции национальной политики, но и будет способствовать более полному удовлетворению прав и интересов как в целом народов России, так и ее отдельных граждан, а главное - способствовать укреплению ее государственности. Правильная, взвешенная государственная национальная политика может быть и должна стать общенациональной, объединительной идеей нашего навсегда единого и неделимого Отечества - Российской Федерации.


Примечания

1 Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. М.: Госкомстат, 2003 г.

2 См.: Концепция государственной национальной политики в Российской Федерации. М., 1996. С. 5-7. // Реабилитация народов России. Сборник документов. М.: Инсан. 2000. С. 7-21.

3 Федеральный Закон «О национально-культурной автономии». М., 1996.

4 Материалы Всероссийского совещания «О реабилитации концепции государственной национальной политики Российской Федерации» (Москва, Дом Правительства Российской Федерации, 18 апреля 2003 г.). М., 2003.

5 Федеральный Закон «О национально-культурной автономии». М., 1996.

6 См.: Андриченко Л.В., Елеонский В.О. Конституционные принципы регулирования национальных отношений в Российской Федерации // Конституция и законодательство. М., 2003. С. 237-250.

7 См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. М., 2003. С. 9, 37- 40; Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. М., 2005. С. 6, 9.

8 Текущий архив Министерства культуры и информационных технологий Кабардино-Балкарской республики. Вариант Концепции государственной национальной политики Российской Федерации с внесенными коррективами, предложенными членами Межведомственной Комиссии 15.03.2005 г.


Источник:
Кавказоведение: опыт исследований
Материалы международной научной конференции (Владикавказ, 13-14 октября 2005 г.)
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна

Вернуться назад